Педагогический проект "Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности"
проект

Шилкина Юлия Александровна

Опыт работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_proforientatsiya.docx46.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 6 «Дюймовочка»

г. Людиново, Калужская область

Педагогический проект

«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности»

 Разработали:

Шилкина Ю.А.

2023 год

Тема проекта: 

«Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности»

Обоснование необходимости проекта

     В настоящее время мир профессий стремительно меняется, как пополняется совершенно новыми видами деятельности, так и зачастую возрождаются старые ремесленные профессии. Даже взрослые не всегда успевают следить за этими изменениями и не всегда знают, как называется та или иная профессия, а перед выпускниками школ стоит сложная проблема выбора направления своей будущей профессиональной деятельности. Общаясь с детьми нашей подготовительной группы в процессе НОД, бесед, совместной деятельности, мы замечали, что их знания по этой теме были отрывочными, эпизодическими, неполными. Порой дошкольники даже не моли сказать, кем работают их родители, бабушки, дедушки. Зачастую выпускники школ тоже не могут определиться с будущей профессией. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в ключе их ранней профориентации. Развитие познавательных интересов и действий ребенка дошкольного возраста является одним из приоритетных целевых ориентиров по ФГОС ДО. Ребенок подготовительной группы по своей природе стремится к активной деятельности. Задача взрослых – помочь детям выявить свои способности и интересы, расширить представления о мире профессий. 

     Так возникла необходимость проектной деятельности по теме «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности»

Проблема: Отсутствие комплекса мероприятий по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности.

Причины

Задачи

Отсутствие у педагогов данных о реальном уровне знаний детей подготовительной к школе группы о мире профессий.

Провести диагностическое обследование по выявлению уровня знаний у детей подготовительной к школе группы о мире профессий.

Отсутствие у воспитателя знаний об опыте работы педагогов по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о мире профессий.

Изучить опыт работы педагогов по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о мире профессий.

Работа по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о мире профессий проводится эпизодически, в недостаточном объеме.

Разработать план мероприятий по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о мире профессий.

Дидактические материалы по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о мире профессий ограничены стандартным перечнем, недостаточно разнообразны.

Обогатить и разработать дидактический материал по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о мире профессий.

Родители проявляют мало интереса к обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о профессиях.

Разработать план взаимодействия с родителями по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о профессиях.

Цель проекта: разработка комплекса мероприятий по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности.

.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы,

мастер по лепке, родители.

Стратегия и механизмы достижения поставленных задач:

  1. Провести диагностическое обследование по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о профессиях:

- проанализировать имеющиеся методы диагностирования представлений детей подготовительной к школе группы о профессиях;

- отобрать наиболее подходящий инструментарий для диагностирования детей подготовительной к школе группы;

- провести диагностическое обследование детей подготовительной к школе группы;

- провести анализ результатов диагностики;

- определить траекторию работы над проектом исходя из результатов диагностики.

  1. Изучить опыт работы педагогов по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о профессиях:

            - изучить публикации в сети Интернет по теме «Ранняя профориентация детей                      старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности»;

- проанализировать отобранный материал по теме «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности»;

- создать банк информационных источников по теме «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности»;

- выбрать и внедрить в работу наиболее приемлемые для детей нашей группы методы и формы работы по теме «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности».

  1. Разработать план мероприятий по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о профессиональной деятельности взрослых:

-подобрать темы образовательной деятельности по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о профессиях;

- разработать сценарии по теме проекта;

- составить календарно-тематическое планирование по теме проекта;

- внедрить план работы в образовательный процесс.

  1. Подобрать и разработать дидактический материал по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о мире профессий:

- подобрать дидактический и демонстрационный материал по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о мире профессий;

- разработать дидактические игры по теме проекта;

- создать картотеку дидактических игр по теме проекта;

- внедрить собранный материал в работу;

- провести анализ эффективности использованного дидактического материала.

  1. Разработать план взаимодействия с родителями по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о профессиях:

- проанализировать текущую работу с родителями по теме проекта;

- провести анкетирование родителей по определению актуальности темы проекта, заинтересованности и готовности родителей участвовать в проектной деятельности с детьми;

- обработать результаты анкетирования родителей и определить направление взаимодействия с родителями по данной тематике;

- разработать совместные мероприятия с родителями по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о профессиях;

- организовать работу по созданию и реализации образовательного проекта совместно с семьёй.

Ресурсы:

- Материальные: музыкальный зал, групповая комната, раздевальная комната, пособия, дидактические игры, наглядный материал, развивающие игры, оборудование для опытов.

- Информационные: интернет ресурсы, интерактивное оборудование, медиатека, компьютер, телевизор, принтер.

- Кадровые: воспитатели, узкие специалисты.

Рабочий план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

09.10.2023

Групповая комната ДО.

Подбор дидактического и наглядного материала для проведения обследования.

Воспитатели группы

11.10.2023

Групповая комната ДО

Проведение диагностического обследования детей подготовительного к школе  дошкольного возраста по теме «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности».

Воспитатели группы

13.10.2023

Групповая комната ДО

Анализ результатов диагностического обследования.

Воспитатели группы

16.10.2023

Групповая комната ДО

Изучение публикаций в сети Интернет по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о ранней профориентации через организацию познавательно-исследовательской деятельности и создание банка информационных источников.

Воспитатели группы

17.10.2023

Раздевальная комната ДО

Анкетирование родителей по определению актуальности темы проекта, заинтересованности и готовности родителей участвовать в проектной деятельности с детьми

Воспитатели группы

18.10.2023

Групповая комната ДО

Обработка результатов анкетирования родителей и определение направления взаимодействия с родителями по данной тематике

Воспитатели группы

19.10.2023

Групповая комната ДО

Подбор  тем образовательной деятельности по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы о ранней профориентации через познавательно-исследовательскую деятельность.

Воспитатели группы

23.10.2023

Групповая комната ДО

Разработка сценариев по теме проекта

Воспитатели группы

27.10.2023

Групповая комната ДО

Составление календарно- тематического планирования по теме проекта.

Воспитатели группы

30.10.2023

Групповая комната ДО

Подбор дидактического и демонстрационного материала по обогащению представлений детей подготовительной к школе группы по ранней профориентации через познавательно—исследовательскую деятельность.

Воспитатели группы

31.10.2023

Групповая комната ДО

Разработка  дидактических игр по теме проекта

Воспитатели группы

01.11.2023

Групповая комната ДО

Папка-передвижка для родителей «Формирование у ребенка представлений о профессиях»

Воспитатели группы

01.11.2023

Раздевальная комната ДО

Фотовыставка «Всякое дело мастера красит»         

Воспитатели группы, родители

03.11.2023

Групповая комната ДО

Беседа «Профессии моих родителей»

Воспитатели группы

03.11.2023

Групповая комната ДО

Чтение Гайда Лагздынь   «Кем ты будешь?»

Воспитатели группы

07.11.2023

Групповая комната ДО

НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Буду ботаником»

Воспитатели группы

08.11.2023

Музыкальный зал ДО

Просмотр и обсуждение мультфильма «Почему родители ходят на работу»

Воспитатели группы

09.11.2023

Групповая комната ДО

Чтение Дж. Родари   «Чем пахнут ремесла»

Воспитатели группы

09.11.2023

Групповая комната ДО

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатели группы

10.11.2023

Групповая комната ДО

Мастер-класс по лепке «Глиняных дел мастер»

Мастер по лепке

13.11.2023

Спасательная станция

Экскурсия в библиотеку (знакомство с профессией библиотекарь)

Воспитатели группы

13.11.2023

Групповая комната ДО

Родительское собрание «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатели группы

14.11.2023

Групповая комната ДО

Беседа «Профессии из пошлого»

Воспитатели группы

15.11.2023

Групповая комната ДО

НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Повар»

Воспитатели группы

15.11.2023

Групповая комната ДО

Раскрашивание раскрасок «Профессии»

Воспитатели группы

16.11.2023

Групповая комната ДО

Дидактическая игра «Угадай профессию»

Воспитатели группы

16.11.2023

Групповая комната ДО

Беседа «Новые профессии»

Воспитатели группы

17.11.2023

Групповая комната ДО

НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Роль эколога в современном мире»

Воспитатели группы

20.11.2023

Музыкальный зал

Просмотр и обсуждение мультфильма «Смешарики. Азбука профессий будущего»

Воспитатели группы

21.11.2023

Групповая комната

НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Я художником родился…»

Воспитатели группы

22.11.2023

Групповая комната

Дидактическая игра «Лото «Профессии»

Воспитатели группы

23.11.2023

Групповая комната

НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Хочу быть музыкантом»

Музыкальный руководитель

24.11.2023

Групповая комната ДО

Чтение русской народной сказки «Семь Симеонов»

Воспитатели группы

24.11.2023

Раздевальная комната ДО

Конкурс рисунков «Выбираю профессию»

Воспитатели группы

25.11.2023

Групповая комната ДО

Викторина «Все работы хороши!»

Воспитатели группы

26.11.2023

Групповая комната ДО

Мастер-класс с участием родителей «Моя профессия – кондитер»

Воспитатели группы

27.11.2023

Групповая комната ДО

НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Я в строители пойду…»

Воспитатели группы

28.11.2023

Групповая комната ДО

Сюжетно-ролевая игра «На стройке»

Воспитатели группы

29.11.2023

Групповая комната ДО

НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с профессией химик»

Воспитатели группы

30.11.2023

Групповая комната ДО

Дидактическая игра «Профессия для куклы»

Воспитатели группы

01.12.2023

Музыкальный зал ДО

Развлечение «Ярмарка профессий»

Воспитатели группы, музыкальный руководитель

04.12.2023

Групповая комната ДО

Анализ методической работы по проекту

Воспитатели группы

05.12.2023

Групповая комната ДО

Составление отчета по проделанной работе и ее результативности

Воспитатели группы

06.12.2023

Групповая комната ДО

Сбор и оформление материалов по реализации проекта

Воспитатели группы

07.12.2023

Музыкальный зал ДО

Презентация проекта на семинаре

Воспитатели группы

08.12.2023

Групповая комната ДО

Публикация материалов по теме проекта в сети Интернет

Воспитатели группы

Краткосрочные результаты

- дети хорошо понимают и могут объяснить, почему взрослые ходят на работу;

- дети могут рассказать, кем работают их родители;

- дети знают, что такое профессия;

- дети называют разнообразные профессии;

- дети знают и могут объяснить, какая профессия им нравится и почему;

- развивающая предметно-пространственной среды пополнилась дидактическими играми;

- родители понимают свою ответственность за раннюю профориентацию детей и знают способы знакомства детей с профессиями;

-  укрепление взаимопонимания между педагогами, детьми и родителями;

- увеличение компетенции педагогов по ранней профориентации детей страшего дошкольного возраста.

Долгосрочные результаты:

- использование воспитателями старших возрастных групп комплекса мероприятий по профориентации детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность;

-   у детей сформированы представления о выборе будущей профессии;

- дети активно применяют полученные знания на практике.

Оценка эффективности реализации проекта

Критерии

Показатели результатов

Данные

Методы оценки

Диагностический инструментарий

Понимание детьми понятия профессиональной деятельности людей.

Дети хорошо понимают и могут объяснить, почему взрослые ходят на работу.

Начальные данные

В-20%

С-45%

Н-35%

Опрос

Сводная ведомость

Итоговые данные

В-45%

С-45%

Н-10%

Дети знают, что такое профессия

Начальные данные

В-15%

С-45%

Н-40%

Опрос

Сводная ведомость

Итоговые данные

В-50%

С-40%

Н-10%

Дети называют профессии

Начальные данные

В-15%

С-45%

Н-40%

Опрос

Сводная ведомость, демонстрационный материал

Итоговые данные

В-50%

С-40%

Н-10%

Дети отождествляют себя и родителей с определенными профессиями

Могут назвать профессии своих родителей

Начальные данные

В-25%

С-35%

Н-40%

Опрос

Сводная ведомость

Итоговые данные

В-63%

С-35%

Н-5%

Знают, какая профессия им нравится и могут объяснить свой выбор

Начальные данные

30%

Опрос

Сводная ведомость, наглядный материал

Итоговые данные

70%

Проявление заинтересованности родителей в обогащении знаний детей о профессиях

Родители беседуют с детьми о профессиях, в том числе рассказывают о своей работе

Начальные данные

55%

Анкета

Сводная ведомость

Итоговые данные

100%

Родители понимают, какими способами можно знакомить дошкольников с профессиями

Начальные данные

15%

Итоговые данные

50%

Родители обращают внимание на способности, задатки и интересы ребенка

Начальные данные

Анкета

Сводная ведомость

Итоговые данные

Увеличение компетенции педагогов по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность

Используют комплекс мероприятий по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность

Начальные данные

-

Наблюдение

Лист наблюдений

Итоговые данные

90%

Оценка рисков

Риски

Пути предотвращения

Недостаточное оснащение материально-технической базы

Привлечение родителей к изготовлению наглядного и дидактического материала

Высокая заболеваемость детей

Переход на дистанционную форму работы

Низкая заинтересованность родителей в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

Проведение консультаций, родительского собрания, мастер-классов, открытых мероприятий

Дальнейшее развитие проекта

  1. Презентация педагогического проекта на семинаре в ДОУ.
  2. Распространение опыта работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в сети интернет, в печатных изданиях, в периодической литературе, на заседаниях методических объединений.

Продукт проекта

       Комплекс мероприятий по ранней профориентации детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.; 2013.

2. Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017 – № 2

3. Гаврилова, Н.Б., Кулебина, Н.А., Рыбенко, Н.А., Макаренко, Л.В., Мосина, М.В. Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018 – № 1 (1). – С. 13-15.

4. Герасимова, И.Л. О взаимодействии семьи и ДОУ в контексте ранней профориентации дошкольников. Научные достижения и открытия. Сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса: в 2 ч. Пенза, 2020 С. 55-57.

5. Дунаева О. В. Профориентация детей старшего дошкольного возраста как условие успешной социализации [Текст] / О. В. Дунаева, Т. А. Ерыкалова, Н. А. Егорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015 – Т. 13 – С. 4516–4520.

6. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: метод.пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012 – 194 с.

7. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.

8. Пономарева, Л. И., Ган, Н. Ю. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе ранней профориентации дошкольников // Проблемы современного педагогического образования – 2016 – № 53-7. – С. 175-181.

9. https://infourok.ru/konspekt-nod-gde-pryachetsya-krahmal-5497784.html?ysclid=lr6sogls21882685106

10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/03/01/konspekt-nod-puteshestvie-v-pressii-proshlogo

11. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/roditelskoe-sobranie-v-podgotovitelnoy-g2271035034/?ysclid=lr6srmgfnn709106861


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Организация предшкольной подготовки для детей старшего дошкольного возраста не посещающих ДОУ»

Проблема:  Недостаточный уровень общего развития детей предшклоьного возраста не посещающих ДОУ. Задачи: Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творче...

Проект социально-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к школе.

Проект социально-педагогических мероприятий по подготовке детей расчитан на детей с низким коммуникативным, мотивационным уровнем. Для детей из семей социального риска, так как, в таких семьях детям н...

Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО

В материале представлена программа "Учимся быть вместе", направленная на профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Материал...

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Нравственное воспитание детей в современном обществе  касается не только семьи, но так же является заботой государства.  На плечи воспитательно-образовательных учреждений ложится большая отв...

Психолого – педагогические основы формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов и родителей....

Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...