Программа внеурочной деятельности по экологическому направлению «Эколята»
рабочая программа

Гапонова Елена Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolyata.docx49.44 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

по экологическому направлению

«Эколята»

для 3 класса

Учитель: Гапонова Е.М., высшая категория

Количество часов всего_34 в неделю 1

Планирование составлено на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант

Пояснительная записка

Актуальность. Слово “Экология” дословно переводится как “наука о доме”, то есть о том, что окружает человека в биосфере. Воспитание экологической культуры – важнейшая задача сложившейся ситуации в современном мире.

Закон “Об экологическом образовании”, принятый во многих регионах, ставит своей задачей создание системы экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ состояния экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой является становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Миссией образовательного учреждения является создание ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого – ориентированной педагогической деятельности коллектива является программа “Эколята”.

Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – поможет ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Цель экологического воспитания:

формирование экологической культуры школьников, ответственного отношения к природе, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.

Задачи экологического воспитания:

Образовательные задачи:

  • научить понимать пользу и значение природы дляхорошего самочувствия и настроения
  • научить основам экологических знаний
  • совершенствовать речь, умение обмениватьсяэкоинформацией, находить объяснение - обоснования.

Воспитательные задачи:

- формировать понимание необходимости соблюдениячеловеком правил поведения в природе

- возбуждать желание охранять природу

- воспитывать умение сопереживать всему живому

- воспитывать экологическое мышление детей

- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу

Развивающие задачи:

  • развивать основы экологического сознания детей, экологическое мышление
  • развивать психические процессы (внимание, память)и мыслительные операции (сравнение, обобщение)
  • развивать познавательные и творческие способностидетей коммуникативное общение.

Главная задача начальной школы – помочь обучающемуся постепенно сменить основной вид деятельности с игровой на учебную (познавательную). Поэтому одним из главных средств воспитания будут игры, предметно-практическая и трудовая деятельность, наполненные новым содержанием, несущие в себе информацию об окружающем мире и основных культурных, нравственных ценностях нашей страны.

Данная программа отличается от других тем, что она способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде. Значение экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества.

Технические данные:

Содержание данной программы реализуется через деятельностный подход, создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека.

Практическая, деятельностная направленность курса реализуется через исследовательские задания, практикумы, игровые занятия, опыты. Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

Основными методами обучения являются методы наблюдений, анализ, синтез и т.д., ролевые и дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природного материала, разработка и создание эко знаков.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Результатом работы занятий внеурочной деятельности «Эколята»будет ценностное отношение к природе, первоначальный опыт эстетического, эмоционально – нравственного отношения к природе, элементарные знания о традициях нравственно –этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, по месту жительства; личный опытучастия в экологических акциях и проектах.

Личностные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного успешной учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно - познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направлениях на помощь и обеспечение благополучия.

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;

– называть характерные признаки времен года;

– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;

– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

– ухаживать и размножать комнатные растения;

– интерес к познанию мира природы;

– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

– осознание места и роли человека в биосфере;

– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Программа рассчитана на 34ч в 3 классе– 1 час в неделю.

Содержание курса внеурочной деятельности

Введение. Что такое окружающая среда и окружающая природа? Принятие в юные экологи. Тема 1. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой. Экологические связи неживой и живой природы. Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. Вода и жизнь. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Разнообразие царства растений. Комнатные растения. Размножение комнатных растений. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Светолюбивые и теневыносливые растения. Хвойные и лиственные растения. Дикорастущие растения и культурные растения. Культурные растения поля, сада и огорода. Лекарственные растения. Растения – сорняки и вредители здоровья человека. Викторина «Зелёный мир вокруг нас» Царство грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Микроскопические организмы.

Тема 2. Неживое в природе. Неживая природа. Солнце – источник тепла и света. Воздух и здоровье человека. Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы. Погода. Климат. Прогноз погоды. Предсказание погоды по народным приметам. Времена года в неживой природе.

Подведение итогов работы за целый год.

Тема 3. Отношение человека к окружающему миру. Проведение инструктажей по ТБ при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Зачем охранять природу? Влияние человека и его деятельности на окружающую среду. Участие в охране родной природы.

Тема 4. Лес – наше богатство. Изучение текстов о лесе. Составление памятки «Правила охраны леса». Наблюдение за хвойными и лиственными деревьями, определение различий. Экскурсия в лес. Сбор семян, ягод для зимующих птиц.

Тема 5. Путешествие за капелькой воды. Сравнение водоёмов по величине. Морская и речная рыба. Экскурсия к водоёму. Наблюдение за жизнью водоёма. Объяснение причин загрязнения и гибели рыб в водоёмах. Определение связи между загрязнением воды и здоровьем человека.Составление правил охраны водоёмов.

Тема 6. Удивительный мир животных. Экзотическиеживотные. Мода на разведение экзотических животных в домашних условиях. Знакомство с работой человека на пасеке. Пчёлы и их особенности. Причины гибели пчёл в России. Наблюдение за жизнью домашних животных. Составление рассказов о своих любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы».

Тема 7. Наши перелётные друзья. Перелётные и зимующие птицы. Экскурсия на школьную аллею. Наблюдение за жизнью птиц. Составление правил подкормки птиц. Кормушки для птиц. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, загадок, рассказов.

Тема 8. Моя малая родина. Поиск информации о своей малой родине. Знакомство с жизнью крестьян в давние времена и историей ПНТЗ. Проведение акции «Уберём свой двор».

Тема 9. По страницам Красной книги. Знакомство с растительным и животным миром родного края, с исчезающими растениями и животными. Причины их исчезновения и необходимость их защиты каждым человеком. Составление и обсуждение мер по охране редких животных и растений.

Тема 10. Здоровье человека и окружающая среда. Отношение человека к окружающему миру.Влияние загрязненияокружающей среды на здоровье человека. Пути попаданиявредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живём. Проблема мусора. Меры, направленные на снижения вредного влияния загрязнения на организм человека.

Тема 11. Почвы и их охрана. Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержке почвенного плодородия.. Эрозии почв и причины их возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв. Наблюдение за дождевыми червями. Нахождение дополнительной литературы об обитателях почв. Проведение акции «Озеленим школьный двор».

Подведение итогов работы. Праздник «Земля-наш общий дом».

Условия реализации программы

Для реализации программы необходимо:

  • Мотивационная готовность учащихся к работе
  • Организация планомерных, систематических занятий с учащимися
  • Условия для проведения занятий
  • Оснащенность кабинета мультимедийным и компьютерным оборудованием.
  • Необходимая литература для осуществления проектной деятельности.

Материально-техническое методическое обеспечение процесса

Оборудование:

таблицы, предметные картинки с изображением растений, животных, птиц; комнатные растения; виды дорожных знаков; индивидуальные торфяные горшочки для посадки семян, почвогрунт, семена (гороха, фасоли), луковицы; градусник для измерения температуры воды, Красная книга; CD с записью голосов птиц и животных, микроскоп, измерительный модуль “Температура”, коллекция “Виды почв”, географические карты

Список использованной литературы

  1. Баранчикова Л. А. Комнатные растения в интерьере школы / Л. А. Баранчикова // Школа и производство. – 1991. – №12. – с. 25–28.
  2. Благосклонов К. Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки./ К. Н Благосклонов. М., 1991.
  3. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М: Эгмонт Россия Лтд, 2003.
  4. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова. – М., 1996. – С. 35 –42
  5. Г.Н. Элькин “Красная книга России: Чудеса – природы” / Словарик – справочник школьника.
  6. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердаков // Начальная школа. – 1991. – М., – № 11–12. – С. 19–22.
  7. Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова. Внеклассные мероприятия 1, 2, 3 клас
  8. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
  9. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
  10. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
  11. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  12. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
  13. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.
  14. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.
  15. Хренов Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
  16. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты Ярославль: «Академия развития», 1997.
  17. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
  18. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
  19. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
  20. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993
  21. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000

Календарно- тематическое планирование 3 класс

№ уро

ка

Тема

Кол.часов

Формы и методы

Формы подведения итогов

Дата

Отношение человека к окружающему миру 1

1

Вводное занятие. Влияние человека и его деятельности на природу

1

Беседа

Дискуссия о важности бережного отношения к природе

Лес-наше богатство

5

2

Лес –наше богатство.

1

Беседа «Что даёт нам лес?»

Составление памятки «Правила охраны леса»

3-4

Лиственные деревья.

Хвойные деревья.

2

Практическая работа

Работа со справочниками-определителями

5

Путешествие в осень.

1

Экскурсия в лес. Практикум по распознаванию деревьев.

Игра «Угадай дерево по листу». Сбор семян и ягод для зимующих птиц.

6

Жизнь муравейника

1

Беседа.

Чтение рассказов

Путешествие за капелькой воды

3

7

Путь воды из реки в море

1

Беседа

Составление рисунка-схемы «Путь воды из реки в море»

8

Сравнение реки и моря. Морская и речная рыба

1

Практикум по распознаванию рыб.

Составление таблицы «Речная и морская рыба» (работа со справочниками определителями)

9

Экскурсия к водоёму.

1

Экскурсия к водоёму

Наблюдение за жизнью водоёма

Удивительный мир животных

2

10

Экзотические животные

1

Беседа

Игра «Угадай животное»

11

Кто живёт на пасеке.

1

Просмотр научного фильма о пчёлах

Выполнение рисунка «Пчёлы в сотах»

Наши перелётные друзья

3

12

Перелётные и зимующие птицы

1

Практикум по распознаванию птиц

Работа со справочниками -определителями

13

Какой должна быть кормушка для птиц

1

Беседа. Просмотр разных видов кормушек

Выполнение рисунка «Кормушка для птиц»

14

Экскурсия на школьную аллею

1

Экскурсия

Наблюдение за птицами, развешивание кормушек

Моя малая родина

5

15

История моей малой родины

1

Беседа

Конкурс рисунков

16

Экскурсия в музей «Жизнь крестьян»

1

Экскурсия

Знакомство с экспонатами музея

17

Экскурсия в музей

1

Экскурсия

Знакомство с экспонатами музея

18-19

Акция «Уберём свой двор»

2

Практическая работа

Уборка детских площадок

По страницам Красной Книги

3

20

Красная Книга Кемеровской области

1

Беседа, практическая работа

Работа с атласами-определителями

21

Причины исчезновения растений и животных

1

Дискуссия

Игра «Угадай животное и растение по описанию»

22

Заповедники , парки, природные памятники

1

Беседа

Подбор материала о заповедных местах (работа в группах)

Здоровье человека и окружающая среда

8

23

Влияние окружающей среды на здоровье человека

1

Беседа

Игра «Вредно-полезно»

24

Проблема мусора

1

Практическая работа в группах

Игра «Сортировка мусора»

25

Экология у нас дома

1

Беседа

Игра «Прибираем дом»

26

Тест «Здоровье человека и окружающая среда»

1

Обсуждение вопросов теста

Практическая работа в парах

27-30

Мастерим игрушки из «бросового материала»

4

Беседа по применению бросового материала в нужных изделиях

Изготовление игрушек

Почвы и их охрана

3

31

Изменение окружающей среды топором и плугом.

1

Беседа

Игра «Вредно-полезно»

32

Экскурсия на поле.

1

Экскурсия. Наблюдение за дождевыми червями

Чтение рассказов о дождевых червях

33

Акция «Озеленим школьный двор

1

Практическая работа

Посадка рассады цветов на клумбы школьного двора

Итоговое занятие

1

34

Праздник «Земля – наш общий дом»

1

Выступление детей

Подведение итогов изученного курса

Итого:

34ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»

Пилотная площадка 1 класс.  Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» (направление: экологическое)

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...