Программа наставничества "Педагог - педагог"
учебно-методический материал

Квасова Вера Владимировна

Программа наставничества «Педагог-педагог» разработана в соответствии с федеральными проектами «Современная школа» национального проекта «Образование» и «Учитель будущего».  Цель проектов - обеспечение вхождения Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva_sosh4.docx37.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Изобильненского городского округа Ставропольского края

ПРИНЯТО                                                                        

Педагогическим советом

МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК

Протокол № 1

от «___» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ 

Директор

МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК

___________Лосенкова Л.А.

Приказ № _____

от «__» августа 2021 г.

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

«ПЕДАГОГ - ПЕДАГОГ»

 

 

 

 

 

Составитель;

Квасова В.В.

 

 

 

 

 

 

с. Московское 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

5

Раздел I. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТВНИЧЕСТВА

6

1.1. Цель и задачи программы наставничества

6

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

6

Раздел II. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ПРОГРАММЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

7

2.1. Требования к учителю-наставнику

7

2.2. Требования к наставляемым

7

2.3. Принципы реализации программы наставничества

8

Раздел III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

8

3.1. Организация наставничества

8

3.2. Составление планов работы с наставляемыми

9

3.3. Технология управления наставнической деятельностью

9

Раздел IV. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

10

Раздел V. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

11

5.1. Организация контроля и оценки

11

5.2. Мониторинг реализации программы наставничества

11

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название

Программа         наставничества муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» Изобильненского городского округа Ставропольского края

Решение об утверждении Программы

наставничества

Приказ «Об утверждении Программы наставничества МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК № ______от __.08.2021 г.

Нормативно- правовая база

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред.

от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2020).

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями от 26.07.2019 № 232-ФЗ.
  • Федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 г.№ 16.
  • Федеральный проект «Учитель будущего», вступивший в силу с 1 января 2019 года.  
  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550.

Цель

Формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодых и вновь прибывших педагогов, осуществление их профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя.

 

Задачи  

1) Обеспечить успешное закрепление в МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК молодого специалиста, вновь прибывшего учителя (наставляемых).

2) Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне.

3) Организовать методическую работу с наставляемыми в условиях школы.

4) Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности         в         профессиональной деятельности; позиционировать собственный педагогический опыт.

5) Адаптировать наставляемых к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в школе, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей.

Основная идея

Создание гибкой   и   мобильной   системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого и вновь прибывшего учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Ожидаемые результаты

  • Создание условий социально-психологического комфорта и защищенности новых членов педагогического коллектива;
  • формирование профессионально-компетентной личности наставляемого педагога, владеющей когнитивными, креативными, методологическими и рефлексивными качествами;

формирование умений анализировать причины успехов и неудач, осознание необходимости непрерывного профессионального самосовершенствования;

- реализация участниками Программы наставничества своих возможностей, признание собственной компетентности, достижение высоких результатов деятельности;

- рост рейтинга молодых учителей среди участников образовательных отношений.

Основные исполнители

Администрация МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК, учителя-наставники, молодые специалисты, руководители предметных методических объединений учителей-предметников и классных руководителей

Теоретическая значимость

Определение основных направлений совершенствования методической деятельности в работе с наставляемыми

Практическая значимость

Позитивные изменения профессионально-значимых качеств личности и индивидуально-психологических особенностей наставляемых педагогов. Помощь в достижении личностно-значимых целей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа наставничества «Педагог-педагог» разработана в соответствии с федеральными проектами «Современная школа» национального проекта «Образование» и «Учитель будущего».  Цель проектов - обеспечение вхождения Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников. 

        Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступивший в силу с 1 января 2017 года. Следовательно, поддержка молодых специалистов через систему наставничества - одна из ключевых задач образовательной политики.

        В качестве концептуального обоснования Программы наставничества «Педагог-педагог» в МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК выдвигаются следующие положения:  

  • Наставничество содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал в новых условиях постоянной модернизации российского образования.  
  • Наставничество представляет перспективную технологию, отвечающую на потребность образовательной системы переходить от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций.  
  • Технология наставничества способна внести весомый вклад в достижение целей, обозначенных национальным проектом «Образование».  
  • Программа направлена на становление наставляемого как с профессиональной позиции, так и с позиции развития личности.  
  • Основной подход в оказании помощи участникам программы – амбивалентный, при котором проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.  
  • Объектом программы выступает процесс передачи опыта учительской деятельности.  
  • Субъектами программы являются все участники наставнической деятельности (заместители директора по УВР, ВР, руководители предметных МО, наставники и наставляемые).  

        Программа предполагает реализацию в МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК в рамках формы наставничества «Педагог-педагог» прежде всего следующих ролевых моделей:

- «опытный учитель (педагог) - молодой специалист» - классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;  

- «опытный классный руководитель - начинающий классный руководитель» - опытный классный руководитель оказывает методическую поддержку по конкретным вопросам организации классного коллектива, работы с родителями и т.д.

        Возможно и совмещение этих ролей.                

        Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

        Технологии, которые будут применяться в данной программе подобраны исходя из практики работы опытных учителей школы с наставниками. Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества (подбор пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.п.), ситуационное наставничество, партнёрское, дистанционное, проектная деятельность.

Раздел I. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТВНИЧЕСТВА

1.1. Цель и задачи программы наставничества

        Цель программы наставничества: формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодых и вновь прибывших педагогов, осуществление их профессиональной адаптации к учебно-воспитательной среде; формирование педагогически и методически грамотного учителя.

        Задачи программы наставничества:

1. Обеспечить успешное закрепление в школе молодого специалиста, вновь прибывшего учителя (наставляемых).

2. Создать комфортную профессиональную среду для реализации актуальных педагогических задач на высоком уровне.

3. Организовать методическую работу с наставляемыми в условиях школы.

4. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной         деятельности; позиционировать собственный педагогический опыт.

5.  Адаптировать наставляемых к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива и правил поведения в школе, сознательного и творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей.

1.2. Планируемые результаты реализации программы наставничества.

        В ходе реализации программы наставничества необходимо достичь следующих результатов:

- повышение         мотивации         молодого педагога к профессиональной деятельности;

- повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников программы наставничества;

- повышение педагогического мастерства молодого специалиста; измеримое улучшение его личных показателей эффективности, связанное с развитием гибких навыков (навыков общения, нестандартного мышления, принятия решения, работы в команде) и метакомпетенций;

- позитивная социальная адаптация молодого специалиста в педагогическом коллективе.

        Главным результатом становления молодого педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие динамику личностного развития педагогов, самостоятельность, ответственность, креативность, достаточную сформированность базовых компетенций и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, не только на основе приобретенных знаний и умений, но и с учетом этического, ценностносмыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.

 

Раздел II. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ПРОГРАММЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

2.1. Требования к учителю-наставнику

        Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

        Наставником может быть учитель различных предметных направлений (в зависимости от реализации конкретной ролевой модели и запроса наставляемого), способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных предметов. Это должен быть опытный педагог (учитель первой или высшей квалификационной категории), имеющий профессиональные успехи (отраслевые награды, победы в профессиональных конкурсах, публикации по педагогической деятельности, участник вебинаров, семинаров, мастер-классов), занимающийся инновационной деятельностью.

        Учитель-наставник должен обладать лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. Учитель-наставник обязан:

- знать требования законов и иных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, требования Федеральных государственных образовательных стандартов;

- способствовать формированию потребности наставляемого заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

- развивать интерес к методике построения и организации результативной образовательной деятельности;

- ориентировать наставляемого на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;

- прививать наставляемому интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в школе;

- способствовать профессиональному становлению наставляемого.

 

2.2. Требования к наставляемым

        Наставляемый - участник программы наставничества, молодой специалист или вновь прибывший в школу учитель, классный руководитель с малым опытом работы с классным коллективом.

                Наставляемый учитель должен

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки; постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед наставником, заместителем директора по УВР или руководителем методического объединения.

 

2.3. Принципы реализации программы наставничества

        Реализация программы наставничества строится на следующих принципах:

- принцип научности - использование научно-обоснованных технологий;

- принцип   легитимности - соответствие всех   действий законодательству Российской Федерации;

- принцип гуманизации - ориентация наставнической деятельности на развитие и самоутверждение личности;

- принцип индивидуализации - сохранение индивидуальных приоритетов в создании для личности собственной траектории развития, учет возрастных, гендерных, национальных, религиозных и других особенностей наставляемых;

- принцип компетентности - владение куратором и наставником специальной теоретической и практической подготовкой, использование приемов и методов, соответствующих их квалификации и конкретной ситуации;

- принцип комплексности - согласованное взаимодействие педагогов и других специалистов на всех этапах реализации программы;

- принцип лояльности - уважение личности наставляемого, его интересов и свободы выбора, проявление доброжелательности и делового стиля общения;

- принцип конфиденциальности - неразглашение информации, полученной в процессе работы с наставляемым (передача ее другим лицам лишь с согласия наставляемого);  

- принцип добровольности - участие в программе наставников и наставляемых с обоюдного согласия (по выбору наставляемого);

- принцип активности - активная позиция наставляемого в реализации потребности самопознания и саморазвития, готовность непрерывно меняться как лично, так и профессионально.

Раздел III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Организация наставничества

        Работа наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, классного руководителя, корректированию результативности профессиональной деятельности педагога.

        Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации наставляемых к педагогической деятельности, предоставляя им методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.

        С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование - своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта наставляемого.

        Наставник в течении учебного года ведет наблюдение по выявлению причин возникших трудностей в работе наставляемых: недостаточные навыки работы с нормативной документацией; отсутствие навыков самоанализа; недостаточность владения педагогическими технологиями, затруднения в организации учебного процесса.

         

3.2. Составление планов работы с наставляемыми

        План работы составляется индивидуально в зависимости от запросов наставляемого и включает:

- создание оптимальных условий для успешной работы;

- проведение индивидуальных бесед и консультаций с наставляемыми;

- оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;

- оказание практической помощи по планированию и проведению мероприятий, в том числе предварительную работу со сценариями мероприятий и анализ проведённых мероприятий;

- проведение диагностики уровня профессиональной компетентности педагогов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем;

- взаимопосещение уроков и мероприятий участниками программы и т.д.

 

3.3. Технология управления наставнической деятельностью

        Технология управления - вся совокупность управленческих решений и средств, сознательно применяемых для достижения цели:

1. Проектирование. Высококлассные специалисты не появляются внезапно; необходимо планировать работу по «выращиванию» кадров.

2. Диагностика - определение, изучение и оценка параметров, характеризующих состояние кадрового потенциала, выявление факторов, влияющих на это состояние.

3. Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие.

4.Анализ собранной информации. Полученные в результате диагностики данные анализируются и интерпретируются.

5. Подготовка и принятие управленческого решения: располагая результатами диагностики и мониторинга, можно сравнивать «качество» педагогических кадров. Сравнительный анализ результатов позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и устранить недостатки в образовательной системе школы, создать условия для совершенствования работы. В качестве таких факторов могут выступать квалификация педагогов, методическая работа, внутришкольный контроль.

Раздел IV. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

        Пары или группы наставник-наставляемый(е) как правило создаются в школе на 1 год, но, в зависимости от задачи, которые решаются в ходе сотрудничества, продолжительность совместной деятельности может быть увеличена до 3-х лет. Организация наставничества предполагает следующие этапы (сроки определены примерно):

п/п

Этапы

Сроки

Функции

1.

Подготовительный

Август – сентябрь

Управленческая, прогностическая.

2.

Организационный

Сентябрь – октябрь

Диагностическая, методическая

3.

Практический

Октябрь – май

Деятельностная, аналитическая

4.

Обобщающий

Май – июнь

Деятельностная, аналитическая, прогностическая

 

                 План реализации этапов программы наставничества включает:

Этап

Задачи

Содержание этапа

Подготови-тельный

Создать организационно- содержательные условия для осуществления наставнической деятельности

Проведение методического совета «Организация наставнической деятельности «Педагог - педагог» («Учитель - учитель»); создание пакета локальных актов по реализации программы наставничества; определение наставнических пар (групп); проведение постоянно действующего семинара   для участников программы «Правовые аспекты наставнической деятельности в системе «Педагог-педагог»

Организа-ционный

Выявление сильных и слабых сторон деятельности учителя; разработка основных направлений работы с наставляемыми

Составление индивидуального плана развития под руководством наставника, сбор информации для формирования плана работы наставника с   молодым специалистом, разработка памяток наставнику и молодому специалисту

Практичес-кий

Реализация основных положений программы наствничества

Совместная деятельность субъектов наставнической деятельности в рамках плана работы; взаимопосещение уроков, занятий внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий в наставнических парах (группах); анализ и самоанализ посещенных уроков, занятий и внеклассных мероприятий, проведение «Педагогической мастерской» (мастер-классов) для молодых специалистов; проведение анкетирования участников программы по наставнической деятельности. 

Обобщаю-щий

Подведение итогов работы по реализации программы наставничества и анализ результативности деятельности педагогов

Изучение и обобщение опыта работы по реализации программы наставничества; демонстрация молодым учителем самостоятельных творческих продуктов (презентации, сайты, блоги, проекты, рабочие программы, технологические карты уроков и ВУД); формирование банка методических материалов об опыте реализации ПН; диссеминация опыта по наставнической деятельности (через публикации, участие в конкурсах, семинарах, научно- практических конференциях, педагогических чтениях и др.)

Раздел V. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 

5.1. Организация контроля и оценки

 

        Контролирует и оценивает работу наставляемых, наставников и всей программы в целом заместитель директора по УВР (куратор программы).

        Оценка будет происходить в качестве текущего и итогового контроля.

        Текущий контроль будет происходить один раз в полугодие, а также по итогам каждого совместного мероприятия.  

        Итоговый контроль будет происходить в конце года на основании отчёта педагога-наставника и аналитической справки куратора.

         

5.2. Мониторинг реализации программы наставничества

 

        Мониторинг в наставнической деятельности - это система сбора, обработки, хранения и использования информации об этой деятельности или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления всем процессом этой деятельности.

        Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить: обратная связь от участников программы наставничества (метод анкетирования); контроль за процессом наставничества; описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого; определение условий эффективного наставничества; контроль показателей социального и профессионального благополучия; анализ динамики качественных и количественных изменений отслеживаемых показателей.

        Индикативные показатели мониторинга:

1. Умение планировать учебную деятельность на основе творческого поиска через самообразование.

2. Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков.

3. Умение работать с классом на основе изучения личности обучающихся.

4. Умение организовать классный коллектив, взаимодействуя со всеми участниками образовательной деятельности.

5. Овладение системой контроля и оценки знаний обучающихся.

6. Становление и развития профессиональных компетенций у наставляемых.

7. Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.

        По результатам мониторинговых исследований можно:

- оценить мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников программы наставничества и положительную динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт, характера сферы увлечений участников;

- определить степень эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри школы;

- выдвинуть предположение о наиболее рациональной и эффективной стратегии формирования пар «наставник-наставляемый»;

- спрогнозировать дальнейшее развитие наставнической деятельности в МКОУ «СОШ № 4» ИГОСК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...

Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации

Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации...

Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.

Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации....

Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации.

Наличие программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ, разработанных педагогом и реализуемых (либо реализовывавшихся) в образовательной организации....