Календарно тематическое планирование учителя-дефектолога для детей с ОВЗ
календарно-тематическое планирование

Разработала тематическое планирование для детей  с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ктп38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ачинская школа № 3»

Рассмотрено

на заседании МС

__________________

Эксперт______________

___________/__________

Протокол № _____ от

«_____»_____________202_г

Согласовано

Заместитель директора по учебной работе _________/

«____»_____________202_г

Утверждаю

Директор школы

_________/И.Л. Шадрина

Приказ № ________от

«______»________202_г

Рабочая программа

учителя-дефектолога

(индивидуальная)

Класс 2 В

       

Учитель Тарушко Олеся Николаевна        

Количество часов по программе   51 

Ачинск 2023-2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………….3

            Содержание программы………………………………………………7

            Календарно-тематическое планирование……………………………8

            Материально-техническое оснащение………………………………12

Пояснительная записка

Актуальность программы: программа предназначена для детей с ОВЗ, обучающихся 2 классов, на 2023-2024 учебный год.

По результатам психолого-медико-педагогического обследования учащаяся имеет особенности в   развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Таким образом, учащаяся является ребёнком с ограниченными возможностями здоровья в соответствие со ст.  2. гл. I. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Программа составлена на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Учащейся рекомендована адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ, вариант 2.2  

Цель программы: развитие у обучающейся школьно-значимых умений и навыков, а также приёмов умственной деятельности (сравнение, анализ и синтез)

Содержание программы направлено на решение следующих задач:

  • Закрепить учебные навыки: чтения, письма, счёта;
  • Обогатить словарный запас при ознакомлении учащегося с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами, развитие связной речи;
  •   Устранить затруднения в мыслительных операциях;
  •  Развивать пространственную ориентировку;
  •  Развивать произвольную деятельность.

При реализации данной программы соблюдаются следующие принципы:

принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии.

принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

принцип комплексности программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников.

принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей

принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.

Тип занятий: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная.

Методы обучения: словесные (устное изложение, объяснение, беседа), наглядные (показ, видеоматериалы, иллюстрации, показ приемов исполнения, работа по образцу), практические (тренировочные упражнения) и другие.

Технологии обучения:  

Технология проблемного обучения 

Игровые технологии.  

Информационно-коммуникативные технологии 

Здоровьесберегающие технологии 

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 минут (1,5 часа на одного учащегося). В первой и во второй половине дня.

Структура занятия

1.Подготовительный этап

2.Основной этап

3.Разминка

4. Логические поисковые задания

5.«Веселая переменка»

6.«Нестандартные задачи»

7.Заключительный этап

Формирование УУД у обучающихся

Личностными результатами являются:

  • правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
  • правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
  • умения анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
  • умение налаживать контакт с людьми;
  • умение соблюдать правила игры и дисциплину;
  • умение правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
  • способность к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
  • принятие установки на здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • навык доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
  • навык выполнять различные роли;
  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение задавать вопросы;
  • использование речи для регуляции своего действия;
  • умение адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Предметными результатами являются умения:

  • целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;
  • дорисовывать незаконченные изображения;
  • группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
  • составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
  • конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;
  • определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
  • зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
  • классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
  • различать запахи и вкусовые качества, называть их;
  • сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;
  • действовать по звуковому сигналу;
  • адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  • выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
  • определять время по часам.

Планируемые результаты

-определяет разницу между предметами по форме, величине, цвету;

 -различает основные цвета и их оттенки;

 -конструирует предметы из геометрических фигур;

 -узнаёт предмет по части;

 -находит различия у двух сходных сюжетных картинок;

 -соотносит времена года с названиями месяцев;

 -ведёт беседу с педагогом, аргументировать свой ответ;

 -правильно и осознанно читает вслух слова, предложения, короткие тексты;

 -списывает прочитанные и разобранные слова и предложения с рукописного и печатного текста;

  -определяет количество слогов в слове по количеству гласных, делит слова на слоги,    переносит части слова при письме;

 -называет предметы и явления, сравнивает и классифицирует;

 -называет числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала;

 -выполняет устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала;

 -сравнивает числа в пределах программного материала;

 -составляет и решает задачи;

 -сравнивает предмет по величине, цвету, форме;

 -выражает словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости;

Система оценки

Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:

  • первичной (входящей) аттестации;
  • текущего мониторинга;
  • промежуточной аттестации за учебный год.

Промежуточная аттестация осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется дефектологическое заключение на ребёнка и программа на подгруппу детей. Возможны корректировки программ в течение учебного года на основе выявленных особенностей.  Первичная аттестация проводится в первые две недели сентября (с 01.09 по 15.09), промежуточная - в последние две недели мая (с 15.05 по 24.05) в форме практических заданий.

          Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а также их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для педагогов, работающих на классах.

Критерии оценки результатов диагностики

Условные обозначения

Динамика

0 баллов

Отсутствие фиксируемой динамики

(не выполняет задание)

   Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения коррекционных целей и задач:

Нечувствительность обучающегося к новому опыту; невозможность применения новых знаний в незнакомой ситуации

1 балл

незначительная динамика

(выполняет задание с помощью)

Необходима помощь, подсказка, сопряженные действия

2 балла

значительная динамика

(выполняет задание самостоятельно)

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

- полное освоение, применение опыта в новых ситуациях;

- применение опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Характеристика на Вику К.

Дефектологическое обследование в начало учебного года показало, что у учащейся сниженный темп работы, работоспособность низкая. В схеме тела и ближайшем пространстве ученица ориентируется на низком уровне, понимание предлогов слабо сформировано, испытывает трудности при дифференцировании признаков времен года, навык числовой последовательности сформирован в пределах 10, не осуществляет прямой и обратный порядок, не называет «соседей» числа. Вычислительный навык сформирован недостаточно, может допускать ошибки по невнимательности, при определении состава числа испытывает значительные трудности. Навык решения задач слабо сформирован, более сложные задачи с помощью учителя требуется направляющая, обучающая помощь. Навык каллиграфического письма сформирован недостаточно, навык орфографического письма под диктовку сформирован слабо, медленный темп письма, ученица может допускать орфографические ошибки, пропуски и замены букв. При списывании текста допускает орфографические ошибки. Темп чтения средний, техника чтения в пределах возрастной нормы.  Навыки работы с текстом сформированы недостаточно, понимание прочитанного доступно, затрудняется при выделении главной мысли, затрудняется озаглавить текст и разделить его на смысловые части. Учебная мотивация на среднем уровне, самостоятельную работу осуществляет самостоятельно и с помощью учителя, способность к волевому усилию сформирована недостаточно, самоконтроль осуществляет на среднем уровне.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во

часов

I четверть

12

1

Первичная (входящая) аттестация

3

2

Социально-коммуникативное развитие

3

3

Ознакомление с окружающим миром

2

4

Развитие речи

2

5

Формирование математических представлений

2

II четверть

11

1

Социально-коммуникативное развитие

2

2

Ознакомление с окружающим миром

3

3

Развитие речи

3

4

Формирование математических представлений

3

III четверть

14

1

Социально-коммуникативное развитие

3

2

Ознакомление с окружающим миром

3

3

Развитие речи

4

4

Формирование математических представлений

4

14

1

Социально-коммуникативное развитие

2

2

Ознакомление с окружающим миром

3

3

Развитие речи

3

4

Формирование математических представлений

3

5

Промежуточная аттестация

1

6

Итоговая аттестация

2

Итого:

51

                                                         Содержание программы

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Назови себя», «Назови ласково», «Волшебный стул», «Волшебная палочка», «Замри», «Ручеёк», «Магазин вежливых слов», «Про кого я говорю», «Опиши друга», «Вот какая мама», «Что изменилось?», «Подарок на всех».

Ознакомление с окружающим миром

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие. Определение времени по часам.

Развитие речи

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание).  Графический диктант по показу.

Формирование математических представлений

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали

–машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов.

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”,      “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,

Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).

Календарно-тематическое планирование
2 в класс (1.5 часа в неделю).

Тема занятия

Дата

По плану

По факту

I четверть        12 часов

1

Первичная (входящая) аттестация

4.09

6.09

2

Первичная (входящая) аттестация

08.09

11.09

3

Первичная (входящая) аттестация

13.09

15.09

4

Отношение «столько же». Счет предметов Сравнение групп предметов.

Игра «Разомнем кулачки».

Сюжетно-ролевые игры: «Назови себя»,

18.09

20.09

5

Отношение столько же. Счет предметов Сравнение групп предметов.

Игра «Этот пальчик…»

22.09

25.09

6

Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Игра «Найди лишнее»

27.09

29.09

7

Взаимное расположение предметов в пространстве

Направления движения: сверху вниз, снизу-вверх, справа налево, слева направо

Игра «Сказка про язычок».

Моя семья

02.10

04.10

8

Слово. Предложение.

«Зрительный диктант»

«Волшебная палочка», «Замри», «Ручеёк»,

06.10

09.10

9

Составление и запись предложений, схем.

Игра «Что ты видишь?»

11.10

13.10

10

Сравнение групп предметов: «столько же», «больше на…», «меньше на …». Сравнение групп предметов.

Игра «Запомни цвета»

16.10

18.10

11

Числа 1 и 2. Письмо цифры 2.

Игра «Волшебный мешочек»

20.10

23.10

12

Слог.

 «Волшебный мешочек»

25.10

27.10

II четверть 11 часов

13

Деление слов на слоги.

Игра «Запомни картинки»

08.11

10.11

14

Ударение.

«Игра Запомни картинки»

13.11

15.11

15

Число 3. Письмо цифры 3. Сравнение.

Игра «Запоминание предметов»

17.11

20.11

16

Число 4. Письмо цифры 4.

Игра «Порядок предметов».

22.11

24.11

17

Составление предложений по сюжетным картинкам

Игра «Шнуровки»

27.11

29.11

18

Составление предложений по сюжетным картинкам

01.12

04.12

19

Составление предложений по сюжетным картинкам

Игра «Шнуровки»

06.12

08.12

20

Число 5.

Игра «Зверь по клетке»

11.12

13.12

21

Соотношение цифры с числом

Игра «Порядок картинок».

15.12

18.12

22

Точка.

Игра «Лица людей».

20.12

22.12

23

Чтение словосочетаний, предложений, работа с предметными картинками

Игра «Угадай, какой формы?»

25.12

27.12

III четверть   14 часов

24

Чтение словосочетаний, предложений, работа с предметными картинками

29.12

10.01

25

Линия: кривая, прямая.

Игра «Угадай, какого цвета?»

Опиши друга», «Вот какая мама»,

12.01

15.01

26

Отрезок.

Игра «Что больше(меньше)?»

«Что изменилось?», «Подарок на всех».

17.01

19.01

27

Решение простых задач на основе счёта предметов.

Игра «Опиши предмет»

Составление рассказа «Зимние забавы».

22.01

24.01

28

Составление предложений по схеме КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО? КОМУ?

Игра «Куда улетел шар?»

26.01

29.01

29

Составление предложений по схеме КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО? КОМУ?

Игра «Определение расположения предмета».

31.01

02.02

30

Числа 6, 7. Письмо цифры 6.

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 6.

  Игра «Спрячь зайца»

05.02

07.02

31

Числа 6, 7. Письмо цифры 6.

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 6.

Игра Сказка «Колобок».

09.02

12.02

32

Составление предложений по схеме КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО? КУДА?

Игра «Дорисуй девятое».

14.02

16.02

33

Составление предложений по схеме КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО? КУДА?

Игра «Дорисуй девятое».

19.02

21.02

34

Ответы на вопросы по сюжетным картинкам ЧТО ДЕЛАЕТ? КУДА? -ГДЕ?

26.02

28.02

35

Числа 8, 9. Письмо цифры 8.

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7. Состав чисел 8 и 9; соотношение цифр и количество предметов

Игра «Волшебный мешочек»

01.03

04.03

36

Числа 8, 9. Письмо цифры 8.

Название и запись цифрой натуральных чисел от 1 до 7. Состав чисел 8 и 9; соотношение цифр и количество предметов

Игра «Волшебный мешочек»

06.03

11.03

37

Число 10. Запись цифры 10. Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел

Игра «Дорисуй девятое».

13.03

15.03

38

КАКОЙ? + ЧТО? Составление предложений из словосочетаний.

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Изменение слов по родовому признаку.

Игра «Графический диктант»

18.03

20.03

IV четверть 14 часов

39

КАКОЙ? + ЧТО? Составление предложений из словосочетаний.

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? Изменение слов по родовому признаку.

Игра «Сходство и различие».

22.03

01.04

40

Числа от 1 до 10. Закрепление. Составление числовых выражений рисункам.

Последовательность натуральных чисел от 1 до 10

Игра «Исключи лишнее».

03.04

05.04

41

Числа от 1 до 10. Закрепление. Составление числовых выражений рисункам.

Последовательность натуральных чисел от 1 до 10

Игра «Исключи лишнее».

08.04

10.04

42

Он. Она.  Оно. Ответы на вопросы, дописывание предложений

Игра «Графический диктант»

12.04

15.04

43

Он. Она. Оно. Ответы на вопросы, списывание, дополнение предложений

Игра «Графический диктант»

«Игра Дорисуй девятое».

17.04

19.04

44

Он. Она. Оно. Ответы на вопросы, списывание, дополнение предложений

Игра «Снежный ком»

22.04

24.04

45

Единицы измерения длины. Сантиметр. Игра «Снежный ком»

26.04

27.04

46

Единицы измерения длины. Сантиметр. Игра «Снежный ком»

03.05

06.05

47

Увеличение и уменьшение чисел. Понятия «увеличить на…, уменьшить на…».  

Слагаемые. Сумма.

Игра «Дорисуй девятое».

08.05

13.05

48

Увеличение и уменьшение чисел. Понятия «увеличить на…, уменьшить на…».  

Слагаемые. Сумма.

Игра «Дорисуй девятое».

15.05

17.05

49

 Промежуточная аттестация

20.05

22.05

50

Итоговая аттестация

24.05

27.05

51

Итоговая аттестация

--

--

Материально-техническое оснащение

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

2.В.Б.Сухова «Учись считать» приложение к учебнику «Математика» для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, Москва, «Просвещение», 2000г.

3.Л.И.Тигранова «Наблюдаем, угадываем, сравниваем», для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, Москва, «Просвещение», 2002г

4. Печатные пособия

5.Набор таблиц «Наблюдай, сравнивай, считай.

6.Наборы счётного материала.

7.Карточки.

8.Сюжетные картинки.

9.Таблички со словами.

10.Игровые коррекционно-развивающие пособия,

11.Дидактические игры, наборы сюжетных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 1 класс для детей с ОВЗ II вид 2 отделение.

Содержит рабочие программы и календарно-тематическое планирование для 1-го класса( слабослышащие)...

Календарно-тематическое планирование по «Математике» для детей с ОВЗ 7 вид 2 класс

Календарно-тематическое планирование по «Математике» для детей с ОВЗ  7 вид 2 класс...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2

Адаптированные программы составленны в соответствии с методическими рекомендациями и индивидуальными возможностями детей, которым рекомендованно обучение по программе 2.2...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2

Адаптированные программы составленны в соответствии с методическими рекомендациями и индивидуальными возможностями детей, которым рекомендованно обучение по программе 2.2...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2

Адаптированные рабочие программы соответствуют методическим рекомендациям и умственным способностям обучающихся, которым рекомендовано обучение по программе 2.2...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование 3 класс для детей с ОВЗ 2.2

Адаптированные рабочие программы соответствуют методическим рекомендациям и умственным способностям обучающихся, которым рекомендовано обучение по программе 2.2...

Календарно - тематическое планирование по математике для детей с ОВЗ 2 класс VII вид

Календарно - тематическое планирование по математике для детей с ОВЗ 2 класс VII вид...