Использование этнокультурного компонента в начальной школе
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Эльвира Викторовна Смирнова

в статье представляется опыт работы по использованию этнокультурного компонента на уроках в начальной школе. Предлагаются разнообразные формы и приёмы работы, которые  обогащают содержание урока, делают его более близким для ученика, способствуют воспитанию в них чувства патриотизма, любви и уважения к малой родине, народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_pechatanie_14.04.2023.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

Э. В. Смирнова

Лажъяльская средняя общеобразовательная школа (д. Лажъял)

Использование этнокультурного компонента в начальной школе

     Аннотация: в статье представляется опыт работы по использованию этнокультурного компонента на уроках в начальной школе. Предлагаются разнообразные формы и приёмы работы, которые  обогащают содержание урока, делают его более близким для ученика, способствуют воспитанию в них чувства патриотизма, любви и уважения к малой родине, народу.

Ключевые слова: начальная школа,  марийская культура, традиции, фольклор.

В настоящее время этнокультурный компонент стал актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим.

Современный человек должен восстановить и сохранить ту культуру, которая предполагает этнокультурный компонент. Включение этнокультурного компонента в образовательный процесс помогает сохранить и передать подрастающему поколению наследие своего народа: историю, духовные ценности, традиции, а также помогает заинтересовать учащихся, знакомит их с достопримечательностями, памятниками культуры и природы своего региона, содействует формированию экологической культуры.

У каждого  человека есть свои корни, что дают ему жизнь. Для живущих  на нашей земле – это традиции и культура Марийского края и нашей Марийской земли.

 В этих условиях обучение и воспитание  школьников реализуется  с учётом региональных особенностей, использования местного языкового материала, культурного наследия народа, что расширяет образовательные и воспитательные возможности учебного процесса. Для ребёнка одинаково важно научиться свободно владеть родным языком и найти своё место в поликультурном пространстве, чётко осознавая свою неразрывную связь с родной землёй, со своей малой родиной.

Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное. Вопрос сохранения языка равен вопросу сохранения народа. 

Приобщение учащихся к миру словесного искусства происходит на основе  использования произведений художественной литературы и устного народного творчества, ведь фольклор в жизни каждого человека был, есть и будет неотъемлемой частью его духовной жизни. Главным средством для формирования эстетических и духовных потребностей учащихся являются фольклорные произведения, именно они доносят до нас из глубины веков народные представления о том, что такое добро и зло, верность и преданность, любовь к отчему дому и Родине. Помочь детям разобраться в окружающей жизни - дать добрый совет, воспитать в них чувство патриотизма, любви к малой родине, основанной на развитии национального сознания, уважения к национальной культуре различных этносов. Эти чувства приходят от общения человека с природой, с историей семьи, языка, родного края.            

В школьных учебниках марийской литературы, как и учебниках русской литературы, есть раздел «Устное народное творчество». На  уроках с учащимися  мы изучаем фольклорные произведения разных жанров. Фольклор марийского народа богат и разнообразен: колыбельные песни, частушки, сказки, прибаутки, поговорки, игры, загадки. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития школьников.

Загадки

   Урок, начатый загадками, необычный, очень интересный. Ученики мгновенно начинают вспоминать и искать ответ на них, переводят с русского языка на марийский и с марийского языка на русский язык. Вот с этого начинается любовь к марийскому языку и их ожидание и желание изучать этот язык. Изготовили книжку – самоделку  по предварительно сделанным заготовкам. А вот конкурс загадок, когда ученики задают друг другу вопросы, вызывает большой интерес, они с нетерпением ждут ответов.

Например, можно загадать такие загадки:

                                                     Тудын йӱкдымӧ ката,

                                                     Кушто шӧрӱмбал, пала,

                                                     Конгамбалым йӧрата,

                                                     Кудашде ужгам, мала.    

                                                                                         (Пырыс)[1 с.10]

Шуточные загадки требуют серьёзной подготовки. Сначала даю пояснение языкового или смыслового характера, объясняю незнакомые слова. Эти слова могут способствовать не только правильному восприятию загадки, но и быть ключом к ответу.

Пословицы и поговорки

Пословицы дошли к нам с давних времен. Это короткие простые , но богатые по мысли изречения. В них всегда можно найти небесполезный совет, как поступать в том или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре, зле. Пословицы и поговорки – самый выразительный и яркий раздел фразеологии. На занятиях мы узнаём, что у каждой пословицы есть своя коммуникативная задача:

  1. Пословицы предупреждают: 

– Ты всё пела – это дело, так пойди же попляши.

   Эре тые муренат, тидат паша, ынде коштян кушталтен.

2. Напоминают:

- Вчера обманул - сегодня не поверят.

  Тенгече ондаленат – таче огыт ӱшане.

3. Примечают и говорят:

 - Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.

   Март тылзе кукшо , ночко май поян шурным шочыкта.

4. Дают яркие и запоминающиеся советы:

 – Не буди лихо, пока тихо.

    Кугу йÿкым ит лук, кунам шып.        

5. Учат мудрости жизни:

– Кто сплетничает с вами, тот будет судачить и сплетничать о вас.

   Кö тый денет манеш-манешым колта – тудо тыйын нергенет тидымак ышта.

6. Философствуют и подытоживают философские размышления:

–Друзья познаются в беде.

  Чын йолташын акшым туткар (неле) годым палет. [2 с.279]

Обогащение своего словарного запаса в марийском языке за счёт использования пословиц и поговорок – это интереснейшая работа. Встречая пословицу, слова которой уже известны, дети стараются догадаться о её значении. Но там, где заложен философский смысл, приходится сложнее – надо уметь абстрагироваться от конкретных вещей и предметов. Иногда смысл похожий, а реалии жизни зачастую кардинально отличаются. Поэтому пословицы – это единицы языка, которые следует заучивать наизусть. При работе над пословицами делаю установку, что заучивать их следует точно, соблюдая при употреблении порядок слов, именно те грамматические характеристики, включая именно ту лексику, которая стоит в пословице или поговорке.

Скороговорки

         Детям в марийском языке тяжело произносить буквы Ö, Ў, Н. Поэтому, скороговорки помогают закреплять произношение, чтение и написание этих букв:

                  Ö – öрш йöршöшак öрö, öрыш каен шöрын.

                  Ў– ÿдыр шÿртым шÿдыра.

                  Н– шонго шоншо понгым нангая.[1 с.17]

Попробуйте произнести скороговорки по-русски! Без тренировки – не сразу получается. Скороговорки - прекрасная возможность поработать над произношением и артикуляцией во время фонетической зарядки. Кроме того, это весело. Использую их на первых уроках марийского языка, когда идёт знакомство со звуками, обозначение звуками определённых сочетаний букв, для отработки труднопроизносимых звуков на последующих уроках.

Считалки

         Учителю также помогают считалки. Это связано с тем, что некоторые дети робеют, боятся и стесняются работать у доски. Учитель должен вовремя почувствовать, понять  детей и помочь найти ответ на вопрос. Например, возьмём такую считалку:

Икыт, кокыт, кандаш, лу,

Пече воктен – олмапу.

Олма йоген - погыман,

Погымеке шотлыман.  [1 с.17]

                                   Илен улмаш ик марий,

                                   Тудын лӱмжӧ – Метырий.

                                   Метырий , мотри,

                                   Модмашкына тыят мий,

                                   Модышвуйжо тыяк лий. [1 с.18]

Песни

        А когда учитель красивым голосом споёт мелодичную марийскую песню, все дети заслушаются. Они всю песню учителя внимательно дослушают до конца.   Дети, не зная слов, не запомнив мелодию песни, знакомятся с национальным музыкальным инструментом и названиями мужских имен. Может быть, кого-то в классе также зовут «Ольош» и он впервые слышит такое имя, запомнит навсегда. Он рад будет тому, что его имя и на марийском языке хорошо звучит.

             На уроке учитель проводит игру-конкурс «Кто хорошо знает и быстрее ответит?» на знание народных, марийских пословиц, поговорок, скороговорок, считалок, игр, загадок. На одной стороне доски написаны пословицы на русском языке, а на другой стороне доски эти же пословицы написаны на марийском языке. Ученики стрелкой указывают на соответствующий вариант на двух языках:

                  Человека работа славит. Икте – чылан верч, чылан – икте верч.[2 с.76]

                   Один – за всех, все – за одного. Айдемым паша чапландара.[2 с.23]

Одним словом, фольклор помогает учителю прививать любовь к родному языку, народу, краю. Он помогает развивать ум, мышление и восприятие окружающего мира. У них появляется желание глубже изучать, анализировать, беречь  марийский язык.

Именно уроки марийского языка, марийской литературы, внеклассная деятельность помогают найти пути решения этой насущной задачи. Поэтому, я думаю, что большое внимание в педагогической деятельности следует уделять сохранению национальных традиций и духовно-нравственной культуры.

            Именно мы, педагоги, должны обогатить духовный мир учеников, показать и передать великолепие и разнообразие духа народа. И не просто передать, а сохранить их в душах, чтобы они смогли донести этот богатый мир своим детям. И пусть каждый урок родного языка даёт детям лишь какую-то часть необходимой информации, но постепенно из этих крупиц складывается целостная картина.

Проблема формирования этнокультурной компетентности обучающихся мною решается как в урочной, так и во внеурочной деятельности посредством современных образовательных технологий, активных методов обучения, различных форм работы.

Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения – использование на уроках компьютера, создание мультимедийных презентаций. На своих уроках я активно использую ИКТ.

Одним из путей реализации ФГОС стало использование технологии проектной деятельности и ее возможностей в формировании универсальных учебных действий и получение предметных, метапредметных и личностных результатов каждым обучающимся. Элементы проектной технологии использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Так, например, дети включились в активную работу по созданию проектов «Числа в загадках и стихах», «Загадки», «Мыйын ешем», «Моя школа и мой класс», «Достопримечательности г.Йошкар-Ола».

Я, как учитель, в своей  практике  активно использую такие приёмы работы с фольклорными произведениями: составление кроссвордов на тему «Герои сказок»; «Угадай-ка» (при изучении загадок); «Кто быстрее» (из данных слов составить пословицу); конкурсы на лучшую волшебную сказку собственного сочинения. Широко использую различные виды творческих работ. Учащиеся участвуют в различных конкурсах: «Самырык тукым»,  конкурсах сочинений на темы: «Йӱштӧ Кугызалан серыш», «Салтаклан серыш». Учащиеся школы являются активными подписчиками и читателями газеты «Ямде лий», журнала «Кече». Каждый год в школе проводим национальные праздники “Шорыкйол”, “Уярня, “Марий тиште кече”, “Марий талешке кече”. 

Применяю на уроках творческие задания, которые позволяют повысить интерес обучающихся к изучению марийского языка. Например, при изучении темы «Моя семья» предлагаю детям составить родословную «Моё древо». Дети в разных форматах (родословное древо, электронная презентация, книга-рассказ) представляют свою семью.

Уроки русского языка способствуют также привитию любви к родному краю через разные формы работы:

- составление и написание предложений на тему «Мой Марийский край», «Мои родители», «Моя деревня» и др.;

-написание сочинений и изложений с творческими заданиями;

- письмо по памяти;

- орфографические минутки на основе регионального компонента.

На уроках тоже можно разнообразить материал. Для развития связной речи можно использовать задание «Закончи предложение». Например:

«Меня зовут … . Я живу в деревне ... . Он расположен на берегу … … . В нашей деревне много ..., ... и ... . Он очень ... . Мы все любим свой ... .» (1- 2 класс).

На уроках математики детям очень нравится решать и самостоятельно составлять различные задачи, задания на основе регионального компонента. Удачно проходят математические диктанты с использованием данных на основе регионального компонента. Например, «Река Волга по длине составляет - 3530  км, река Илеть – 204  км, Немда  - 162  км. Определите, длина какой реки больше и на сколько км? (найти разницу между реками)» (3 класс).

В начальной школе особенно широко используется региональный компонент на уроках окружающего мира, так как в содержание программы ежегодно включаются соответствующие темы из раздела «Наш край». Такие уроки способствуют не только расширению и углублению знаний, но и развивают у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы. Очень эффективны видеоэкскурсии по улицам города  Йошкар-Ола и другим городам Республики Марий Эл, видеоэкскурсии в музеи города и района. В музеях у детей появляется возможность реально представить конкретные исторические события, познакомиться с культурно-бытовыми хозяйственными особенностями марийского быта. У ребят формируется интерес к отдельным страницам истории, углубляются знания о родном крае.

С первых уроков окружающего мира я учу детей наблюдать за природой своего края, за окружающей действительностью, развиваю их кругозор, пополняю словарный запас. Дети учатся делать выводы, проводят логические операции, сравнивают и сопоставляют факты. Стало традицией проводить экскурсии в парк на одно и то же место в разные времена года. Такие экскурсии в природу дают возможность увидеть и понять характерные особенности каждого времени года своего края. Дети соприкасаются с новыми знаниями, учатся наблюдательности, при этом основным средством является наглядность. Для подготовки к урокам окружающего мира для учителя начальных классов достаточно много ресурсов: книги, газетные материалы, интернет. При изучении темы «Растения и животные» даю детям домашние задания, направленные на самостоятельный поиск материала.

На таких экскурсиях в природу мы с детьми собираем природный материал, из которого затем на уроках технологии, изобразительного искусства изготавливаем различные поделки, рисуем уголки природы, оформляем альбомы по материалам экскурсии.

На уроках изобразительного искусства можно предлагать нарисовать дорогое сердцу место из окрестностей, выучить стихотворение поэтов-земляков о своем крае к этому уроку. Образы родной природы показывать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа родных просторов и творчества художников. По теме «Птицы родного края» предлагаю нарисовать птиц края, вспомнить и назвать их. Так же можно нарисовать пейзаж после прочтения отрывков произведений писателей-земляков.

Большое внимание в своей педагогической деятельности уделяю сохранению национальных традиций и духовно – нравственной культуры. И пусть каждый урок даёт детям лишь какую-то часть необходимой информации, постепенно складывается целостная картина. И если мы сохраним богатство традиций, культуры - то главным образом мы сохраним наш родной  марийский язык.

Литература:

  1. Дмитриев С.Д., Дмитриева В.М. Азбука: Икымше класслан учебник. Кокымшо ужаш.- Йошкар-Ола: Марий книга савыктыш, 2009. C.10,17-18
  2. Китиков А.Е. Марий калыкмут мутер. Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1991

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе

              В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования ...

Общеучебные умения как приоритетный компонент содержания начальной школы

На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Оба вида проблем часто обозначают общим названием «трудности обучения». Целесообра...

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка

В работе говорится об использовании текстов этнокультурной (марийской) тематики на уроках. Подобран дополнительный материал к грамматическим темам....

Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе.

Этнокультурный подход нацелен на овладение учащимися начальных классов основ народной культуры. Это может происходить разными способами, в том числе и на основе усвоения учащимися этнокультуроведческо...

Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе.

Этнокультурный подход нацелен на овладение учащимися начальных классов основ народной культуры. Это может происходить разными способами, в том числе и на основе усвоения учащимися этнокультуроведческо...

Задания к урокам в начальных классах с использованием этнокультурного компонента

Задания, представленные в этой презентации можно использовать на уроках русского и коми языков, математики, литературного чтения (коми)....

Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе

        В настоящее время этнокультурный компонент стал актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и ...