Выступление на районном методическом объединении
методическая разработка

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»

К. Д. Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Анализ современного урока по ФГОС: на что обратить внимание учителя»

Буренко Елена Анатольевна

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 7

Предгорного муниципального округа

Ставропольского края

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»

К. Д. Ушинский

https://thumb.tildacdn.com/tild6263-6135-4530-a566-323534366535/-/resize/620x/-/format/webp/gabrielle-henderson-.jpgС 1 сентября 2022 года начали действовать новые государственные стандарты для начального и основного общего образования. Как составить план урока по новым ФГОС.

Для построения урока в рамках ФГОС ООО прежде всего важно понять, какими должны быть критерии по определению соответствия урока требованиям стандарта. Так, к ним можно отнести следующие положения.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.).

  Три изменения в новых стандартах, которые касаются всех предметов:

появились конкретные формулировки результатов освоения учебной программы;

появились рекомендации по использованию цифровых технологий;

расширился список личностных результатов.

Как составить план урока с учётом этих изменений.

Оцените результаты освоения учебной программы

Новые ФГОС включают требования к результатам освоения учебной программы. То есть в стандартах прописано, какие знания или компетенции должен получить ученик после изучения нового материала. И учителю стоит планировать урок так, чтобы эти результаты были достигнуты.
Для этого преподаватель может использовать 
автоматический конструктор от Министерства просвещения, который подскажет — какие именно компетенции должны формироваться на уроке и какие результаты ученик должен получить на выходе.

Например, возьмём урок истории в пятом классе. Первая тема в рабочей программе называется «Введение». Учитель обращается к программе и видит, что на уроке можно рассказать, какие бывают исторические источники или что такое историческая хронология.

Новые ФГОС указывают, что конкретный результат освоения этой темы в предметной части — ученик может объяснять смысл основных хронологических понятий: век, тысячелетие, до нашей эры. Чтобы получить этот результат, учитель может выбрать в конструкторе вид деятельности — например, дать характеристику этих терминов или разместить даты событий на ленте времени.

Используйте цифровые инструменты

Новые ФГОС рекомендуют использовать цифровые инструменты в обучении — предполагается, что они помогут повысить качество результатов освоения предметов. Поэтому учителю стоит попробовать новые форматы проведения уроков с использованием онлайн-сервисов.
           В этом поможет 
проект «Цифровой образовательный контент», который запустило Министерство просвещения. Это сайт-проводник по школьной программе по всем предметам. На нём можно получить бесплатный доступ на год к удобным онлайн-сервисам, которые помогут проводить уроки. Там же учитель может найти готовые решения — тесты и контрольные работы — и встраивать их в занятия в том формате, который ему подходит.

Помогите достигнуть личностных результатов

На уроках ученики получают не только прикладные знания. Также они должны достигать личностных результатов — стоит учитывать это при планировании урока.
           В новых ФГОС список личностных результатов стал более конкретным — и теперь включает не только патриотическое воспитание, но и формирование активной социальной позиции, уважения к другим, заинтересованности к познанию мира, умения вести конструктивный диалог.
           Это очень важно, потому что именно эти качества и должны формироваться на каждом уроке. Задача учителя — воспитать всесторонне развитую личность, которая понимает и осознаёт, в каком разнообразном мире она живёт, какие проблемы существуют и как их можно решить.
           Для этого не нужно использовать специальную практику. Но важно, чтобы учитель создавал равные условия для всех учеников — не выделял любимчиков, оставлял пространство для диалога или дискуссии, предлагал ребятам вместе решить конфликт, если он случился.

Главное

            При планировании уроков по новым ФГОС учителю следует учитывать:
Какого результата достигнут ученики после того, как изучат новый материал. Для этого теперь можно использовать специальный конструктор, который подскажет, какой материал дать ученикам и в каком формате проверить их знания.

Какие цифровые инструменты он будет использовать. Онлайн-сервисы помогут провести уроки в игровом формате, добавить интерактива, а классические контрольные заменить на квизы.

Как во время урока ученики смогут достичь личностных результатов. Для этого важно создавать равные условия для всех детей — чтобы каждый мог высказывать своё мнение, проявляться, не бояться ошибаться.

В основе творческого труда учителя лежит умение планировать и анализировать свою педагогическую деятельность. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на ученика, во многом зависит умение учителя спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность.

Самоанализ урока, рефлексивная деятельность сегодня приобретает для учителя немаловажное значение. Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональных действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии новых стандартов.

Самоанализ урока дает возможность:

  • правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
  • развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
  • формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
  • формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Сам по себе самоанализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства

Самоанализ урока по ФГОС

Обозначьте тему урока.

Приведите краткую характеристику класса: сколько детей в классе, количество сильных/слабых учеников, какие психологические особенности учеников были учтены в ходе подготовки к этому уроку.

Укажите тип урока по ФГОС. Напишите, как вписывается урок в план изучения темы, как будет работать на дальнейшее изучение темы.

Укажите УУД, которые были запланированы на урок, и какие способы выбраны для их формирования.

Перечислите методы и формы, выбранные для каждого этапа? С какой целью выбран тот или иной метод, ожидаемые результаты.

Сформулируйте, в чем заключается главный этап, как другие части урока работают на него.

Проанализируйте, насколько рационально выделено время для каждого вида работы и для каждого этапа урока. Насколько логично выстроена структура, как организованы связки между этапами урока.

Какие наглядные, дидактические материалы, ТСО были использованы на уроке. Соответствует ли отбор этих материалов поставленным целям?

Контроль усвоения ЗУН: на каком этапе урока проводился, как организован, в какой форме.

Ваша оценка результатов проведенного урока: удалось ли достичь поставленных целей? Если нет — укажите причину, в чем возникло затруднение?

Типы анализа урока

  • 1)  краткий (оценочный) анализ;
  • 2) структурный (поэтапный) анализ;
  • 3)  системный анализ;
  • 4)  полный анализ;
  • 5) структурно-временной анализ;
  • 6) комбинированный анализ;
  • 7) психологический анализ;
  • 9) комплексный анализ;
  • 10) аспектный анализ.

1 – полный – проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;

2 – краткий – отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;

3 – комплексный – предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.

4 – аспектный – используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.

Научный руководитель проекта «Перспективная начальная школа» Р.Г. Чуракова считает целесообразным проведение аспектного анализа урока как единого целого под определенным углом зрения, зависящим от концептуальных основ системы учебников. При этом имеется возможность полного анализа урока, когда рассматривается несколько аспектов, включающих задачи, содержание, технологию, санитарно-гигиенические условия и результативность урока.

По мнению Р.Г. Чураковой, аспектами анализа урока в начальной школе могут быть цели (задачи) урока, основное содержание, формы обучения, самостоятельная работа учащихся, практическая направленность урока, его структура, результативность с точки зрения внедрения в учебный процесс ФГОС.

Цели анализа урока:

Контроль за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса.

Инструктирование педагога.

Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.

Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.

Выявление системы работы учителя

Цели педагогического анализа могут быть различными, исходя из них применяется частичный анализ соответствующий какому-либо аспекту урока (общепедагогическому, психологическому и т.п.).

Цели самоанализа урока:

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества:

Без самоанализа невозможно:

построить целостную систему обучения;

повысить мастерство, развить творческие способности;

обобщить передовой педагогический опыт;

сократить затраты времени на техническую работу;

обеспечить психологический комфорт и самозащиту учителя.

Формы разбора урока могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, такая схема:

а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Основные требования к анализу урока учителем:

цель и задача анализа темы;

знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;

обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;

оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;

выполнение намеченных задач урока;

оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

намечаемые меры по устранению недостатков.

Спасибо за внимание! Отличных ВАМ уроков!

Схема анализа урока по ФГОС

Класс___________

Предмет_________

Учитель___________________________________________________________

Тема урока_________________________________________________________

Этапы анализа

Баллы

1

 Прослеживаются основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.

2.

Соответствие урока требованиям ФГОС

2.1

Ориентация на новые образовательные стандарты

2.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД

2.3

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.

3

Содержание урока:

3.1

Научная правильность освещения материала на уроке

3.2

Соответствие возрастным особенностям

3.3

Соответствие содержания урока требованиям программы

3.4

Связь теории с практикой

3.5

Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности

3.6

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом

3.7

Межпредметные связи

4

Определение темы урока. Постановка целей и задач

4.1

Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует

4.2

В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся

5

Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности

5.1

Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач

5.2

Работа ведется по плану, предложенному учителем

5.3

Учебные действия осуществляются по намеченному плану

6

Форма взаимодействия в ходе урока

6.1

Применение диалоговых форм общения

6.2

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся

6.3

Осуществление обратной связи: ученик – учитель

6.4

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

6.5

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности

6.6

Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию

6.7

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач

6.8

Формирование навыков самоконтроля и самооценки

7

Психологические основы урока

7.1

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи

7.2

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности

7.3

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока

7.4

Наличие физкультминутки

8

Домашнее задание

8.1

Оптимальный объем

8.2

Доступность инструктажа

8.3

Дифференциация, представление права выбора

9

Подведение итогов деятельности

9.1

Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде

9.2

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили

9.3

Учитель организует рефлексию

10

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

Итого:

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – в полном объеме.

Конечно, не все этапы оценивания универсальны для всех предметов, но, учитывая их, каждый педагог может самостоятельно определить степень соответствия организации урока требованиям ФГОС ООО, современным требованиям к уроку и сделать вывод о его возможной эффективности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента

Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...

Выступление на районном методическом объединении по теме самообразования:" Развитие творческих способностей учащихся I ступени в условиях компетентностного подхода "

Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В это время игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность станов...

"Современные подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС" Выступление на районном методическом объединениии начальных классов

Доклад о нормах и требованиях,определяющих обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основных требованиях к...

Из опыта работы. Выступление на районном методическом объединении. «Одарённый ребёнок. Наши успехи и достижения»

       «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать з...