Рабочая программа. Внеурочная деятельность.
творческая работа учащихся

Логинова Светлана Геннадьевна

В 2023-2024 году внеурочная деятельность организована для учащихся 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._vneurochnaya_deyatelnost.docx303.04 КБ

Предварительный просмотр:

 C:\Users\1\Pictures\2024-02-20\006.jpg

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Тематическое планирование.
  3. Поурочное планирование.
  4. Учебно-методическое обеспечение для учителя и ученика:

  1. Пояснительная записка.

Актуальность этнического воспитания на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, русской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре бурят. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Ведение кружка  «Мой край- Бурятия» необходимо для раскрытия творческого потенциала ребенка на примере художественно-культурных традиций Бурятии, её природных и рукотворных достопримечательностей.

Материал   призван пробуждать у детей чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.

Курс  позволит значительно повысить качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Он должен способствовать развитию более широкого и полного представления об окружающем мире, формированию эстетического вкуса на примере народного и классического искусства Бурятии, умению понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, помочь глубже понять красоту и богатство родной природы.

На реализацию программы по  внеурочной  деятельности   «Мой край-Бурятия» в школе отводится  1 часа  в неделю.

Цель программы: Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием бурятского народа; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.

Задачи:

  • развивать у детей духовное начало, образно-художественное мышление, эстетическое восприятие явлений действительности;
  • формировать у детей представление об искусстве как творческом процессе на примере творчества  художников Бурятии, уважение к деятельности художника;
  • приобщать к истории культуры родного края и современному художественному творчеству;
  • развивать творческие способности и навыки учащихся, расширять представления о разнообразии  изобразительного языка искусства родного края;
  • Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа.
  • Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
  • Приобретение знаний основ бурятской культуры и искусства.
  • Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:

  • Истории
  • Краеведения
  • Изобразительного искусства
  • Трудового обучения

Формы проведения занятий:

  1. Интегрированный урок
  2. Инсценированное представление
  3. Экскурсия
  4. Комбинированный урок
  5. Краеведческая викторина

2. Тематическое планирование  “Мой край - Бурятия”

1

1 ч

История Бурятии

Предания об истории заселения и освоения края

 

2

1 ч

Бурятские роды и племена в древности

 Создание древо родословной

3

1 ч

Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм.

 

4

1 ч

Иволгинский дацан

Рисунки дацана

5

1 ч

Подготовка к конкурсу среди учащихся школ этнической Бурятии направленный на сохранение по бурятского языка.

6

1 ч

Образование Республики Бурятия

 Сообщение на тему «Образование Республики Бурятия»

7

Улан-Удэ- столица Бурятии.

 Сообщение на тему «История возникновения города Улан – Удэ»

8

1 ч

Символы Бурятии

Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства

Выучить гимн Бурятии

8-9

2 ч

Танцы и игры бурят. Ёхор

Разучивание народных игр. Разучивание ехора.

Кол

час

Название разделов и тем

Творческое задание

10

1

Байкал – мировое наследие

Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа

11-12

2

Символика в традиционной культуре бурят

Символика чисел

Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции

13

1

Символика цвета

Рисунки

14

1

Материальная культура бурят

Дерево в культуре бурят

Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу

15

1

Пища как часть культуры народа

Составление меню из бурятской кухни

16-17

2

Устное народное творчество

Подобрать сказки и пословицы о доброте.

Инсценировка бурятской народной сказки

Кол

час

  Название разделов и тем

Творческое задание

18

1

Символика орнаментов

Рисунок народного орнамента (квиллинг)

19

1

Виды орнаментов

Рисуем эскиз бурятского народного орнамента (квиллинг)

20

1

Бурятский сундук

Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом

21-22

2

Головные уборы бурят

Выполнение эскиза головного убора бурят

23

1

Подготовка к конкурсу среди учащихся школ этнической Бурятии направленный на сохранение по бурятского языка.

24

1

Мужской дэгэл

Выполнение эскиза мужского дэгэла

25

2

Женский дэгэл

Выполнение эскиза женского  дэгэла

26

1

Женские ювелирные украшения

Выполнение эскиза женских ювелирных украшений

27

1

Мужские украшения

Выполнение эскиза мужских ювелирных украшений

Кол

час

  Название разделов и тем

Творческое задание

28

1

Бурятская народная посуда

Выполнение эскиза бурятской народной посуды

29

1

Бурятское жилище – юрта

Выполнение эскиза бурятского жилища - юрты

30

1

Духовная культура бурят

Лошадь в традиционной культуре бурят

Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств

31

1

Подготовка к конкурсу среди учащихся школ этнической Бурятии направленный на сохранение по бурятского языка.

32

Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды)

Посещение библиотеки

33

1 ч

Бурятское жилище

Конструирование юрты из разных материалов

34

1 ч

Викторина

 

3. Поурочное планирование

Кол

час

Название разделов и тем

Творческое задание

Дата проведения

1

1 ч

История Бурятии

Предания об истории заселения и освоения края

 

 07.09

2

1 ч

Бурятские роды и племена в древности

 Создание древо родословной

14.09

3

1 ч

Религия. Шаманизм. Православие. Буддизм.

 

21.09

4

1 ч

Иволгинский дацан

Рисунки дацана

28.09

5

1 ч

Подготовка к конкурсу среди учащихся школ этнической Бурятии направленный на сохранение по бурятского языка.

05.10

6

1 ч

Образование Республики Бурятия

 Сообщение на тему «Образование Республики Бурятия»

12.10

7

Улан-Удэ- столица Бурятии.

 Сообщение на тему «История возникновения города Улан – Удэ»

19.10

8

1 ч

Символы Бурятии

Изображение бурятской символики с помощью разнообразных видов прикладного искусства

Выучить гимн Бурятии

26.10

8-9

2 ч

Танцы и игры бурят. Ёхор

Разучивание народных игр. Разучивание ехора.

 02.11

Кол

час

Название разделов и тем

Творческое задание

Дата проведения

10

1

Байкал – мировое наследие

Подобрать фольклор о Байкале, викторина, использование мультимедиа

09.11

11-12

2

Символика в традиционной культуре бурят

Символика чисел

Подтвердить на примере популярные числа и числовые композиции

16.11

23.11

13

Символика цвета

Рисунки

30.11

14

1

Материальная культура бурят

Дерево в культуре бурят

Изготовление игрушек из любого материала, составление правила поведения в лесу07.12

07.12

15

1

Пища как часть культуры народа

Составление меню из бурятской кухни

14.12

16-17

2

Устное народное творчество

Подобрать сказки и пословицы о доброте.

Инсценировка бурятской народной сказки

21.12

28.12

Кол

час

  Название разделов и тем

Творческое задание

Дата проведения

18

1

Символика орнаментов

Рисунок народного орнамента (квиллинг)

11.01

19

1

Виды орнаментов

Рисуем эскиз бурятского народного орнамента (квиллинг)

18.01

20

1

Бурятский сундук

Выполнение эскиза сундука с бурятским орнаментом

25.01

21-22

2

Головные уборы бурят

Выполнение эскиза головного убора бурят

01.02

08.02

23

1

Подготовка к конкурсу среди учащихся школ этнической Бурятии направленный на сохранение по бурятского языка.

15.02

24

1

Мужской дэгэл

Выполнение эскиза мужского дэгэла

22.02

25

2

Женский дэгэл

Выполнение эскиза женского  дэгэла

29.02

07.03

26

1

Женские ювелирные украшения

Выполнение эскиза женских ювелирных украшений

14.03

27

1

Мужские украшения

Выполнение эскиза мужских ювелирных украшений

21.03

Кол

час

  Название разделов и тем

Творческое задание

Дата проведения

28

1

Бурятская народная посуда

Выполнение эскиза бурятской народной посуды

04.04

29

1

Бурятское жилище – юрта

Выполнение эскиза бурятского жилища - юрты

11.04

30

1

Духовная культура бурят

Лошадь в традиционной культуре бурят

Придумать рассказ о лошади-помощнике, лошади-кормилице, лошади-участнике всех народных празднеств

18.04

31

1

Подготовка к конкурсу среди учащихся школ этнической Бурятии направленный на сохранение по бурятского языка.

25.04

32

Материальная культура бурятского народа(загадки, игры, легенды)

Посещение библиотеки

16.05

33

1 ч

Бурятское жилище

Конструирование юрты из разных материалов

23.05

34

1 ч

Викторина

 

30.05

    4.   Учебно-методическое обеспечение для учителя и ученика:

  1. Алагуева В. Золотая книга о бурятах.;  – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2006.
  2. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ,2004.
  3. Верхотурова Г.А. Золотой край Бурятии. 2-е изд.– Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2009.
  4. Загадки, пословицы и поговорки бурятского народа из собрания Кима Лопсоновича Малакшанова
  5. Игнатьева Т. В. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа –– М.: Дрофа, 1999.
  6. Маханёва М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. Метод.пособие.- М.: АРКТИ, 2005.
  7. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практич. пособ. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель»,2003.
  8. Троицкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: Метод. пособие.- М.: Дрофа, 2003
  9. Тоонто нютаг: Книга для учащихся. Сост. Санжадаева Г.С. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2002.
  10. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» газета «Начальная школа»
  11. Байкал-ГЕО. Межрегиональный общественно-политический журнал

Интернет ссылки:

  1. https://regedu.ru/ Региональная электронная платформа для изучения бурятского языка.
  2. https://zugaa.ru/resurs/ Ресурсы по бурятскому языку.
  3. https://xesheel.exexelen.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...