Открытый урок "Головной мозг. Способы защиты"
план-конспект урока (4 класс)

Бабикова Эльвира Эдвиновна

Данная тема изучается в 4 классе коррекционной школы. Детям в доступной форме объясняется, как можно сохранить здоровье головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_samoanaliz.docx48.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа-интернат№14» с.Усть-Цильма

Методическая разработка урока

по предмету мир природы и человека

 «Головной мозг. Способы защиты»

                                                                                         

                                                   Автор: Бабикова Э.Э.,

                                                                учитель начальных классов

                                                    Стаж работы: 13 лет

                                         Категория: нет

Декабрь, 2020 г.

Технологическая карта урока

Пояснительная записка

Структурные компоненты пояснительной записки

Тема урока

«Головной мозг. Способы защиты»

Актуальность данного урока

Головной мозг -  важнейший орган нашего организма, контролирующий все жизненноважные ситемы. Его защита является неотъемлемой частью здоровьесбережения. Поэтому, считаю важным сформировать у учащихся понятие о способах защиты этого органа.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Создание условий для формирования элементарных представлений о значении головного мозга, способах его защиты.

Задачи урока

Образовательные:

- организовать деятельность учащихся по изучению функций мозга, способах его защиты

-учить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями в новой ситуации  через предложенные задания

- способствовать формированию у учащихся потребности доказывать, объяснять высказанное мнение через создание проблемных вопросов

Корреционно-развивающие:

- развитие мышления через создание проблемной ситуации и поиска путей её решения

- развитие связной речи, познавательной активности

-коррекция недостатков в психо - физическом развитии учащихся

Воспитательные:

- создать условия воспитания доброжелательного и уважительного отношения друг к другу, к мнению другого человека

- способствовать формированию потребности у учащихся в охране собственного здоровья.

Предметные  результаты

Ситематизация знаний о головном мозге и способах его защиты

Используемые педагогические технологии (элементы технологий), методы и приёмы на уроке

Игровые, ИКТ, здоровьесберегающие, метод проблемного обучения, технология индивидуально-дифференцированного обучения

Время реализации урока

1 час

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийная система (проектор, компьютер)

Дидактическое обеспечение урока

Презентация

Список учебной и дополнительной литературы (ссылки на использованные источники)

  1. Учебник.  Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина,М.А.Попова, Т.О. Куртова. Мир   природы и человека. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 2 часть. М., Просвещение, 2018.

Интернет ресурсы.

  1. Статья «Позитивное начало урока: как настроить детей на плодотворную работу?»https://infourok.ru/statya-pozitivnoe-nachalo-uroka-kak-nastroit-detey-na-plodotvornuyu-rabotu-1695851.html
  2. Физкультминутка. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/08/20/fizkultminutki


   При изучении мозга человека невозможно показать учащимся особенности его строения и работы, поэтому внимание следует направить на практические меры: предупреждение травм и организацию правильного распорядка дня с целью предупреждения перегрузок и усталости.

Этапы, цель этапа

Деятельность учителя (вопросы и задания обучающимся)

Деятельность обучающихся (что говорят, что делают)

Формируемые УУД

1 этап. Организационный

Цель этапа: создание благоприятного эмоционального настроя, мотивирование на  учебную деятельность

- Здравствуйте, рада видеть всех на уроке

-Давайте поздороваемся друг с другом

Прием «Интрига».

-Ребята, учёные доказали, что человек использует свои возможности лишь на половину. У меня в конверте находятся интересные факты о человеческих возможностях, но этот конверт откроется, если мы будем хорошо работать, отвечать на вопросы, обдумав ответ, соблюдать правила поведения.

-ну что, готовы?

- А я, в свою очередь, желаю вам хорошего настроения и активной деятельности

- здравствуйте

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и повторяют за учителем:

желаю (соприкасаются большими пальцами)

успеха (указательными)

большого (средними)

во всём (безымянными)

и везде (мизинцами)

Здравствуй! (прикосновение всей ладонью)

-Да

Личностные: настрой на позитивное начало урока; принятие сверстников на положительном уровне

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем.

2 этап. Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой.

- Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем о человеческом организме

-Для этого предлагаю выполнить задание, в котором нужно дописать недостающее слово,  например: части тела человека - голова, туловище, нижние конечности, ……….(верхние конечности)

(учащимся раздаются листы с заданиями) (приложение 1) («слабому» учащемуся в ходе выполнения задания  предлагаются опорные слова - приложение 2)

- Внимание на экран!

 - Выполним самопроверку.

- На экране вы видите правильные ответы (слайд 1) если ответ верный ставите +, если нет -

-вставляют слова

-осуществляют самопроверку

Личностные: мотивация к учению

Познавательные:

установление причинно-следственных связей; осуществление информационного поиска

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем

Регулятивные:

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя, выполнять самооценивание

3 этап.

Постановка учебной задачи

Цель этапа:

осознание учащимися того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений, обсуждение затруднений

- И снова внимание на экран (слайд 2). Любите отгадывать загадки? (загадки на слайде)

- Назовите одним словом

- Где они находятся?

- А чего мы не назвали, но оно есть на слайде?

-Какую функцию в организме выполняет этот орган?

-Внимание на экран

(слайд 3)

- Уши принимают звук барабана, мозг принимает сигнал и даёт нам понять, что это звук именно барабана

- Язык посылает сигнал мозгу, тот в свою очередь определяет, что это именно конфета, а не сыр

- Нос посылает сигнал мозгу, а мозг распознаёт сигнал и даёт нам понять запах чего мы в данный момент чувствуем

- Наши глазки посылают сигнал мозгу, а мозг обрабатывает полученный сигнал и даёт нам понять что мы чувствуем

 -Открываем учебник на с. 50

- Мозг является самым главным органом человека. Головной мозг управляет работой всего организма. Он помогает нам двигаться, думать, чувствовать, видеть, дышать, говорить

- Мы с вами познакомились с главным органом нашего организма, узнали какую функцию он выполняет

- Все мы с вами знаем, что все органы организма связаны между собой. Если начинает плохо работать хоть один – страдает весь организм. Поэтому все органы нужно беречь. А как сохранить здоровым наш самый главный  орган – мозг?

- Почему возникли затруднения?

- Чего мы не знаем?

- Попробуйте сформулировать тему урока

- Что мы узнаем сегодня на уроке?

-Да

Называют отгадки:

- глаза

- нос

- язык

- уши

- Органы чувств

- На голове

Либо затрудняются ответить, либо отвечают - мозг

- Обсуждают в группах. Выносят предположения

Читает хорошо читающий ученик

Затрудняются ответить, но высказывают своё мнение.

Возникает проблема. Определяют причину.

Озвучивают тему урока и цель.

Личностные: потребность у учащихся в охране собственного здоровья

Познавательные: постановка и формулировка проблемы,

обобщение

Коммуникативные: использование простых речевых средств для передачи своего мнения

Регулятивные:

планирование и определение путей  достижения цели

4 этап. «Открытие» нового знания.

Цель этапа:

сформировать конкретные представления о предмете изучения и способах действий; побуждение учащихся на самостоятельный поиск решения задачи

- И вновь внимание на экран!

(слайд 4)

- На наш главный вопрос, как сохранить  мозг здоровым, мы сможем ответить, изучив вот этот слайд (слайд 4)

- Мозг работает всегда. Для  работы мозга нужны питание и воздух. Поэтому нужно правильно и в определённое время принимать пищу, гулять на свежем воздухе. Также мозгу нужно давать отдых. Мозг отдыхает, когда человек спит. Но даже во сне мозг продолжает работать. Он контролирует работу сердца, дыхания и других органов. После сна человек встаёт отдохнувшим. Нужно ложиться спать в одно и то же время и спать не менее 9 часов.

- Откройте с.51 учебника. Рассмотрите рисунок

- Так выглядит мозг человека

- Где он находится?

-Головной мозг устроении очень сложно. Он состоит из большого количества особых нервных клеток. У животных тоже есть мозг, но мозг человека развит намного лучше. Именно поэтому животные не умеют говорить, как человек, и думать

- Рассмотрите рисунок ниже

- Сравните мозг человека и животного

Анализируют содержание изображений на слайде. Объясняют свой выбор

Открывают учебник, рассматривают рисунок

- В верхней части головы

Рассматривают рисунок.

Сравнивают, называют отличительные признаки

Личностные: мотивация учения

Познавательные: поиск путей выхода из проблемной ситуации

Коммуникативные: учебное сотрудничество в поиске и сборе информации

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

5 этап.

Физкультминутка

Цель: смена деятельности, обеспечение  эмоциональной разгрузки учащихся

- Ох, устали. Отдохнём?

- Тогда встаём из-за парт

Дети вышли по порядку

На активную зарядку.

На носочки поднимайтесь,

(подняться на носки, руки вверх)

Между парт не потеряйтесь.

(опуститься на всю стопу, руки вниз)

Потянулись, наклонились

(наклон назад, руки в стороны)

И обратно возвратились,

(выпрямиться, руки вниз)

Повернулись вправо дружно,

Влево тоже всем нам нужно.

(повороты направо-налево, руки на пояс)

Повороты продолжай

И ладошки раскрывай.

(повороты направо-налево, руки в стороны, ладони кверху)

Поднимай колено выше –

На прогулку цапля вышла.

(ходьба на месте с высоким подниманием бедра)

А теперь прыжки  вприсядку,

Словно заяц через грядку.

(приседание с выпрыгиванием вверх)

Закружилась голова?

Отдохнуть и сесть пора.

(сесть за парту)

-Да

- Встают из-за парт

Выполняют упражнения вместе с учителем

Личностные:  осознание необходимости заботы о своём здоровье

6 этап.

Понимание учащимися нового материала, способов действий

Цель этапа: установить, сформировались ли у учащихся представления о предмете изучения и способах действий; обнаружение пробелов

- Итак, мы с вами познакомились со значением самого важного органа нашего организма, узнали, как сохранить его здоровье

-Давайте закрепим в нашей голове полученные знания

Дифференцированное задание

Каждый ученик получает листок с таблицей, которую нужно заполнить, вписав, что для мозга вредно, а что полезно (Приложение 3 к уроку) «Слабый» учащийся получает опорные слова (Приложение 4 к уроку)  Для учащихся с более быстрым темпом работы предлагаются дополнительные вопросы (Приложение 5 к уроку)

- Проверяем (слайд 5,6)

Если правильно ответили +, если нет -

Учащиеся выполняют задание, затем осуществляют самопроверку. Работы сдают

Личностные: формирование готовности к самообразованию

Познавательные: структурирование знаний

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения

Регулятивные:

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения

7 этап.

Закрепление материала. Самостоятельная работа с проговариванием во внешней речи. Применение знаний и способов действий

Цель этапа: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по данному предмету изучения, способы действий; выявить и корректировать возможные затруднения

Работа по учебнику.

- Рассмотрите иллюстрации, скажите, что дети делают неправильно.

- Казалось бы безобидный подзатыльник, иногда может привести даже к остановке дыхания и обмороку

Выступление медицинской сестры школы на тему: почему нельзя делать подзатыльники

Рассматривают иллюстрации в учебнике, обсуждают с соседом по парте, высказываю своё мнение.

Личностные: формирование готовности к самообразованию

Познавательные: формирование интереса к данной теме

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

8 этап.

Объяснение домашнего задания

Цель этапа: сообщить учащимся содержание домашнего задания; разъяснить способы его выполнения

с. 54 – запомнить способы защиты мозга

Записывают домашнее задание в дневники

Личностные: умение осуществлять самоконтроль

Познавательные:

структурирование знаний

Коммуникативные:

умение понимать вопросы и формулировать их

Регулятивные:

выполнять действия в устной форме

9 этап.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

- Наш урок подошёл к концу, и мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас поделился тем, что нового узнал

 -Закончите фразу: «Сегодня на уроке я узнал…» (слайд 6)

- Я хвалю и благодарю вас за работу на уроке. – Ну что, хотите узнать насколько уникален наш мозг, и каковы его возможности на самом деле?

При выставлении оценок за урок использовался индивидуальный подход

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

-да

Личностные: самооценка на основе критерия успешности

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение  выказывать своё мнение, выражать свои эмоции

Коммуникативные:

формулирование устных высказываний и умозаключений

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Приложение 1. Задание «Вставь слово»

Орган, перекачивающий кровь – это …………………

Органы чувств человека - язык, глаза, нос,………………

Покровы тела человека – кожа, ногти,……………..

Части тела человека - голова, туловище, верхние конечности, …………………

Приложение 2. Опорные слова к заданию «Вставь слово»

Уши, сердце, нижние конечности, волосы

Приложение 3. Заполни таблицу  «Польза и вред для мозга»

Для мозга вредно

Для мозга полезно

Приложение 4. Опорные слова для заполнения таблицы «Польза и вред для мозга»

Ударяться головой, правильно питаться, спать не менее 9 часов, гулять на свежем воздухе, долго находиться на жаре, ходить в холодное время без шапки

Приложение 5. Дополнительные вопросы к дифференцированному заданию

1) Есть ли мозг у животных?

2) Почему животные не могут говорить и думать как человек?

Самоанализ урока

«Головной мозг. Способы защиты»

    В классе 5 человек, все мальчики. На уроке присутствовали все учащиеся. Урок  разрабатывался  с учётом психических особенностей учащихся, их индивидуальных  особенностей, состоянием развития общеучебных действий.

   Все учащиеся класса имеют низкий темп работы, низкую включаемость и высокую отвлекаемость. Для прочного усвоения материала требуется повторение, адаптированный темп урока, задействование всех анализаторов.

 

Тема урока

«Головной мозг. Способы защиты»

Актуальность данного урока

Головной мозг -  важнейший орган нашего организма, контролирующий все жизненно важные ситемы. Его защита является неотъемлемой частью здоровьесбережения. Поэтому, считаю важным сформировать у учащихся понятие о способах защиты этого органа.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Цель урока

Создание условий для формирования элементарных представлений о значении головного мозга, способах его защиты.

Задачи урока

Образовательные:

- организовать деятельность учащихся по изучению функций мозга, способах его защиты

-учить учащихся пользоваться приобретёнными знаниями в новой ситуации  через предложенные задания

- способствовать формированию у учащихся потребности доказывать, объяснять высказанное мнение через создание проблемных вопросов

Корреционно-развивающие:

- развитие мышления через создание проблемной ситуации и поиска путей её решения

- развитие связной речи, познавательной активности

-коррекция недостатков в психо - физическом развитии учащихся

Воспитательные:

- создать условия воспитания доброжелательного и уважительного отношения друг к другу, к мнению другого человека, ценностно отношения к своему здоровью

Предметные  результаты

Ситематизация знаний о головном мозге и способах его защиты

Используемые педагогические технологии (элементы технологий), методы и приёмы на уроке

Игровые, ИКТ, здоровьесберегающие, метод проблемного обучения, технология индивидуально-дифференцированного обучения

Время реализации урока

1 час

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийная система (проектор, компьютер)

Дидактическое обеспечение урока

Презентация

Список учебной и дополнительной литературы (ссылки на использованные источники)

  1. Учебник.  Н.Б.Матвеева, И.А.Ярочкина,М.А.Попова, Т.О. Куртова. Мир   природы и человека. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 2 часть. М., Просвещение, 2018.

Интернет ресурсы.

  1. Статья «Позитивное начало урока: как настроить детей на плодотворную работу?»https://infourok.ru/statya-pozitivnoe-nachalo-uroka-kak-nastroit-detey-na-plodotvornuyu-rabotu-1695851.html
  2. Физкультминутка. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/08/20/fizkultminutki


     В структуру урока включены:  

1 этап. Организационный

Цель этапа: создание благоприятного эмоционального настроя, мотивирование на учебную деятельность

  На данном этапе было организовано положительное самоопределение учеников к деятельности. В результате у учащихся возникла положительная эмоциональная направленность.  

2 этап. Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой.

   На данном этапе происходила актуализация знаний и умений, достаточных для построения нового способа действий.

 3 этап. Постановка учебной задачи

Цель этапа: осознание учащимися того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений, обсуждение затруднений

   На данном этапе была создана проблемная ситуация, что вызвало у учащихся эмоциональную реакцию удивления и ощущения затруднения. В результате учащиеся сформулировали тему урока и цель.

4 этап. «Открытие» нового знания.

Цель этапа: сформировать конкретные представления о предмете изучения и способах действий; побуждение учащихся на самостоятельный поиск решения задачи

   На данном этапе осуществлялся поиск пути выхода из затруднения (проблемы). Поиск осуществлялся под руководством учителя.

5 этап. Физкультминутка

Цель: смена деятельности, обеспечение  эмоциональной разгрузки учащихся

    На данном этапе осуществлялась эмоциональная разгрузка учащихся, физическая активность

6 этап. Понимание учащимися нового материала, способов действий

Цель этапа: установить, сформировались ли у учащихся представления о предмете изучения и способах действий; обнаружение пробелов

    На данном этапе использовалась индивидуальная форма работы, что способствовало возникновению ситуации успеха. Учащиеся самостоятельно выполнили предложенное задание на применение нового способа действий, осуществляли самопроверку.

7 этап. Закрепление материала. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение знаний и способов действий

Цель этапа: закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по данному предмету изучения, способы действий; выявить и корректировать возможные затруднения

      На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи

8 этап.

Объяснение домашнего задания

Цель этапа: сообщить учащимся содержание домашнего задания; разъяснить способы его выполнения

  На данном этапе было сообщено домашнее задание, что в итоге ведёт к дальнейшему закреплению материала

9 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цель этапа: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

   Данный этап даёт возможность учащимся оценить эффективность собственной работы на уроке

Вывод:

    На уроке были реализованы следующие принципы:

-принцип доступности

-принцип дифференцированного и индивидуального подхода

-предотвращения наступления утомления

-поощрения за успехи, тактичной помощи

- принцип систематичности и последовательной работы над формированием  учебных действий

   

    Данный урок усвоения новых знаний был разработан для 4 класса. Тема урока актуальна на сегодняшний день, так как в последние годы проблеме состояния здоровья современного школьника уделяется особое внимание.

  Несомненно, насколько эмоционально настроены  и замативированы на деятельность будут учащиеся, настолько эффективной будет дальнейшая работа на уроке. Поэтому постаралась заинтересовать учащихся темой урока, вызвать эмоциональный отклик. Я старалась организовать быстрое включение детей в урок и предпосылки к продуктивной работе, но у умственно отсталых детей создание предрабочей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов и моё  слово может и не влиять на установку для работы, поэтому словесное обращение я дополнила двигательными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внимания, восприятия мышления. Также, с целью мотивации, был применён приём «Интрига».  Учащиеся знали, что хорошо поработав на уроке, они получат порцию занимательной информации. О психологическом комфорте ребят я заботилась  за счёт доброжелательного общения, уважения к личности каждого ребёнка.

   Оной из задач современного урока является приобретение детьми жизненных компетенций, для этого ребятам важно идти путём самостоятельного «открытия» нового знания, с этой целью был применён метод проблемного обучения.

    Задачу эффективности работы решала, организуя учебно - познавательную деятельность таким образом, чтобы переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. С этой целью  использовала различные формы работы с детьми: рассказ, аналитическую беседу, работу в парах, творческую работу,  самодиагностику, беседу со специалистом.

   В течение всего занятия я старалась доступным языком  провести главную идею: здоровье надо беречь, причём не только своё, но и окружающих. Медицинской сестрой школы была освящена тема влияния, казалось бы безобидных подзатыльников, которые порой «отвешивают» учащиеся друг другу, на здоровье головного мозга.

   Во избежание перегрузки учащихся использовалось чередование разных видов деятельности: заполнение карточек, таблиц, физминутка, работа с учебником. Также, помещение, в котором проводилось мероприятие, отвечало всем санитарным нормам.

       Содержание слайдов, используемых на уроке, было доступно и понятно  учащимся данной категории.  Также, на уроке использовалась наглядность из учебника.

   Динамичность и продуманность  позволили сохранить интерес учащихся и их активное  включение в деятельность  на протяжении всего урока.

  Считаю, что задачи урока реализованы, цель достигнута.

        Бабикова Э.Э., учитель начальных классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Способы защиты животных" 2 класс по программе ПНШ

Презентация по этапно рассказывает о способах защиты животных в природе. К сожалению пришлось удалить  ролик, созданный по тексту учебника - хрестоматии  "Окружающий мир знакомый и загадочны...

Разнообразие животных (среда обитания, разное строение, способы питания, защиты).

Урок окружающего мира в 1 классе (УМК "Гармония").Тема. Разнообразие животных (среда обитания, разное строение, способы питания, защиты). Цель. Формирование интереса и создание условий для знако...

Презентация демонстрационная по теме "Способы защиты животных"

Презентация содержит иллюстрации различных видов защиты животных: защитная окраска, сезонная окраска, расчленяющая окраска,мимикрия, защитная форма и др. Использовалась на уроке для сопровождения докл...

Открытый урок по ОРКСЭ "Защита Отечества"

Конспект урока + презентация, которые познакомят учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми. Подходят как для урока, так и для внеурочной рабо...

Открытый урок по ОРКСЭ- Защита Отечества

Цель урока:- образовательная: формировать знания учащихся о житии святых-защитниках Отечества;- развивающая: способствовать развитию  аналитических, логических, хронологических, коммуни...

Способы защиты населения

Способы защиты населения...