Как учить пересказу научно-познавательных текстов младших школьников
учебно-методический материал

Долгих Марина Александровна

В данной статье учителя начальных классов найдут несколько ноу-хау, как учить пересказу младших школьников научно-познавательных текстов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как учить пересказу научно-познавательных текстов в начальной школе

Автор: учитель начальных классов Долгих М.А.

Часто учитель начальных классов в своей профессиональной деятельности сталкивается с весомой проблемой – ученики не умеют пересказывать научно-познавательные тексты.  С художественными текстами, как правило, проблем не возникает. В среднем звене это неумение напрямую влияет на успеваемость ученика, поскольку рассказать содержание выученного дома параграфа по биологии, истории, географии и т.п. ученик просто не в силах. Как же выстроить работу учителю начальной школы, чтобы сформировать у детей это умение?

Есть несколько ноу-хау.

Уже на первых уроках окружающего мира в 1 классе (как только дети овладеют навыком письма) на протяжении нескольких уроков целесообразно научить детей выделять в параграфе ключевые (опорные) слова. Для этого в каждом абзаце ребенок должен выбрать главное слово (существительное или глагол) и записать их в столбик в тетради. Далее детям нужно предложить, пользуясь этими ключевыми словами, пересказать то, о чем они прочитали. Целесообразно вначале давать простые с точки зрения содержания и короткие тексты. Как показывает практика, сначала дети испытывают трудности в поиске таких слов, но чем больше предлагать им подобных заданий, тем легче они с ними справляются. Я рекомендовала своим детям выписывать опорные слова дома при работе с параграфом. При ответе у доски разрешала пользоваться тетрадкой.

Еще один способ запомнить содержание научно-популярного текста – рисовать пиктограммы к каждому абзацу (или простые рисунки). Такой метод способствует более детальной проработке ребенком каждой части текста и лучшему их запоминанию. Работа проводится аналогично работе с ключевыми словами.

В конце каждого параграфа в учебниках всегда есть список вопросов для самопроверки. Можно организовать с ними работу «наоборот». Сначала ребенок читает вопрос и ищет ответ на него в тексе, формулирует полный ответ.  Аналогично происходит работа и с остальными вопросами. На уроке ребенок может пользоваться этими вопросами для устного ответа.

Еще один способ подойдет для учеников 3-4 классов – это составление кластера по параграфу. Этот способ поможет структурировать материал учебника, выделить главное. Нужно помнить о том, что работа с параграфом всегда должна включать этап работы с определениями и терминами.

Безусловно, умение ученика пересказать параграф – это не единственный показатель того, что школьник владеет материалом.  Но это умение сильно поможет ребенку на всех ступенях обучения, включая профессиональное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг  у младших школьников на уроках литературного чтения»...

Этапы формирования навыка чтения и работы с текстом младших школьников

Этапы формирования навыка чтения и работы с текстом младших школьников. Различные виды упражнений по возрастам....

Приемы и задания для формирования умений воспринимать художественный текст младшими школьниками

В статье представлен практический материал для формирования читательских умений...

Формирование навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательного текста на уроках окружающего мира.

В данной статье  говорится о формировании навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательных текстов на уроках окружающего мира. Приводятся методы и приемы  технол...

Конспект внеурочного занятия «Учимся анализировать научно-познавательный текст» (4 класс, "Осмысленное чтение")

Цель: развитие умения осмысленного чтения посредством организации работы с научно-познавательным текстом.Планируемые результаты: Предметные результаты:знать понятие «научно-познавательный т...

Конспект внеурочного занятия "Учимся анализировать научно-познавательный текст" ("Осмысленное чтение", 4 класс)

Цель: развитие умения осмысленного чтения посредством организации работы с научно-познавательным текстом. Планируемые результаты: Предметные результаты:знать понятие «научно-познавател...