Влияние фантиков от конфет на экологию
материал

Наталья Александровна Тимофеева

Влияние фантиков от конфет на экологию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fantiki_1.doc719.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение…………………………………..…………………………………………………3

Теоретическая часть

1. Анкетирование «Что мы знаем о фантиках»……….……………………………….….5

2. История возникновения фантика………………………………………………….…….7

3. Фантик и экология………………………………………………………………………10

Практическая часть

4. Исследование свойств фантика…………………………………………………..…….12

5. Эксперимент «Какое влияние могут оказать выброшенные фантики на экологическую ситуацию около школы».……………………………………………………….15

6. Как использовать фантик после того, как съели конфету……………………………16

Заключение……………………………………………………….……………………….17

Список литературы………………………………………………………...…………….18


Введение

А ну, отдай конфету
С весёлою начинкой –
Нам очень нужен фантик
С весёлою картинкой!

(Ю. Мориц)

Очень часто родители покупают нам различные сладости. Сладости мы с удовольствием съедаем, а красивые обёртки от конфет, шоколадок, сладких плиток выбрасываем в урну, а иногда даже на землю. Может быть, именно поэтому маленькие листочки цветной бумаги можно встретить везде: на проезжей части, на тротуаре, во дворе, в водоёмах и даже около нашей школы.

Эта тема стала для нас актуальной, потому что конфеты очень популярны и среди детей, и среди взрослых, а значит, каждый из нас довольно часто имеет дело с конфетным фантиком. И что делать дальше с ним каждый решает сам: собрать коллекцию, изготовить поделку, выкинуть в мусорное ведро. Нам стало интересно, может ли простой фантик повлиять на экологическую ситуацию в нашем городе Улан-Удэ.

Для начала мы решили узнать, когда появился фантик, всегда ли он был таким, как сейчас, почему имеет такое название. Но прежде провести анкетирование одноклассников, интересно, что они знают о фантиках. Провести опыт, чтобы выяснить одинаковые ли свойства у всех фантиков. Узнать, как фантики влияют на экологию и рассчитать, как один фантик в день, брошенный каждым учащимся, изменит ситуацию с загрязнением окружающей среды в районе нашей школы.  Ну а потом уже попытаться придумать, где фантики могут пригодиться еще, что с ними можно сделать после того, как съели конету.

Цель исследования: узнать, как влияет выброс даже одного фантика в день на экологию.

Для достижения цели мы поставили задачи:

  • провести анкетирование, чтобы выяснить, что мои одноклассники знают о конфетных фантиках;
  • познакомиться с историей возникновения фантика;
  • выяснить взаимосвязь фантика и экологии;
  • исследовать свойства разных видов фантиков;
  • опытным путём установить, какое влияние могут оказать выброшенные фантики на экологическую ситуацию вокруг школы;
  •  придумать, что можно сделать с фантиком после того, как съели конфету.

Объект исследования: конфетные фантики.

Предмет исследования: влияние конфетного фантика на экологию.

Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, наблюдение, опыт, эксперимент.


Часть первая, теоретическая

1. Анкетирование «Что мы знаем о фантиках»

Чтобы понять, что мы уже знаем, и чего еще не знаем о фантиках, мы провели анкетирование среди учащихся нашего класса. В опросе приняли участие 20 человек. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Как ты думаешь, когда появился первый фантик?

2. Первые фантики были такие же, как сейчас?

3. Зачем нужен фантик?

4. Знаешь ли ты, почему обертку от конфеты называют фантиком?

5. Из чего делают фантики?

6. Как ты считаешь, все ли фантики обладают одинаковыми свойствами?

7. Когда ты съедаешь конфету, что делаешь с фантиком?

Таким образом, по результатам анкетирования мы выяснили, что большинство учеников считает, что первые фантики появились в 19 веке, они были совершенно не похожи на современные. Большинство моих одноклассников считает, что фантик нужен для того, чтобы обернуть конфеты и определить её сорт. Практически все опрошенные школьники думают, что фантики сделаны или из бумаги, или из фольги, при этом дети ничего не знают об их свойствах, но хотят узнать их свойства. На вопрос об использовании фантиков были получены разнообразные ответы: большинство детей выбрасывает фантики в мусорное ведро, некоторые коллекционируют их или используют для изготовления поделок.

Приступаем к исследованию, в ходе которого мы постараемся узнать, кто и когда придумал фантик, какие виды фантиков существуют, какими свойствами они обладают, как влияет выброшенный фантик на экологию и где можно использовать фантики.


2. История возникновения фантика

Когда появился фантик?

Издавна для перевозки и хранения конфет, люди использовали то, что попадалось им под руку. Упаковка появилась с изобретением ткани, бумаги, фольги, парафинированной бумаги, целлофана.

Посетив школьную библиотеку и воспользовавшись сетью Интернет, мы узнали, что целлофан изобрёл в 1908 году швейцарский доктор Жак Эдвин Бранденбергер. Фольга появилась ещё раньше – в середине XIХ века.

Конфетный фантик, а точнее парафиновую бумагу, изобрёл Томас Алва Эдисон в 1872 году. Тот самый изобретатель, который создал печатную манишку, фонограф, электросчётчик и кинокамеру. А это его «несерьёзное изобретение» мало кто помнит, хотя вообще-то изобретал он парафиновую бумагу для телеграфа. Но получилось так, что её стали использовать кондитеры.

Почему обертку от конфеты называют именно фантиком?

  • По одной из версий слово «фантик» появилось из-за игры в фанты, в которой игроки дают некий предмет, и владельцу этого предмета нужно было исполнить то, что загадает главный игрок, ну а обертка от конфеты была самым популярным «фантом».
  • По другой версии слово «фантик» образовалось от сокращения английского выражения «funny ticket» – «забавная обёртка», в которую оборачивали детские леденцы и конфеты.
  • Сейчас слово трактуется как «конфетная обёртка», обёртка кондитерского изделия; бумажная, целлулоидная или фольговая, яркая рекламная и художественно расписная верхняя обёртка для кондитерских изделий или небольших упаковок для сыпучих товаров (чая, какао или кофе), которая зачастую является предметом художественного творчества и частью хобби в коллекционном собирательстве детей и взрослых.
  • Слово является многозначным, так как фантиками также называют фальшивые или обесценившиеся деньги.

Зачем нужен фантик?

Сначала особой необходимости в фантиках не было. С началом XIX века в Европе, а позже и в России, появилась сеть кондитерских по изготовлению конфет из какао и масла. Конфеты изготовлялись вручную и стоили очень дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках. На этих коробках изображались изящные дореволюционные барышни, да и названия были почти всегда связаны с женским полом: «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи».

Когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Эти конфетные обёртки – этикетки для конфет изготавливались в типографиях. Они печатались длинными листами в два или несколько цветов. Качество рисунка во многом определялось мастерством художников. Над созданием «обёрточных» сюжетов для крупнейших фабрик работали знаменитые русские художники М.А. Врубель, В.М. Васнецов, И.Я. Билибин.

И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик в XIX веке стал лучшим в мире.

Фантики для конфет и шоколадных плиток были красивыми и разрабатывались с не меньшим старанием и любовью, чем театральные афиши. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали «образовательные» обертки – с таблицей умножения или азбукой, и «развлекательные» – с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданиями и пожеланиями.

Появилась возможность использовать фантики как средство массовой информации, заменявшее в те далекие времена радио, телевидение, а иногда и иллюстрированные журналы. Фантики, обертки для шоколада знакомили покупателя с архитектурными памятниками Москвы и других городов России.

https://lh5.googleusercontent.com/-uN0RUztoB6M/TkUUZ0vcbiI/AAAAAAAABUg/67dd3GVWi28/%2525D0%252591%2525D0%2525B5%2525D0%2525B7%252520%2525D0%2525B8%2525D0%2525BC%2525D0%2525B5%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8-8.jpg

Из чего делают фантики?

В интернете мы нашли, что фантики бывают фольгированные, бумажные, из кашированной фольги – комбинированный материал, состоящий из фольги, бумаги, полиэтилена.

3. Фантик и экология

Как человек влияет на экологическую ситуацию?

Всё, что нас окружает – живая и неживая природа, изделия, сделанные руками человека – всё это должно существовать вместе, помогая друг другу, а не нанося вред. В природе всё взаимосвязано: повлиял на что-то одно, а измениться до неузнаваемости может всё вокруг.

Человек может влиять на природу по-разному. Высаживание деревьев, уход за растениями и животными, изготовление кормушек – это положительное влияние. Но, к сожалению, человек может и вредить природе: вырубать деревья, осушать болота, перегораживать реки, убивать животных, загрязнять воздух, выбрасывать мусор. Такое поведение людей и ведёт к появлению экологических проблем.

Про загрязнение окружающей среды и про необходимость её охраны мы часто говорим на уроках окружающего мира. Но, оказывается, почти каждый школьник, зная или не зная об этом, тоже загрязняет природу. Как же это происходит?

Наверняка, кто-то из нас или из наших близких и знакомых выкидывал конфетные обёртки, полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки на улицу, в канаву, в кусты только потому, что рядом не было контейнера для мусора. А ведь всё это губит природу.

Известно, что бумага разлагается за 3-4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6-10 лет, полиэтиленовая плёнка разложится через 60- 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600.  

Если мы сегодня выбросим весь этот мусор, то через 2 года сгниёт только бумага. Когда мы окончим среднюю школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда мы состаримся и будем древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле даже тогда, когда нас уже не станет.

Что же все-таки делать с мусором?

Оказывается, каждый вид мусора нуждается в особой переработке. Пищевые отходы можно отдавать кошкам и собакам, они часто бегают голодными и будут вам очень благодарны. Ну а если отходов очень много, их можно собрать в специальные контейнеры, где они будут перегнивать. Бумагу можно сдать в макулатуру, тогда из неё на фабриках и заводах вновь сделают тетради, книги, газеты. Бутылки нужно сдавать в пункты приёма стеклотары. Рабочие отвезут бутылки на завод, хорошо их вымоют и снова нальют в них разные жидкости для продажи. Металлические банки можно сдать в металлолом, и из них выплавят новый металл. Конечно, всё это можно сделать, если сортировать мусор, а для этого на улице должны стоять не один, а много контейнеров, каждый для своего вида мусора.

А как же быть с фантиком?

Не всегда он состоит из чистой бумаги, да и конфетные обёртки всё чаще делают из специальных искусственных материалов, чтобы придать им прочность и долговечность. Именно поэтому фантики, даже бумажные на вид, обычно не принимают в пунктах по переработке макулатуры. Что же тогда делать?

Если у вас остался мусор, не выкидывайте его в канаву, соберите его и отнесите к мусорному контейнеру. Этот мусор вывезут на помойки, в специально оборудованные места, где его переработают, чтобы он не нанёс огромного вреда природе. Сейчас основными способами переработки твёрдых бытовых отходов являются сжигание и захоронение, но ученые постоянно работают над созданием современных систем переработки и вторичного использования мусора.

Большая проблема всегда начинается с малого. Возможно, однажды вы, идя по городу, случайно выкинули фантик не в урну, а прямо на землю. Вы не позаботились об окружающей среде. Фантик, выкинутый вами, понесётся с помощью ветра в парк, сквер или ближайший водоём. Там он начнёт разлагаться и отдаст природе все свои вредные вещества, придуманные человеком для удобства и долговечности использования обёртки. А вы успешно забудете про выкинутый фантик, и даже и не подумаете, что где-то, в какой-то частичке окружающей среды началось самое малое, но всё же загрязнение.

Проблема фантиков от конфет – это настоящая экологическая проблема. Сотни, тысячи фантиков валяются на земле, уродуя и загрязняя её.

Как же решить эту проблему?

Конечно, мы ещё малы и не можем принять глобальных решений, но мы можем подарить красивой обёртке вторую жизнь. Фантики можно коллекционировать, а можно использовать как материал для разнообразных поделок. Мне пришла в голову другая идея использования фантиков, о котором я расскажу позже.


Часть вторая, практическая

4. Исследование свойств фантика

Для изучения свойств фантиков мы провели ряд опытов, в которых использовали бумажные и парафинированные фантики, фантики из фольги и на плёночной основе.

Опыт 1.

Цель: проверить, как тянутся и рвутся фантики разных видов

Мы взяли фантики разных видов: бумажный, фольгированный, плёночный и попытались растянуть их в разные стороны. Бумажный фантик быстро порвался. Фольгированный фантик тоже порвался, но для этого пришлось очень сильно потянуть в разные стороны. Плёночный фантик растянулся, но не порвался.

Затем мы те же самые фантики попытались надорвать руками. Бумажный и фольгированный фантик легко порвались, а плёночный не удалось даже слегка надорвать.

Вывод: растянуть можно только плёночный фантик, остальные – при растягивании рвутся, порвать можно бумажный и фольгированный фантики. Получается, что наиболее прочным к воздействию оказался пленочный фантик.

     

Опыт 2.

Цель: проверить фантики разных видов на сминаемость.

Мы взяли фантики разных видов и попытались их смять. Удалось смять все фантики. Лучше и быстрее всех нам удалось смять фантик из фольги, на втором месте был фантик из бумаги. Наибольшие усилия пришлось приложить к фантику, содержащему плёнку.

Затем мы расправили фантики и рассмотрели их. Меньше всего изменился плёночный фантик. На бумажном фантике появились белые полосы, а вот фантик из фольги нам с трудом удалось развернуть, чтобы он не разорвался.

Вывод: лучше всех мнётся фантик из фольги, он самый хрупкий, ему с трудом удаётся вернуть прежнюю форму. И снова плёночный фантик оказался самым стойким.

           

Опыт 3.

Цель: проверить, как ведут себя фантики разных видов в воде.

Фантики разных видов мы поочерёдно погружали в ёмкость с водой. Сначала мы их просто клали на поверхность, а потом опускали на самое дно и отпускали.

Все фантики плавали на поверхности воды, если на них сверху не попала вода. При опускании фантика на дно через некоторое время всплыли на поверхность различные фантики с плёночной основой. Фантики из фольги и из бумаги остались плавать на дне ёмкости, а фантик из парафинированной бумаги начал сворачиваться "в трубочку".

Вывод: Независимо от материалов изготовления все фантики без попадания на них жидкости плавают на поверхности воды. Однако при полном погружении в воду всплывают только фантики с целлофановой основой.

               

Опыт 4.

Цель: проверить, сколько времени фантики разных видов разлагаются в земле.

Для проведения этого опыта мы взяли одинаковые ёмкости, насыпали внутрь земли, а затем на одинаковую глубину поместили в них фантики разных видов. Наблюдение велось один месяц.

Вывод: бумажный фантик через месяц стал мягким, начал менять цвет (стал желтеть). С фантиками других видов ничего не произошло.

   

Опыт 5.

Цель: проверить, сколько времени фантики разных видов разлагаются в воде.

Для провидения этого опыта мы взяли одинаковые ёмкости, налили туда воды, а затем поместили в неё фантики разных видов. Наблюдение велось один месяц.

Вывод: через месяц бумажный фантик стал мягким. С фантиками других видов ничего значительного не произошло.

Из проведённых опытов мы узнали, что легче всего поддаётся изменению бумажный фантик. Он легче рвётся, быстрее начинает разлагаться в воде и земле. Самыми стойкими оказались фольгированный и плёночный фантики. Они плохо рвутся, через месяц, проведённый в земле или в воде, не меняют свой внешний вид. То есть в окружающей среде быстрее исчезнут бумажные фантики, а фольгированные и плёночные ещё долго будут загрязнять природу. К сожалению, современных бумажных фантиков намного меньше, чем фольгированных и плёночных.


5. Эксперимент «Какое влияние могут оказать выброшенные фантики на экологическую ситуацию вокруг школы»

Как рассчитать площади возможного загрязнения?

В Интернете мы прочитали, что, если каждый житель Земли бросит только один фантик на землю, мусором от них будет покрыто 56 км2. А ведь за год мы съедаем не одну, а примерно 400 конфет.

Мы решили узнать, сколько места займут фантики, которые могли бы выбросить ученики нашей школы. Для начала выложили на полу нашего класса 250 фантиков (каждый ученик принес 10 фантиков). Эти фантики заняли около 2 м2. А если наш класс в течение 10 лет (до конца обучения в школе) каждый день будет оставлять в школе эти фантики, то к концу обучения в школе этими фантиками будет покрыта вся школа. Таким образом, школа превратится в большое мусорное ведро. А в нашей школе класса, если каждый класс будет оставлять обертки от конфет, то это произойдёт гораздо быстрее.

Давайте представим, что все эти фантики попадут в землю, тогда наш район через несколько лет превратится в грязную свалку, где нет места растениям и животным. Экологическая проблема неизбежна.


6. Как использовать фантик после того, как съели конфету?

Чтобы не разбрасывать фантики, я решила их собирать. Для этого приготовила коробку, куда решила складывать фантики от съеденных конфет. Собирать фантики мне помогал весь  наш класс.

Собирая фантики, мы внимательно изучали каждую обертку: рассматривали картинки, изучали материал (бумага, фольга, плёнка), читали название и обратили внимание на то, что в названии конфет встречается много ранее изученных орфограмм:

  • безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением:  «Ледок», «Морские», «Снежок», «Кислинка», «Золотой ключик»;
  • слова с безударной гласной, непроверяемой ударением: «Малина», «Абрикос», «Барбарис», «Ромашка»;
  • непроизносимая согласная в корне слова: «Детские», «Буревестник», «Звездная ночка»;
  • разделительный Ь: «Премьера», «Птичье молоко»;
  • удвоенная согласная: «Русское поле», «Ассорти»;
  • заглавная буква в именах собственных: «Маша и Медведь», «Тузик», «Буренка»;
  • сочетания ЧК, ЧН: «Белочка», «Ласточка», «Ночка», «Одуванчик», «Батончики», «Шипучка»;
  • Ь как показатель мягкости согласного: «Трюфель», «Школьные», «Колокольчик»;
  • написание суффиксов имен существительных: «Петушок», «Колокольчик», «Снежок», «Золотой ключик».

Я решила составить из фантиков игру «Название конфеты прочти, орфограмму ты найди». На переменах мы стали друг другу читать названия конфет и искать орфограмму. Чем больше фантиков у нас становилось, тем играть было все интереснее.  Так у нас появилось полезное дело на переменах, которое объединило нас в дружную команду, а это так здорово!


Заключение

В ходе нашей работы мы узнали, что конфетный фантик, а точнее парафиновую бумагу, изобрёл Томас Алва Эдисон в 1872 году. В настоящее время существует много видов упаковки. Её делают из бумаги, фольги, парафинированной бумаги, целлофана, комбинированного материала, состоящего из фольги, бумаги, полиэтилена.

Мы выяснили, что изначально фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, агитации, привития чувства вкуса и красоты. Однако попадая в природу, фантик отдаёт ей все свои вредные вещества, ухудшая экологическую ситуацию окружающей среды.

Проделанные нами опыты позволяют сделать вывод, что у фантиков разных видов разные свойства. Бумажные фантики быстрее разлагаются и приносят меньший вред природе, чем фольгированные и плёночные, которых в настоящее время большинство.

Мы пришли к выводу, что фантик не только красивая обертка, но если даже один фантик в день выбросить не в мусорное ведро, то он может стать настоящей экологической проблемой. Поэтому нужно выбрасывать фантики только в мусорное ведро или подарить им вторую жизнь, собирая их в коллекции, используя для творчества или обучения.

Таким образом, мы достигли цели нашего исследования, все задачи были решены.

Теперь мы уже не разбрасываем фантики где попало, а все время складываем их в свои коробочки. Ведь мы придумали для них неплохое применение: и играем с ними, и правила по русскому языку повторяем.

А недавно я познакомила ребят с другого класса  с результатами своей работы, и многие ребята присоединились к нам. Теперь у нас в школе  началась операция «Фантик». Ведь результаты нашей работы ребятам очень понравились: мы стали более аккуратными; разбирая фантики, мы анализируем названия конфет и отыскиваем в них орфографические правила; с этими фантиками мы играем на переменах, т.е. развиваем свою орфографическую зоркость, наблюдательность; у нас появилось интересное дело, которое объединило нас в дружную команду.

Считаем, что проведенная работа дала положительный результат. У нас появилось желание не только продолжить работу с этим проектом, но и разработать проекты по использованию и других бытовых отходов. Думаю, что нужно познакомить и ребят из других школ с нашим опытом. Если к нам присоединятся и другие ученики, то, я уверена, что наша планета станет хоть немножечко чище.


Список литературы

1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: издательство - Эксмо, 2006 г.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: "Азбуковник", 1998.

3. Свободная русская энциклопедия "Традиция". [Электронный ресурс] URL: http://traditio-ru.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA(Дата обращения: 18.02.2019).

4. Википедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E0%ED%F2%E8%EA(Дата обращения: 18.02.2019)

Виды фольги. [Электронный ресурс] URL:http://price-etiketka.ru/folga_dlya_konfet.html(Дата обращения: 18.02.2019)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние вырубки сосны на экологию села

Научно-исследовательская работа по экологии....

проект "Автомобиль. Влияние на экологию города."

Презентация на экологическую тему....

Описание проекта: «Экология почвы. Влияние состава лесной и городской почвы на рост растений».

Почва и её плодородие составляют материальную базу и основное богатство страны.  С каждым годом из-за загрязнения, эрозии и других причин плодородие земель уменьшается. Вещества, находящиеся в ок...

"Влияние конфет на детские зубы"

С чего все началось? Как- то раз я сидела и ела конфеты, образовалась огромная гора фантиков, зашла мама и  испугалась,  сказала мне, что конфеты разрушают зубы, если их много употреблять....

Эссе Влияние человека на экологию Байкала

                                                      ...

Влияние фантиков от конфет на экологию.

Очень часто родители покупают нам различные сладости. Сладости мы с удовольствием съедаем, а красивые обёртки от конфет, шоколадок, сладких плиток выбрасываем в урну, а иногда даже на землю. Может быт...