Использование игровых ситуаций с природными материалами в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями Проект «Лоскутки природы»
проект (3 класс)

Дорофеева Ольга Дмитриевна

Игровые ситуации, представленные в педагогическом проекте, будут благоприятствовать обогащению обследовательских действий детей с интеллектуальными нарушениями, способствовать усовершенствованию навыков наблюдения, рассматривания, поиска нужных деталей, информации, форм; развитию умения составлять новые, оригинальные образы; проявлению творческого подхода и желанию взаимодействовать с природным материалом самостоятельно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zametka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых ситуаций с природными  материалами в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Проект «Лоскутки природы»

Дорофеева О.Д., учитель-дефектолог ГБОУ школы №349

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Игровые ситуации, представленные в педагогическом проекте, будут благоприятствовать обогащению обследовательских действий детей с интеллектуальными нарушениями, способствовать усовершенствованию навыков наблюдения, рассматривания, поиска нужных деталей, информации, форм; развитию умения составлять новые, оригинальные образы; проявлению творческого подхода и желанию взаимодействовать с природным материалом самостоятельно.

Тематическое направление проекта

Использование игровых ситуаций с природным материалом для развития обследовательских действий, формирования представлений об объектах живой и неживой природы и их свойствах.

Наименование проекта

 Педагогический  проект «Лоскутки природы»

Сроки реализации

1 год

Условия организации педагогического проекта:

-разработка календарно-тематического планирования;

-соблюдение условий интеграции разных видов деятельности (познавательной, исследовательской, трудовой, изобразительной, коммуникативной);

-выстраивание этапности развития обследовательских навыков;

-соблюдение доступности форм, методов и материалов для организации работы с природным материалом.

Этапы реализации педагогического проекта:

Первый этап – разработка структуры и содержания проекта, целеполагание.

Второй этап – разработка плана действий по достижению поставленной цели.

Третий этап – реализация мероприятий, запланированных в рамках проекта.

Четвертый этап – подведение итогов, определение эффективности проведенных мероприятий.

Цель проекта: повысить эффективность навыков обследовательских действий при помощи природного материала и игровых обучающих ситуаций.

Задачи проекта:

1. разработать и внедрить в коррекционно-развивающий процесс серию занятий направленных  на формирование представлений об объектах живой и неживой природы и их свойствах;

2. подобрать необходимый природный материал;

3. составить картотеку игровых обучающих ситуаций для формирования навыков обследования с использованием природного материала.

Целевая группа: 10 обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Актуальность: психофизические особенности, связанные с нарушением работы сенсорной сферы, накладывают свой отпечаток на развитии и эмоционально-психическом состоянии детей с интеллектуальными нарушениями. Поэтому необходимо создать условия для формирования обследовательских действий, расширения спектра ярких впечатлений,основанных на восполнении сенсорного опыта через активизацию всех рецепторов на основе взаимодействия с объектами природы.

Территория реализации проекта: помщение класса, холлы с растениями, оранжерея учреждения, сенсорная комната, сенсорный сад.

Ожидаемые результаты: 

-дети увлечены работой с природным материалом, используют его в свободной деятельности;

-улучшилась координация движения, снизились проявления моторной неловкости;

-обогатились представления о свойствах и явлениях окружающего мира;

-обогатился сенсорный опыт за счет действий с объектами сенсорного сада;

-дети стали принимать эмоциональную поддержку от взрослых, инициировать контакт;

-снизился уровень повышенной тревожности, конфликтности.

-стали чаще соблюдать правила в игре, поддерживать свои роли;

-свободно взаимодействуют со сверстниками при выполнении игровых заданий;

-самостоятельно выполняют игровое задание;

 делают попытки дополнять и уточнять образ, созданный посредством природного материала;

-частично сформировались элементарные трудовые навыки по уходу за растениями и другими объектами сенсорного сада.

Реализация  плана проектной деятельности

В ходе реализации педагогического проекта «Лоскутки природы» следует использовать метод наблюдения и сравнения объектов природы (на улице за травой, птицами, погодой; в группе за птицами за окном; дома – за домашними животными). Наблюдение за предметами в естественной обстановке позволит сформировать у ребят актуальные представления о строении объектов. Живая натура – это залог создания детьми выразительного образа. Применение видеоматериалов позволит в динамике отслеживать строение тел животных и их повадки, что будет способствовать уточнению их образа и условий обитания.

Предварительной работой к игровым занятиям станет проведение экскурсий на площадке сенсорного сада, где дети будут наблюдать за природой, ее изменениями, жителями из мира фауны. Наблюдение стоит сопровождать речевыми действиями: сопоставлением и описанием через такие приемы как объяснение, уточнение, беседу с вопросами. Полноценная и правильно организованная процедура наблюдения позволит углубить представление детей о том, что такое природный материал и какой он бывает.

В заключительной части экскурсии следует предложить детям собирать природный материал (ветки, шишки, листья), для дальнейшего его использования.

В рамках педагогического проекта подобраны игровые ситуации, из которых была собрана картотека игр, направленных на развитие сенсорной сферы детей с интеллектуальными нарушениями, а именно умения обследовать объекты живой и неживой природы, выделять свойства обследуемых предметов. Каждая игра подверглась коррекции через введение обязательного к использованию природного материала и формулированию конкретной игровой обучающей ситуации, как основной задачи, поставленной перед детьми.

Мониторинг эффективности проектной деятельности и подведение итогов:

-степень выполнение запланированных мероприятий;

-активность участия в реализации проекта его исполнителей (педагогический состав);

-степень заинтересованности детей;

- определение эффективности проведенных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.

Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Альтернативная коммуникация считается формой языка, исключающей речь. Пользуясь ее методами, с детьми общаться легче. В частности, использование альтернативных средств коммуникации становится единстве...

Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Большую помощь в освоении детьми учебного материала оказывают современные цифровые инструменты. Цифровые ресурсы – это сайты и приложения, которые помогают учителю взаимодействовать с учениками ...

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми имеющими интеллектуальные нарушения

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у детей возрасте 5 – 6 лет и у более старших детей с интеллектуальными нарушениями преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в осно...

Статья Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Использование цифровых инструментов в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Методическое пособие "Использование техники "Оригами" для корекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Данный методический материал разработан для уроков труда. Учебный предмет "Труд" для детей с интеллектуальными нарушениями выполняет особую роль, т.к. обладает мощным коррекционно - развиваю...