Рекомендуемые игры и упражнения направленные на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников
учебно-методический материал

Карпова Елизавета Сергеевна

Упражнение «Цветок чувств», «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится", «Отгадай, в какой я роли» , "Походки", "Покажи настроение", "Мимическая гимнастика", "Что было бы, если бы...", "Закончи предложение", Уходи, злость, уходи".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazheniya-otzyvchivost.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Упражнение «Цветок чувств»

Цель: повысить степень самосознания и самопринятия, улучшить настроение.

Материалы: Лист бумаги формата А4. шариковая ручка, набор цветных карандашей, набор лепестков вырезанных из цветной бумаги.

Описание:

У тебя в жизни было много разных событий, ты переживал много разных чувств. Подумай какие чувства ты испытывал сегодня.

Здесь разноцветные лепестки. Выбери те, которые тебе захочется. На листе бумаги нарисуй стебелёк и из лепестков составь собственный цветок чувств. Каждый лепесток -- чувство. У него свой цвет и своё название.

Когда составишь -- подпиши каждый лепесток. Какое чувство он обозначает? С какой ситуацией связано это чувство?

Что ты чувствуешь сейчас? Какой лепесток ты хотел бы добавить в свой цветок. Что за чувство он символизирует?

Тебе приятно смотреть на то, что у тебя получилось? Ты можешь изменить свой цветок как хочешь, убрать или добавить лепестки.

Тренируем эмоции. Попросите ребенка нахмуриться: как осенняя туча; как рассерженный человек; как злая волшебница улыбнуться; как кот на солнце; как само солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как радостный человек; как будто он увидел чудо. Позлиться: как ребенок, у которого отняли мороженое; как два барана на мосту; как человек, которого ударили. Испугаться: как ребенок, потерявшийся в лесу; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака. Устать: как папа после работы; человек, поднявший большой груз; как муравей, притащивший большую муху. Отдохнуть: как турист, снявший тяжелый рюкзак; как ребенок, который много потрудился, но помог маме; как уставший воин после победы.

  1. «Мне в тебе нравится, мне в себе нравится

Цель: обучать детей умению видеть хорошее в себе и в окружающих.
Дети сидят в кругу. Взрослый кидает одному из детей мячик, говоря при этом: «Мне в тебе нравится...» Ребенок ловит мяч и бросает его следующему со словами «Мне в тебе нравится...». Таким образом, дети сообщают другим о том, что им нравится в них. Второй круг взрослый начинает словами «Мне в себе нравится...», потом бросает мяч ребенку, который, закончив фразу «Мне в себе нравится...», бросает его следующему ребенку и т.д.

  1. «Отгадай, в какой я роли» 

Цель: способствовать формированию эмоциональной децентрации у детей.
Дети по очереди задумывают какую-либо роль — мамы, учительницы, врача, водителя и т.п., затем из этой роли произносят любую фразу, например: «Я хочу тебя накормить», «Дай дневник», «Какая у тебя температура?», «Куда вас отвезти?» и т.п. Нужно догадаться, какая роль задумана.

  1. «Походки»

а) Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например: походить, как маленький ребенок, как глубокий старик, как клоун в цирке, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок может придумывать и сам ребенок.

б) Можно в эту игру играть и по-другому, предложив детям по походке угадать, кого хотели изобразить. В процессе данного упражнения снимается напряжение и происходит эмоциональное раскрепощение детей.

  1. «Покажи настроение»

Взрослый сам показывает движение и просит изобразить ребенка настроение: «Полетаем, как бабочка, а теперь, как орел, походим, как маленький ребенок, а теперь, как старый дед. Поиграем, как клоун в цирке, а тепе, пробежимся по солнечной лужайке».

  1. «Мимическая гимнастика»

Предложите ребенку выполнить следующие мимические упражнения: сморщить лоб — расслабиться. Поднять брови — расслабиться. Сморщить лоб — поднять брови — расслабиться. Закрыть глаза — открыть и расширить глаза — поднять брови — раскрыть рот — расслабиться. Сморщить нос, расширить ноздри — расслабиться и т.д.

  1. Игра «Что было бы, если бы.»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

  1. Упражнение «Закончи предложение»

«Злость – это когда…»

«Я злюсь, когда…»

«Мама злится, когда…»

«Воспитатель злится, когда…»

«А теперь закроем глаза и найдем на теле место, где у вас живет злость. Какое это чувство? Какого оно цвета? Перед вами стоят стаканы с водой и краски, окрасьте воду в цвет злости. Дальше, на контуре человека найдите место, глее живет злость, и закрасьте это место цветом злости».

  1. Упражнение «Уходи, злость, уходи!»

Цель: снятие агрессивности.

Играющие лежат на ковре по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы быть ногами по полу, а руками по подушкам, с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, спокойно лежат, слушая спокойную музыку, еще 3 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках чтения

Представлена статья на тему" Актуальные вопросы духовно-нравственного образования и воспитания"...

Распространение педагогического опыта по развитию эмоционального интеллекта младших школьников на основе интерактивных психологических игр и упражнений

Каждый педагог, особенно в начале школе, стремится создать в классе дружную атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом и учителем, тем самым облегчить п...

«Воспитание эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях ОУ».

В данной работе обобщается опыт работы по воспитанию омоциональной отзывчивости у младших школьников, приводятся отличительные признаки занятий, краткая характеристика направления работы....

Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства           Развитие художествен...

«Упражнения, направленные на развитие дикции у младших школьников»

   Начальная школа является фундаментом для маленького человека в большую взрослую жизнь . К сожалению, в век компьютерных технологий, не все дошкольники в достаточной мере подготовле...

Психолого-педагогические основы развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено теоретическое обоснование развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....

Слушательская деятельность – основополагающая раскрытия эмоциональной отзывчивости младших школьников

В статье отмечены важные условия полноценного развития эмпатии через слушательскую деятельность, а именно систематическое педагогическое сопровождение, интересная форма подачи и тщательный отбор музык...