Программа ЛРОС
рабочая программа (2 класс)
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МБОУ "Школа № 8" г. Ачинск
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО Логинова А.А Протокол №1 от 30.08.2024 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР Шароглазова Н.П | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Школа №8» Кучер Г.Н Приказ №145 от 30.08.2024 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ»
(ID 6156449)
для обучающихся классов 1-2 классов
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Мы живём в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может не сказываться на детях. Родители и педагоги хотят, чтобы дети были успешными: активными, гармонично развитыми, устойчивыми к стрессам, умеющими справляться с трудностями и достигать поставленных целей, открытыми для познания и освоения нового.
В мире, где нет универсальных методов преодоления трудностей, где традиционные формы социальной интеграции уже не всегда успешны, всё большее значение приобретает развитие личностного потенциала ребёнка, его способности к пониманию себя, к самоорганизации и саморегуляции, что даёт неоспоримые преимущества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, усвоении социальных норм и правил, активной самореализации в обществе. Таким образом, особенно актуальной становится задача организации учебного процесса, включающего в себя социально-эмоциональное развитие.
Решать эту задачу можно двумя путями:
- перестраивая среду, то есть саму школьную жизнь, создавая такие условия обучения, в которых эмоциональный мир, опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми обладают ценностью и заслуживают внимания независимо от достигнутого результата, где всё это становится предметом рефлексии и органично включается в учебный процесс;
- организуя с детьми специальные занятия, в ходе которых социально-эмоциональное развитие становится педагогической задачей. В этом случае необходимо создание особой программы, работа по которой будет проводиться в отдельное, специально выделенное для этого время. Стоит отметить, что эффективность подобной программы будет выше, а её результаты устойчивее, если принятые на занятиях ценности и правила взаимодействия между детьми и педагогом, освоенные приёмы и техники будут переноситься в повседневное общение, интегрироваться в образовательный процесс.
Программа, разработанная при участии Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», отвечает запросам времени. Она позволяет целенаправленно обучать детей внимательному и уважительному отношению к эмоциям, саморегуляции, взаимопониманию, использованию эмоций при выстраивании взаимодействия. Результаты обучения переносятся и в школьную среду в целом, изменяя в лучшую сторону не только отношения детей со сверстниками и взрослыми, но и всю атмосферу школьной жизни. Программа, с одной стороны, адаптирована к процессу обучения в школе, а с другой — она чувствительна к образовательной среде и незаметно изменяет её, оказывая положительное влияние на детей, родителей, педагогов.
Программа основывается на теории эмоционального интеллекта (Дж. Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо), теории модели психического (The Theory of Mind), а также на теории деятельности. Важным основанием программы является междисциплинарный подход, который позволяет рассматривать развитие личности ребёнка в единстве его эмоционально-личностных, познавательных и поведенческих качеств.
Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского даёт основания для понимания особенностей социального окружения, целей и задач на каждом конкретном этапе развития. Согласно теории деятельности, развитие осуществляется в активном взаимодействии ребёнка с окружающими людьми, предметами, социальной и естественной средой, он обучается и воспитывается в процессе деятельности.
Субъектный подход предполагает учёт индивидуальных особенностей ребёнка и его непосредственное участие в процессе обучения и воспитания. Ребёнок является не объектом обучения и воспитания, а его субъектом.
Теория модели психического, или модель психического состояния, — это возможность понимать не только собственное психическое состояние (намерения, желания, чувства и т. п.), но и психический мир других людей. Без развития этой способности невозможны ни социализация, ни усвоение социальных правил и норм, ни адаптация к меняющимся условиям социальных отношений.
Теория эмоционального интеллекта (Дж. Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо) исходит из единства эмоций и интеллекта. Под эмоциональным интеллектом обычно понимают способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, видеть причинно-следственные связи, регулировать эмоции (собственные и других людей), учитывать знания об эмоциональных состояниях в поведении, использовать знания об эмоциональном мире в повседневной жизни. Согласно данной теории, выделяются следующие составляющие эмоционального интеллекта.
Восприятие и идентификация эмоций — способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей.
Понимание эмоций — умение определять причины возникновения эмоций, видеть связь между мыслями, поведением и эмоциями, предугадывать, как изменится эмоциональное состояние в ближайшее время, понимать сложные эмоции и чувства (свои и других людей) .
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Цель программы: способствовать социально-эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
Познакомить школьников с многообразием эмоций
Развивать умение выражать и распознавать эмоции (радость, злость, грусть, страх, удивление, интерес) у себя и других людей.
Расширять эмоциональный словарь школьников.
Создавать условия для понимания эмоциональной обусловленности поведения и причин возникновения эмоций.
Формировать у школьников основы саморегуляции и произвольной регуляции поведения.
Способствовать развитию эмпатии, пониманию других людей и оказанию им эмоциональной поддержки.
Развивать способность к децентрации — умению видеть ситуацию с точки зрения другого человека.
Формировать представления о морально-этических нормах и правилах поведения.
Познакомить детей с эффективными способами поведения в сложных коммуникативных ситуациях, развивать их коммуникативные навыки.
Способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в классе.
Содействовать социальной адаптации младших школьников.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Полнота. Программа для младших школьников является полным курсом, рассчитанным на интеграцию в образовательный и воспитательный процесс в течение двух лет.
Интерактивность. В программе используются психолого-педагогические технологии, обеспечивающие активную позицию ребёнка.
Практико-ориентированность. Программа направлена на овладение знаниями и навыками, полезными в решении актуальных социальных и возрастных задач ребёнка.
Индивидуальный подход. Педагог может адаптировать программу под индивидуальные особенности ребёнка, создавать для него индивидуальную траекторию освоения материала в зависимости от уровня овладения отдельными составляющими социально-эмоционального интеллекта.
Систематическое последовательное усложнение материала. В рамках каждого года обучения про грамма предполагает изучение одних и тех же разделов, она построена с последовательным усложнением и углублением материала в соответствии с возрастными особенностями детей и уровнем их овладения знаниями.
Создание условий для позитивной коммуникации в детском коллективе. В программе содержатся специальные тематические блоки и групповые совместные задания, направленные на создание благоприятного климата в классе.
Включение родителей как активных участников программы. Такой подход создаёт системную среду, способствующую развитию потенциала ребёнка. Специальные компоненты программы помогают организовывать содержательное общение родителей с ребёнком. Совместная работа родителей и детей в рамках программы помогает успешному социально-эмоциональному развитию младших школьников.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО- ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа для младших школьников является продолжением курса для дошкольников. Она рассчитана на два года обучения — в 1 и во 2 классах. Если работа в 1 классе не проводилась, можно начать заниматься по программе первого года обучения с учащимися 2 класса. Программа имеет универсальную структуру: в рамках каждого года обучения она включает в себя введение и три тематических блока. Данное методическое пособие предназначено для педагогов, которые будут проводить с детьми занятия первого года обучения. В пособии подробно рассматривается содержание, тематическое планирование и сценарии занятий первого года обучения по программе. Тематическое планирование и сценарии занятий второго года обучения представлены в отдельном пособии.
Занятия проводятся с учащимися 1—2 (или 2—3) классов один раз в неделю. Первый год обучения по программе включает 33 занятия (продолжительность занятий 1—11 составляет 35 минут, занятия 12—33 длятся 45 минут). Второй год обучения включает 34 занятия по 45 минут.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
В программу включены мероприятия для родителей и совместные детско-родительские мероприятия. Занятия проводит учитель начальных классов или психолог, прошедшие специальную подготовку по программе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
1 КЛАСС
Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций
Включает в себя идентификацию эмоций, их выражение и понимание причин. В первый год изучаются пять базовых эмоций: радость, злость, грусть, страх и интерес. Занятия направлены на развитие не только представлений о разных эмоциональных выражениях, но и способности их произвольно изобразить.
Ещё одной задачей этого раздела является развитие у детей восприятия и понимания эмоций в ситуативном контексте, без опоры на мимику. Знакомясь с типовыми ситуациями, которые могут вызвать ту или иную эмоцию, дети учатся прогнозировать эмоции других людей и понимать зависимость эмоций от ситуации. Занятия этого раздела также содержат материал, отражающий индивидуальные особенности в переживании и выражении эмоций и их силы.
Раздел 2. Эмоциональная регуляция
Занятия данного раздела способствуют формированию представлений у детей о приятных и неприятных эмоциях, их значении в жизни человека. Установка на подавление неприятных или социально осуждаемых эмоций заменяется формированием умений саморегуляции и пониманием необходимости управления собственными эмоциями.
Дети учатся осознавать эмоциональную обусловленность поведения, делать предположения о том, как разные эмоции могут влиять на поведение, применять элементарные приёмы саморегуляции. Особое внимание уделяется управлению такими эмоциями, как страх и злость.
Раздел 3. Социальное взаимодействие
Данный раздел посвящён формированию принятия многообразия и уважения индивидуальности человека. Занятия направлены на развитие коммуникативной компетентности: умения слушать и понимать других людей, работать в команде, решать конфликты, помогать другим и самому просить о помощи. Особое внимание отводится изучению возможностей влияния на эмоциональное состояние других людей посредством оказания эмоциональной поддержки.
2 КЛАСС
Раздел 1. Восприятие и понимание причин эмоций
Раздел посвящён обобщению и закреплению знаний об изученных ранее эмоциях и формированию представлений о новых эмоциях — удивлении и отвращении. Таким образом, за два года обучения школьники изучают семь базовых эмоций, учатся их выражать и распознавать, понимать причины возникновения этих эмоций у себя и других людей. Особенное внимание уделяется эмоциям, связанным с обучением в школе. Значительная часть раздела посвящена идентификации собственных эмоций и пониманию их причин.
Раздел 2. Эмоциональная регуляция
Основное направление работы во второй год обучения остаётся прежним — занятия способствуют осознанию важности выражения эмоций, развитию способности к саморегуляции. Дети учатся оценивать, какое влияние (конструктивное или деструктивное) определённые эмоции оказывают на поведение, и делать выводы о необходимости управления ими. Расширяется спектр методов эмоциональной регуляции.
Раздел 3. Социальное взаимодействие
Данный раздел посвящён развитию социальной компетентности — системы социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных общественных ситуациях, а также выработке новых поведенческих сценариев, позволяющих адаптироваться в сложных ситуациях и находить варианты решения, целенаправленно взаимодействовать с окружающими. Расширяются представления детей о различиях и сходстве интересов и предпочтений разных людей. Они являются основой для формирования установок толерантности.
Занятия данного раздела направлены на укрепление ценности дружбы, развитие умений, помогающих детям поддерживать дружеские отношения, противостоять буллингу (агрессивному преследованию) в классе.
Особое внимание уделяется развитию навыка децентрации, пониманию внутреннего состояния человека, умению учитывать неверные мнения и понимать их источники, а также различать обман и осознавать его влияние на взаимоотношения. Среди важных социальных навыков рассматриваются эмоциональная поддержка, умение адаптироваться в новом коллективе, высказывать и конструктивно отстаивать собственное мнение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся получат возможность для формирования:
- уважительного отношения к мнению другого человека;
- начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся получат возможность научиться:
- применять начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
- слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого человека иметь своё мнение; излагать свою позицию и аргументировать собственную точку зрения и оценку событий;
- определять общую цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- конструктивно разрешать конфликты с помощью сотрудничества, учитывая интересы всех участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы социально-эмоционального развития разделяются на три блока компетенций: восприятие и понимание причин эмоций, эмоциональная регуляция, социальное взаимодействие.
Блок компетенций | Компетенция | Критерий | Планируемые результаты |
1. Восприятие и понимание причин эмоций | Идентификация эмоций | Идентификация эмоций по мимическим признакам | Ребёнок знает мимические признаки не менее пяти основных эмоций (злость, страх, интерес, грусть, радость), определяет эти эмоции по мимическим признакам на изображениях и в процессе общения, знает названия эмоций |
Идентификация эмоций по пантомимическим признакам | Ребёнок верно определяет эмоции (злость, страх, интерес, грусть, радость) по позе человека, его жестам и движениям, может сопоставить действия и эмоции |
Блок компетенций | Компетенция | Критерий | Планируемые результаты |
Идентификация эмоций по вербальным и паравербальным признакам | Ребёнок различает эмоции (радость, грусть, злость, страх, интерес) в речи по названию, интонации, громкости, темпу | ||
Идентификация эмоций в произведениях искусства | Ребёнок может назвать эмоции, которые у него вызывают произведения искусства (картина, скульптура, музыкальное или литературное произведение); определяет характер, настроение произведения, даёт ему эмоционально-образную характеристику (смешное стихотворение, печальная музыка) | ||
Понимание и использование эмоционального и ментального словаря | Ребёнок верно определяет эмоциональное содержание высказываний, понимает и использует в речи слова, связанные с эмоциями и эмоциональными состояниями | ||
Выражение эмоций | Выражение эмоций через мимику и пантомимику | Ребёнок правильно выражает эмоции с помощью мимики, жестов, поз, движений | |
Вербальное и паравербальное выражение эмоций | Ребёнок может описать эмоциональное состояние (собственное и другого человека), используя эмоциональный словарь и пара- вербальные способы (громкость, интонация, темп речи) | ||
Выражение эмоций в творчестве | Ребёнок выражает эмоции в рисунке, аппликации, через музыку и движение | ||
Понимание причин эмоций | Понимание ситуативной обусловленности эмоций | При обсуждении ситуации (изображения, литературного произведения, личного опыта) ребёнок распознаёт эмоции, делает верные предположения о причинах их возникновения и событиях, предшествующих данной ситуации | |
Понимание индивидуальных различий в причинах и выражении эмоций | Ребёнок знает, что разные люди в одних и тех же ситуациях могут испытывать разные эмоции; понимает, что разные люди могут по-разному проявлять одни и те же эмоции, учитывает это в поведении | ||
2. Эмоциональная регуляция | Понимание эмоциональной обусловленности поведения | Ребёнок понимает, что эмоции могут влиять на поведение, делает предположения о том, какое влияние данное эмоциональное состояние может оказать на его поведение в конкретных ситуациях | |
Владение элементарными навыками саморегуляции | Ребёнок может определить своё эмоциональное состояние и его интенсивность, описать ситуацию, ставшую причиной проявления эмоции; знает несколько способов саморегуляции | ||
3. Социальное взаимодействие | Коммуникативная компетентность | Установление и поддержание взаимодействия | Ребёнок может установить взаимодействие с детьми разного пола и возраста и взрослыми — родителями, педагогом; способен инициировать и поддержать общение: задавать вопросы с учётом ситуации и особенностей партнёра по общению, реагировать на ответы, отвечать на вопросы |
Блок компетенций | Компетенция | Критерий | Планируемые результаты |
Понимание и социальное прогнозирование | Ребёнок понимает, что другой человек может иначе воспринимать объект, ситуацию, иметь мнение, желания, мысли и т. п., отличные от его собственных, и учитывает это в поведении; понимает, что люди могут иметь ошибочное мнение о ситуации и строить своё поведение на основании этого мнения | ||
Эмпатия. Эмоциональная поддержка и взаимопомощь | Ребёнок проявляет эмпатию, пытается влиять на эмоциональное состояние другого человека, оказывая эмоциональную поддержку; распознаёт ситуации, в которых человеку нужна помощь, может сделать предположения о том, какая именно помощь требуется, стремится оказать помощь близким; может сам обратиться за помощью к знакомому взрослому или сверстнику, сформулировать свою просьбу | ||
Работа в команде | Ребёнок знает о необходимости договорённостей и соблюдения правил в совместной деятельности; предлагает варианты взаимодействия, умеет договариваться; выполняет совместные задания в группе | ||
Поведение в конфликтной ситуации | Ребёнок идентифицирует свои эмоции и эмоции другого человека, прогнозирует вероятность возникновения конфликта; делает предположения о причинах возникновения конфликта и возможных способах его разрешения; знает простые способы саморегуляции | ||
Социальная компетентность | Следование формальным правилам поведения | Ребёнок знает формальные правила социального поведения и следует им (приветствие, прощание, извинение, благодарность и т.д.); принимает правила, принятые в семье, школе, и следует им | |
Принятие многообразия | Ребёнок уважительно относится к многообразию людей, понимает, что у разных людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения; выстраивает отношения в классе на основании общих норм и ценностей |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Тема 1. Знакомство детей в классе, самопрезентация. Занятие 1. Здравствуйте, это я! | 1 | |||
2 | Тема 2. Психологический климат в классе. Занятие 2. Мой класс — это место, где мне хорошо | 1 | |||
3 | Тема 3. Нормы и правила в группе. Занятие 3. Правила нашего класса | 1 | |||
4 | Тема 4. Многообразие эмоций. Занятие 4. Сад души | 1 | |||
5 | Тема 5. Причины и способы выражения радости. Занятие 5. Почему мы радуемся. Занятие 6. Как мы радуемся | 2 | |||
6 | Тема 6. Причины и способы выражения грусти. Занятие 7. Почему и как мы грустим | 1 | |||
7 | Тема 7. Причины и способы выражения злости. Занятие 8. Почему и как мы злимся | 1 | |||
8 | Тема 8. Причины и способы выражения страха. Занятие 9. Почему и как мы боимся | 1 | |||
9 | Тема 9. Причины и способы выражения интереса. Занятие 10. Интерес и как мы его проявляем | 1 | |||
10 | Тема 10. Уникальность и многообразие эмоциональных реакций людей. Занятие 11. Разные эмоции и их причины | 1 | |||
11 | Тема 11. Индивидуальные особенности в эмоциональной сфере человека. Занятие 12. Разные люди — разные эмоции | 1 | |||
12 | Тема 12. Интенсивность эмоций. Занятие 13. Разные эмоции и их сила | 1 | |||
13 | Тема 13. Модальность эмоций. Занятие 14. Приятные и неприятные эмоции | 1 | |||
14 | Тема 14. Влияние эмоций на поведение. Занятие 15 . Как эмоции влияют на поведение | 1 | |||
15 | Тема 15. Выражение эмоций, основы саморегуляции. Занятие 16. Эмоции, которые хочется спрятать | 1 | |||
16 | Тема 16. Влияние злости на поведение. Основы управления злостью. Занятие 17. Когда злость бывает полезной? | 1 | |||
17 | Тема 17. Конструктивные способы выражения злости. Основы саморегуляции. Занятие 18. Как не лопнуть от злости | 1 | |||
18 | Тема 18. Значение эмоции «страх». Занятие 19. Когда страх помогает, а когда мешает? | 1 | |||
19 | Тема 19. Управление страхом. Основы саморегуляции. Занятие 20. Как справиться со страхом | 1 | |||
20 | Тема 20. Элементарные навыки саморегуляции. Занятие 21. По волнам эмоций | 1 | |||
21 | Тема 21. Сходство и различия в группе. Общение в мире различий. Занятие 22. Что, если ты не похож на меня? | 1 | |||
22 | Тема 22. Согласованность в совместной работе. Занятие 23. Как работать вместе | 1 | |||
23 | Тема 23. Важность умения слушать другого человека. Занятие 24. Как услышать другого | 1 | |||
24 | Тема 24. Децентрация. Понимание ментальных состояний и неверных мнений. Занятие 25. Как понять другого | 1 | |||
25 | Тема 25. Эмпатия, сочувствие и сопереживание. Занятие 26. Как понять, что человеку нужна поддержка | 1 | |||
26 | Тема 26. Эмпатия, навыки оказания эмоциональной поддержки. Занятия 27, 28. Как поддержать другого | 2 | |||
27 | Тема 27. Ценность взаимопомощи в дружеских отношениях. Занятие 29. Как помочь другому | 1 | |||
28 | Тема 28. Умение обратить внимание других на свои потребности, попросить о помощи. Занятие 30. Как попросить о помощи | 1 | |||
29 | Тема 29. Сложные ситуации в общении и способы их разрешения. Занятия 31, 32. Как решать конфликты | 2 | |||
30 | Тема 30. Осознание изменений, произошедших за учебный год. Мотивация к саморазвитию. Занятие 33. Мои достижения и планы | 1 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | ||||
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Тема 1. Обсуждение итогов лета и планирование образовательных результатов. Занятие 1. Мои летние достижения | 1 | |||
2 | Тема 2. Эмоции, связанные со школой. Занятие 2. В школу с удовольствием? | 1 | |||
3 | Тема 3. Психологический климат в классе. Занятие 3. Мой дружный класс | 1 | |||
4 | Тема 4. Интерес как ключевой мотиватор учебной деятельности. Занятие 4. Об интересе интересно | 1 | |||
5 | Тема 5. Признаки удивления и причины его возникновения. Занятие 5. Удивительное удивление | 1 | |||
6 | Тема 6. Интенсивность эмоций и их проявление. Занятие 6. Сила эмоций | 1 | |||
7 | Тема 7. Модальность эмоций. Занятие 7. Приятные и неприятные эмоции | 1 | |||
8 | Тема 8. Амбивалентные эмоции. Принятие ответственного решения. Занятие 8. И смех и слёзы | 1 | |||
9 | Тема 9. Многообразие эмоций и способов их выражения. Занятие 9. Краски и звуки эмоций Занятие 10. Портрет эмоций | 2 | |||
10 | Тема 10. Идентификация собственных эмоций, осознание их причин. Занятие 11. Мой эмоциональный портрет: эмоции в теле Занятие 12. Мой эмоциональный портрет: эмоции и мысли Занятие 13. Как я чувствую то, что чувствует другой | 3 | |||
11 | Тема 11. Эмоциональная обусловленность поведения. Конструктивное и деструктивное влияние эмоций на поведение. Занятие 14. Хочу, чтоб эмоции мне помогали! | 1 | |||
12 | Тема 12. Ментальная обусловленность поведения. Занятие 15. Как то, что я думаю, влияет на мои эмоции | 1 | |||
13 | Тема 13. Ситуативная обусловленность эмоций и поведения. Занятие 16. Плакать или смеяться? | 1 | |||
14 | Тема 14. Профилактика подавления эмоций. Занятие 17. Выражать или не выражать? | 1 | |||
15 | Тема 15. Выражение эмоций через творчество как метод управления эмоциями. Занятие 18. Как рисунок мне поможет? Занятие 19. Лепим настроение | 2 | |||
16 | Тема 16. Основы управления поведением. Занятие 20. Повелитель эмоций | 1 | |||
17 | Тема 17. Сходство и различия в группе. Занятие 21. Мой класс: такие разные и такие похожие | 1 | |||
18 | Тема 18. Толерантность и принятие многообразия. Занятие 22. Для всех есть место под солнцем | 1 | |||
19 | Тема 19. Ложь, её влияние на межличностные отношения. Занятие 23. Правда и ложь | 1 | |||
20 | Тема 20. Неверные мнения как возможные причины неверной интерпретации поведения. Занятие 24. Обман или заблуждение? | 1 | |||
21 | Тема 21. Развитие способности к децентрации. Занятие 25. Как посмотреть на мир глазами другого? | 1 | |||
22 | Тема 22. Способы понимания и прояснения состояния другого: проясняющие и уточняющие вопросы. Занятие 26. Как понять другого? Полезные вопросы | 1 | |||
23 | Тема 23. Эффективное поведение в сложных коммуникативных ситуациях. Занятие 27. Всегда ли ссора неизбежна? | 1 | |||
24 | Тема 24. Понимание недоразумений и бестактности. Занятие 28. Когда не хотел обижать | 1 | |||
25 | Тема 25. Основы противостояния буллингу в классе. Занятие 29. Как поддержать другого, если его обижают? | 1 | |||
26 | Тема 26. Эмпатия и навыки оказания эмоциональной помощи другим. Занятие 30. Если человеку нужна поддержка | 1 | |||
27 | Тема 27. Навыки ненасильственного общения. Занятие 31. Как выразить своё мнение | 1 | |||
28 | Тема 28. Основы ненасильственного общения. Занятие 32. Язык Жирафа | 1 | |||
29 | Тема 29. Навыки совместной работы в группе. Сплочённость класса. Занятие 33. Мы — команда | 1 | |||
30 | Тема 30. Завершение и подведение итогов курса. Составление планов на лето. Занятие 34. Что было и что будет | 1 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...






