Главные вкладки

    Познавательно-игровая программа «Не оставляй костёр в лесу»
    классный час (1,2,3,4 класс) по теме

    Терехова Марина Николаевна

    цели: познакомить обучающихся с причинами возникновения пожаров  в лесу, в степи, в поле, со степенью их опасности;

    научить предвидеть и прогнозировать  опасные  ситуации , связанные с возникновением пожаров

    систематизировать знания учащихся о причинах  и последствиях пожара

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа с .Запрудное

    Питерского района Саратовской области»

    Наименование работы:

    Познавательно-игровая программа

    «Не оставляй костёр в лесу»

    Адрес учреждения:413313, Саратовская область,

    Питерский район, село Запрудное, ул. Советская,6.

    Фамилия, имя, отчество автора:

    Терехова Марина Николаевна

    Должность: учитель начальных классов

    Контактный телефон:8(84561) 2-73-82

    -2010-

    -1-

    ЦЕЛИ:

    1. Познакомить с причинами возникновения пожаров в лесу, в поле, со степенью их опасности;
    2. Научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в лесу, в поле;
    3. Систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара.

    Ход занятия:

    1 ученик:

    Мы в лесу костёр зажгли,

    Посидели и пошли,

    А огонь не потушили:

    Про него мы и забыли.

    Ветром пламя разметало,

    И вокруг как в печке стало.

    До небес огонь поднялся

    И за нами вслед погнался.

    Раздаётся стук. Входит пожарный.

    Пожарный:

    Чтобы не было пожаров,

    Надо правила всем знать.

    Их, конечно, очень много –

    Выучим хотя бы пять.

    Возле дома и сарая

    Разжигать костёр не смей!

    Может быть беда большая

    Для построек и людей.

    И в лесу костёр опасен-

    Для деревьев, птиц, зверей.

    Будет лес для всех прекрасен

    Без пожаров и углей.

    Чтоб огонь не убежал.

    Чтоб он место своё знал,

    Ты ему создай преграду:

    Из камней, земли ограду.

    Уходя, засыпь землей

    Или всё залей водой.

    Чтобы выросла пшеница,

    Нужно много потрудиться-

    Ты костёр не разжигай

    Там где зреет урожай.

    Вдруг одежда загорелась-

    Сразу на пол ты вались,

    Сразу по полу катайся,

    В одеяло обернись.

    Всем давно понять пора:

    Детям спички не игра!

    Пусть и взрослым будет ясно…

    Дети:

    Что с огнём шутить опасно!

    Ведущий:

    С давних пор огонь стал другом человека. Он освещал людям жилище, отапливал дома в холодное время года. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Огонь – друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

    Но огонь может быть не только другом и помощником человека во всех делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь.

    Неосторожное обращение с ним наносит непоправимый ущерб людям. Поэтому сегодня мы будем с вами говорить о правилах пожарной безопасности.

    А теперь давайте вспомним всем известное стихотворение С.Маршака «Кошкин дом» и разберёмся, что послужило причиной пожара? Кто вёл себя правильно на пожаре?

    «Тили-бом, тили-бом.

                                              Загорелся Кошкин дом».

    1. Помните ли вы, из-за чего он загорелся?
    2. А какие ещё причины могут привести к пожару?
    3. Кто продолжит стихотворение «Кошкин дом» дальше?
    4. Почему дом кошки сгорел?
    5. А кто не растерялся из героев во время пожара?
    6. Почему вы так думаете?
    7. А можно ли ещё чем-то затушить огонь?
    8. Кто из вас знает, как правильно развести костёр в лесу? Как правильно сжигать мусор?
    9. А что должна была сделать кошка, когда обнаружила огонь?

    Пожарный:

    А теперь поиграем. Давайте встанем в круг, и будем передавать шар друг другу договаривая последнее слово в стихотворении.

    Этот шар в руках недаром.
    Раньше, если был пожар,
    Ввысь взмывал сигнальный шар-

    Звал пожарных в бой с пожаром,

    Где с огнём беспечны люди,

    Там взовьётся в небо шар,

    Там всегда грозить нам будет…

    ( злой пожар)

    Раз, два, три, четыре-

    У кого пожар в …?

    (квартире)

    Дыма столб поднялся вдруг

    Кто не выключил…?

    ( утюг)

    Красный отблеск побежал,

    Кто со спичками…?

    (играл)

    Стол и шкаф сгорели разом,

    Кто сушил бельё над …

    (газом)

    Столб огня чердак объял

    Кто там спички…?

    ( зажигал)

    Побежал пожар во двор

    Это кто там жёг…?

    (костёр)

    Пламя прыгнуло в листву

    Кто у дома жёг …

    (траву)

    Кто бросал в огонь при этом

    Незнакомые…?

    ( предметы)

    Помни каждый гражданин

    Этот номер  

    (« 01»).

    Дым увидел, не зевай

    И пожарных …

    ( вызывай).

    Это всем должно быть ясно,

    Что шутить с огнём…

    (опасно)

    Ведущий читает четверостишия, участники после каждого четверо -стишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором «Это - я, это – я , это все мои друзья!», а если неправильно. то молчат.

    Ведущий: 

    Кто задорный и весёлый,

    Верность правилам храня,

    Бережёт родную школу

    От огня?

    Ребята:

    Это – я, это – я, это все мои друзья!

    Ведущий:

    Кто поджёг траву у дома,

    Подпалил ненужный сор,

    А сгорел гараж знакомых

    И строительный забор?

    Ребята: (Молчат.)

    Ведущий:

    Кто соседской детворе

    Объясняет во дворе,

    Что игра согнём недаром

    Завершается пожаром?

    Ребята:

     Это – я, это – я, это все мои друзья!

    Ведущий:

    Кто украдкой в уголке

    Жёг свечу на чердаке?

    Загорелся старый стол-

    Еле сам живой ушёл?

    Ребята: (Молчат.)

    Ведущий:

    Кто пожарным помогает,

    Правила не нарушает,

    Кто пример для всех ребят:

    Школьников и дошколят?

    Ребята:

    Это – я, это – я, это все мои друзья!

     Ведущий:

    На привале кто в лесу

    Жёг засохшую сосну?

    А потом так поспешил,

    Что костёр не потушил?

    Ребята: (Молчат.)

    Ведущий

    Кто, видя сушняк в огне,

    Знает точно: быть беде?

    Ветку кто не поджигает,

    От пожара лес спасает?

    Ребята:

    Это – я, это – я, это все мои друзья!

    .

    Пожарный:

    Ну, вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.

    Ведущий:

    На пороге лето. Скоро вместе с друзьями вы отправитесь в походы, на рыбалку. Помните, что пожар – самая большая опасность в лесу. Нельзя играть с огнём в лесу, разжигать костёр без взрослых. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от костра, чтобы лес загорелся.

    Дети взяли в руки спички-

    Нет жилья у бедной птички.

    После страшного огня

    Не осталось даже пня.

    Если же пожар всё-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым. Если вы разводили в лесу костёр, обязательно залейте его водой или засыпьте землей.

    2 ученик:

    Костёр вы бросили в лесу-

    И вот несчастье на носу.

    Огонь опаснейшая штука

    Он над собой не терпит шуток.

    Летом лес сухой, как порох,

    3 ученик:

    Под ногами листьев ворох.

    Дуб шумит над головой,

    Шепчет вянущей листвой.

    Торф обуглен, почернел,

    Дёрн уже кругом затлел.

    Я в тревоге, как же так?

    Торф, горящий не пустяк.

    Рядом лес, за ним хлеба,

    Загорится и беда.

    Тут помчался я домой,

    Захватил друзей с собой.

    Взяли мы лопаты, вёдра

    И с огнём боролись твёрдо.

    И когда огонь исчез,

    Нам сказал спасибо лес.

    Пожарный:

    Уходя домой из леса, уносите с собой стеклянные бутылки, затушите костёр водой или засыпьте его землёй.

    От горящей спички летом

    Загораются леса.

    Если ты забудешь это,

    Не спасут и чудеса!

    Не бросай в лесу окурки.

    В сухотравье у травы.

    Огонёк сыграет в жмурки,

    Но чуть дунет ветерок-

    Тут в открытую, не прячась,

    Перепрыгнет на удачу

    На верхушку сосен, елей.

    Лес погубит, птицу, зверя.

    Чтоб несчастья избежать,

    Лучше спички в лес не брать.

    Оставляйте спички дома,

    Не дразни огонь дракона!

    Коль увидишь на полянке

    Непотушенный костёр,

    А вокруг бутылки, склянки,

    ( Загореться может бор!)

    Заливай костёр водою,

    Засыпай его песком.

    Склянки, что грозят бедою,

    Спрячь от солнца под кустом.

    Уберёшь, что бросил кто-то,

    С чистой совестью уйдёшь.

    Так нетрудною работой

    От пожара лес  спасёшь!

    Ведущий:

    Скажите, в какой природной зоне мы живём? Верно, в степи.

    В степных районах огонь тоже представляет страшную угрозу. Вот как писатель Владимир Гиляровский описывает пожар в степях Калмыкии в книге очерков «Мои скитания».

              Степь загорелась!

       Вот ещё степной ужас, особенно опасный в летние жары, когда трава высохла до излома и довольно одной искры, чтобы степь вспыхнула, и пламя на десятки вёрст неслось огненной стеной всё сильнее и неотразимее, потому что при пожаре всегда начинается ураган. При первом запахе дыма табуны начинают в тревоге метаться и мчатся очертя голову от огня. Летит и птица. Бежит всякий зверь: и заяц, и волк, и лошадь – все в общей куче.

       Скирды сена, хлеба и зимовники если уцеливают, то только потому, что они опаханы в несколько рядов широкими бороздами,- а табуны беспомощны. Горят нередко и скирды. И за десятки вёрст, увидя пожар, стремятся табунщики и все обитатели степи, наперерез огню, тушить его, проходят борозды плугами, причём нередко гибнут лошади и даже люди. Вот тут калмыки незаменимы: они бросаются впереди пожара. Зажигают встречную траву и, наконец, по самому пламени возят длинные полосы мокрой кошмы, обжигаясь и задыхаясь от дыма.

       Страшная вещь пожар в степи!  

    Ведущий:

    На этом наше занятие закончено. Какие выводы вы сделали в ходе нашей игры? Будьте осторожны с огнём, неукоснительно соблюдайте правила пожарной безопасности и тогда нашим лесам и полям не придётся сгорать дотла от чьей-то неосторожности.

    Пожарный:

    Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали. Самым активным из вас я вручаю дипломы «Юных пожарников»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Познавательно – игровая программа « В гостях у мастера Карандаша»

    Познавательно – игровая программа« В гостях у мастера  Карандаша».Увлекательная познавательно-игровая программа для учащихся начальной школы с конкурсами, мультфильмом, подарками. Дети узна...

    Классный чус для младших школьников "Не оставляй костёр в лесу"

    Методическая разработка для проведения классного часа с  учащимися 1-4 классов...

    Зимняя познавательная игровая программа "Старый Новый год"

    Зимняя познавательная игровая программа "Старый новый год" для младших школьников (1-4 классы) . Программа знакомит учащихся  с историей возникновения праздника на Руси , его традициями и обычаям...

    Познавательно-игровая программа "Пернатые странники"

    Предварительная работа: Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.Цель:Уточнить знания учащихся о мн...

    Школа здорового питания. Познавательно-игровая программа.

    Данное мероприятие направленно на формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму и привитие навыков здорового образа жизни....

    Методическая разработка познавательно-игровой программы "Как на Руси Новый год отмечали"

    Данный материал позволяет в игровой форме учащимся начальной школы познакомиться с традициями встречи Нового года на Руси....

    "Не оставляй костер в лесу!"

    Форма проведения классного часа:  урок-сказка.  Ветерок. Кто это стонет так жалобно?  Уголек.   Помогите, пожалуйста!Я всеми забытый, заброшенный;Я золою злой припор...