Аттестация как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования
статья

Чаругина Марина Александровна

Профессиональный стандарт педагога как основа в определении критериев оценки портфолио педагогического работника при прохождении аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

АТТЕСТАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современных условиях идёт активное внедрение новых технологий и методов работы с детьми, что является требованием времени: мир стремительно меняется, инновации в образовании появляются, как естественная реакция на эти изменения, а у педагога должны быть понятные ему ориентиры, для того чтобы не запутаться во всем многообразии предлагаемых форм и видов деятельности. В качестве такого ориентира выступает профессиональный стандарт педагога – документ, в котором прописаны требования к профессиональной компетентности воспитателя и регламентация его деятельности.

 Профессиональная компетентность – явление многоплановое и включает в себя совокупность следующих профессиональных компетенций: психолого-педагогической, методологической, исследовательской, коммуникативной, информационной, презентационной и акмеологической. Именно совокупность этих факторов помогает решить проблему формирования педагога, как самостоятельного, креативного, компетентного специалиста, готового вести опытно-экспериментальную работу, использовать и создавать собственные инновации. Педагогическая компетентность не сводится к набору знаний. Она приобретается в условиях непосредственного решения профессиональных задач и педагогических ситуаций, постоянно возникающих в образовательном процессе.

  В основе профессиональной компетентности лежит готовность к постоянному обучению и развитию педагога, поэтому повышение квалификации является необходимым условием для улучшения качества образования и уровня профессионализма воспитателя, в частности.

  Систематическая оценка уровня профессиональной компетентности педагога стимулирует его готовность к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию. В качестве инструмента оценивания можно рассматривать процедуру аттестации на первую или высшую квалификационную категорию и, если мы обратим внимание на экспертные заключения об уровне профессиональной деятельности, то увидим, что в основе всех критериев оценки лежат именно ключевые компетенции, прописанные в профессиональном стандарте педагога.

  Современному воспитателю необходимо участвовать в создании благоприятных условий для развития воспитанников в предметно-пространственной среде, которая позволяет эффективно реализовывать образовательные программы дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, создавать атмосферу психологического комфорта и безопасности пребывания воспитанников. При прохождении аттестации эксперты в первую очередь учитывают личное участие педагога в создании этой развивающей среды, что находит отражение в аналитической справке, которую педагог составляет минимум за 2 года. Это позволяет не просто осуществить анализ результатов освоения детьми образовательных программ, но и проследить динамику их достижений. Следует отметить, что в данной справке нашли отражение три ключевые компетенции педагога в соответствии с профстандартом, а именно:

 Психолого-педагогическая компетенция – без базовых знаний невозможно обеспечить комфортную безопасную педагогическую среду с учетом психологических и возрастных особенностей воспитанников.

 Методологическая компетенция – заключается в системно-деятельностном подходе во взаимодействии с личностью ребенка, что позволяет эффективно реализовывать образовательные программы дошкольного образования.

 Акмеологическая компетенция – умение выявлять проблемы в образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития, что невозможно без аналитических способностей. Именно поэтому документом, подтверждающим участие педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды, выступает аналитическая справка, где педагог показывает свои умения при постановке целей и задач деятельности, организации методической работы, прогнозировании результатов и коррекции деятельности на основе данных педагогического мониторинга.

 Другие компетенции не менее важны в профессиональном становлении педагога и в экспертных заключениях мы можем выделить разделы, в которых их отражение проявляется наиболее ярко:

 Презентационная компетенция раскрывается во втором разделе экспертного заключения, где находит отражение вклад педагога в повышение качества образования при помощи распространения собственного опыта. Умение презентовать свой положительный опыт в осуществлении профессиональной деятельности на образовательных сайтах, порталах, конференциях и пр. в разной степени включает в себя совокупность всех ключевых компетенций, входящих в систему профессиональной компетентности педагога, которыми должен обладать специалист в соответствии с требованиями профстандарта.  Именно поэтому при аттестации педагога значительный вес имеют такие показатели, как открытые занятия, публикации, участие в творческих группах и выступления на семинарах.

 Коммуникативная компетенция заключается в использовании эффективных приемов общения с участниками образовательного процесса и наиболее ярко раскрывается во время публичного представления собственного педагогического опыта в форме открытых занятий.

 Исследовательская компетенция включает в себя поиск информации и её эффективное применение в собственной деятельности, что находит отражение в участии педагога в конкурсах инновационных продуктов, реализации программ экспериментальных площадок, ресурсных центров.

 Информационно-коммуникационная компетентность проявляется непосредственно в практике работы с ИКТ, что можно показать на примере созданных самостоятельно электронных образовательных ресурсов, ведении страниц на сайтах, использовании дистанционного обучения в своей педагогической деятельности.

 Требования, прописанные в профессиональном стандарте педагога, определяют составляющие элементы его профессиональной компетентности, которая так или иначе оценивается при прохождении процедуры аттестации. Понимая критерии оценки, воспитатель неизбежно подтягивает свои компетенции до необходимого уровня, повышая тем самым качество образования. Но при внесении изменений в профстандарт неизбежно последуют и изменения в процедуре прохождения аттестации, и педагог будет вынужден подстраиваться под новые веяния времени, поднимая в итоге качество образования на новый уровень. Таким образом, мы видим, что все элементы в системе образования взаимосвязаны и изменение одного из них неизбежно приведет к изменению всех остальных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ПОДХОДА LESSON STUDY

Система  образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, уси...

Управление подготовкой к аттестации, как формой развития профессиональной компетентности педагога.

          Материалы, раскрывающие суть аттестации педагогических работников, этапы, форм аттестации.  Особенности аттестации на первую и высшую квалификационные ка...

Проект "Повышение профессиональной компетентности педагогов"

Цель проекта: оказание реальной, действенной, своевременной помощипедагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений, необходимых для современного педагога, его свойств, ка...

Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в формировании устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором  формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.Основные научн...

Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников активному методу восприятия литературных произведений о войне.

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастераОбоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителемХарактеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижени...

Использование современных педагогических технологий с целью повышения профессиональной компетентности педагога

Использование современных педагогических технологий с целью повышения профессиональной компетентности педагога в 1 «В» классе...

Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в исследовательской деятельности по вопросам преемственности дошкольного и начального общего образования

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС НОО и ДО, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы. Ключевой фигурой в решении проблем ...