Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа (4 класс)

Кузнецова Елена Сергеевна

Предлагаемая программа внеурочной деятельности «Юный математик» предназначена для обучающихся начальной ступени (4классы) обучения общеобразовательных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 имени А.В. ВОЙНАЛОВИЧА»

Принято

на заседании педагогического совета

протокол № 7 от 31.08.2023 года

Утверждаю

Директор школы:

____________А.Р. Нургалеева

Приказ от 31.08.2023 года № 766

Программа внеурочной деятельности

«Юный математик»

Разработала:

Кузнецова Елена Сергеевна,

учитель начальных классов

Программа предназначена:

для учеников _ 4__класса

Количество часов в год - _34_

Срок реализации программы – 1 год

Нижневартовск, 2023-2024 г.

Программа внеурочной деятельности

 «Юный математик» (4 класс)

(программу подготовки учащихся к участию в предметной олимпиаде)

Пояснительная записка

        Предлагаемая программа внеурочной деятельности «Юный математик» предназначена для обучающихся начальной ступени (4классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками, проявляющими высокую мотивацию к изучению математики, для их подготовки к результативному участию в предметной олимпиаде «Юниор», в международном конкурсе – игре «Кенгуру». «Кенгуру» — это международный конкурс-игра для школьников под девизом «Математика для всех». Главная цель конкурса — привлечь как можно больше ребят к решению математических задач, показать каждому школьнику, что обдумывание задачи может быть делом живым, увлекательным и даже веселым.

Программа реализуется в рамках внедрения ФГОС и регламентируется нормативно-правовыми актами, а также учитывает основные задачи развития образования в регионе:

В «Государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" одной из приоритетных задач является увеличение доли обучающихся, принявших участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников (в общей численности обучающихся), с 40,3% до 46%. Данная программа учитывает основные положения региональных проектов «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Цифровая образовательная среда», реализуемых в рамках Национального проекта «Образование».

Данная программа рассматривается, как система использования математики в развитии индивидуальности школьника и направлена на социальное развитие личности обучающегося, его творческой самореализации.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания математических наук в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между: требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном математическом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания математики и потребностями обучающихся реализовать свой творческий потенциал.

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт решения олимпиадных задач, на пропаганду знаний среди учащейся молодёжи и играют большую роль в повышении уровня преподавания математики в средней школе.

В процессе обучения по данному курсу обучающиеся познакомятся с форматами всероссийской олимпиады школьников по математике (4 класс), международного конкурса – игры «Кенгуру», муниципальной интеллектуальной олимпиады «Юниор» по математике и будут практиковаться в выполнении олимпиадных заданий. Необходимость курса заключается в том, что его изучение поможет обучающемуся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Основная образовательная задача курса определяется, с одной стороны, требованиями стандарта по математике, а с другой стороны, необходимостью специализированной подготовки к участию в предметной олимпиаде. Программа предусматривает установление степени достижения итоговых результатов через систему контроля в форме тестирования обучающихся в формате олимпиадного задания.

Данный курс способствует индивидуализации процесса обучения. Он ориентирован на удовлетворение потребностей, обучающихся в изучении математики, способствует развитию познавательной активности младших школьников. Курс расширяет и углубляет знания по математике, сохраняет интерес, осознание необходимости его дальнейшего изучения, повышает мотивацию.

Данная программа рассчитана на 1 час в неделю. Целевая аудитория: школьники обучающиеся 4 - х классов. Тематическое планирование составлено на 34учебных часов.

Основная часть

Математическая олимпиада — это предметная олимпиада между обучающимися школы по решению нестандартных математических задач. При организации олимпиады ставится задача не только выявления сильных учеников, но и создания общей атмосферы праздника математики, развития интереса к решению задач и самостоятельности мышления.

 Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

Программа позволяет учитывать особенности обучающихся:

В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей. Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков. К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий.

Актуальность данной работы состоит в исследовании влияния системного подхода в изучении сложных задач и постоянной практики их решения как фактора повышения уровня подготовки потенциальных участников олимпиадного движения и качества олимпиадных работ школьников.

Так, гипотезой в данном случае может послужить следующее условие исследования: если в школьную программу по математике наряду с основной базой заданий включить задачи олимпиадного уровня и научить детей их решать, то есть возможность получения участников и потенциальных победителей математических олимпиад уже на уровне основной школьной программы.

Целью включения таких задач в школьную программу можно полагать следующее: научить школьников не бояться участвовать в олимпиадах различного уровня, применять полученные на уроках дополнительные знания в свою пользу, и посредством решения нестандартных задач на начальном этапе выявлять одаренных детей.

Цель программы – создание условий для подготовки обучающихся к предметной олимпиаде по математике, предоставляя возможности создать собственную образовательную траекторию.

Задачи:

  • подготовить ребят к различным видам заданий, дать рекомендации по работе над ними;
  • сориентировать обучающихся в темах предлагаемых заданий;
  • научить пользоваться справочной литературой и словарями;
  • потренировать в решении наиболее часто встречающихся математических задач.

Задачи нашего исследования можно обозначить следующие:

  • Доказать необходимость систематического использования олимпиадных заданий в школьном курсе математики.
  • Научиться решать олимпиадные задачи так, чтобы в дальнейшем применять наиболее оптимальный метод достижения цели. С практическим применением не только в олимпиадах, но и в жизни.
  • Обосновать применение олимпиадных заданий в школьном курсе как непосредственное участие в развитии учеников, улучшении качества образования и навыков решения школьниками нестандартных задач, а также выявлении на начальном уровне одаренных детей и дальнейшего их развития.

Предмет исследования в данной работе – это сами олимпиадные задания и непосредственно их решение.

Объект – Олимпиадное движение в целом как масштабное явление, истоком которого является решение сложных задач и постоянное развитие школьников.

Методы – в нашем случае – это решения олимпиадных заданий, и возможность опытным путем доказать, что такие задачи заставляют нас думать, а значит двигаться и работать в правильном направлении, возможно, ошибаться, проверять и снова решать, приходя к победе.

Формы работы: индивидуальная, групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера.

Формы: математические логические игры, упражнения, графические задания, задачи- шутки, ребусы, конкурсы, задачи – загадки, головоломки.

Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности обучающихся:

В процессе обучения применяются различные виды самостоятельной работы обучающихся, с помощью которых они самостоятельно приобретают знания, умения и навыки. Все виды самостоятельной работы, применяемые в учебном процессе, можно классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности обучающихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементу творчества обучающихся и т.д.

  1. Разработка и представление проектов.
  2. Решение задач.
  3. Исследовательская работа

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

Л.М. Фридман и Е.Н. Турецкий, авторы книги «Как научиться решать задачи» считали, что «психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основные причины несформированности у обучающихся общих умений и способностей в решении задач состоят в том, что школьникам не даются необходимые знания о сущности задач и их решений, а поэтому они решают задачи, не осознавая должным образом свою собственную деятельность. У учащихся не вырабатываются отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач, что многим школьникам не по силу».

Программа актуальна для школы тем, что реализуется в рамках Программы развития школы, программы «Одаренные дети» и разработан с учетом образовательной среды учреждения и направлена на расширение содержательной среды: концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др. Образовательная среда школы: сотрудничество с психологической службой школы; кабинет, оснащенный компьютером, интерактивной доской и документ - камерой; школьная библиотека; компьютерный класс.

Условия реализации Программы.

Для достижения запланированных образовательных результатов программа обеспечивает ряд необходимых условий (психолого-педагогических, кадровых, финансовых, материально-технических и иных) прежде всего через занятия определенными деятельностями:

  • совместной распределенной учебной деятельностью в личностно ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые» функции – контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.);
  • исследовательской деятельностью в ее разных формах;  
  • деятельностью управления системными объектами (техническими объектами, группами людьми);
  • творческой деятельностью (художественное, техническое и другое творчество), направленной на самореализацию и самопознание;

В целях реализации данной программы и достижения планируемых результатов в школе создаются соответствующие условия: кадровые, материально-технические, учебно-методические, информационно-финансовые.

Риски: критерии оценки успешности обучающегося должны учитывать новые требования качества образования:

  • обученность детей;
  • соответствие стандарту (нормативные требования);
  • соответствие социальным запросам и ожиданиям;
  • соответствие личностным запросам школьника и его родителей.

Предусматривает привлечение социальных партнеров, принимающих участие в реализации проекта:

  1.  Центр развития образования.
  2. Кафедра математики Нижневартовского государственного университета.
  3. Родители.
  4. Школьное научное общество младших школьников.
  5. Образовательные интернет - порталы.

Ведущие технологии, используемые для реализации программы:

  1. Проектные и исследовательские технологии.
  2. Информационно - коммуникационные технологии.
  3. Технологии развивающего обучения.
  4. Технология сотрудничества.
  5. Технология Активных Методов Обучения.
  6. Технология критического мышления.
  7. Игровые технологии.
  8. Интерактивные технологии.

Программа позволяет выявлять проблемы/затруднения обучающихся начальных классов через методы наблюдения, беседы, анкетирования и тестовые методики, направленные на исследование сформированности познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). Также проводилось динамичное наблюдение во время проведения занятий и выполнения олимпиадных заданий, направленное на выявление особенностей деятельности и поведения, эмоционально-волевой сферы, реакции ребенка на трудности, возникающие в процессе обучения, критичность отношения детей к своим ошибкам.

Программа предусматривает использование современных учебных материалов, а именно тренажеров, тестов, источники интернет - ресурсов:

1.Математика для всех: Кенгуру. Ру: https://ipokengu.ru/

2.Международный центр образования и педагогики:

https://mcoip.ru/olimpiada/?etext=2202.5SIKtmP2QXFyK3HF9ol7qoJrSQnvpA5HQVCeylRW-YNAofGABCx5cpU_XDSJsIsphXOqLUpgYu-qdbS4lMs4K5GC2cd-nNpd2w03NXLPGD3uJeYl0ozZODE8tJsW2ikSZ2Zwb3NwZ25ocGpnZXVzbA.33794b7e8a3c3e0e363a42a98c6d88792c89ddcd&yclid=5669177471055490653

3.ЯНДЕКС учебник. Математическая олимпиада для 1-11 классов:

https://education.yandex.ru/olymp/

4.Дистанционные олимпиады и конкурсы:

https://konkurs-otlichnik.ru/math

5.Конкурсы:https://erudit-online.ru/filter/subject/math.html

6.Умназия: https://umnazia.ru/olymp-math

7.Онлайн-олимпиады по математике: https://konkursita.ru/quizzes/subjects/math

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю

п/п

Тема занятия

Количество часов

всего

теория

практика

1

Царство математики

1

1

2

Мир задач

3

1

2

3

Вопросы на устный счёт

3

1

1

4

Логические задачи

2

1

1

5

Задания на сопоставление

2

1

1

6

Замысловатые задачи со звёздочкой, которые требуют размышлений

2

1

1

7

Упражнения на быстрый счет

2

1

1

8

Переливания

3

1

2

9

Выпуск математической брошюры

3

1

3

10

Решение олимпиадных задач

5

1

2

11

Подготовка к участию в олимпиадах: «Кенгуру», «Точные науки», «Шаг в науку»

2

1

1

12

Математическая олимпиада

2

1

1

13

Математическая олимпиада

2

1

1

14

Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики

2

-

4

Всего

34

13

21

Траектория подготовки к олимпиадам

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы внеурочной деятельности;
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе олимпиады по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

  • подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
  • курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
  • индивидуальная   программа     подготовки к олимпиаде для каждого обучающегося, отражающая его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от практики до творчества;
  • использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
  • уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
  • использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1.Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  • наблюдения в ходе уроков;
  • составление Индивидуального образовательного маршрута одаренного ученика с учетом индивидуальных особенностей;
  • организацию исследовательской, кружковой работы;
  •  привлечение к внеклассным мероприятиям по математике;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

3.Планируем работу.

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
  • основной формой работы на занятиях -  различные формы индивидуальной и парной работы.

4.Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы
  • работаем в Интернете
  • общаемся дистанционно
  • участвуем в интенсивных школах и т.д.

План мероприятий при подготовке обучающихся к предметной олимпиаде по математике

Планируемое мероприятие

Срок

Ответственный

Планируемый результат

1

Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности

май учебного года,

начало нового учебного года

педагог-психолог

Карта одаренности на каждого ребенка

2

Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам

август

учитель

Проект программы

3

Диагностика.

сентябрь

учитель

Результаты диагностики

5

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) учащихся по математике

сентябрь

Учитель совместно с учеником и родителями

Индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ) на каждого одаренного ребенка

6

Проведение школьных олимпиад в рамках предметных недель, брейн-рингов и т.д.

в течение года согласно плану работы ОУ

учителя

Участие учащихся в мероприятиях познавательного характера

7

Организация участия одаренных детей в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников

согласно плану работы ОУ

учитель

Участие детей  в мероприятии

8

Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах

в течение года

учитель

сертификаты участников, дипломы

9

Организация научно-поисковой работы обучающихся посредством сети Интернет

в течение года

учитель -предметник

Исследовательская работа

10

Развитие логического и интеллектуального мышления обучающихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm  , интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html)

в течение года

Школьный библиотекарь, учитель -предметник

 Привлечению к чтению интернет-журналов

Программа предусматривает использование современных оценочных средств:

Внутренняя накопительная оценка достижений обучающихся, портфолио и Индивидуальный образовательный маршрут.

В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы, учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе, учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком, побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.

Программа предусматривает оценку индивидуальной успешности обучающихся по вариативным показателям:

1.Для оценки индивидуальной успешности обучающихся по вариативным показателям предлагаю применять ресурсы Интернет, официальные сайты олимпиад.

2.Введение Индивидуального образовательного маршрута и портфолио

одаренного ребенка.

Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания, презентации.

В результате прохождения данного курса обучающиеся должны:

  • знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
  • знать различные виды анализа языковых единиц;
  • уметь нестандартно подходить к решению математических задач;
  • уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по математике.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы:

В результате изучения данного курса в начальной школе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

Рабочая прогрмма внеурочной деятельности по математике...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»  составлена по программе Волковой С.И....