Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе
статья по теме

Веденёва Юлия Борисовна

 

              В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования национально-регионального компонента в рамках школьной программы. Это не обязательно должно быть знание родного языка, необходимо приобщить детей к пониманию истории родного края, его природного своеобразия, особенностей национальной культуры народа. В данной статье я хотела бы поделиться как НРК используется мной на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Yazyk_kultura_etnos.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.Б. Веденёва

г. Нарьян-Мар МОУ СОШ № 3

Формирование краеведческой компетенции младших школьников

 на примере использования национально-регионального компонента

на уроках в начальной школе.

              В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования национально-регионального компонента в рамках школьной программы. Это не обязательно должно быть знание родного языка, необходимо приобщить детей к пониманию истории родного края, его природного своеобразия, особенностей национальной культуры народа.

             В начальной школе изучение национальных традиций можно организовать как региональный компонент предметов. Одним из конкретных способов решения может стать введение в уроки игровых и речевых моментов с применением краеведческого материала. Благодаря введению национально-регионального компонента будут решены следующие задачи:

  1. формирование личности ученика - умелого хранителя, пользователя традиций родного края;
  2. гарантирование права на получение каждым обучающимся обязательного минимума знаний и умений;
  3. расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;
  4. повышение статуса образования, как фактора социально-экономического развития.

Национально-региональный компонент через интегрирование тем, организационные  формы урочных и внеурочных занятий, через содержание неформального образования должен быть включен в учебно-воспитательный процесс учебных заведений.

            Я бы хотела поделиться тем, что я использую национально-региональный на уроках и во внеурочное время.

1. В одной группе было 4 оленя, в другой 6, зимой они соединились вместе. А весной 7 оленей ушли из стада. Сколько оленей осталось?

     Так, например, на уроках математики в 1 классе во время изучения чисел мною используется наглядность (СЛАЙД2). Для ознакомления я даже называю на ненецком языке названия чисел. Также можно  использовать задачи с элементами национальной культуры (СЛАЙД 3 – 5).

2. Ворон живёт около 75 лет, а щука – 65 лет. На сколько лет дольше живет ворон, чем щука?

3. Ворон живёт около 75 лет, а щука на 10 лет меньше, чем ворон. Сколько лет живет щука?

4. Перед осенней спячкой масса одного медвежонка 39 кг, а второго 37 кг. На сколько килограммов похудеют оба медвежонка вместе, если к весне масса первого будет 31 кг, а второго 30 кг?

5. Зимой в берлоге у медведицы родились 3 медвежонка по 200 г каждый. Какова масса трёх детёнышей?

            На уроках русского языка и литературного чтения можно знакомить учащихся с загадками. По своей тематике ненецкие загадки разнообразны. Их можно разделить на несколько тематических групп.

1 группа – загадки об окружающей человека природе, растительном и животном мире.

  1. Не поймать, не увидеть. (ВЕТЕР)
  2. Без корня растёт. (КАМЕНЬ).

2 группа – загадки о человеке: части его тела, одежда, предметы личного обихода.

  1. У клубка семь отверстий. (ГОЛОВА)
  2. По донному отверстию войдет, по трем местам выйдет. (ЧЕЛОВЕК В МАЛИЦЕ)

3 группа – загадки, в которых объектом изображения являются жилище и предметы домашнего обихода.

  1. Четыре девушки одним платком покрыты. (СТОЛ)
  2. Ног нет, рук нет, а в рубашке. (ПОДУШКА)

4 группа – загадки, связанные с трудовыми процессами, бытом и укладом жизни ненцев.

  1. Идёт, идёт, а следа не видно. (ЛОДКА)
  2. Червяк с костяной головой. (АРКАН)

5 группа – загадки, в которых изображаются новые предметы, вошедшие в жизнь народа.

  1. Без огня горит. (ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА)
  2. По земле бежит, без ног бежит, а поторопится – без крыльев взлетит. (МЯЧ)

Загадки являются одним из древних жанров устного творчества ненцев. Оригинальные по образам, меткие по языку, ненецкие загадки являются благодатным материалом в работе с детьми.

           Очень интересна также работа с пословицами, поговорками (СЛАЙД 8). Вот несколько примеров пословиц: «Прежде чем что-то сказать - думай», «Слово убивает без ран и без крови», «Из куропачьего мяса сала не вытопишь», «Зайца в медвежий капкан не поймаешь». Учащимся нравится сопоставлять ненецкие пословицы с русскими (СЛАЙД 9). На литературном чтении ученики знакомятся с ненецкими песнями. Во 2 классе был урок «Колыбельные песни», где учитель познакомил с особенностями колыбельных (СЛАЙД 10), а также включил в урок знакомство с ненецкими колыбельными (СЛАЙД 11).

          На уроках внеклассного чтения также можно использовать региональный компонент. Очень важно в младшем возрасте приобщить детей к родной литературе. На этих уроках можно познакомить учащихся с традиционным северным фольклором, раскрыть красоту родной природы через литературу писателей – северян.  Именно через книгу у детей будет воспитываться жажда познания, интерес к поискам чего-то нового.

 

             Использовать национально-региональный компонент можно и во внеклассных мероприятиях и во внеурочное время (СЛАЙД 12 – классный час «Особенности национальной культуры»). Также очень выгодно его использовать и в оформлении класса (СЛАЙД 13). Часто на уроках дети устают и чтобы ученики немного отдохнули, учителя используют физминутки. Большой интерес у учащихся вызывают физминутки на родном языке.

             Таким образом,   через использование национально-регионального компонента можно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой Родине.

8 – 9 декабря 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников

Описание проектной деятельности. Система работы как условие формирования компетенций младших школьников. Методические рекомендации  по организации работы с учащимися....

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста с использованием национально-регионального компонента.

Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.Перед общеобразовательной шк...

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"

УМК                «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» - это принципиально новый УМК, включающий элементы компетентностного подхода.  У     ...

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...