Рабочая программа по внеурочной деятельности "Самоделкин"
рабочая программа (4 класс)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Самоделкин» (базовый уровень), на 4й класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18» г.о. Серпухов
_____________________________________________________________________________
Рассмотрено на заседании Методического совета От «____»________20____г. Протокол №_____ | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ№18 ___________________ /М.С. Арсеньева/ Приказ №______«_____» __________ 20____г.
|
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
художественно-эстетического направления
«Самоделкин»
Уровень - базовый
Возраст обучающихся: 10 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель
учитель начальных классов: Какунина Е.А.
г.о. Серпухов 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Самоделкин» на уровне начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как технология, изо, ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.
Актуальность и новизна образовательной программы. Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения, где предусматриваются расширение технического кругозора обучающихся, развитие их пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике.
Программу отличает своевременность предлагаемого материала. Сочетание теоретического и практического курса обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию ребят.
Целью данной программы является формирование всесторонне развитой личности, развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами, формирование специальных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.
Задачи:
- Научить работать колющими и режущими инструментами: ножницами, иглой, шилом, ножом, циркулем. Научить экономно расходовать используемые материалы, добиться точности и аккуратности при выполнении работ. Научить особенностям работы с бумагой и картоном, тканью, природным материалом, искусственным материалом, пластилином, глиной, вторичным материалом, при этом развивать умение сравнивать свойства материалов.
- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами, обучать различным приемам работы с бумагой, тестом, знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами, развивать умения следовать устным инструкциям.
- Создавать композиции с изделиями.
- Сформировать навыки культурного труда: подготовка рабочего места, поддержание порядка вовремя работы, правильного пользования инструментами, научить соблюдать "Правила техники безопасности".
- Развивать у детей навыки конструирования, отрабатывать навыки оформительской работы.
- Воспитывать у детей уважение к трудовой деятельности взрослых, убеждать в важности коллективного труда.
К концу 4 года обучения учащиеся узнают:
- название изученных материалов и инструментов, их назначение;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила планирования и организации труда;
- применение линогравюры, монотипии, туши;
- применение чеканки в жизни;
- способы и приемы обработки различных материалов.
К концу 4 года обучения учащиеся научатся:
- правильно использовать инструменты в работе;
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в любой изученной технике рисования;
- контролировать правильность выполнения работы.
А так же программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные
Создание условий для формирования следующих умений:
- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности , учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность;
- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий;
- работать совместно с учителем по составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме занятия, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение темы;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Направленность программы «Самоделкин» теоретическая и практическая, строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Методы и приёмы организации деятельности детей на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 7 до 11 лет. Дети данного возраста способны выполнять задания по образцу, а так же после изучения блока темы выполнять творческое репродуктивное задание.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися); групповой (организация работы в группах); индивидуально-фронтальный (индивидуальное выполнение заданий обучающимися и создание мини проектов в группах).
Все формы, методы, средства и приемы по данному курсу внеурочной деятельности способствуют социализации ребенка, развитию психофизиологических особенностей детей за период обучения. Оказывают содействие в развитии навыков решения проблемных задач, самостоятельного поиска знаний и обретение опыта их использования в повседневной жизни. Программа является первой ступенью в освоении программ технической направленности. По окончании обучения в объединении «Самоделкин» выпускники могут продолжить обучение по программам технической направленности более высокого уровня сложности. Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач педагога. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, которые начали формироваться у ребенка в дошкольный период. Основные виды деятельности, которыми занят ребенок: учение, общение, игра и труд.
Коллективные формы работы, стимулирующие общение, в младшем школьном возрасте наиболее полезны для общего развития и должны быть обязательными для детей. Детские игры приобретают более совершенные формы, становятся развивающими.
Состав группы – постоянный. Максимальное количество детей в группе – 15 человек.
В зависимости от источника финансирования реализации программы (персонифицированное финансирование или финансирование в рамках муниципального задания) учебные планы каждого года могут быть разделены на модули. В 2023-2024 учебном году часть часов по программе 1 года обучения переводится на персонифицированное финансирование: 34 часа – модуль. Оставшиеся часы финансируются в рамках муниципального задания – отдельный модуль.
Учебный план.
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Формы аттестации, контроля |
1 | Вводное занятие. Знакомство с кружковой работой. Правила и приемы безопасной работы. План работы, правила поведения, инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | - | опрос |
2 | Работа с природным материалом. | 5 | - | 5 | выставка-презентация |
3 | Работа с бумагой и картоном. | 10 | 1 | 9 | конкурс работ |
4 | Лепка | 4 | - | 4 | выставка |
5 | Учись мастерить | 5 | 1 | 4 | выставка |
6 | Рисование | 2 | - | 2 | |
7 | Работа с тканью | 2 | - | 2 | опрос |
8 | Работа с разными материалами. | 2 | 1 | 1 | эстафета творческих дел |
9 | Проектная деятельность | 2 | 1 | 1 | защита проектов и выставка работ |
10 | Итоговое занятие. Выставка детских работ. | 1 | 1 | - | выставка работ учащихся |
| Итого | 34 | 6 | 28 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «САМОДЕЛКИН»
Введение (1 ч.)
Вводное занятие. Знакомство с кружковой работой. План работы, правила поведения, инструктаж по ТБ.
Работа с природным материалом (5 ч):
Беседа «Флористика». Картины из листьев. Продолжение работы.
Искусство ошибане. Колорит в композиции. Картина «Пейзаж с лодкой».
Работа с бумагой (4 ч):
Плетение из бумаги. Оригами «Лебедь». Пушистый шарик «Ёжик». Пушистый шарик «Аисты».
Лепка (4 ч):
Лепим дымковскую игрушку. Лепим филимоновскую игрушку. Лепим каргопольскую игрушку. Лепим посуду в технике «Гжель»
Учись мастерить (5 ч):
Конструирование из картона «Синица». Конструирование из бумаги и спичечного коробка «Черепаха». Конструирование из бумаги и картона «Мышка». Конструирование из картона «Вертолёт». Выставка по итогам 1 полугодия.
Работа с бумагой и картоном (6 ч.)
Букет из роз. Коллективная работа «Корзина с цветами». Аппликация "Аквариум". Ёлка настольная «Чудо-елочка». Продолжение работы. Панно (квиллинг) «Весенняя поляна». Коллективная работа «Корзина с цветами». Коллективная работа «Корзина с цветами». Продолжение работы.
Рисование (2 ч.)
Отпечатки фруктов и овощей. Рисуем, клеим.
Работа с тканью (2 ч.)
«Веселые зверюшки». Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка».
Работа с разными материалами (2 ч.)
Кормушки для птиц. Закладка для книги /открытка с использованием полицвета.
Проектная деятельность (2 ч):
Проект по теме «Мое увлечение». Технологический этап творческого проекта. Заключительный этап.
Итоги (1 ч.)
Выставка по итогам 1 полугодия. Выставка по итогам года. Генеральная уборка.
Методы и приемы обучения.
- Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
- Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
- Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 3 этапа.
1 этап - знакомство со свойствами материалов.
2 этап - обучение приемам изготовления.
3 этап - изготовление поделок.
Календарный учебный график
№ п/п | месяц | число | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия |
Раздел 1. Вводное занятие. | |||||
Комбинированное | 1 | Вводное занятие. Знакомство с кружковой работой. Правила и приемы безопасной работы. План работы, правила поведения, инструктаж по ТБ. | |||
Раздел 2. Работа с природным материалом | |||||
Комбинированное | 1 | Беседа «Флористика». Картины из листьев. | |||
Комбинированное | 1 | Картины из листьев. Продолжение работы. | |||
Комбинированное | 1 | Искусство ошибане. | |||
Комбинированное | 1 | Колорит в композиции | |||
Комбинированное | 1 | Картина «Пейзаж с лодкой» | |||
Раздел 3. Работа с бумагой | |||||
Комбинированное | 2 | Плетение из бумаги. Оригами «Лебедь» | |||
Комбинированное | 1 | Пушистый шарик «Ёжик», | |||
Комбинированное | 1 | Пушистый шарик «Аисты» | |||
Раздел 4. Лепка | |||||
Комбинированное | 1 | Лепим дымковскую игрушку | |||
Комбинированное | 1 | Лепим филимоновскую игрушку. | |||
Комбинированное | 1 | Лепим каргопольскую игрушку. | |||
Комбинированное | 1 | Лепим посуду в технике «Гжель» | |||
Раздел 5. Учись мастерить | |||||
Комбинированное | 1 | Конструирование из картона «Синица» | |||
Комбинированное | 1 | Конструирование из бумаги и спичечного коробка «Черепаха» | |||
Комбинированное | 1 | Конструирование из бумаги и картона «Мышка» | |||
Комбинированное | 1 | Конструирование из картона «Вертолёт» | |||
Итоговое | 1 | Выставка по итогам 1 полугодия. | |||
Раздел 6. Работа с бумагой и картоном. | |||||
Комбинированное | 1 | Ёлка настольная «Чудо-ёлочка» | |||
Комбинированное | 1 | Аппликация "Аквариум" | |||
Комбинированное | 1 | Букет из роз. | |||
Комбинированное | 1 | Коллективная работа «Корзина с цветами» | |||
Комбинированное | 1 | Панно (квиллинг) «Весенняя поляна» | |||
Групповая | 1 | Коллективная работа «Корзина с цветами» | |||
Раздел 8. Рисование | |||||
Комбинированное | 1 | Отпечатки фруктов и овощей. | |||
Комбинированное | 1 | Рисуем, клеим. | |||
Раздел 9 Работа с тканью. | |||||
Комбинированное | 1 | «Веселые зверюшки». | |||
Комбинированное | 1 | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» | |||
Раздел 10. Работа с разными материалами. | |||||
Комбинированное | 1 | Кормушки для птиц. | |||
Комбинированное | 1 | Закладка для книги /открытка с использованием полицвета. | |||
Раздел 12. Проектная деятельность | |||||
Комбинированное | 1 | Проект по теме «Мое увлечение». Технологический этап творческого проекта. | |||
Итоговое | 1 | Заключительный этап | |||
Итоговое | Выставка по итогам года. Генеральная уборка. | ||||
ИТОГО | 34 ч. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся в кабинете начальных классов.
Кабинет рассчитан на 30 посадочных мест. Оборудование рабочего места учащегося подобрано с учетом возраста. Индивидуальные парты помогают учащимся сконцентрироваться на работе, позволяют с комфортом расположиться за партой и не мешать своему соседу. Стулья ученические, деревянные. Формы и размеры сиденья и спинки стула обеспечивают правильную посадку, опору для спины.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
∙ инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные с округлёнными концами, линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками;
∙ материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (тесьма), пластилин и глина, солёное тесто, природные материалы (плоские и объёмные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, клей ПВА, клей – карандаш;
∙ компьютер, принтер, сканер, проектор
Литература
1. Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2007.
2. Большая энциклопедия поделок. - М.: ЗАО «Росмэн- Пресс», 2006. - С 255.: ил.
3. Горский В.А. Техническое конструирование. – М, 1994г.
4. «Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение» М.: «Просвещение», 2008
5. Марамыгина Е.А. Досуговая программа (в каникулярное время) «Мы, играя, воображаем, фантазируем, мечтаем». – Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 42.
6. Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ Техническое творчество учащихся. М: «Просвещение», 1995.
7. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
8. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Бумага. М.: Сфера, 2009.
9. Интернет -ресурсы: http://podelkidlyadetei.ru; http://www.zavuch.info; http://festival.1september.ru;
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей 1. Агапова И., Давыдова М. Аппликация. /М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2009.
2. Бомон Э., Гилоре М. История транспорта. М.: «Махаон», 2007.
3. Докучаев Н. Н. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. ЗАО «Валерии» СПб», 1997.
4. Конноли Ш. Большая школьная энциклопедия. М.: «Махаон», 2003.
5. Острун Н., Киселев А. Самоделки: 40 уникальных идей. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2002.
6. Соколова – Кубай Н. Н. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка. «Культура и традиции», 2006.
7. Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и бисера. АРТРОДНИК, 2007.
8. Шмидт Н. Реактивные самолеты из бумаги. Минск: ООО «Попурри», 2004.
9. Интернет - ресурсы: http://stranakids.ru; http://igrushka.kz; http://stranamasterov.ru;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842883-1478198740.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...