Опыт организации правовых игр
материал

Доклад на Тему: «Опыт организации правовых учебных игр в начальной школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_opyt_organizatsii_pravovyh_igr_1.docx48.94 КБ

Предварительный просмотр:

    ( Слайд 1) Тема: «Опыт организации правовых учебных игр в начальной школе»

                                                                                МОУ АХИНСКАЯ СОШ

                                                                                                        Учитель начальных классов

                                                                                                   Кобак Татьяна  Викторовна                                                                      

                                                                    ( Слайд 2)    «Задача, конечно, не слишком простая:

                                                                                        Играя учить и учиться играя.

                                                                                      Но если с учебой сложить развлеченье,

                                                                                        То праздником станет любое ученье!»

                                                                                                                   В. А.  Сухомлинский 

Актуальность:

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Неблагополучное положение многих детей России в начале ХХI века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

(Слайд 3) Целью педагогической деятельности в правовом образовании школьников является формирование у детей младших классов  основ  правового сознания, элементарных представлений о своих правах и свободах.

Задачи:

  • Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.
  • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.
  • Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

В правовом обучении использую различные игры, которые становятся элементом урока (речь идет об игровых ситуациях) либо его формой (урок-игра).

(Слайд 4) Правовые учебные игры специалисты предлагают разделить на:

           1. Дидактические игры и игровые элементы. 

            2. Имитационные игры.

           3. Сюжетно-ролевые игры.

            4. Деловые игры.

          5. Иллюстративные игры.

 Вот некоторые правила проведения уроков в форме игры по праву:

В игре школьники принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности.

 Правила такой игры подробно объясняются всем ученикам. Специалисты считают, что они похожи на соревнование.

 1. Ученикам следует четко, доходчиво объяснить правила игры.

2. Нельзя увлекаться формальной стороной игры, необходимо сосредоточиться на ее содержании.

3. Игра должна быть четко продумана и организована (цель, задачи, методы, результат).

4. Нельзя проводить из урока в урок по праву игры, не обобщая правового материала. Доминирование игр в области правового обучения так же вредно, как и их отсутствие.

5. В игру следует вовлекать всех учеников.

6. Каждая игра по завершении должна быть обсуждена, проанализирована.

7. В процессе игры дети должны усвоить не только важный

юридический материал, но и отработать необходимые умения применять теоретические правовые знания в конкретных ситуациях.

8. Игра должна носить добровольный характер, творческий, и не превращаться в спектакль, где герои действуют по заранее подготовленному сценарию.

(Слайд 5) » Я в своей работе широко использую дидактические игры:
« Хорошо или плохо»

 “Сказочное царство – правовое государство”,

 «Волшебный сундучок прав»

(Слайд 6) Моим первоклассникам нравится настольно- печатная игра «Хорошо или плохо». Карточки   представляют   собой картинки из серии «Поступаем правильно».» и т. п. Это могут быть пары карточек (10–20 штук), посвящённых одной теме (на одной изображён хороший поступок, на другой — плохой) или же лото. Лото поможет оценить различные поступки с позиции правил, установленных в обществе. Также ребятам будет интересно проследить последствия каждого поступка. Например, сделал кормушку для птиц и насыпал туда зерна — пернатые не будут голодать зимой, схватил кошку за хвост — ей больно и т. д. Главный вывод, которые должны сделать школьники — никто не имеет права обижать другого, наказывать его, делать больно.

(Слайд 7) Игра «Сказочное царство – правовое государство»

Цель: учить детей из отдельных сказочных сюжетов составлять общую картину сказочного правового государства, отбирая положительных сказочных героев и сказочные элементы из хорошо знакомых сказок.

Ход игры:

Учитель: Сказочное царство – правовое государство – это такая страна, где живут хорошие и добрые люди, стоят неописуемой красоты дома и цветут волшебные цветы и растения. Здесь все чувствуют себя в безопасности, живут в мире и согласии. Давайте построим такое государство.

На столе дети последовательно выстраивают композицию сказочного царства– правового государства.

– Какие сказочные дома вы выбираете для сказочного государства?

Терем-теремок (сказка “Теремок”).

Избушку (сказка “Заюшкина избушка”).

Дворец (сказка “Золушка”).

– Какие сказочные растения здесь будут расти?

Подснежники (сказка “Двенадцать месяцев”).

Красные и белые розы (сказка “Белоснежка и Краснозорька”).

Дуб (сказка “Царевна-лягушка”).

Яблоня (сказка “Хаврошечка”).

– Какие водоёмы будут в нашем саду?

Молочная река с кисельными берегами (сказка “Гуси-лебеди”).

Ручей с живой и мёртвой водой (сказка “Иван-царевич и Серый волк”).

Огненная река (сказка “Марья Моревна”).

Болото (“Сказка о рыбаке и рыбке”).

Лягушка (сказка “Царевна-лягушка”).

Лебедь (сказка “Гадкий утёнок”).

– Кто из зверей и птиц поселится в нашем саду?

Курочка Ряба (сказка “Курочка Ряба”).

Три поросёнка (сказка “Три поросёнка”).

Жар-птица (сказка “Иван царевич и Серый волк”).

Зайчик, мышка (сказка “Теремок”).

– Герои каких сказок будут жить в сказочном царстве?

Буратино, Мальвина, Пьеро (сказка “Золотой ключик”).

Чиполино (сказка “Приключение Чиполино”).

Золушка (сказка “Золушка”).

– Поселились герои в сказочном царстве – правовом государстве и устроили пир на весь мир. Какие угощения будут на столе?

Каша из горшка (сказка “Три медведя”).

Репка (сказка “Репка”).

Похлёбка (сказка “Три медведя”).

Кисель с молоком (сказка “Гуси-лебеди”).

В ходе игры дети вместе с учителем вспоминают статьи Конвенции о правах ребёнка, в которых определяются права ребёнка на имя, на уважение интересов и мнения, на жизнь и т.д. .

 (СЛАЙД 8) «Волшебный сундучок прав». 

Цель: Познакомить детей с понятием «ПРАВО»
Задачи: Объяснить, что каждый ребёнок имеет право на счастливую и спокойную жизнь, право на жильё, право на медицинскую помощь, право на имя, право на учёбу, право на игры и отдых.

Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо, какое право обозначает каждый предмет.

  • Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
  • Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
  • КНИГА - О каком праве напомнила вам книга? (О праве на образование).
  • Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).

Семейное фото - Верно, право на семью. Что вы знаете об этом праве? (У каждого человека должны быть папа, мама).

Аттестат - Право на получение образования. Аттестат Право на получение бесплатного образования.

Пупс или генеалогическое дерево - Право на жизнь.

Градусник - Право на медицинское обслуживание.

Аптечка - О каком праве она напоминает? О праве на бесплатное лечение.

Паспорт - Право на гражданство.

Лягушка-путешественница (книга) - Право на свободное перемещение.

Мышь в мышеловке - Право на свободу.

Карабас-Барабас - Право на жизнь без насилия.

Замок - Право на защиту.

Лопата - Право на труд.

Ребята разные - Равные права.

Яблоко - Право на полноценное питание.

(Слайд 9)   Проведение викторин я в своей практике использую давно.

Провожу игры-викторины   по правовому воспитанию.  Предлагаю  детям  рассмотреть иллюстрации к сказкам, определить их название и подумать чьи права были нарушены.

Цель: Знакомлю с некоторыми  видами уголовно-наказуемых деяний. 

1 «Волк и семеро козлят» (преступное бездействие)

2 В сказке К.И. Чуковского «Тараканище» (покушение на убийство) 

3. Сказка «Иван царевич и серый волк ».   Братья убили Иван Царевича. Нарушили право на личную неприкосновенность и право на жизнь

«Заюшкина избушка». Грубое вторжение в личную жизнь, нарушено право зайца на неприкосновенность жилища.

«Теремок», «Три поросёнка», «Зимовье зверей».

«Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»,

«Колобок». Нарушение. права на жизнь и свободу персонажей.

«Маша и медведь». Ограничение свободы человека, удержание его в неволе.

(Слайд 10) После обсуждения викторины детям предлагаю нарисовать   свои рисунки, где сказочными героями были нарушены права.

 Сюжетно-ролевые игры

В основе сюжетно-ролевой игры может быть любая жизненная ситуация, которая носит правовой характер. Ее ведущим компонентом специалисты называют сюжет. Он может быть вымышленным или реальным. Участники игры распределяют между собой роли, исполнение которых предполагается в ее процессе. Не целесообразно превращать игру в спектакль, заставляя учеников лишь воспроизводить сценарий. Учитель может быть организатором игры, имея право вносить исправления, пояснения в случае ошибок. Так закрепляется правильная модель поведения в процессе игры с помощью специальных приемов.  Ход игры продумывается заранее. Допускаются некоторые отклонения от тактики игры. Педагог может сам выполнять определенную роль.

(Слайд 11) Сюжетно - ролевая игра «Государство»

 Цель игры:

  • создание единого игрового образовательного пространства для детей начальных классов как одной из форм подготовки их к современной жизни и способа поддержки учебно- воспитательного процесса.

Задачи игры:

  • Дать детям начальные политические знания;
  • Дать детям почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;
  • Развивать у детей такие качества, как самостоятельность и ответственность за результаты своей деятельности;
  • Учить детей конструктивному общению друг с другом.

 Принципы игры:

  • Добровольное участие;
  • Использование любых действий, но при условии, что они не вредят другому;
  • Осознание собственных поступков;
  • Бесконфликтное погружение в самые разные социальные общности.

Игра -универсальный способ воспитания  и  обучения  ребёнка.  Так как   игра является самой любимой  и  естественной  деятельностью  школьников.

 Надо сразу отметить, что эта игра долговременная  и  самый  наименьший  срок  её

 продолжения - 2 недели.  

Одна из   задач этой игры -   познакомить детей с устройством государством и его управлением.   А   также эта игра   дает возможность  почувствовать  себя  ответственным гражданином   своей  страны:  учит  детей  общению  друг  с другом.

Перед тем, как начать эту игру, я провожу предварительную работу. Рассказываю детям, что такое государство, что в нашем государстве есть президент  и именно он издает указы  на   благо своей страны и  которому  доверяет  народ,  то есть  мы.  Дети узнают, что в нашем государстве есть Министерство    труда   и   социального   развития, Министерство внутренних дел, Министерство   здравоохранения,  образования  и  др.  

Затем детям было   предложено   создать  свою  страну,  придумать  ей  название,  издать

 свои законы,   Так,  в нашей школе   появилось  государство из учащихся начальной школы.        Путем   голосования  мы  проводим  выборы. Выбираем президента, министра труда, министра  здравоохранения,  министра образования.     

   И игра началась. В игре смоделирована реальная жизнь детей.

Основная задача Совета государства - создать необходимые условия для развития и реализации    

 общественных работ, досуга.

Например, министр труда отвечает за распределение работ  и ведет  контроль за их выполнением.  Он каждый день назначает  дежурных в раздевалке, дежурных в природном уголке, которые следят за порядком в государстве.

Президент  руководит и  ведет  контроль  за выполнением всех должностных обязанностей.

 Министр МВД следит за  порядком и разрешает различные конфликтные ситуации.

Министр образования помогает детям, которые затрудняются в выполнении какого- либо учебного  задания.  Они учат с ними  цифры, буквы, рисуют, разучивают песни

Министр  здравоохранения следит за внешним видом и опрятностью  детей, за аккуратность сложенных  вещей в кабинках в раздевалке, в спортивном зале.

По  инициативе детей в государстве ( в школе) создана доска достижений удач и неудач  граждан. Так,  у Министра образования  был  стенд « Всезнайки», у Министра Здравоохранения стенд

« Всессъедайки, у Министра труда «Трудяшки»,  Каждый день  Совет государства принимает решения,  чьи  фамилии и имена   появятся на каком стенде.

 Учителя не вмешиваются  в игровое общение детей, но тактично направляют игру в нужное    русло, помогают президенту  и министрам принимать правильное решение .

Во время игры дети активно  участвуют  в решении важных вопросов. Они свободно

 излагают  свое мнение, задают вопросы, применяют голосование при решении коллективных  

проблем, выражают  свое  несогласие и отстаивают свои убеждения.

    Играя, дети не только знакомятся  с правилами поведения, нормами  общества,    но  приобретают  моральные качества такие, как ответственность, справедливость,  самостоятельность.

Итог  игры: Дети вступают в реальные социальные отношения, получают знания 

по  политической жизни нашей страны, а также приобретают те нравственные и деловые качества, которые в дальнейшем понадобятся им в повседневной жизни.

 (Слайд 12) Дети  любят подвижные игры, их совмещаю с непринуждённым усваиванием важных правовых понятий. Игра «Спасатели» (закрепление права на жизнь). В обруч кладутся предметы: они оказались на необитаемом острове либо в горящем доме. Прошу добраться до обруча и поочерёдно спасать предметы. Каждый раз дети передвигаются разными способами (можно провести эстафету между двумя командами с двумя обручами): «паучком», парами, держась за руки с закрытыми  глазами.    

Иллюстративные игры

(Слайд 13)  Иллюстративные игры применяю с целью детального разъяснения правовых явлений, понятий. Каждая такая игра создается для иллюстрации определенного конкретного юридического понятия, явления, мысли: поэтому она не может служить моделью, на ее основе не может быть сконструировано несколько идентичных игр с другими подробностями (как в ролевых). 

Игра  «Цепочка» («Гусеничка»). Для игры понадобятся воздушные шарики на один меньше числа игроков. Участники строятся цепочкой, положив руки на плечи впередистоящего; между животом одного играющего и спиной другого зажат воздушный шарик, который запрещается поправлять и придерживать руками. Теперь цепочка получает задание: пройти по маршруту, преодолеть препятствия (перевернутые стулья, натянутые веревки, завороты в самых неожиданных местах). Практически сразу участникам становится ясно, что успех общего движения напрямую зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных.

Обе игры провожу  друг за другом, а потом задаю  такие вопросы: «Что ощущали участники во время игры?», «Какие наблюдения и выводы они сделали из этого игрового переживания?»

(Слайд 14)  Игра «Яблоко» Игра внешне похожа на сюжетно-ролевую, но имеет жестко-заданный итог: в конце игры ученики должны прийти к мысли о создании закона как всеобщего обязательного регулятора отношений. Задается сюжет: «В первобытном племени на народное собрание приходят шесть человек (три пары) и обращаются к старейшине. Каждая пара состоит из человека, укравшего яблоко, и хозяина яблоневого сада (дерева). Слушаются три истории (происходит ролевой рассказ пар о том, как все было), в каждой из них одинаковое преступление, но разное наказание:

- первого вора первый хозяин отпустил;

- второго вора второй хозяин сильно избил;

- у третьего вора третий хозяин забрал имущество и продал семью в рабство.

Хозяева могут обосновывать принятые ими меры (своей добротой, обстоятельствами жизни и пр.). Каждый воришка протягивает старейшине яблоко (зримый элемент игры) и недоумевает: «Как же так? Почему за одинаковое дело нас наказали по-разному? Где справедливость? Рассуди, как судили предки!» Старейшина бессилен: «Раньше у нас не было яблоневых садов!» Происходит общенародное обсуждение (желательно, чтобы те шесть участников, которые имеют конкретные роли, здесь максимально проявили себя).  В  результате  вырабатывается принцип правил единых для всех случаев и обязательных для всех людей.

(Слайд 15) На своих занятиях использую такой игровой прием, как «ребус» и кроссворды.

 (Слайд 16) Составление синквейна использую для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. После ознакомления с понятием «Конституция» и что определяется законом  в 3 классе   начинаю детей учить  составить синквейны,  в которых  зашифрованы юридические термины. 

«Ни для кого не секрет, что дети лучше усваивают всё забавное, интересное. Ребусы со своей загадочностью и необычным способом «изображения слова» помогают сделать занятия намного увлекательнее, позволяя детям получать удовольствие от «гимнастики ума»

 (Слайд 17) Раскрашивание как вид деятельности, направленный на релаксацию и снятие стресса.

Раскраски — отличный способ для детей проявить свои творческие способности и развить свое воображение. Детям важно понимать, что они имеют право на самовыражение через искусство.  Они также должны помнить о цветах, которые они используют, и о том, как они окрашиваются, так как это может быть оскорбительным для некоторых людей.

Наконец, дети должны знать о правилах безопасности при использовании раскрасок. Это включает в себя использование нетоксичных материалов, хранение раскрасок вдали от маленьких детей и отказ от использования острых предметов для раскрашивания. Следуя этим рекомендациям, дети могут быть уверены, что раскрашивают безопасно и ответственно.

Больше всего радует то, что в игре ребята общаются, вспоминают случаи из жизни и соотносят их с законами нашей страны, обсуждают, делают выводы. Это помогает им не только познавать окружающий мир, понимать значение данных определений, но и развивает их нравственность.

( Слайд 18) Игровая деятельность на правовых занятиях помогает снять переутомление ребенка, избежать эмоциональной и учебной перегрузки, активизировать интерес к исследуемому правовому вопросу, воспитывать нравственные принципы социального поведения, знания, полученные в ходе игрового  действия усваиваются гораздо лучше и закрепляются в памяти надолго. В игре ребята общаются, вспоминают случаи из жизни и соотносят их с законами нашей страны, обсуждают, делают выводы.        

(Слайд 19) Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) убеждал в том, что надо поступать «так, чтобы правила твоего поведения могли стать принципом всеобщего законодательства. Разумной жизни личность может добиться, овладев законами и обретя нравственность и долг»

Данный материал может пригодиться по работе с младшими школьниками, как на уроках так и на внеклассных мероприятиях.

Удачи вам! Всё в наших руках!

1.Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников // Уколова И.Е.Друбочевская ИЛ.и др. — РФПР. 2001. // Основы государства и права. №  5-7,1999.

2.Дьячкова С. Игры по праву в школе.//Учитель. № 5. 2001 г.

3.Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. — СПб., 2000.

4.Зарецкий И. А. Основные  принципы и методы обучения праву в современной школе.// www.pedsovet.org.

5.Е. А. Певцова. Учителю права: как организовать занятие// www. ychitel.ru.

6.Полханова И. А. Формирование правового сознания на уроках обществознания.// По материалам сайта www. 1september.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"

Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников....

Статья "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"

Этапы организации проектной деятельности младших школьников....

Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира.

Как Побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности? Осуществить это возможно через рациональное сочетание традиционных методик преподавания и развивающего акцента новых техн...

Интегрированные уроки музыки в общеобразовательной школе: опыт организации и проведения

Методические рекомендации проведения интегрированного урока в общеобразовательной школе....

"Опыт организации проектной деятельности в начальной школе"

Статья на тему: "Опыт оргпнизации проектной деятельности в начальной школе" В ней описаны принципы организации проектной деятельност,на основе которых сложилась моя методическая система работы над про...

Опыт организации внеурочной деятельности по программе художественно эстетического направления Декор

Описание опыта организации внеурочной деятельности по программе художественно эстетического направления "Декор"...