Программа наставничества "Педагог - педагог"
учебно-методический материал
Программа наставничества «Педагог-педагог» разработана в соответствии с федеральными проектами «Современная школа» национального проекта «Образование» и «Учитель будущего». Цель проектов - обеспечение вхождения Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Изобильненского городского округа Ставропольского края
ПРИНЯТО Педагогическим советом МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК Протокол № 1 от «___» августа 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК ___________Лосенкова Л.А. Приказ № _____ от «__» августа 2021 г. |
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«ПЕДАГОГ - ПЕДАГОГ»
Составитель;
Квасова В.В.
с. Московское 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы | 3 |
Пояснительная записка | 5 |
Раздел I. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТВНИЧЕСТВА | 6 |
1.1. Цель и задачи программы наставничества | 6 |
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности | 6 |
Раздел II. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ПРОГРАММЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА | 7 |
2.1. Требования к учителю-наставнику | 7 |
2.2. Требования к наставляемым | 7 |
2.3. Принципы реализации программы наставничества | 8 |
Раздел III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 8 |
3.1. Организация наставничества | 8 |
3.2. Составление планов работы с наставляемыми | 9 |
3.3. Технология управления наставнической деятельностью | 9 |
Раздел IV. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА | 10 |
Раздел V. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ | 11 |
5.1. Организация контроля и оценки | 11 |
5.2. Мониторинг реализации программы наставничества | 11 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название | Программа наставничества муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» Изобильненского городского округа Ставропольского края |
Решение об утверждении Программы наставничества | Приказ «Об утверждении Программы наставничества МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК № ______от __.08.2021 г. |
Нормативно- правовая база |
от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020).
|
Цель | Формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодых и вновь прибывших педагогов, осуществление их профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя. |
Задачи | 1) Обеспечить успешное закрепление в МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК молодого специалиста, вновь прибывшего учителя (наставляемых). 2) Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне. 3) Организовать методическую работу с наставляемыми в условиях школы. 4) Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный педагогический опыт. 5) Адаптировать наставляемых к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в школе, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей. |
Основная идея | Создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого и вновь прибывшего учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. |
Ожидаемые результаты |
формирование умений анализировать причины успехов и неудач, осознание необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования; - реализация участниками Программы наставничества своих возможностей, признание собственной компетентности, достижение высоких результатов деятельности; - рост рейтинга молодых учителей среди участников образовательных отношений. |
Основные исполнители | Администрация МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК, учителя-наставники, молодые специалисты, руководители предметных методических объединений учителей-предметников и классных руководителей |
Теоретическая значимость | Определение основных направлений совершенствования методической деятельности в работе с наставляемыми |
Практическая значимость | Позитивные изменения профессионально-значимых качеств личности и индивидуально-психологических особенностей наставляемых педагогов. Помощь в достижении личностно-значимых целей |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа наставничества «Педагог-педагог» разработана в соответствии с федеральными проектами «Современная школа» национального проекта «Образование» и «Учитель будущего». Цель проектов - обеспечение вхождения Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников.
Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 1 января 2017 года. Следовательно, поддержка молодых специалистов через систему наставничества - одна из ключевых задач образовательной политики.
В качестве концептуального обоснования Программы наставничества «Педагог-педагог» в МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК выдвигаются следующие положения:
- Наставничество содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях постоянной модернизации российского образования.
- Наставничество представляет перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций.
- Технология наставничества способна внести весомый вклад в достижение целей, обозначенных национальным проектом «Образование».
- Программа направлена на становление наставляемого как с профессиональной позиции, так и с позиции развития личности.
- Основной подход в оказании помощи участникам программы – амбивалентный, при котором проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.
- Объектом программы выступает процесс передачи опыта учительской деятельности.
- Субъектами программы являются все участники наставнической деятельности (заместители директора по УВР, ВР, руководители предметных МО, наставники и наставляемые).
Программа предполагает реализацию в МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК в рамках формы наставничества «Педагог-педагог» прежде всего следующих ролевых моделей:
- «опытный учитель (педагог) - молодой специалист» - классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
- «опытный классный руководитель - начинающий классный руководитель» - опытный классный руководитель оказывает методическую поддержку по конкретным вопросам организации классного коллектива, работы с родителями и т.д.
Возможно и совмещение этих ролей.
Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Технологии, которые будут применяться в данной программе подобраны исходя из практики работы опытных учителей школы с наставниками. Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества (подбор пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.п.), ситуационное наставничество, партнёрское, дистанционное, проектная деятельность.
Раздел I. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТВНИЧЕСТВА
1.1. Цель и задачи программы наставничества
Цель программы наставничества: формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодых и вновь прибывших педагогов, осуществление их профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя.
Задачи программы наставничества:
1. Обеспечить успешное закрепление в школе молодого специалиста, вновь прибывшего учителя (наставляемых).
2. Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне.
3. Организовать методическую работу с наставляемыми в условиях школы.
4. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный педагогический опыт.
5. Адаптировать наставляемых к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в школе, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей.
1.2. Планируемые результаты реализации программы наставничества.
В ходе реализации программы наставничества необходимо достичь следующих результатов:
- повышение мотивации молодого педагога к профессиональной деятельности;
- повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников программы наставничества;
- повышение педагогического мастерства молодого специалиста; измеримое улучшение его личных показателей эффективности, связанное с развитием гибких навыков (навыков общения, нестандартного мышления, принятия решения, работы в команде) и метакомпетенций;
- позитивная социальная адаптация молодого специалиста в педагогическом коллективе.
Главным результатом становления молодого педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития педагогов, самостоятельность, ответственность, креативность, достаточную сформированность базовых компетенций и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, не только на основе приобретенных знаний и умений, но и с учетом этического, ценностносмыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.
Раздел II. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ПРОГРАММЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1. Требования к учителю-наставнику
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставником может быть учитель различных предметных направлений (в зависимости от реализации конкретной ролевой модели и запроса наставляемого), способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных предметов. Это должен быть опытный педагог (учитель первой или высшей квалификационной категории), имеющий профессиональные успехи (отраслевые награды, победы в профессиональных конкурсах, публикации по педагогической деятельности, участник вебинаров, семинаров, мастер-классов), занимающийся инновационной деятельностью.
Учитель-наставник должен обладать лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Учитель-наставник обязан:
- знать требования законов и иных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, требования Федеральных государственных образовательных стандартов;
- способствовать формированию потребности наставляемого заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
- развивать интерес к методике построения и организации результативной образовательной деятельности;
- ориентировать наставляемого на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
- прививать наставляемому интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в школе;
- способствовать профессиональному становлению наставляемого.
2.2. Требования к наставляемым
Наставляемый - участник программы наставничества, молодой специалист или вновь прибывший в школу учитель, классный руководитель с малым опытом работы с классным коллективом.
Наставляемый учитель должен
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки; постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником, заместителем директора по УВР или руководителем методического объединения.
2.3. Принципы реализации программы наставничества
Реализация программы наставничества строится на следующих принципах:
- принцип научности - использование научно-обоснованных технологий;
- принцип легитимности - соответствие всех действий законодательству Российской Федерации;
- принцип гуманизации - ориентация наставнической деятельности на развитие и самоутверждение личности;
- принцип индивидуализации - сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития, учет возрастных, гендерных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых;
- принцип компетентности - владение куратором и наставником специальной теоретической и практической подготовкой, использование приемов и методов, соответствующих их квалификации и конкретной ситуации;
- принцип комплексности - согласованное взаимодействие педагогов и других специалистов на всех этапах реализации программы;
- принцип лояльности - уважение личности наставляемого, его интересов и свободы выбора, проявление доброжелательности и делового стиля общения;
- принцип конфиденциальности - неразглашение информации, полученной в процессе работы с наставляемым (передача ее другим лицам лишь с согласия наставляемого);
- принцип добровольности - участие в программе наставников и наставляемых с обоюдного согласия (по выбору наставляемого);
- принцип активности - активная позиция наставляемого в реализации потребности самопознания и саморазвития, готовность непрерывно меняться как лично, так и профессионально.
Раздел III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Организация наставничества
Работа наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, классного руководителя, корректированию результативности профессиональной деятельности педагога.
Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации наставляемых к педагогической деятельности, предоставляя им методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.
С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование - своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта наставляемого.
Наставник в течении учебного года ведет наблюдение по выявлению причин возникших трудностей в работе наставляемых: недостаточные навыки работы с нормативной документацией; отсутствие навыков самоанализа; недостаточность владения педагогическими технологиями, затруднения в организации учебного процесса.
3.2. Составление планов работы с наставляемыми
План работы составляется индивидуально в зависимости от запросов наставляемого и включает:
- создание оптимальных условий для успешной работы;
- проведение индивидуальных бесед и консультаций с наставляемыми;
- оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;
- оказание практической помощи по планированию и проведению мероприятий, в том числе предварительную работу со сценариями мероприятий и анализ проведённых мероприятий;
- проведение диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем;
- взаимопосещение уроков и мероприятий участниками программы и т.д.
3.3. Технология управления наставнической деятельностью
Технология управления - вся совокупность управленческих решений и средств, сознательно применяемых для достижения цели:
1. Проектирование. Высококлассные специалисты не появляются внезапно; необходимо планировать работу по «выращиванию» кадров.
2. Диагностика - определение, изучение и оценка параметров, характеризующих состояние кадрового потенциала, выявление факторов, влияющих на это состояние.
3. Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие.
4.Анализ собранной информации. Полученные в результате диагностики данные анализируются и интерпретируются.
5. Подготовка и принятие управленческого решения: располагая результатами диагностики и мониторинга, можно сравнивать «качество» педагогических кадров. Сравнительный анализ результатов позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и устранить недостатки в образовательной системе школы, создать условия для совершенствования работы. В качестве таких факторов могут выступать квалификация педагогов, методическая работа, внутришкольный контроль.
Раздел IV. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Пары или группы наставник-наставляемый(е) как правило создаются в школе на 1 год, но, в зависимости от задачи, которые решаются в ходе сотрудничества, продолжительность совместной деятельности может быть увеличена до 3-х лет. Организация наставничества предполагает следующие этапы (сроки определены примерно):
№ п/п | Этапы | Сроки | Функции |
1. | Подготовительный | Август – сентябрь | Управленческая, прогностическая. |
2. | Организационный | Сентябрь – октябрь | Диагностическая, методическая |
3. | Практический | Октябрь – май | Деятельностная, аналитическая |
4. | Обобщающий | Май – июнь | Деятельностная, аналитическая, прогностическая |
План реализации этапов программы наставничества включает:
Этап | Задачи | Содержание этапа |
Подготови-тельный | Создать организационно- содержательные условия для осуществления наставнической деятельности | Проведение методического совета «Организация наставнической деятельности «Педагог - педагог» («Учитель - учитель»); создание пакета локальных актов по реализации программы наставничества; определение наставнических пар (групп); проведение постоянно действующего семинара для участников программы «Правовые аспекты наставнической деятельности в системе «Педагог-педагог» |
Организа-ционный | Выявление сильных и слабых сторон деятельности учителя; разработка основных направлений работы с наставляемыми | Составление индивидуального плана развития под руководством наставника, сбор информации для формирования плана работы наставника с молодым специалистом, разработка памяток наставнику и молодому специалисту |
Практичес-кий | Реализация основных положений программы наствничества | Совместная деятельность субъектов наставнической деятельности в рамках плана работы; взаимопосещение уроков, занятий внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий в наставнических парах (группах); анализ и самоанализ посещенных уроков, занятий и внеклассных мероприятий, проведение «Педагогической мастерской» (мастер-классов) для молодых специалистов; проведение анкетирования участников программы по наставнической деятельности. |
Обобщаю-щий | Подведение итогов работы по реализации программы наставничества и анализ результативности деятельности педагогов | Изучение и обобщение опыта работы по реализации программы наставничества; демонстрация молодым учителем самостоятельных творческих продуктов (презентации, сайты, блоги, проекты, рабочие программы, технологические карты уроков и ВУД); формирование банка методических материалов об опыте реализации ПН; диссеминация опыта по наставнической деятельности (через публикации, участие в конкурсах, семинарах, научно- практических конференциях, педагогических чтениях и др.) |
Раздел V. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
5.1. Организация контроля и оценки
Контролирует и оценивает работу наставляемых, наставников и всей программы в целом заместитель директора по УВР (куратор программы).
Оценка будет происходить в качестве текущего и итогового контроля.
Текущий контроль будет происходить один раз в полугодие, а также по итогам каждого совместного мероприятия.
Итоговый контроль будет происходить в конце года на основании отчёта педагога-наставника и аналитической справки куратора.
5.2. Мониторинг реализации программы наставничества
Мониторинг в наставнической деятельности - это система сбора, обработки, хранения и использования информации об этой деятельности или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления всем процессом этой деятельности.
Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить: обратная связь от участников программы наставничества (метод анкетирования); контроль за процессом наставничества; описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого; определение условий эффективного наставничества; контроль показателей социального и профессионального благополучия; анализ динамики качественных и количественных изменений отслеживаемых показателей.
Индикативные показатели мониторинга:
1. Умение планировать учебную деятельность на основе творческого поиска через самообразование.
2. Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков.
3. Умение работать с классом на основе изучения личности обучающихся.
4. Умение организовать классный коллектив, взаимодействуя со всеми участниками образовательной деятельности.
5. Овладение системой контроля и оценки знаний обучающихся.
6. Становление и развития профессиональных компетенций у наставляемых.
7. Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
По результатам мониторинговых исследований можно:
- оценить мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников программы наставничества и положительную динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт, характера сферы увлечений участников;
- определить степень эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри школы;
- выдвинуть предположение о наиболее рациональной и эффективной стратегии формирования пар «наставник-наставляемый»;
- спрогнозировать дальнейшее развитие наставнической деятельности в МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации...

Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации....
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.
Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации....

