Конспект внеурочного занятия по шахматам в 4 классе.
план-конспект занятия (4 класс)

Тема: "Шахматная доска и фигуры"

Цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с шахматной доской и фигурами.

Задачи:

Образовательная:

- формирование представления о шахматной доске и фигурах

Развивающая:

- развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления

Воспитывающая:

- воспитать интерес к игре в шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx43.37 КБ
Файл shahmaty.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Шахматная доска и фигуры»

Соответствие с программой: УМК «Школа России», программа «Шахматная школа» А.А.Тимофеев

Возраст: 4 класс

Цель: Создать условия для ознакомления обучающихся с шахматной доской и фигурами.

Задачи:

Образовательная:

- формирование представления о шахматной доске и фигурах

Развивающая:

- развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления

Воспитывающая:

- воспитать интерес к игре в шахматы

Планируемые результаты:

Коммуникативные УУД:

К1 - умение работать в парах

К2 - умение слушать товарищей

Познавательные УУД:

П1 - умение обучающихся производить простые логические действия

П2 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные УУД:

Р1 - способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Технологии:

- игровая

- проблемная

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Вводный

- Здравствуйте ребята, к нам сегодня на занятие принесли необычную шкатулку. Давайте посмотрим, что в ней находится.

- Ребята, кто-нибудь знает, что это такое?

- Верно ребята, это шахматная фигура

- Сегодня мы с вами отправимся в страну Шахмат. Как вы думаете, что мы будем делать в этой стране?

- Верно, мы сегодня познакомимся с историей шахмат, что такое шахматная доска и персонажей игры.

- Шахматная фигура

- Узнаем, что такое шахматы, как в них играть.

К2

П2

Р1

  1. Основной

- Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру?

- Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

- Давайте с вами посмотрим легенду о возникновении шахмат.

- Ребята, в какой стране появились шахматы?

- Какую игру придумал мудрец?

- Какую награду хотел получить мудрец?

- На чём играют в шахматы?

- Кто знает, как она выглядит?

- Шахматная доска имеет форму квадрата, состоит из клеток 8х8,всего 64 клетки -черные и белые.  По горизонтали шахматной доски расположены буквы от А до Н, а по вертикали цифры от 1 до 8.

- Что же, первое знакомство с шахматной доской состоялось. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним?

- Проверим, а для этого я попрошу ответить вас на несколько вопросов.

- Какую форму имеет шахматная доска?

- Сколько клеток на шахматном поле?

- Какие цвета любят шахматы?

- Ну, что ребята, давайте немного разомнёмся.

Спорт ребятам очень нужен!

Мы со спортом очень дружим!

Спорт – здоровье, спорт – игра!

Скажем мы – физкульт – ура!

Раз – поднялись, потянулись!

Два – согнулись, разогнулись!

Три -  в ладошки  три хлопка!

Головою три кивка.

 На четыре – руки шире!

Пять – руками помахать!

Ну а шесть – на место сесть.

- Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках. А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Давайте их рассмотрим.

- Вот его величество – Король! На кого или на что похож король?

- Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – чёрный и белый.

- А вот Ферзь! Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей.

- Посмотрите, вот Ладья! На кого или на что похожа ладья?

- Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость).Ладей в каждом войске по две.

- Особая фигура – Слон. Почему именно слон?

- Древнеиндийские воины передвигались как пешком, так и на слонах. Отсюда и возникла необходимость в этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона. Слонов в каждой армии по два.

-Ещё одно животное на поле - Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Коней у противников по два.

- А теперь – Пешка! Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь.

- Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.

- Итак, всё шахматное войско перед вами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?

- Сейчас вы поработаете в паре, у каждого на парте лежит лист с фигурами и их названиями, вам нужно соединить их.

-Давайте проверим.

- Молодцы!

- В Древности, царь

- В Индии

- Шахматы

- Зёрна

- На шахматной доске

- Квадратная, состоит из клеток

- Да

- Квадрат

- 64

- Черный и белый

- На человека с короной

- Башню

- Потому что в Индии было много слонов

К1

К2

П1

Р1

  1. Заключительный

- Мы возвращаемся с вами в класс из страны Шахмат.

- Давайте посмотрим мультфильм о шахматах.

Р1

Король

Ладья

Ферзь

Слон

Конь

Пешка

C:\Users\Настя\Desktop\пед\МОРКОВКА\ШАХМАТЫЫЫЫ\Безымянный.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Страна Шахмат

Слайд 11

Король Ладья Ферзь Слон Конь Пешка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеурочного занятия «Веселый английский» 1 класс Тема: Моя семья

Цель: создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в рабочий процесс...

конспект внеурочного занятия по шахматам

Тема занятия: ЛадьяЦель занятия: усвоить ходы черной и белой ладьиПланируемые результаты:-предметные: уточнить знания о фигуре ладье, закрепить ранее изученный материал, играть на шахматном поле с фиг...

Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!»

Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!», с использованием здоровьесберегающих технологий, технологи...

Конспект внеурочного занятия для учащихся 4 класса "Равнодушие и отзывчивость"

Цель: углубить представления учащихся о нравственных качествах человека. Задачи: раскрыть значение понятий «равнодушие» и «отзывчивость»; - развивать в учащихся стремлени...

Конспект внеурочного занятия общеинтеллектуального направления 2 класс «Конструирование фантастических роботов»

Кружок «Робототехника»Тема:«Конструирование фантастических роботов»Дидактическая цель:способствовать формированию  у обучающихся представлений о роботах, умению их описыва...

Конспект внеурочного занятия общеинтеллектуального направления 2 класс «Военные роботы в России»

Кружок "Робототехника"Тема: «Военные роботы в России»Дидактическая цель: способствовать расширению и углублению понятия «робот»; содействовать развитию понимания о ви...