Программа кружка "Веселые нотки"
рабочая программа
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»
(1-4 КЛАСС)
Автор: Чебунина Н.И.
Учитель начальных классов
2024-2025 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пение – самый доступный вид детского творчества. Песня объединяет мысли и волю поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Пение не только формирует музыкальные способности, музыкальное мировоззрение, но и является фундаментом общего духовного развития. В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, искореняются дефекты речи, развивается звуковысотный слух, чистота интонирования, чувство ритма и на основе этого разучиваются и художественно выразительно исполняются музыкальные произведения (в соответствии с уровнем музыкального и вокального развития учащегося), осваиваются ансамблевые партии, представляющие определённые вокальные трудности.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в объединении пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке.
Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
ЦЕЛЬ – создать условия для развития музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка.
ЗАДАЧИ
Образовательные:
- углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- обучить детей вокальным навыкам.
Воспитательные:
- привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- привить навыки сценического поведения;
- формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.
Развивающие:
- развить музыкально-эстетический вкус;
- развить музыкальные способности детей;
- развивать творческую активность участников ансамбля, их способность к сценическому перевоплощению.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- главным из которых является сольное и ансамблевое пение;
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- добавление элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации;
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУЖКА
Программа рассчитана на 34 занятия. Количество часов в неделю – 1 час. Дети занимаются 1 час в день.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
ПРОГРАММА ОСНОВАНА НА ПРИНЦИПАХ
- принцип реализации разнообразных детских интересов;
- принцип качественных изменений, происходящих с каждым в вокальном кружке;
- принцип сотрудничества обучающихся разного возраста и взрослых;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребёнка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип успешности.
.
В качестве главных методов программы избраны методы:
-стилевого подхода,
-творчества,
- системного подхода,
-импровизации и сценического движения.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- способность к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
- корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать аналогии;
- осуществлять анализ и синтез.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате занятий в вокальном ансамбле, обучающийся должен знать/понимать:
• строение артикуляционного аппарата;
• особенности и возможности певческого голоса;
• гигиену певческого голоса;
• понимать значение слов «петь мягко, нежно, легко»;
• понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов; характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов и музыкантов-исполнителей;
Получит возможность научиться
• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• петь короткие фразы на одном дыхании;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
• петь легким звуком, без напряжения;
• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения) несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений вокальных жанров.
Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал.
СОДЕРЖАНИЕ
Программа имеет поэтапную структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
1.Вводное занятие.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2.Знакомство.
Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
4.Формирование правильных навыков дыхания.
Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
5.Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок.
6.Ансамбдь. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла.
7.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
8.Ритм.
Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
9.Сценическое движение.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
10.Репертуар.
Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара.
11.Концертная деятельность.
Работа по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Темы | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения | 2 |
3 | Охрана голоса | - |
4 | Певческая установка | - |
5 | Звукообразование. Муз. штрихи | 2 |
6 | Дыхание | 2 |
7 | Дикция и артикуляция | 1 |
8 | Ансамбль. Унисон | 1 |
9 | Ансамбль. Элементы двухголосия. | 1 |
10 | Музыкально-исполнительская работа | 2 |
11 | Ритм | 1 |
12 | Сценическое движение | 2 |
13 | Работа над репертуаром | 16 |
14 | Концертная деятельность, творческие отчеты | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы, темы занятий | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство с правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. | 1 |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Разучивание слов песни. Распевание. | 1 |
3 | Распевание. Практические упражнения в исполнении осенней песни. | 1 |
4 | Звукообразование. Знакомство с унисоном. Разучивание слов песни. | 1 |
5 | Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Разучивание слов песни. | 1 |
6 | Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Интонирование песен. | 2 |
7 | Формировать умение правильно использовать дыхание при пении. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Разучивание слов песни. | 1 |
8 | Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок». Разучивание слов песни. | 1 |
9 | Ансамбль. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука. Интонирование песни. | 2 |
10 | Элементы двухголосия. Упражнения, направленные на ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование акапелла. | 2 |
11 | Музыкально-исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Исполнение выученных песен. Разучивание песни. | 2 |
12 | Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «Громко». Интонирование выученных песен. | 1 |
13 | Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки». Исполнение выученных песен. | 1 |
14 | Сценическое движение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Разучивание слов песни. | 2 |
15 | Проигрывание в движениях песни. Игры на раскрепощение. Исполнение выученных песен. | 1 |
Работа над репертуаром. 1) Работа над естественным, свободным звучанием, без напряжения, с ощущением опоры звука на дыхание. Разучивание новогодних песен.
Работа с фонограммой. Интонирование выученных песен.
Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | 12 | |
16 | Концертная деятельность. | 2 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
1.Р.Н.П. - "Во поле береза стояла"
Р.Н.П. - "Я на горку шла"
Р.Н.П. - "Ой, снег, снежок"
Орлов Е. группа "Open kids" - "Мир без войны"
Сафоничева Н. - "Горошинки цветные"
группа "Волшебный микрофон" - "Бумажный голубь"
А. Варламов - "Мир, который нужен мне"
Плотникова Е. группа "Мультикейс" - "О той весне"
Неизвестный автор - Алые паруса
Р.Н.П. - "Антошка"
Хайт А. - "Большой хоровод"
Минков М.А. - "Дорога добра"
Иванов В. - "Подари улыбку миру"
Иванов В. - "Ты да я, да мы с тобой"
Потапенко А. - "Имя любимое моё"
группа "Непоседы" - "Кажется"
группа "Волшебники двора" - "Рыжий мальчишка"
Хрущёв Д. - "Как Ромео и Джульетта"
Хрущёв Д. - "Маленький принц"
Матвиенко И. - "Выйду ночью в поле с конём"
В. Попкова Музыка В. Шаинского «Наша мама»
Сл.А. Афлятунова Муз. В. Канищев "Зореньки краше и солнца милей"
Сл. Д. Непомнящего, муз. В. Шаинского «Мамонтѐнок»
Сл.Танич М. муз: Шаинский В. «Папа может».
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http://www.mp3sort.com/
- http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
- http://forums.minus-fanera.com/index.php
- http://alekseev.numi.ru/
- http://talismanst.narod.ru/
- http://www.rodniki-studio.ru/
- http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
- http://www.lastbell.ru/pesni.html
- http://www.fonogramm.net/songs/14818
- http://www.vstudio.ru/muzik.htm
- http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
- http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
- http://www.notomania.ru/view.php?id=207
- http://notes.tarakanov.net/
- http://irina-music.ucoz.ru/load
- http://www.vocalvoice.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздничная программа "Весёлые нотки"
Сценарий этого праздника позволяет поздравить как мам, так и пап, мальчиков и девочек, проводится в форме "23+8"....
Образовательная программа хорового кружка «Весёлые нотки»
Практически каждый ребенок, имеющий слуховую депривацию, нуждается в развитии речевых (музыкальных) коммуникативных навыков. В решении этих проблем особое значение имеет занятие ребенка в вокаль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности ««Веселые нотки»
Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокрови...

Упражнения и игры на развитие эмоциональности. Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления. Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».
Программа дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно – эстетического направления.Блок развития эмоционально – экспрессивных (выразительных) движений – кружок «Пластика».Упражнен...

Проект занятия«Огонь. Танец огня. Огненный танец» по программе дополнительного образования «Оранжевые нотки» художественно-эстетического направления.
Проект занятия по развитию выразительных (экспрессивных) движений. Блок «Стихии». Занятие 4. «Огонь. Танец огня. Огненный танец». В представленном занятии интегрируются все три направления ...

Рабочая программа по кружку "Веселые нотки", рабочие программы по музыке для 1,2,3,4 классов по УМК "Планета знаний"
Пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, календарно-тематический план...

Рабочая программа "Веселые нотки". 1-4 классы
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселые нотки". 1-4 классы...
