Творческий проект "Салют, винегрет!"
проект (3 класс)

Скачкова Марина Анатольевна

Творческий проект учащихся 3 классов по кулинарному делу. Является продолжением нашей работы на московском детском чемпионате KidSkills в 2019 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Творческий проект119.59 КБ

Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы  «Школа № 883»

Научно-практическая конференция

проектно-исследовательских работ

«Будущее начинается сегодня»

Вид работы: творческий проект

Секция: кулинарное дело

Тема работы: “Салют,винегрет! ”

Авторы: Брыткова Полина,Румянцева Светлана (3 «А» класс);

Бывшева Александра,Левина Арина (3 «Б» класс)

Руководители работы: Рупасова Елена Владимировна,                                        Скачкова Марина Анатольевна -

учителя начальных классов

Москва

2020

Содержание:

1.

2.

2.1

2.2

 

 

 

3.

4.

5.

6.            

           

 

7.

 

8.

Введение ------------------------------------------------------------------- 3-4

Основная часть:

 Из истории происхождения блюда ---------------------------------- 5-6

  Рецепты приготовления: необходимые ингредиенты, последовательность приготовления; соблюдение правил технической безопасности;соблюдение технологических требований.----------------------------------------------------------------- 6-8

 Сценарий для съёмки видеоролика «Салют,винегрет!».--------- 8-10

  Мастер-класс от «шеф-повара». -------------------------------------- 10

  Разработка оригинальных вариантов  сервировки блюда «Салют,винегрет!» для подачи к праздничному столу.------------- 10

 Заключение ----------------------------------------------------------------- 11

  Список используемой литературы ------------------------------------ 12

    Приложения  -----------------------------------------------------------  13-17

     

 

        1

Аннотация

    Современное пристрастие населения к быстрому питанию и фастфудам кардинально меняет рацион питания как взрослого населения, так и детей,что крайне недопустимо.Поэтому мы провели работу по  формированию у людей представлений о здоровом    питании.                                                                                                  Знакомство с овощами,их полезностью,способами  обработки  занимает одно из ведущих мест в данной работе. Правильное питание-залог здоровья,энергии,силы.бодрости,выносливости и хорошего настроения.   Привычка правильно питаться закладывается в семье с детства.Помимо знаний о витаминах,содержащихся в овощах, дети приобретают практические навыки в области приготовления полезных салатов из овощей,  учатся различным вариантам украшения блюд для подачи к праздничному столу. Процесс сервировки, украшения  салата развивает творческие способности человека.

     Одним из полезнейших салатов является «Винегрет», поэтому мы выбрали эту тему. Это блюдо было традиционным на столе в послевоенные годы.В этом году наша страна будет отмечать 75-летие Великой Победы.В память о тех нелёгких временах, мы хотим приготовить для наших ветеранов и родных блюдо,которое называется «Салют,винегрет!»,показать оригинальные варианты сервировки и подачи этого салата к праздничному столу. Винегрет- оригинальный, вкусный, и мы смогли его приготовить   самостоятельно и научить всех желающих, сняв небольшой видеоролик «Советы от шеф-повара».

2

Введение

Обоснование выбора темы и её актуальность

  Тема нашей проектной работы «Салют,винегрет!» В 2020 году наша страна будет  отмечать 75-летие Великой Победы.В послевоенные годы  винегрет был украшением каждого праздничного стола.

   Сегодня он  стал уже повседневным блюдом.  Мы хотим его приготовить не только вкусным и полезным, но и красивым, чтобы можно было подать   на праздничный стол.Это блюдо мы хотим приготовить для наших бабушек и дедушек,чтобы они вспомнили нелёгкие послевоенные годы и знали, что их внуки знают и помнят о тяжёлых годах испытаний, выпавших на плечи нашего народа.  

  Салют всегда бывает в честь праздника ,в честь победителей,поэтому наше блюдо мы и назвали «Салют,винегрет!»

Объект и предмет исследования

   Если говорить о любимых моей семьей салатах, то одним из первых на ум приходит именно "Винегрет". Этот салат с красивым французским названием нередко появляется на нашем столе. Я помогаю маме его готовить. Сегодня я предлагаю и Вам приготовить многим знакомый и многими любимый салат «Винегрет» и  украсить это блюдо к подаче на стол в честь 75-летия Победы.

Цель и задачи исследования

Цель: формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в семье;сохранение семейных традиций в области кулинарии. Создание условий для ознакомления с миром овощей, правилами их выращивания,обработки и «аппетитного» использования в пищу; проявления творческого воображения в процессе сервировки   блюда; создание собственных рецептов приготовления и оформления салата к 75-летию Великой Победы.

Задачи:  

1. Пробудить   интерес к совместному творчеству с родителями «на кухне» в процессе приготовлении винегрета.

2. Учить составлять алгоритм деятельности (что и в какой последовательности нужно делать при приготовлении блюда.

3. Упражнять в выборе нужных продуктов из числа предложенных.

3

 4.Расширять   знания и представления об овощах, о правилах их обработки. Учить различать овощи по внешнему виду (свежие, солёные, варёные, маринованные), узнавать на вкус.

 5.Формировать навыки безопасного обращения с опасными предметами (нож,тёрка,овощерезка) в быту.

 6.Учить, правильно нарезать и сервировать овощи, обходиться с разделочной доской .

 7.Изучить технологию приготовления блюда, соблюдая гигиенические требования.

 8.Формировать   представления о правильном питании.

 9.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

10.Воспитывать аккуратность во время работы, бережливость в быту.

11.Проявлять творчество и фантазию в процессе приготовления традиционного блюда .

12.Придумать разнообразные варианты сервировки салата на тему «Салют,винегрет!» для подачи на стол .

 Методы исследования.

  1. Изучение литературы, кулинарных пособий и других источников информации по теме.
  2. Наблюдение за технологией и процессом приготовления блюда.
  3. Анкетирование.
  4. Эксперимент.
  5. Анализ результата деятельности.

 Этапы работы.

  1. Подбор интересных фактов о истории происхождения блюда ,  полезных свойствах винегрета.
  2. Подбор рецептов приготовления: необходимые ингредиенты, последовательность приготовления; соблюдение правил технической безопасности; соблюдение технологических требований.
  3. Разработка сценария для съёмки видеоролика «Салют,винегрет!».
  4. Мастер-класс от «шеф-повара».
  5. Разработка оригинальных вариантов  сервировки блюда «Салют,винегрет!» для подачи к праздничному столу.                         4                    

Основная часть

1.Из истории происхождения блюда

   Винегретом называют простой салат, который готовится из различных отварных овощей. Впервые его начали готовить в России.           

   Cчитается, что царь Пётр Алексеевич Романов, привезя в Россию картошку, повелел смешать её с морковью, свёклой и луком, приправив маслом и уксусом.

   Винегре́т (от фр. vinaigre — уксус) — популярный в России и других странах бывшего СССР салат из отварных свёклы, картофеля, моркови, солёных огурцов, зелёного горошка и репчатого лука. Относится к закусочным, холодным блюдам. Название блюда происходит от французского соуса винегрет (фр. vinaigrette) — широко распространённой в Европе, а также в дореволюционной России заправки для салата на основе уксуса, оливкового масла и горчицы.

      Интересные факты, связанные с блюдом

  Для начала стоит отметить, что, вопреки распространенному мнению, этот салат вовсе не является старинным русским блюдом, и придуман он был относительно недавно. Однако и здесь существует несколько версий… По одной из них, впервые "Винегрет" был подан еще Екатерине Великой, которая, едва попробовав холодное блюдо, воскликнула: "Фи, не грето!" Так и родилось, а позднее уже и закрепилось его название

  Считается, что этот салат возник во времена правления Александра Первого, а до этого каждый ингредиент предпочитали кушать отдельно. Название же свое салат получил после того, как французский повар, работавший при дворе, увидел, как русский повар добавляет в салат уксус и спросил: «Винегр?», что означало «уксус». Русский повар решил, что француз озвучил название блюда и закивал: «Винегрет, винегрет».
С тех пор, салат стали называть винегретом.

Полезные свойства блюда

  Салаты считаются очень полезной едой, особенно овощные. Они стимулируют аппетит, помогают выделению желудочного сока, тем самым способствуя перевариванию пищи. Также такие блюда помогают усваивать организмом человека жиры, белки, углеводы.

             5

 Винегрет по праву можно отнести к диетическим блюдам, поскольку в него входят практически одни овощи. К тому же, в качестве заправки  используется смесь на основе растительного масла, а не майонез,  что уже является большим плюсом.

   Мы провели анкетирование среди учащихся 3 классов. В опросе участвовало 30 человек.(см.Приложение №1.)

  В процессе анкетирования мы хотели узнать: часто ли готовят винегрет в современных семьях; придерживаются ли традиционной рецептуры приготовления этого овощного салата;считают ли это блюдо полезным для здоровья.

    По результатам анкетирования(см.Приложение №2.) :85%  опрошенных ответили, что винегрет часто готовят в их семьях;80% опрошенных заявили ,что придерживаются традиционной рецептуры приготовления; 95% опрошенных считают это блюдо полезным, поскольку в него входят отварные овощи, а в качестве заправки  используется растительное масло.

 В среднем в 100 граммах этого блюда содержится около 130 Ккал, что очень и очень мало. К тому же, это блюдо способствует нормализации желудочно-кишечного тракта, помогает очистить организм.

  С точки зрения экономического обоснования выбора этого блюда, салат «Винегрет» является бюджетным вариантом сервировки стола.В среднем, порция винегрета весом 500 грамм, будет составлять по затратам около 50 рублей.(см.Приложение № 3.)

2.  Рецепты приготовления: необходимые ингредиенты, последовательность приготовления; соблюдение правил технической безопасности;соблюдение технологических требований.

   Необходимые ингредиенты:

hello_html_7584bc5.jpghello_html_m411aa819.jpghello_html_md6698fe.jpghello_html_2fbd5649.jpghello_html_m4ac290a4.jpg

hello_html_m401e05c7.jpghello_html_m4f7efb8a.jpg

6

морковь (2 шт.), картофель (4 шт.), свекла (4 шт.), квашеная капуста (100 г.)-добавлять по желанию, горошек зеленый консервированный (1 банка), лук (1шт.), соленые огурцы (3 шт.), подсолнечное масло (3 ст. ложки )

Последовательность приготовления.

1. Сначала нужно отварить свеклу, морковь и картофель. Очистить.

2. Порезать свеклу кубиками крупно или мелко, или как Вам больше нравится.

3. Положить свёклу в кастрюлю и заправить растительным маслом. Это нужно для того, чтобы свекла не окрашивала весь салат в красный цвет.

4. Порезать морковку, картофель, солёные огурцы такими же кубиками, как и свеклу. Лучше все овощи в салат резать одинаково, по размерам.

5.Высыпать банку зеленого консервированного горошка.

6. Квашеную капусту промыть под проточной водой, отжать и добавить в салат.(по желанию)

  Во второй половине XIX в. окончательно сложился состав русских винегретов, который, тем не менее, в наши дни часто меняется.

 Добавляя в винегрет различные продукты, можно добиться самых разных оттенков вкуса, но при этом он всегда будет оставаться лёгким и полезным, чего не скажешь о многих других праздничных салатах. 

   

Соблюдение правил технической безопасности:

1.готовить пищу нужно в специальной одежде;

2.руки должны быть чистыми;

3.волосы прибраны;

4.продукты должны пройти первоначальную обработку;

5.нельзя готовить в кастрюле с повреждённой эмалью;

6.нож должен быть хорошо заточен;

7.передавать нож только ручкой вперёд.

 

Технологические требования

 За долгие годы кулинарных экспериментов с составом и способами приготовления появился ряд рекомендаций, благодаря которым вы, скорее всего, сможете приготовить тот самый "Винегрет", который непременно понравится вашим близким. Вот эти "секреты":

  1. овощи для салата берутся примерно в одинаковых пропорциях;
  2. все продукты следует охладить до комнатной температуры (если смешать теплые продукты с холодными, салат быстро испортится);
  3. для приготовления "Винегрета" не стоит использовать металлическую посуду;                                                                                                                7
  4. считается, что салат тем вкуснее, чем мельче нарезаны овощи;
  5. салат получится более вкусным, если не отваривать овощи, а запечь их в фольге в духовом шкафу;
  6. приготовленный соус следует постепенно подмешивать в нарезанные овощи, а не добавлять сразу (заправка должна равномерно пропитать все ингредиенты, а не плавать на дне посуды);
  7. вареную свеклу лучше заправить соусом в отдельной посуде – тогда остальные овощи не окрасятся, и салат будет выглядеть аппетитнее;
  8. если вы заправляете салат только растительным маслом, то лучше посолить измельченные ингредиенты заранее, так как соль в масле не растворяется;
  9. готовить "Винегрет" следует непосредственно перед подачей к столу – хранить в холодильнике его не рекомендуется.

3.Сценарий для съёмки видеоролика «Салют,винегрет!».

1.Представление.

-Здравствуйте!

Я-Арина, я-Полина.Мы ученицы школы №883.

2.Вступление.

Сварим свёклу мы, картошку,

И возьмём  морковь с горошком;

Овощи вареные,

Огурцы солёные,                                                                              

Лук нарезанный добавим –

И всё маслицем заправим.

Будем кушать на обед

Очень вкусный ... (винегрет)

-Сегодня мы будем готовить винегрет.Он стал уже повседневным блюдом, но сегодня мы его хотим сделать не только вкусным, но и красивым, чтобы можно было подать  на праздничный стол.

-Скоро мы будем отмечать 75-летие Великой Победы.Тогда, в послевоенные годы, винегрет был украшением каждого праздничного стола.

С бабушкою в воскресенье
Мы готовили обед
Главным блюдом угощенья
Получился винегрет.                                                                                               8

Нас хвалили тётя Маша,                                                                                                            Папа с мамой, дед хвалил,                                                                                                             А в конце обеда, даже
Он добавки попросил.

3.Технология приготовления.

-Начинаем готовить.

-Руки помыли? (Помыли.)

-Фартуки, колпаки, нарукавники одели? (Одели.)

-Вспомнили правила при работе с острыми предметами? (Вспомнили.)

-Овощи мы предварительно сварили и почистили.

Режем овощи и даём комментарии.

- Винегрет появился в русской кухне в XIX веке и, возможно, пришёл к нам из немецкой или скандинавской кухни.

-Название блюда происходит от французского соуса винегрет (фр. vinaigrette).

-В русский классический винегрет входят: свёкла, морковь, картофель — отваренные и охлаждённые, солёные огурцы, горошек,    лук репчатый или зелёный, — всё примерно в равных объёмах, только лука немного меньше, чем других овощей.

1.Режем свёклу.

-Для сохранения всеми овощами собственного цвета, свёкла   режется первой и заливается маслом.

2.Режем картошку.

-Винегрет — быстропортящееся блюдо. Его можно хранить не более суток, даже в холодильнике. Лучше сделать закуски столько, чтобы съесть сразу.

3.Режем морковку.

4.Режем огурцы.

5.Добавляем горошек.

6.Режем лук.

-Лезвие ножа можно обмакнуть в холодную воду, чтобы сок лука не щипал глаза.

7.Все овощи порезаны.

-Все овощи соединяем вместе и перемешиваем в блюде.                               9

4.Подача к столу.

-Начинаем украшать блюдо к подаче на праздничный стол.

-Выкладываем винегрет на тарелку в круглую форму. Раскрываем формочку.

-Вырезаем из овощей звёздочки, кружочки. Раскладываем красиво на тарелке. Украшаем горошком и зеленью  ввиде залпов салюта.

-У нас получилось блюдо, которое называется «Салют, винегрет!»

5.Блюдо готово.

 -Приятного аппетита!

4. Мастер-класс от «шеф-повара».(см.Приложение № 4)

   -Мы  хотим Вам показать мастер-класс по приготовлению винегрета и представить один из вариантов сервировки этого блюда к 75-летию Великой Победы.

5.Разработка оригинальных вариантов  сервировки блюда «Салют,винегрет!» для подачи к праздничному столу.(см.Приложение №5)

 -Мы разработали 4 варианта сервировки винегрета с названием «Салют,винегрет!» на основе традиционной технологии приготовления  для подачи к праздничному столу:

1. «Залпы салюта».

2. «Птицы Славы».

3. «Аллея цветов».

4. «Лента памяти».

  Для украшения блюда мы использовали декоративные формочки ввиде геометрических фигур, набор для канапе «Фантазия», шпажки для канапе на подставке «Подсолнух».

10

Заключение

   В процессе работы над проектом, мы познакомились с историей появления салата «Винегрет» в русской кухне; освоили технологию приготовления данного блюда; расширили   знания и представления об овощах, о правилах их обработки; научились различать овощи по внешнему виду (свежие, солёные, варёные, маринованные), узнавать на вкус; приобрели навыки безопасного обращения с опасными предметами в быту(нож,тёрка,овощерезка);научились составлять алгоритм деятельности при приготовлении блюда.

   Мы узнали,что салаты должны быть не только вкусные,но  и полезные. Винегрет-лёгкий овощной салат ,который содержит небольшое количество калорий.В состав этого блюда входят отварные или запечённые овощи,которые способствуют перевариванию пищи.

   Мы подсчитали,что винегрет является экономичным блюдом,с точки зрения денежных затрат, и «по-карману» любой семье.

   Мы проявили творчество и фантазию в процессе сервировки этого традиционного блюда, подключили всех членов семьи в процессе поиска рецептов приготовления и оформления винегрета для подачи на праздничный стол.

 

 

 

 

 

 

11

Список использованной литературы:

1. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий; А.И. Здобнов, В.А. Цыганенко; Москва «Лада», 2011 г.

2. Технология приготовления пищи; Н.И. Ковалев, Л.К. Сальникова; Москва «Дрофа», 2009 г.

3. Оборудование предприятий общественного питания; М.А. Богданова и др.; - М.: Экономика, 2010.

4. Организация производства предприятий общественного питания; Н.Г. Бутейкис; Москва «Эксмо», 2011 г.

5. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии; З.П. Матюхина; Москва «Лада», 1999 г.



12

Приложение №1.

Анкета

1.Какие вы знаете блюда, в состав которых входит отварная свёкла?

2.Знакомы ли вы с таким салатом из овощей, который называется «винегрет»?

3.Часто ли это блюдо готовят в вашей семье?

4.Какие овощи входят в состав винегрета?

5.В каком виде нужны овощи для приготовления этого салата?

6.Считаете ли вы винегрет исконно- русским блюдом?

7. Можно ли отнести этот салат к полезным блюдам? Почему?

13

Приложение №2.

14

Приложение №3.

  Экономическое обоснование выбора салата «Винегрет».

        

15

Приложение №4.

 

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Винегрет (сценарий)

Сценарий праздника " Урожай" ....

Сценария "Винегрет"

Осенний праздник....

Внеклассное мероприятие "Осенний винегрет"

Класс украшен осенними листьями, сделана выставка поделок из природных материалов «Осенние чудеса», выставка рисунков  «Осенний вернисаж». Цель: повторить основные приметы и признаки осени Зада...

Праздник "Винегрет"

У каждого из народов, населяющих нашу страну, есть свои традиции питания. Повседневную пищу составляют самые различные продукты. Где бы ни жил человек, какие бы блюда ни украшали его стол, пища дает е...

Интерактивный кроссворд "Сказочный винегрет"

Данный ресурс создан для уроков литературного чтения и внеклассных занятий, 1-4 класс, УМК любой.Ресурс можно скачать ЗДЕСЬ...

Презентация открытого урока по ИЗО "Что сегодня на обед: винегрет или портрет?"; 2 класс

Презентация отрытого урока по Изобразительному искусству, посвященного творчеству Джузеппе Арчимбольдо .Цель урока : научить учащихся креативному творческому мышлению .Задача: выполнить творческую сам...

Внеклассное мероприятие по математике «Математический винегрет», проведённое в 5в классе по программе VIII вида

Внеклассное мероприятие по математике«Математический винегрет», проведённое в 5в классе по программе VIII вида...