Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности объединения "Кукольный театр" для детей 7-12 лет
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Трубенкова Ирина Алексеевна

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.

Особым видом творческой деятельности детей является изучение и практическое освоение театрального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа Кукольный театр"90.67 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

  1. Пояснительная записка

Кукольный театр универсален – его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность взрослому вновь окунуться в детство, а ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.

Универсальным механизмом развития личности, обеспечивающим ее вхождение в мир культуры и адаптации к существованию в современном мире, является творчество.

Творческая деятельность человека, как правило, обусловлена теми способностями, которые формируются в школьные годы. Она стимулирует развитие индивидуальности ребенка, его талантов, умственных и физических способностей, служит средством углубления знаний.

Особым видом творческой деятельности детей является изучение и практическое освоение театрального искусства.

Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный театр» имеет художественную направленность и составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  2. Концепция развития        дополнительного        образования        детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р)
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП

2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

18.11.15 г. №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»

  1. Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования от 21.05.2019г. в Саратовской области.
  2. Положение о разработке, порядке утверждения, реализации, корректировки общеобразовательных программ.

Актуальность программы:

Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

Отличительной особенностью Программы является деятельный подход к обучению, развитию, воспитанию учащихся средствами интеграции, т.е. в течение обучения по Программе обучающиеся остаются вовлеченными в продуктивную созидательную деятельность, позволяющую им с одной стороны выступать в качестве исполнителей, а с другой - авторов-творцов. Это требует от обучающихся самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления. Программа включает в себя все этапы создания кукольного спектакля. Учащиеся сами выступают в роли художников, исполнителей, режиссеров и композиторов спектакля.

Педагогическая целесообразность Программы

Занятия по данной Программе развивают у обучающихся фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию коммуникабельности, развивают моторику рук, двигательную активность. Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения. Играя в спектакле, обучающиеся перевоплощаются в разные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Благодаря этому развивается выразительность речи. В процессе обучения по Программе обучающиеся учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива.

Адресат программы:

Программа рассчитана для обучающихся в возрасте от 7 до 12 лет.

Возрастные особенности учащихся, для которых будет реализовываться программа младший и средний школьный возраст.

Начинать занятия кукольного театра целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от учеников 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в более старшем возрасте. В 5-6 классах появляются малоприятные слова «всегда» и «никогда» («Он всегда такой рассеянный!», «У меня никогда так не получится!» и пр.) Такие негативные реакции по отношению к себе и к другим людям, как правило, отсутствуют у школьников 7 – 10 лет, и театральные занятия помогают предотвратить их и в будущем. Поэтому так важно, начиная с первого класса, приобщать маленького человека к театру, в том числе и кукольному.

Характерные особенности детей среднего школьного возраста Усиленное внимание к собственному внутреннему миру. Развитие мечтательности, сознательный уход от реальности в фантастику. Авантюризм, балансирование "на грани" в целях самоиспытания. Утрата внешних авторитетов, опора на личный опыт. Моральный критицизм, негативизм.

Срок реализации Программы составляет 1 год (144 часа)

Формы и режим занятий

Форма обучения - групповая, количество обучающихся в группе не более 15 человек. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 45 мин с 10 – минутным перерывом.

Общее количество часов в год составляет 144 часа.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с историей кукольного театра;
  • познакомить с видами кукольного театра, разновидностями кукол;
  • научить изготовлению театральных кукол из картона, ткани, пряжи;
  • научить технике вождения кукол;
  • научить технике актёрского мастерства;
  • научить навыкам сценического мастерства.

Развивающие:

  • развивать индивидуальные, творческие способности у обучающихся;
  • развивать        точность        и        координацию        движений,        умение ориентироваться в малом и большом пространствах;
  • развивать воображение, пространственное мышление детей;
  • развивать мелкую моторику, выразительность речи;
  • развивать коммуникативные качества.

Воспитательные:

  • воспитывать художественно-эстетический вкус;
  • воспитывать чувства коллективизма, взаимовыручки;
  • воспитывать уважительные и доброжелательные отношения к другому человеку, его мнению;

  1. Планируемые результаты.

Предметные результаты

По окончании обучения обучающиеся будут знать:

  • историю возникновения и развития театра кукол;
  • виды кукольного театра, разновидности кукол;
  • методику изготовления театральных кукол из картона, ткани, пряжи;
  • технику актерского и сценического мастерства.

По окончании обучения обучающиеся будут уметь:

  • изготавливать театральных кукол из пряжи, ткани, картона;
  • управлять куклами;
  • импровизировать при постановке спектакля;
  • придумывать сюжет и рассказывать собственную сказку;
  • передавать характер персонажа голосом и действием; грамотно, выразительно, интонационно произносить текст;

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • художественно-эстетический вкус;
  • чувства коллективизма, взаимовыручки;
  • уважительные и доброжелательные отношения к другому человеку, его

мнению;

Метапредметные результаты

  • развиты индивидуальные, творческие способности обучающихся;
  • развита точность и координация движений, ориентировка в малом и большом пространствах;
  • развита мелкая моторика, выразительность речи;
  • развиты коммуникативные качества.

1.4. Содержание программы.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации

/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Техника безопасности

2

2

Опрос.

2

Знакомство с миром

искусства

14

8

6

2.1

История театра кукол от первобытного человека до

древней Греции

2

2

Опрос.

2.2

Виды кукол

4

2

2

Практическое занятие.

2.3

Театральные образы простых предметов. Театр

веселой и умной игры

4

2

2

Творческая работа

2.4

Современные куклы в театре и на телевидении

4

2

2

Наблюдение

3

Основы актерского мастерства

28

6

22

3.1

Дикция

7

1

6

Практическое занятие.

3.2

Актерское мастерство. Виды эмоций, настроения,

способы их выражения

10

2

8

Творческая работа

3.3

Секреты сценического

мастерства

4

2

2

Практическое занятие.

3.4

Сценическое движение

7

1

6

Творческая работа

4

Творческая мастерская

36

8

28

4.1

Изготовление простейших перчаточных кукол

10

2

8

Практическая работа

4.2

Изготовление пальчиковых

кукол

10

2

8

Практическая

работа

4.3

Изготовление деталей лица

8

2

6

Практическая

работа

4.4

Декорация из картона и бумаги. Изготовление

эскизов и макета

8

2

6

Выставка

5

Кукловождение

18

4

14

5.1

Пластические возможности руки

4

1

3

Практическое

занятие.

5.2

Простейшие физические

действия перчаточных кукол

4

1

3

Наблюдение

5.3

Освоение семи правил кукловождения

10

2

8

Практическое занятие.

6

Работа над спектаклем

42

6

36

6.1

Чтение пьесы. Определение темы, идеи

10

2

8

Творческая

работа.

6.2

Работа над ролью и с текстом

14

2

12

Творческая

работа.

6.3

Репетиции спектакля

18

2

16

Творческая

работа.

7

Постановка спектакля

4

4

Рефлексия.

Итого

144

34

110

Содержание учебного плана.

  1. Вводное занятие. Техника безопасности (2 ч)

Теория. Знакомство. Обсуждение организационных вопросов. Инструктаж по технике безопасности при работе с колющими, режущими предметами. Бережное отношение к кукле. Правила переноса и хранения декорации.

Установка ширмы, стоек под декорацию. Хранение реквизита. Безопасное обращение с выключателями и розетками. План эвакуации.

  1. Знакомство с миром искусства (14 ч)

  1. История театра кукол от первобытного человека до древней Греции (2 ч)

Теория. Разновидности театров. Знакомство с историей возникновения кукольного театра. Знакомство с театральной лексикой (см. Приложение 1), профессиями людей, которые работают в театре.

  1. Виды кукол (4 ч)

Теория. Разнообразие кукол для кукольного театра. Виды кукол. Славянские куклы. Куклы Востока и Индокитая: тростевые куклы. Япония и Индия – театр теней.

Практика. Этюдный тренаж: упражнения на развитие внимания, памяти («Давайте потанцуем», «Проверь себя»). Практические занятия по вождению куклы.

  1. Театральные образы простых предметов. Театр веселой и умной игры (4 ч)

Теория. Театральные образы простых предметов. Создание веселых и сказочных историй с превращением школьных предметов в театральных героев. Практика.        Создание        персонажей        из        «ненужных        вещей».        История возникновения героя.

  1. 4. Современные куклы в театре и на телевидении (4 ч)

Теория. Кукольные театры России. Куклы – звезды телевидения.

Практика.        Просмотр        телепередач        с        участием        кукол:        «Спокойной        ночи, малыши», «Карусель», «В гостях у Деда Краеведа», «Улица Сезам».

  1. Основы актерского мастерства (28ч)

  1. Дикция (7 ч)

Теория. Гимнастика губ, языка. Артикуляционная гимнастика. Упражнения на произношение гласных и согласных. Произношение скороговорок от простых к сложным, с определенной интонацией, разным темпом произношения (см. Приложение 2).

Практика. Упражнения на произношение гласных и согласных. Дыхательные упражнения стоя и сидя. Этюды на воспроизведение отдельных черт характера, развитие внимания («Лисичка-сестричка», «Выбери одежду для куклы»).

  1. Актерское мастерство (10ч)

Теория. Виды эмоций, настроения, способы их выражения.

Практика. Этюды на публичное одиночество; на смену эмоционального состояния; на память физического действия; на взаимопонимание.

  1. Секреты сценического мастерства (4ч)

Теория. Слова и эмоции (развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера). Образ эмоции. Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер.

Практика. Упражнения по мастерству актёра. Показать, как с помощью разных эмоций передается образ того либо другого персонажа. Игра «Чудесный мешочек», изобрази героя сказки. Развивающие игры. Показ этюдов.

  1. Сценическое движение (7ч)

Теория. Особенности сценического движения.

Практика. Тематические игры и сценки на характер поведения животных, с незаконченным сюжетом, на двух исполнителей, на точность физических действий. Этюды на характер поведения животных; на точность физических действий.

  1. Творческая мастерская (36ч)

  1. Изготовление простейших перчаточных кукол (10ч)

Теория. Способы изготовления перчаточных кукол.

Практика. Избавление от набивного материала. Подгонка под руку актера. Пришивание недостающих деталей.

  1. Изготовление пальчиковых кукол (10ч)

Теория. Разновидности пальчиковых кукол. Способы изготовления пальчиковых кукол.

Практика. Изготовление пальчиковых кукол - топотушек из плотной бумаги. Изготовление пальчиковых кукол из ткани и бумаги. Игры по ролям. Сценки с изготовленными пальчиковыми куклами.

  1. Изготовление деталей лица (8ч)

Теория. Особенности изготовления деталей лица для куклы.

Практика.        Изготовление        деталей        лица        из        бумаги,        тканого        полотна        с использованием пуговиц, бусин, кнопок, ниток.

  1. Декорация из картона и бумаги. Изготовление эскизов и макета (8ч)

Теория. Основные принципы изготовления декораций.

Практика. Изготовление декораций. Выбор цветовой гаммы и материала. Лес, поляна, домик.

  1. Кукловождение (18ч)

  1. Пластические возможности рук (4ч)

Теория. Упражнения для рук.

Практика. Этюды для укрепления и подвижности рук. Гимнастика рук, пальцев.        Круговое вращение кистей. Упражнения «Волна», «Восьмерка»,

«Веер», «Миксер», «Кнопочки», «Лепка», «Замочки», «Игра на разных музыкальных инструментах».

  1. Простейшие физические действия перчаточных кукол (4ч)

Теория. Изучение правил вождения кукол. Основное положение куклы.

Практика. Отработка простейших физических действий перчаточной куклы (идти, бежать, сесть, встать, лечь, прыгать и т.д.).

  1. Освоение семи правил кукловождения (10ч)

Теория. Движение актера с куклой за ширмой. Подробный показ возможных движений головы, рук, корпуса перчаточной куклы. Расположение над ширмой. Первый, второй, третий план сценической площадки.

Практика. Этюдный тренаж: упражнения на развитие внимания, памяти («Давайте потанцуем», «Проверь себя»). Практические занятия по вождению куклы. Характер и образ в передаче интонации. Сравнение образа героя с предметом, издающим звуки. Упражнения для обработки навыков разговора куклы. Диалог героев.

  1. Работа над спектаклем (42ч)

  1. Чтение пьесы. Определение темы, идеи (10ч)

Теория. Выразительное чтение с комментариями и пояснениями. Определение темы, идеи.

Практика. Распределение ролей. Этюдный тренаж на выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера героя. Дикционные упражнения. Творческая работа обучающихся над выразительным чтением.

  1. Работа над ролью и с текстом (14ч)

Теория. Анализ роли. Внешнее и внутреннее соответствие героя. Основная черта характера, как она выражается в пьесе, с чем ассоциируется образ героя.

Практика. «Застольная» репетиция. Характеристика персонажей. Монологи, диалоги, массовые сцены. Распределение технических обязанностей по спектаклю (установка, оформление декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами). Выстраивание мизансцен. Изготовление реквизита. Запись фонограммы спектакля. Монтажные репетиции. Прогоны. Музыкальное оформление.

  1. Репетиции спектакля (18ч)

Теория. Вождение куклы. Походка, жест, поворот головы, корпуса. Оценка факта. Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Приспособление к реквизиту, декорации. Общение через куклу. Музыка и движение куклы. Речь актера и движения куклы, жест, характеризующий отношение к происходящему.

Практика. Репетиции на сцене. Отработка деталей спектакля за ширмой. Работа над постановочным планом. Генеральная репетиция. Отработка выразительности речи и жестов. Оформление сцены. Репетиция выхода актеров на поклон.

  1. Постановка спектакля (4ч)

Практика. Показ спектакля. Обсуждение и подведение итогов работы.

  1. Формы аттестации и их периодичность.

Способы определения результативности реализации программы

  • Педагогическое наблюдение;
  • Педагогический анализ активности обучающихся на занятиях, участия обучающихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях)

Виды мониторинга:

  • Входная диагностика: анкетирование. Проводится в начале учебного года.
  • Промежуточная диагностика:        открытое        занятие (демонстрация приёмов кукловождения для родителей), тестирование. Проводится в середине учебного года.
  • Итоговая диагностика: спектакль. Проводится в конце учебного года.

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

  1. Методическое обеспечение Программы

В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

Для достижения поставленной цели и реализации задач Программы используются следующие методы обучения (групповые и индивидуальные):

  • вербальный (рассказ, беседа, объяснение);
  • наглядный (наблюдение, демонстрация);
  • практический (упражнения, воспроизводящие и творческие, творческие показы).

Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж, который включает в себя этюды (упражнения) на        развитие      внимания,     этюды на выражение эмоций, этюды на отработку движений кукол различных видов и т.д.

В данной Программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке (см. Приложение 3).

Педагогические технологии:

  • здоровьесберегающие технологии,
  • игровые технологии,
  • технология сотрудничества.

  1. Условия реализации программы.

Материально-технические условия реализации Программы:

  1. Кабинет,        оборудованный        в        соответствии        с        санитарно-гигиеническими требованиями.
  2. Демонстрационное оборудование (экран, проектор).
  3. Столы, стулья.
  4. Ширма, куклы, реквизит.

Наглядное и дидактическое обеспечение:

шаблоны, эскизы, схемы, карточки, видеоматериалы, афиши, журналы, фотографии, материалы на флеш- накопителях, иллюстрации разных видов кукол, инструкции по изготовлению кукол.

Информационное обеспечение:

  1. Календарный учебный график.

№ п

/ п

Мес яц

Ч

ис ло

Вре мя про вед ени я зан яти

я

Форма занятия

Ко ли че ст во ча со в

Тема занятия

Мест о прове дения

Форма контроля

1

Сент ябрь

Беседа.

2

Вводное занятие. Техника безопасности

Устный или письменны й опрос

Знакомство с миром искусства 14 ч.

2

Сент ябрь

Рассказ. Презентац

2

История театра кукол от первобытного человека

Устный или письменны

ия.

до древней Греции

й опрос

3

Беседа. Презентац

ия.

4

Виды кукол

Практическ ое занятие.

4

Беседа. Презентац ия

4

Театральные образы простых предметов. Театр веселой и умной

игры

Творческая работа.

5

Рассказ. Презентац

ия

4

Современные куклы в театре и на телевидении

Творческая работа

Основы актерского мастерства 28 ч.

6

Этюдный тренаж.

Индивидуа льная        и

групповая работа.

7

Дикция

Практическ ое занятие.

7

Этюдный тренаж.

Индивидуа льная и групповая

работа.

10

Актерское мастерство. Виды эмоций, настроения, способы их выражения

Творческая работа.

8

Беседа.

4

Секреты сценического мастерства

Практическ ое занятие.

9

Театральн ые        игры. Индивидуа льная                и групповая

работа.

7

Сценическое движение

Творческая работа

Творческая мастерская 36 ч.

1

0

Объяснени е.

Индивидуа льная и групповая

работа.

10

Изготовление простейших перчаточных кукол

Практическ ая работа.

1

1

Объяснени е.

Индивидуа льная и групповая

работа.

10

Изготовление пальчиковых кукол

Практическ ая работа.

1

2

Объяснени е.

Индивидуа льная        и

групповая работа.

8

Изготовление деталей лица

Практическ ая работа.

1

3

Беседа. Индивидуа льная        и групповая

работа.

8

Декорация из картона и бумаги. Изготовление эскизов и макета

Выставка.

Кукловождение 18 ч.

1

4

Этюдный тренаж.

Презентац ия.

4

Пластические возможности руки

Практическ ое занятие.

1

5

Беседа.

4

Простейшие физические действия перчаточных

кукол

Наблюдени е

1

6

Этюдный тренаж.

10

Освоение семи правил кукловождения

Практичес

кое занятие.

Работа над спектаклем 42 ч.

1

7

Беседа.

10

Чтение пьесы. Определение темы, идеи

Творческая работа.

1

8

Беседа.

14

Работа над ролью и с текстом

Творческа я работа.

1

9

Беседа. Индивидуа льная и

групповая

18

Репетиции спектакля

Творческа я работа.

работа

2

0

Показ

4

Постановка спектакля

Рефлексия.

  1. Оценочные материалы.

Диагностическая карта

промежуточного уровня теоретических знаний, практических умений и навыков

Объединение ПДО,

Ф.И.О.        педагога        дополнительного        образования

                         _ год обучения          

Фамилия, имя учащегос

я

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Теоретически е знания

Владение специальной терминологие й

Практически е умения и навыки

Владение специальным оборудованием

, техникой безопасности

В

С

Н

В

С

Н

1

2

3

4-

1

5

Всего аттестовано        учащихся

Из них по результатам аттестации показали: Теоретическая подготовка :

высокий уровень                чел.        % от общего количества учащихся средний уровень                        чел.                % от общего количества учащихся низкий уровень        чел.                % от общего количества учащихся

Практическая подготовка:

высокий уровень        _ чел.                % от общего количества учащихся средний уровень                        чел.        % от общего количества учащихся низкий уровень                чел.        % от общего количества учащихся

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

  • высокий уровень (В) – учащийся освоил на 80-100% объём знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

  • средний уровень (С) – объём усвоенных знаний составляет 50-80%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
  • низкий уровень (Н) – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных образовательной программой, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

  • высокий уровень (В) – учащийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными образовательной программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

  • средний уровень (С) – объём усвоенных умений и навыков составляет 50- 80%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;

  • низкий уровень (Н) – учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
  1. Список литературы

Для педагога:

  1. Артамонова Е.В. Театр для детей. - М.: Эксмо, 2010.
  2. Гальцова Е.А. Путешествие в страну игр и театра. - Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Дангворт Р. Домашний кукольный театр. – М.: Издательство «Росмэн», 2005.
  4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. - М.: Школьная пресса, 2000.
  5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Яр.: 1997.
  6. Сорокина        Н.Ф.        Играем        в        кукольный        театр:        программа        «Театр        – творчество – дети». - М.: АРКТИ, 2002.
  7. Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2001.
  8. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
  9. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов.

- М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

Список литературы для обучающихся

  1. Алферов А. Петрушка и его предки (очерк из истории народной кукольной комедии) // Десять чтений по литературе. Изд. 3-е. М., Сотрудник школ, 1909.
  2. Деммени Е. «Школьный кукольный театр» Л; Детгиз, 1999.
  3. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ («Репертуар для детских и юношеских театров»), 2008.
  4. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Приложение 1

СЛОВАРЬ КУКОЛЬНИКА

Авансцена — передняя часть сцены.

Антракт — промежуток между действиями спектакля.

Батлейка — белорусское народное кукольное представление, сходное по типу с вертепом и шопкой. В её репертуар наряду с историей, рассказывающей о рождении Христа, входили народные пьесы («Царь Максимилиан») и короткие интермедии («Вольский — кузнец польский», «Корчмарь Берек» и др.).

Бутафория — предметы и украшения, имитирующие подлинные в сценической обстановке.

Вага — особая конструкция, к которой крепятся нити для управления марионеточной куклой. Она бывает горизонтальной (для марионеток- животных) и вертикальной.

Вертеп (старославян. и древнерус. — пещера) — переносный театр кукол, в котором разыгрываются представления религиозного характера, связанные с легендой о рождении Христа. Обычно имеет строение в два этажа. На верхнем разыгрываются библейские сюжеты, на нижнем — светские (бытовые, комедийные, порой — социальные). Вертепные куклы передвигаются по прорезям в полу сцены.

Гапит — трость, на которую насажена головка тростевой куклы. Гапит, снабженный простейшей механикой, позволяет поворачивать и наклонять головку. Возможен вариант крепления к гапиту ниток, управляющих глазами и ртом куклы.

Гансвурст (с нем. — «Ганс-колбаса») — герой немецкого народного драматического театра и театра кукол. Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два столетия уступил место новому национальному герою Касперле, который унаследовал некоторые черты его характера.

Гиньоль — персонаж французского театра кукол. Родился в Лионе в начале XIX века. Сюжеты сценок, в которых он участвовал, были заимствованы из жизни ткачей города. Все возрастающая популярность Гиньоля в народных кругах вытеснила старого Полишинеля. До сих пор французские кукольные

представления носят его имя, а самому народному любимцу в Лионе сооружен памятник.

Грядка — верхний передний край (или план) ширмы.

Даланг — актер яванского театра кукол. В его задачу входит только кукловождение, а текст произносит находящийся рядом чтец.

Декорации (от латин. — украшение) — художественное оформление действия на ширме или театральной сцены.

Дубль — подменная кукла, копирующая своим внешним видом основную и заменяющая её в случае необходимости при решении особых сценических задач. Задник — расписной или гладкий фон на заднем плане ширмы или сцены.

Зеркало сцены — плоскость видимого зрителю игрового пространства, ограниченная в театре кукол ширмой, порталами и портальной аркой.

Карагез (с турец. — «черный глаз») — герой турецкого теневого театра кукол. Славился своими шутками и неприязнью к «власть имущим».

Котурны — в театре кукол небольшие скамеечки, прикрепляемые к обуви, или специальные башмаки на толстой подошве. Они используются в том случае, когда рост актера-кукольника не позволяет ему держать куклу на уровне воображаемого пола ширмы Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам. Матей Копецкий (1762-1847 гг.) — чешский народный кукольник, создатель знаменитого театра и его героя Кашпарека, для которого им написано более 60 пьес. На могиле Матея Копецкого поставлен памятник из белого мрамора, на котором актер изображен со своей куклой. Сам знаменитый Кашпарек хранится в Национальном музее Праги.

Марионетка — низовая кукла, управляемая с помощью нитей. Она требует особого устройства сцены и ваги.

Мизансцена — определенное расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля.

Мимирующая кукла — кукла из мягких материалов с подвижным выражением лица. Пальцы актера находятся непосредственно в голове куклы и управляют ее ртом, глазами и носом.

Монолог — речь одного лица, мысли вслух.

Образцов Сергей Владимирович (1901-1992 гг.) — знаменитый кукольный актер и режиссер, создатель собственного оригинального театра кукол. Многие его спектакли стали хрестоматийными: «Каштанка» (по А. П. Чехову), сказки

«По щучьему велению», «Волшебная лампа Аладдина» и др. А спектакли Исидора Штока «Божественная комедия», «Говорит и показывает ГЦТК...» и

«Необыкновенный концерт» признаны мировой классикой.

Олеарий — немецкий путешественник, посетивший Россию и оставивший

«Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию...» (1647 г.). С именем Олеария связано первое документальное упоминание о кукольном представлении на Руси, а в самой книге есть рисунок, изображающий кукольника с Петрушкой, датированный 1636 годом.

Падуга — горизонтальная часть декоративного оформления сцены. Представляет собой полоску ткани, подвешенную на штанге или тросе.

Пантомима — выразительные движения телом, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Панч — популярный герой английского театра кукол, снискавший славу хулигана и драчуна. Панчу неизменно сопутствует жена Джуди. Их представления —образец английского юмора и злой социальной сатиры — пользовались в Англии огромным успехом и сохранились до сих пор.

Приложение 2

Скороговорки, используемые на занятиях по сценической речи Нашей Юле купили юлу, Юля играла с юлой на полу. Шесть мышат в камышах шуршат.

Баран Буян залез в бурьян. Наш Полкан попал в капкан. Бобры для бобрят добры. Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипа. Около кола колокола.

Съел Слава сало, да сала было мало. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон! Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. Горихвостка, гори-хвосточка, выгорихвостила горихвостят.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок. У Кондрата куртка коротковата.

Влас у нас, а Афанас у вас. Скрепи скрепки крестиком.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Феофанова фуфайка Фефеле впору.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит. На дворе — трава, на траве — дрова. Из кузова в кузов сгружали арбузы.

Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся. Не будет подарка у внучки Маруси — все бусы склевали по бусинке гуси.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У бела быка губа была тупа. Поезд мчится, скрежеща: «Же-ча-ща, же-ча-ща!»

В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

От топота копыт пыль по полю летит. Звенит земля от золотого зноя.

Приложение

3

Примерный репертуар

Миниатюры: О. Григорьев «Яма», Н. Сладков «Лесные мастера»,

«Скоморошина», «Яблоко», «Вова - лгунишка».

Мини – спектакли: Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко «Волшебная сметана»,

«Вот это фокус!», «Огородники», «Лиса - ученица», «Зайкина тётя»,

«Дружные зайчата», «В лес на прогулку», «Любочка и ее помощники», «Плохой хвостик», «Капризка», «Друзья познаются в беде», «Еж и медведь», русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Зимовье зверей».

Спектакли: М.О.Рахно «Красная Шапочка», «Малыш и Карлсон»,

«Белоснежка и семь гномов», «Четверо друзей», «Три поросенка», О.Емельянова

«Колобок», С.Лапша «Козочка», Е.В.Горбина, М.В. Михайлова. Весенние истории

«Про то, как морковку морковкой назвали», «Про волшебника Оха и Дуню - ленивицу», «Огниво», О.Емельянова «По щучьему веленью»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажное чудо»

Адаптированная общеобразовательная программа «Бумажное чудо» адаптирована для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индиви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арт-студия»

Программа предполагает погружение детей в мир искусства для формирования умения создавать творческие художественные работы в разных видах художественно – продуктивной деятельности. Постепенное в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».

Содержание программы построено на выполнении  художественно-творческих проектов, в ходе которых ребята учатся строить свою деятельность, искать нужные способы выполнения проекта, материалы, осваи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный скульптор»

Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Пластилиновый мир"

Дополнительная программа художественной направленности "Пластилиновый мир" предназначена для младших школьников (6-10 лет) и  расчитана на 1 год обучения....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"

Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...