Познавательно-игровая программа «Не оставляй костёр в лесу»
классный час (1,2,3,4 класс) по теме

Терехова Марина Николаевна

цели: познакомить обучающихся с причинами возникновения пожаров  в лесу, в степи, в поле, со степенью их опасности;

научить предвидеть и прогнозировать  опасные  ситуации , связанные с возникновением пожаров

систематизировать знания учащихся о причинах  и последствиях пожара

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с .Запрудное

Питерского района Саратовской области»

Наименование работы:

Познавательно-игровая программа

«Не оставляй костёр в лесу»

Адрес учреждения:413313, Саратовская область,

Питерский район, село Запрудное, ул. Советская,6.

Фамилия, имя, отчество автора:

Терехова Марина Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Контактный телефон:8(84561) 2-73-82

-2010-

-1-

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить с причинами возникновения пожаров в лесу, в поле, со степенью их опасности;
  2. Научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в лесу, в поле;
  3. Систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара.

Ход занятия:

1 ученик:

Мы в лесу костёр зажгли,

Посидели и пошли,

А огонь не потушили:

Про него мы и забыли.

Ветром пламя разметало,

И вокруг как в печке стало.

До небес огонь поднялся

И за нами вслед погнался.

Раздаётся стук. Входит пожарный.

Пожарный:

Чтобы не было пожаров,

Надо правила всем знать.

Их, конечно, очень много –

Выучим хотя бы пять.

Возле дома и сарая

Разжигать костёр не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

И в лесу костёр опасен-

Для деревьев, птиц, зверей.

Будет лес для всех прекрасен

Без пожаров и углей.

Чтоб огонь не убежал.

Чтоб он место своё знал,

Ты ему создай преграду:

Из камней, земли ограду.

Уходя, засыпь землей

Или всё залей водой.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться-

Ты костёр не разжигай

Там где зреет урожай.

Вдруг одежда загорелась-

Сразу на пол ты вались,

Сразу по полу катайся,

В одеяло обернись.

Всем давно понять пора:

Детям спички не игра!

Пусть и взрослым будет ясно…

Дети:

Что с огнём шутить опасно!

Ведущий:

С давних пор огонь стал другом человека. Он освещал людям жилище, отапливал дома в холодное время года. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Огонь – друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

Но огонь может быть не только другом и помощником человека во всех делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь.

Неосторожное обращение с ним наносит непоправимый ущерб людям. Поэтому сегодня мы будем с вами говорить о правилах пожарной безопасности.

А теперь давайте вспомним всем известное стихотворение С.Маршака «Кошкин дом» и разберёмся, что послужило причиной пожара? Кто вёл себя правильно на пожаре?

«Тили-бом, тили-бом.

                                          Загорелся Кошкин дом».

  1. Помните ли вы, из-за чего он загорелся?
  2. А какие ещё причины могут привести к пожару?
  3. Кто продолжит стихотворение «Кошкин дом» дальше?
  4. Почему дом кошки сгорел?
  5. А кто не растерялся из героев во время пожара?
  6. Почему вы так думаете?
  7. А можно ли ещё чем-то затушить огонь?
  8. Кто из вас знает, как правильно развести костёр в лесу? Как правильно сжигать мусор?
  9. А что должна была сделать кошка, когда обнаружила огонь?

Пожарный:

А теперь поиграем. Давайте встанем в круг, и будем передавать шар друг другу договаривая последнее слово в стихотворении.

Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар-

Звал пожарных в бой с пожаром,

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет…

( злой пожар)

Раз, два, три, четыре-

У кого пожар в …?

(квартире)

Дыма столб поднялся вдруг

Кто не выключил…?

( утюг)

Красный отблеск побежал,

Кто со спичками…?

(играл)

Стол и шкаф сгорели разом,

Кто сушил бельё над …

(газом)

Столб огня чердак объял

Кто там спички…?

( зажигал)

Побежал пожар во двор

Это кто там жёг…?

(костёр)

Пламя прыгнуло в листву

Кто у дома жёг …

(траву)

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые…?

( предметы)

Помни каждый гражданин

Этот номер  

(« 01»).

Дым увидел, не зевай

И пожарных …

( вызывай).

Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнём…

(опасно)

Ведущий читает четверостишия, участники после каждого четверо -стишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором «Это - я, это – я , это все мои друзья!», а если неправильно. то молчат.

Ведущий: 

Кто задорный и весёлый,

Верность правилам храня,

Бережёт родную школу

От огня?

Ребята:

Это – я, это – я, это все мои друзья!

Ведущий:

Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Ребята: (Молчат.)

Ведущий:

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра согнём недаром

Завершается пожаром?

Ребята:

 Это – я, это – я, это все мои друзья!

Ведущий:

Кто украдкой в уголке

Жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол-

Еле сам живой ушёл?

Ребята: (Молчат.)

Ведущий:

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

Ребята:

Это – я, это – я, это все мои друзья!

 Ведущий:

На привале кто в лесу

Жёг засохшую сосну?

А потом так поспешил,

Что костёр не потушил?

Ребята: (Молчат.)

Ведущий

Кто, видя сушняк в огне,

Знает точно: быть беде?

Ветку кто не поджигает,

От пожара лес спасает?

Ребята:

Это – я, это – я, это все мои друзья!

.

Пожарный:

Ну, вот теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.

Ведущий:

На пороге лето. Скоро вместе с друзьями вы отправитесь в походы, на рыбалку. Помните, что пожар – самая большая опасность в лесу. Нельзя играть с огнём в лесу, разжигать костёр без взрослых. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от костра, чтобы лес загорелся.

Дети взяли в руки спички-

Нет жилья у бедной птички.

После страшного огня

Не осталось даже пня.

Если же пожар всё-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым. Если вы разводили в лесу костёр, обязательно залейте его водой или засыпьте землей.

2 ученик:

Костёр вы бросили в лесу-

И вот несчастье на носу.

Огонь опаснейшая штука

Он над собой не терпит шуток.

Летом лес сухой, как порох,

3 ученик:

Под ногами листьев ворох.

Дуб шумит над головой,

Шепчет вянущей листвой.

Торф обуглен, почернел,

Дёрн уже кругом затлел.

Я в тревоге, как же так?

Торф, горящий не пустяк.

Рядом лес, за ним хлеба,

Загорится и беда.

Тут помчался я домой,

Захватил друзей с собой.

Взяли мы лопаты, вёдра

И с огнём боролись твёрдо.

И когда огонь исчез,

Нам сказал спасибо лес.

Пожарный:

Уходя домой из леса, уносите с собой стеклянные бутылки, затушите костёр водой или засыпьте его землёй.

От горящей спички летом

Загораются леса.

Если ты забудешь это,

Не спасут и чудеса!

Не бросай в лесу окурки.

В сухотравье у травы.

Огонёк сыграет в жмурки,

Но чуть дунет ветерок-

Тут в открытую, не прячась,

Перепрыгнет на удачу

На верхушку сосен, елей.

Лес погубит, птицу, зверя.

Чтоб несчастья избежать,

Лучше спички в лес не брать.

Оставляйте спички дома,

Не дразни огонь дракона!

Коль увидишь на полянке

Непотушенный костёр,

А вокруг бутылки, склянки,

( Загореться может бор!)

Заливай костёр водою,

Засыпай его песком.

Склянки, что грозят бедою,

Спрячь от солнца под кустом.

Уберёшь, что бросил кто-то,

С чистой совестью уйдёшь.

Так нетрудною работой

От пожара лес  спасёшь!

Ведущий:

Скажите, в какой природной зоне мы живём? Верно, в степи.

В степных районах огонь тоже представляет страшную угрозу. Вот как писатель Владимир Гиляровский описывает пожар в степях Калмыкии в книге очерков «Мои скитания».

          Степь загорелась!

   Вот ещё степной ужас, особенно опасный в летние жары, когда трава высохла до излома и довольно одной искры, чтобы степь вспыхнула, и пламя на десятки вёрст неслось огненной стеной всё сильнее и неотразимее, потому что при пожаре всегда начинается ураган. При первом запахе дыма табуны начинают в тревоге метаться и мчатся очертя голову от огня. Летит и птица. Бежит всякий зверь: и заяц, и волк, и лошадь – все в общей куче.

   Скирды сена, хлеба и зимовники если уцеливают, то только потому, что они опаханы в несколько рядов широкими бороздами,- а табуны беспомощны. Горят нередко и скирды. И за десятки вёрст, увидя пожар, стремятся табунщики и все обитатели степи, наперерез огню, тушить его, проходят борозды плугами, причём нередко гибнут лошади и даже люди. Вот тут калмыки незаменимы: они бросаются впереди пожара. Зажигают встречную траву и, наконец, по самому пламени возят длинные полосы мокрой кошмы, обжигаясь и задыхаясь от дыма.

   Страшная вещь пожар в степи!  

Ведущий:

На этом наше занятие закончено. Какие выводы вы сделали в ходе нашей игры? Будьте осторожны с огнём, неукоснительно соблюдайте правила пожарной безопасности и тогда нашим лесам и полям не придётся сгорать дотла от чьей-то неосторожности.

Пожарный:

Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали. Самым активным из вас я вручаю дипломы «Юных пожарников»