Интегрированные уроки музыки в общеобразовательной школе: опыт организации и проведения
методическая разработка по музыке на тему

Мананникова Наталия Валерьевна

Методические рекомендации проведения интегрированного урока в общеобразовательной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannye_uroki_muzyki_v_shkole.doc55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       Современный этап развития отечественного образования характеризуется многообразной инновационной деятельностью школ. Наблюдается сложный процесс становления нового, личностно - ориентированного типа образования. Российское образование обращается к новым, нестандартным формам и методам преподавания.  Начинает завоевывать свое место в школе идея интегрированного обучения.

    Интегрированное обучение - одно из новшеств современной методики. Это понятие в российскую педагогику пришло в 80 -е годы и стало обозначать высшую форму межпредметных связей. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд трудно совместимые предметы. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.

     При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения своего предмета.  Более точно и объёмно дано определение интеграции в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т  «Анализ современного урока»: «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно,в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».

     Интеграция идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях. Принято выделять внутрипредметную, межпредметную и транспредметную интеграции.  Внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов; она необходима, т.к. ученики каждый предмет воспринимают изолировано, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что наоборот всё взаимосвязано.

Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин,   что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока; Это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд целей и задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Цели, которые ставятся при проведении интегрированных уроков:

Познавательные (содержательно –информационные). Научить искать связь между фактами, событиями, явлениями, делать выводы.

Развивающие (информационно  - деятельностные). Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Воспитательные.

Задачи: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

  На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются  школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

  Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны  учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть:

1.Следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала.

2. Если урок готовиться 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это правило необходимо соблюдать, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества

3. Нужно обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок.

4. Не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя  должны продумывать формы и методы работы на таких уроках. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна и увлекательна.  Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

Процесс подготовки и проведения интегрированных уроков представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих элементов-этапов: поисковый, подготовительный, исполнительский (основной), заключительный (рефлексивный). Этим они отличаются от традиционных уроков. Этапы подготовки и проведения интегрированного урока:

1. Поисковый:

  • обеспечить мотивацию к изучению темы
  • обеспечить поиск изучения материалов по выбранной теме.

Результат:

Подготовлены группы учащихся для работы.

2. Подготовительный:

  • работа с источниками. Подбор тематических фактов и данных.
  • беседа, просмотр материала

Результат:

Каждый участник определился со своей областью выполнения задания.

3. Основной:

  • развивать умение самостоятельно использовать полученные материалы.

Результат:

Осознание учащимися комплексного характера обучения, возможностей предмета музыки  для выражений знаний из других областей.

4. Заключительный:

  • обсуждение выступлений учащихся

Результат:

Учащиеся формулируют вывод о возможности применения межпредметных знаний на уроке.

    Любой школьный предмет в той или иной степени связан с другими предметами. Не является исключением и предмет «музыка». Интегрированные уроки использую в своей работе давно. Благодаря  сотрудничеству с учителем  русского языка и литературы  Агеевой М. В.  мы разработали и провели  ряд интегрированных  уроков: «Слушая «Лебедь К. Сен - Санса», «Опера «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и роман А. С. Пушкина»,«Последний концерт на «Титанике»  и др.

Благодаря музыке на уроках литературы  и развития речи создаётся более эмоциональная атмосфера; ярче раскрываются творческие способности учащихся, их мышление и воображение. Музыка придаёт уроку динамичность и художественную достоверность. Сопоставление музыки с литературными произведениями обязательно требует от учащихся самостоятельности суждений. Столкновение в ходе беседы различных точек зрения вызывает необходимость обосновывать свои высказывания. Эта работа  развивает творческие способности детей, умение вводить в своё слово музыкальное содержание и, наоборот, находить для музыкального произведения необходимые выразительные средства в своём языке (сочинения –впечатления). Все эти уроки получили высокую оценку коллег и отмечены дипломами Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», проводившегося Издательским домом «Первое сентября».

   В 2007/08 учебном году я смогла заинтересовать идеей интегрированных уроков и учителя МХК Чурикову И.В. («Культура Зрелого Средневековья Франции», музыка + МХК). На предложение провести  такой  урок отозвалась директор и регент  Воскресной школы  Христорождественского  храма г. Уварово Якимова И. В. Уроки «Музыка Русской Православной церкви» и «Колокольные звоны России» (музыка+Основы Православия) мы подготовили и провели совместно.

Когда я планирую провести интегрированный урок, иду со своим предложениями к коллегам. Каждый из нас готовит свой материал, отрабатывает на уроке свои задачи и цели, и дети получают домашнее задание по двум предметам в рамках заявленной темы урока.

     Итак, что дают интегрированные уроки учителю? Прежде всего, моральное удовлетворение. Это праздник, который можно себе (и детям) устроить, отвлёкшись от привычной работы на уроке. Не знаю, как другие, а я провожу такие уроки потому, что душа просит. Это интересно детям, это пробуждает их интерес к урокам, к музыке, к исследовательской работе.

  Интегрированное обучение не регламентировано ни предметом, ни возрастными категориями учащихся, ни тематикой. Оно напрямую связано с личной заинтересованностью учителя сделать свой урок информативнее, заинтересовать учащихся, созданию творческой атмосферы на уроке. При определённой подготовке опыт может быть использован каждым учителем.

Список  литературы

  1.  Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981.
  2. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Педагогика, 1977.
  3. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. -  М.: Просвещение, 1980.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть2: Научно-практич. пособие  для учителей и руководителей образоват. учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2004.
  5.  Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. -  Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”,  2001.
  6.  Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -  М.: Просвещение, 1987.
  7. Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике//Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1998.- Вып. 3.- С. 262.
  8. Стрелкова И.Л. Теоретическая основа понятия «интеграция». // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Интегративное образование – Часть  3, Ярославль 2005.
  9. Фёдорова Т.Ф. Проблемы интеграции предметов гуманитарного цикла. Материалы межвузовской научно –практической конференции. Тамбов, изд –во ТОИПКРО, 2001 г.

Муниципальное образовательное учреждение

общеобразовательная школа – интернат

«Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»

«Интегрированные уроки музыки в общеобразовательной школе: опыт организации и проведения»

                                                               Подготовила: учитель музыки

                                                               II квалификационной категории

 Мананникова Н.В.

г.Уварово, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыка - ИЗО во 2 классе на тему: «Краски в музыке и ИЗО».

План-конспект интегрированного урока музыка - ИЗО во втором классе 3 четверть, на тему "Краски в музыке и ИЗО"...

Интегрированный урок музыки и изо в 4 классе "Музыка и культура Японии"

Разработка интегрированного урока музыки и изо для 4 класса  о музыке и культуре Японии....

Интегрированный урок музыки в 5 классе. "Можем ли мы увидеть музыку"

План - конспект  урока «Можем ли мы увидеть музыку» обобщает знания учащихся о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Знания полученные на уроках изо помогают учащимся вести диалог не т...

Интегрированный урок музыки и риторики во 2 классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»

Интегрированный урок раскрывает понятие"интонация"в музыке и разговорной речи,  дети в групповой работе осознают и выясняют,что может быть различная интонация, выполняя различные задания....

Технологическая карта интегрированного урока музыки экологической направленности "Музыка утра" 1 класс

Разработка технологической карты интегрированного урока музыки экологической направленности для 1 класса УМК «Школа России» Урок №19 по ФГОС НОО УМК«Школа России» «М...