Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рабочая программа

Зуськова Марина Викторовна

Внурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsionalnaya_gramotnost.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное образование

 «Рославльский район» Смоленской области

МБОУ «Средняя школа № 1»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического

 совета школы

Протокол от «29» августа 2023г. № 1

                УТВЕРЖДЕНО

                приказом по МБОУ

               «Средняя школа № 1»

               от «31» августа 2023г. № 265

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

для 4 класса А начального общего образования

на 2023- 2024 учебный год

Зуськова М.В., учитель начальных классов

Рославль 2023

Содержание программы внеурочной деятельности

Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.

Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.

Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.

Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

–  способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

–  способность проводить математические рассуждения;

–  способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

–  способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.

Промежуточная аттестация в форме тестирования.

Тематическое планирование
4 класс (1 час в неделю)

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения занятия

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Дата изучения

По плану

По факту

1.

Старинная женская одежда

1

библиотечные уроки, путешествия по страницам книг

05.09.2023

2.

Старинные женские головные уборы

1

библиотечные уроки, путешествия по страницам книг

12.09.2023

3.

Старинная мужская одежда и головные уборы

1

библиотечные уроки, путешествия по страницам книг

19.09.2023

4.

Жилище крестьянской семьи на Руси

1

библиотечные уроки, путешествия по страницам книг

26.09.2023

5-6.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

2

библиотечные уроки, путешествия по страницам книг

03.10.2023

10.10.2023

7

История посуды на Руси

1

библиотечные уроки, путешествия по страницам книг

17.10.2023

8

Какие деньги были раньше в России

1

библиотечные уроки, путешествия по страницам книг

24.10.2023

9

Томат

1

решение проектных задач, проекты, опыты

07.11.2023

10

Болгарский перец

1

решение проектных задач, проекты, опыты

14.11.2023

11

Картофель

1

решение проектных задач, проекты, опыты

21.11.2023

12

Баклажан. Семейство Паслёновые

1

решение проектных задач, проекты, опыты

28.11.2023

13

Лук

1

решение проектных задач, проекты, опыты

05.12.2023

14

Капуста

1

решение проектных задач, проекты, опыты

12.12.2023

15

Горох

1

решение проектных задач, проекты, опыты

19.12.2023

16

Грибы

1

решение проектных задач, проекты, опыты

26.12.2023

17

Творческая работа

1

Практическая работа

09.01.2024

18-19

Потребительская корзина

2

Практическая работа

16.01.2024

23.01.2024

20

Прожиточный

минимум

1

Практическая работа

30.01.2024

21

Инфляция

1

Практическая работа

06.02.2024

22-23

Распродажи, скидки, бонусы

2

Практическая работа

13.02.2024

20.02.2024

24

Благотворительность

1

Практическая работа

27.02.2024

25

Страхование

1

Практическая работа

05.03.2024

26

В бассейне

1

Практическая работа

12.03.2024

27-28

Делаем ремонт

2

Практическая работа

19.03.2024

02.04.2024

29

Праздничный торт

1

Практическая работа

09.04.2024

30

Обустраиваем  участок

1

Практическая работа

16.04.2024

31

Промежуточная аттестация (тестирование)

1

Практическая работа

23.04.2024

32-33

Поход в кино

2

Практическая работа

07.05.2024

14.05.2024

34

Отправляемся в путешествие

1

Практическая работа

21.05.2024

Формы учета рабочей программы воспитания

Воспитательный потенциал  курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» на уровне начального общего образования реализуется на деятельностной основе через:

  • максимальное использование воспитательных возможностей содержания  курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания занятий, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
  • включение в рабочую программу курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении воспитательных задач  занятий;
  • выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях «Разговоры о важном», явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
  • применение интерактивных форм внеурочной деятельности — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
  • побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
  • организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"...

Презентация методического продукта. Рабочая программа внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ФГОС -2021

Презентация методического продукта. Программа "Функциональная грамотность"Задачи программы:•формировать умение читать тексты, совершенствовать культуру чтения;•находить и извлекать...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)...

Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность в 1 классе"

Программа для курса внеурочной деятельности по функциональной грамотности для 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1-4 классы...

рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Структура программы соответствует Федеральному образовательному стандарту начального общего образования и включает:Пояснительную запискуСодержание учебного предметаПланируемые результаты освоения учеб...