Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
материал

Докина Дина Ивановна

Методы, формы организаци деятельности учащихся, средства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Система моей методической работы основана на принципах личностно-ориентированного обучения, где в центре внимания находится ученик как субъект.

Методическая проблема, над которой я работаю, - «Использование инновационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках информатики  и во внеурочной деятельности в рамках реализации системно-деятельностного подхода».

Сущность системно – деятельностного подхода заключается не в том, что ученику предлагают выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. Главное здесь – личная инициатива обучаемого, овладение универсальными учебными действиями (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные). Именно ученики становятся главными «действующими героями» на уроке. Их деятельность должна быть осмысленна, личностно – значима: что я хочу сделать? – зачем я это делаю? – как я это делаю? – как я это сделал? Только мотивированное и деятельностное обучение может быть личностно – ориентированным и развивающим.

Осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении мне помогают следующие технологии:

·         технология разноуровневого обучения (тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности: во время выполнения задания учащиеся знают уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет  снять эмоциональное и психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения); 

·         технология проблемного обучения;

·         технология ИКТ (компьютер, позволяющий повысить степень наглядности, мультимедийный проектор, сеть Интернет);

·         технология проектной и исследовательской деятельности (мини-проекты на уроках, творческие и социальные проекты на занятиях во внеурочной деятельности);

·         технология сотрудничества (с учениками, родителями, педагогами, жителями посёлка);

·         здоровьесберегающие технологии;

·         портфолио, кейс технологии.

Одной из самых эффективных технологий для меня на сегодняшний день  является «Технология развития критического мышления». В работе является важным не количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией. Именно технология РКМЧП дает возможность учителю формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности учащихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном саморазвитии. Способствует самоопределению учеников, формирует самостоятельность их мышления и деятельности. Влияет на цели учителя и результаты образовательного процесса.

Технология критического мышления включает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Цель применения мною данной технологии: развитие навыков анализа и критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, формирование метапредметных компетенций и достижение личностных результатов.

Обоснование применения технологии

Прогнозируемый результат

·         развитие интеллектуальных способностей, личностной мотивации в обучении;

·         развитие основ работы с текстом с разным уровнем понимания содержащейся в нем информации;

·         формирование ключевых компетенций учащихся;

·         развитие личности ученика;

·         развитие самостоятельности в добывании знаний;

·         развитие сотрудничества ученик-ученик, ученик-учитель;

·         развитие умения оценивать свою и чужую деятельность

·         умение планировать собственную учебную деятельность (ставить цель, находить пути ее решения);

·         умение систематизировать, анализировать, интегрировать информацию;

·         умение переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;

·         умение вычленять главное в инфор-мационном сообщении;

·         умение находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснование и аргументы;

·         умение стать субъектом учебной деятельности, то есть самостоятельно учиться;

·         умение рефлексировать;

·         умение работать в паре, группе.

Меня привлекает эта технология, так как она обладает богатым инструментарием методических приемов, позволяющих ученику сначала в совместной деятельности с учителем, а затем самостоятельно овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, помогает овладеть методами групповой работы. А это позволяет индивидуально подходить к развитию личности школьников не только через организацию учебного процесса, но и в отборе содержания.

Информационные технологии обучения:

Цель технологии – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного поля».

Применяя данную технологию я решаю задачи повышения качества процесса обучения и усвоения материала, формирования информационной культуры. У обучающихся закладываются основы эстетики. А так же профилактика заболеваний, переутомлений, которые отрицательно воздействуют на работоспособность человека. Формируется методическая копилка презентаций по различным разделам.. При подготовке уроков использую материалы Интернет (ЭОР и ЦОР) для создания презентаций: http://school-collection.edu.ru

Для проведения уроков и внеклассных мероприятий огромную помощь оказывают электронные версии журналов издательства Педагогического университета «Первое сентября», публикации сайта социальной сети работников образования «Наша сеть»

http://nsportal.ru/.

  Приём  (Кубик Блума).

это педагогический приём, который помогает не только запомнить, но и проанализировать, прочувствовать и понять материал.

Суть приёма заключается в следующем: после прочтения материала нужно бросить кубик, похожий на игральные кости. На каждой грани написан свой вопрос. Всего их 6:

  • почему;
  • придумай;
  • поделись;
  • назови;
  • предложи;
  • объясни.

Вопросам нужно придумать продолжение, а после ответить на них. Другой вариант — составить задание и выполнить его.

Бросать кубик можно сколько угодно. Чем больше вопросов вы зададите, тем лучше усвоите изучаемый материал.

Использование технологии способствует выполнению следующих задач:

1. Образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала, способствовать расширению кругозора через использование дополнительных образовательных источников.

2. Развивающие: развивать творческое мышление, способствовать практическому применению умений и навыков.

3. Воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения, способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Применять игровые технологии можно в качестве элемента урока («Своя игра» при работе с понятиями, терминами и для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам). Предлагаю разгадывать кроссворды, ребусы, загадки, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. Данные технологии отлично работают и в качестве целого урока (интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг»).

Проектный метод обучения

Цель технологии – развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

В ходе урока решаются следующие задачи: стимулируется интерес учащихся к определенной проблеме, предполагающей овладение определенной суммой знаний, и предусматривающим решение этой проблемы через проектную деятельность, формируется умение применять практически полученные знания, развивается рефлекторное и критическое мышление, развиваются навыки активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

На этапах создания проекта моя деятельность заключается в следующем: из носителя готовой информации превращаюсь в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Помогаю учащимся в поиске источников информации, иногда сама выдаю информацию по данной теме, поддерживаю непрерывную обратную связь. На подготовительном этапе помогаю выделить цель и задачи проекта, выбрать нужные методики работы. На основном этапе составления проекта являюсь координатором самостоятельной работы учащихся. На заключительном этапе делаю акцент на подготовке учащихся к публичному представлению проекта. Результат:

1. В ходе проектной деятельности ученики самостоятельно (при создании индивидуального проекта) или в совместных усилиях (при групповой работе) решают проблемы, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.

2. Повышается мотивация учащихся к обучению.

3. Учащиеся, выступая с проектами на школьном уровне, приобретают опыт публичных выступлений, умение аргументировать свою точку зрения, свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Конспекты уроков и методическое обоснование их...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Рабочая программа, 2 класс, русский язык по программе "Начальная школа 21 века"Технологическая карта урока математики, 1 класс по программе "Школа России"...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...