РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем и наблюдаем» для 4 класса на 2024-2025 учебный год, 34 часа
рабочая программа (4 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем и наблюдаем» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класса.
Рабочая программа реализуется в рамках Плана внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа предполагает знакомство обучающихся с функциональной грамотностью, которая развивает способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества В соответствии с Планом внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования, рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Рабочая программа предполагает проведение занятий в следующих формах:
Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Весь курс состоит из 4 модулей:
- «Основы читательской грамотности» 8 часов;
- «Основы математической грамотности» 8 часов;
- «Основы финансовой грамотности» 8 часов;
- «Основы естественнонаучной грамотности» 10 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.4 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Читаем, считаем и наблюдаем»
для 4 класса
на 2024-2025 учебный год
Всего часов на учебный год: 34 часа
Составитель:
Романова Ольга Николаевна, учитель внеурочной деятельности
Санкт-Петербург,
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем и наблюдаем» (далее – рабочая программа) разработана для обучающихся 4 класса.
Рабочая программа реализуется в рамках Плана внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Рабочая программа предполагает знакомство обучающихся с функциональной грамотностью, которая развивает способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества В соответствии с Планом внеурочной деятельности основной общеобразовательной программы начального общего образования, рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Рабочая программа предполагает проведение занятий в следующих формах:
Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Весь курс состоит из 4 модулей:
- «Основы читательской грамотности» 8 часов;
- «Основы математической грамотности» 8 часов;
- «Основы финансовой грамотности» 8 часов;
- «Основы естественнонаучной грамотности» 10 часов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
В части гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине - России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В части патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В части духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В части эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В части трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
В части экологического воспитания:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
В части ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовыми логическими действиями:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовыми исследовательскими действиями:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) в работе с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности
№ | Тема | Количество часов | Возможность использования ЭОР |
Модуль № 1. «Основы читательской грамотности » 8 часов | |||
1 | Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества | 2 | ФГИС «Моя школа» |
2 | Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмов решения | 2 | ФГИС «Моя школа» |
3 | Аналитико-синтетическая переработка источников информации | 1 | ФГИС «Моя школа» |
4 | Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся | 2 | ФГИС «Моя школа» |
5 | Подведение итогов | 1 | ФГИС «Моя школа» |
Модуль № 2 «Основы математической грамотности» 8 часов | |||
1 | Арифметические забавы | 2 | ФГИС «Моя школа» |
2 | Логика в математике | 4 | ФГИС «Моя школа» |
3 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 | ФГИС «Моя школа» |
Модуль № 3 . «Основы финансовой грамотности» 8 часов | |||
1 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | ФГИС «Моя школа» |
2 | Как заработать деньги? | 1 | ФГИС «Моя школа» |
3 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. | 1 | ФГИС «Моя школа» |
4 | Расходы и доходы. Считаем деньги | 1 | ФГИС «Моя школа» |
5 | Что такое экономия? Кого называют банкротом? | 1 | ФГИС «Моя школа» |
6 | Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет». | 1 | ФГИС «Моя школа» |
7-8 | Проект «Вот я вырасту и стану…» | 2 | ФГИС «Моя школа» |
Модуль № 4. « Основы естественнонаучной грамотности» 10 часов | |||
1 | Тайны за горизонтом | 1 | ФГИС «Моя школа» |
2 | Жили-были динозавры… и не только они | 1 | ФГИС «Моя школа» |
3 | Тайны камней | 1 | ФГИС «Моя школа» |
4 | Загадки растений | 2 | ФГИС «Моя школа» |
5 | Эти удивительные животные | 2 | ФГИС «Моя школа» |
6 | Планета насекомых | 1 | ФГИС «Моя школа» |
7-8 | Загадки под водой и под землей | 2 | ФГИС «Моя школа» |
Общее количество часов программы | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема |
1 | Расширение представлений о библиотеке, о информации. |
2 | Виды информации. Источники информации по отраслям наук. |
3 | Использование результатов поиска при подготовке сочинений. |
4 | Использование результатов поиска при подготовке тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий… |
5 | Первичные документы для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные материалы |
6 | Технология подготовки планов, рассказов, отзывов. |
7 | План как способ записи прочитанного и отражение состава и частей научно – познавательного текста. Способы составления плана и правила оформления. |
8 | Практическая работа. Самостоятельное составление плана прочитанного произведения. |
9 | Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. |
10 | Задачи, решаемые перебором . Решение задач с конца. |
11 | Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Личные деньги. |
12 | Арифметические ребусы и лабиринты. |
13 | Логические задачи на поиск закономерности и классификацию |
14 | Старинные задачи. |
15 | Зеркальное отражение. |
16 | Симметрия. «Танграмм» |
17 | Откуда в семье берутся деньги |
18 | Как заработать деньги? |
19 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум |
20 | Расходы и доходы. Считаем деньги |
21 | Что такое экономия? Кого называют банкротом? |
22 | Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет» |
23 | Проект «Вот я вырасту и стану…» |
24 | Проект «Вот я вырасту и стану…» |
25 | Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света? |
26 | Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил? |
27 | Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы? |
28 | История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. |
29 | Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. |
30 | Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? |
31 | Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). |
32 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. |
33 | Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. |
34 | Творческая работа по заданной теме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/15/picture-107887-1510722225.jpg)
Рабочая программа курса «Обучение грамоте» и «Литературное слушание» для 1 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 5 часов в неделю, 78 часов 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-1100125-1547116293.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читаем вместе"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читаем вместе" разработана для учителей начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/02/picture-780677-1575274544.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читаем вместе" для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читаем вместе" для учащихся 3 класса в школе с углубленным изучением иностранных языков (чтение книги на английском языке "Заба...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/10/picture-1331314-1665426367.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читаем по-английски"
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакль, утренник). Ведущей формой организации занятий явл...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Читаем, считаем, живём..."
Формирование функциональной грамотности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Читаем, считаем, наблюдаем» для 1-4 класса начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности«Читаем, считаем, наблюдаем»для 1-4 класса начального общего образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Читаем, считаем, наблюдаем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельности«Читаем, считаем, наблюдаем...