Познавательно - игровая программа " Всемирный День водных ресурсов"
материал

Елизавета Алексеевна Петракевич

Знакомство с проблемами водных ресурсов, возможными путями их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_programma_den_vodnyh_resursov.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное учреждение

«Центр социальной помощи семье и детям Асиновского района»

Согласовано:

Методист____________ Е.С. Декина

 «22» марта 2024 г.

Познавательная программа «Всемирный день водных ресурсов»

Цель: Знакомство  с   проблемами водных ресурсов, возможными путями их решения.

Задачи:

- узнать  значение воды в природе.

- воспитывать бережное и экономное отношение к воде, как основу всего живого на Земле;

Ход мероприятия:

Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. “Вода дороже золота”, - утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.

«Вода! Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета; тебя невозможно описать; тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами …Ты самое большое богатство на свете ”, - писал о воде Антуан де Сент-Экзюпери.

Действительно, вода – самое большое богатство, без которого ни один человек не сможет прожить более 3-х – 5-ти дней. Но иногда люди забывают про это богатство и разбазаривают её по пустякам.

22 марта отмечается Всемирный день воды и водных ресурсов. Появился этот праздник в календаре недавно — в 1993 году. И объявила об этом Генеральная Ассамблея ООН. А задача у праздника предельно простая — привлечь внимание всего человечества к вопросам освоения и сбережения воды и водных ресурсов. А в 2003 году ООН объявила 2005-2015 годы — Международным десятилетием действий «Вода для жизни».

Поэтому 22 марта является уникальной возможностью напомнить человечеству о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества.

Практические усилия могут помочь углубить общественное понимание, как проблем, так и решений в этой области. Для достижения положительных результатов необходимо превратить слова в обязательства и действия.

Что же такое вода?  У нас в гостях специалисты разных наук, они расскажут нам, что же такое вода с точки зрения химии,  географии, биологии и физики.

Химик: 

Химическая формула «Н2О» - единственное вещество в природе, которое в земных условиях существует в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вода – универсальный растворитель. Любая природная вода – раствор. Питьевая вода из разных источников может иметь разный химический состав, что сказывается на её вкусе. Все знают, что вода в море соленая. Это зависит от концентрации растворенных в ней солей, но не всем известно, что в разных морях и океанах соленость воды неодинакова. Средняя соленость вод океана составляет 35%; соленость морской воды может изменяться от нуля вблизи мест впадения крупных рек до 40% в тропических морях. Вода для питья должна содержать менее 0,05% растворенных солей. Растения погибают при наличии в поливной воде в виде примеси более 0,25% солей.  

Географ:

Основные запасы воды сосредоточены на Земле в морях и океанах – около 1,4 млрд. км³. Пресная вода находится в ледниках – около 2 млн. км³. Большинство пресной воды сконцентрировано в ледниках Антарктиды и Гренландии. Третий по величине источник воды – подземные воды. Они проходят на глубине 150- 200 м. Общий их объём приблизительно в 100 раз больше объёма поверхностных пресных вод рек, озёр, болот.     В атмосфере содержится около 14 тыс. км³ водяного пара. Вода входит в состав многих минералов, в частности глин. Водная оболочка Земли – «гидросфера» условно подразделяется на Мировой океан (океаносферу) и воды суши.

Биолог:  

Вода составляет 90% всей массы всех живых организмов на Земле. Эмбрион человека на 97% состоит из воды, а у новорожденного его количество равно 77% от массы всего тела. К 50-ти годам количество воды в теле человека сокращается до 60%. Ежесуточно человек при дыхании выделяет 0,4 л. через кожу при потении – 0,6 л. Через почки – 1-1,5 л воды, т.е. всего – 2. 5 л. воды. Потеря воды ведет к жажде, человек утоляет её, потребляя почти столько же воды. Следовательно, взрослый человек, весом 70 кг. В течении жизни (60-70 лет) потребляет 64 т. Воды, т.е. в 1000 раз больше собственной массы. При этом вода в организме сменяется в среднем за 17 дней. Таким образом, современное человечество – 6 млрд. людей – нуждается ежегодно в 5,5 км³ воды, только для физиологических потребностей. 

Физик:

Температуры плавления и кипения воды соответствуют 0º и 100º по шкале Цельсия. В XVIII веке вода послужила эталоном для выбора единицы массы. Массе 1 см³ воды было приписано значение 1 г, следовательно, плотность воды = 1 г/см³. Вода обладает наибольшей среди всех веществ теплоемкостью, равной 4, 2 кДж.

Вода – очень плохой проводник электричества. Но уже небольшое количество примесей резко увеличивают её электропроводность. Иногда вода замерзает при положительной температуре. Такое явление наблюдается в трубопроводах и почвенных капиллярах. В трубопроводах вода может замерзнуть при температуре +20°C. Объясняется это присутствием в воде метана.

Интересные факты о воде:

- При потере 2% воды у человека появляется чувство жажды, при потере 6-8%  наступает полуобморочное состояние,

- при 10% – галлюцинации, нарушение глотания.

- Потеря 10-20% воды опасна для жизни. Всего лишь 2%-ое сокращение уровня воды в теле может привести к 20%-ому снижению умственных и физических показателях.

В нашем организме всегда поддерживается постоянство внутренней среды. Излишки воды и солей быстро удаляются из организма через почки и кожу. 

Ткани нашего тела – этот форменный сосуд для воды! Особенно богаты водой ткани молодого организма.

Викторина «Вода всему голова»

- Где больше всего воды на Земле? (В океане) 

- Какие водоемы называются естественными? (Реки, озера, моря-возникают в природе без участия человека)

- Почему большинство озер не высыхает? (В них впадают реки)

-Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождем летают низко над землей, т.к. насекомые тоже опускаются вниз)

- Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (Тридцать лет и три года)

- Назовите любителя зимнего плавания? (Морж)

- Чем знаменито озеро Байкал? (Самое глубокое озеро в мире)

- Чем различаются горные и равнинные реки? (Скоростью течения)

- Какие водоемы называются искусственными? (Каналы, пруды, водохранилища)

- Какой злак растет под слоем воды? (Рис)

- Кто ловил рыбу хвостом в проруби? (Волк)

- У кого хвост бывает только в младенчестве, а потом отпадает? (У лягушки)

- Какие две рыбы «обитающие» в разных сказках, исполняют желания, поймавших их людей? (Золотая рыбка и щука)

- Как наблюдая за муравьями, предсказать погоду? (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все входы)

- Чем объяснить богатство растительного и живого мира по берегам рек и озер? (Хорошие условия для жизни: достаточно света, кислорода, пищи)

Самая длинная и многоводная река мира? (Амазонка).

Какой вред в природе приносит вода? (Наводнения). 

Как приспособились животные к жизни в воде? (Рыбы дышат  жабрами,  тюлени, моржи имеют толстый слой жира).

 «Загадкино»

Отгадать загадки на тему «водоёмы».

  1. Он без рук, он без ног
    Из земли пробиться смог,
    Нас он летом, в самый зной,
    Ледяной поит водой. (Родник.)

  1. Шириною широко,
    Глубиною глубоко,
    День и ночь
    О берег бьётся.
    Из него вода не пьётся,
    Потому что не вкусна –
    И горька, и солона. (Море.)

  1. К маме-речке бегу
    И молчать не могу.
    Я её сын родной,
    А родился – весной. (Ручей.)

  1. Не вода, не суша –
    На лодке не уплывёшь
    И ногами не пройдёшь. (Болото.)

  1. Посреди поля лежит зеркало:
    Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд или озеро.)

  1. Чуть дрожит на ветке
    Лента на просторе,
    Узкий кончик в роднике,
    А широкий в море. (Река.)

  1. С высоты большой срываясь,
    Грозно он ревет
    И, о камни разбиваясь,
    Пеною встает. (Водопад)

 «Рекорды» - закрепим знания.

  1. Самая длинная река в мире? (Нил)
  2. Самая полноводная река планеты? (Амазонка)
  3. Самый большой океан? (Тихий)
  4. Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)
  5. Самое глубокое озеро мира, где содержится 1/5 всех мировых запасов пресной воды и 80% всей пресной воды нашей страны? (Байкал)
  6. Материк, на котором содержится 80% пресной воды нашей планеты? (Антарктида)
  7. Что такое вода?

- Ребята, вам понравилось слушать историю о водных ресурсах?

- Большое спасибо всем, вы большие молодцы! Спасибо за внимание. До новых встреч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-игровая программа «Не оставляй костёр в лесу»

цели: познакомить обучающихся с причинами возникновения пожаров  в лесу, в степи, в поле, со степенью их опасности;научить предвидеть и прогнозировать  опасные  ситуации , связанные с в...

Познавательно – игровая программа « В гостях у мастера Карандаша»

Познавательно – игровая программа« В гостях у мастера  Карандаша».Увлекательная познавательно-игровая программа для учащихся начальной школы с конкурсами, мультфильмом, подарками. Дети узна...

Зимняя познавательная игровая программа "Старый Новый год"

Зимняя познавательная игровая программа "Старый новый год" для младших школьников (1-4 классы) . Программа знакомит учащихся  с историей возникновения праздника на Руси , его традициями и обычаям...

Познавательно-игровая программа "Пернатые странники"

Предварительная работа: Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.Цель:Уточнить знания учащихся о мн...

Школа здорового питания. Познавательно-игровая программа.

Данное мероприятие направленно на формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму и привитие навыков здорового образа жизни....

2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий.

              2 февраля - Всемирный день водно-болотных угодий....

Методическая разработка "22 марта - Всемирный день водных ресурсов".

Человек всегда должен помнить о том, что водные ресурсы не являются безграничными. Нехватка чистой воды является глобальной проблемой современности. Мы должны беречь воду ежедневно. Нельзя бездумно ра...