обучение через удивление
методическая разработка

обмен опытом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Обучение через удивление»

«Познание начинается с удивления»

Аристотель

Цель мастер класса: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы.

Задачи мастер класса:

- конструирование перед участниками мастер - класса модели образовательного процесса с применением технологии педагогики удивления;

- обучение участников мастер - класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;
-популяризация инновационных идей, находок;
- оказание помощи участникам мастер класса в определение задач их профессионального самосовершенствования.

Оборудование: бумага, карандаши.

Ход мастер-класса:

Перед началом мастер класса раздать солнце и тучки(солнышко -написать ожидания от мастер класса, тучки -написать опасения)

I. Организационный момент

(Выход учителя в костюме с воздушными шарами под весёлую музыку)

- Здравствуйте, уважаемые коллеги . Я очень рада, что мне выпала возможность, именно с вами поделиться опытом своей работы и своими наработками. Хотела вам задать такой вопрос: «Какие эмоции вы испытали, когда свое выступление я начала в необычном для себя образе?» (интерес, удивление)

- Я очень рада, что смогла вызвать у вас интерес и любопытство. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (ответы участников)

- Как вы уже успели заметить, я пришла с воздушными шарами. Они помогут вам в определении темы моего мастер-класса. (шары лопаются, и высыпаются листики с буквами. Из букв составляют слова и называют тему мастер-класса).

II. Работа с аудиторией

-Назовите тему мастер-класса. «Обучение через удивление»

Так что же такое удивление?

Удивление - это такая эмоция, которая возникает при неожиданной ситуации, т.е. состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-либо необычного, неожиданного, непонятного

А теперь давайте ответим на такой вопрос: Что такое хороший урок ?

(Ответы: продуктивный интересный, познавательный…)

Хороший урок – это _______ урок.

Большинство ребят, которым я задаю этот вопрос, отвечают, что хороший урок – это ИНТЕРЕСНЫЙ урок.

А что является признаком интереса?

Общим признаком интереса выступает эмоциональное отношение к предмету

Один из способов вызвать эмоциональное отношение к предмету – удивить.

Удивление – признак небезразличного отношения к информации.

Как сказал великий древнегреческий философ «Познание начинается с удивления»

- Чем же может удивить учитель?

Для себя я определила следующие источники удивления: удивление фактом, удивление методом, удивление собственными силами. Рассмотрим более подробно каждый из них на примерах.

Удивление фактом

Любой школьный предмет - это совокупность интересных фактов. (Шкатулка)

А вы знаете, что:

  1. Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, - вынуть.
  2. Миг - это количество времени равное одной сотой секунды.
  3. У осьминогов три сердца.
  4. Пластик в земле разлагается за 450 лет, а стекло – за 4000 лет.
  5. Когда человек чихает, скорость выдыхаемого им воздуха составляет 160 км/ч. невозможно чихать с открытыми глазами.
  6. «Пчелы могут летать выше Эвереста! Пчелы могут летать на высоте до 29 525 футов над уровнем моря — выше, чем самая высокая Гора планеты (8848 м)!».
  7. Нормальный человек смеется 5 раз в день..

Такие удивительные факты есть в арсенале каждого педагога. Предлагаю поиграть в игру «Вопрос - ответ». Я вопрос, а вы – отвечаете. За правильный ответ вы получаете жетон:

  1. Какое животное сажает больше деревьев, чем среднестатистический человек в течение жизни (белка, сойка)
  2. Кто из вас знает самые длинные имена существительные? (одиннадцатиклассница и делопроизводительница)
  3. Какое число нельзя записать римскими цифрами (ноль)
  4. Какое животное самое большое на планете? (синий кит) длина его32 метра, вес 190 кг
  5. Чему равна сумма чисел от 1 до 100 ?(5050)

(За каждый правильный ответ вручаю красный жетон круглой формы и говорю: «Если в течение какого-то времени смотреть на красный цвет, учащается сердцебиение». Круги (от греческого означает "превратить")

В бумаге столько же калорий, сколько и в картошке. В бумаге содержится целлюлоза, а это углевод, так же в бумаге содержится глюкоза.)

Эти факты мотивируют учеников к дальнейшему самостоятельному поиску информации. Таким образом, именно ученик, а не учитель становится источником вопросов.

Удивление методом

То, как учитель представляет сложный для понимания школьников учебный материал, может вызвать удивление и восторг. В этом мне помогают приемы мнемотехники.

Мнемотехника - искусство запоминания, система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

При работе со словарными словами ученики сталкиваются с проблемой запоминания орфограммы. Использую приемы мнемотехники.

К приемам мнемотехники относятся веселые рифмовки, помогающие запомнить правильное ударение:

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

Как правильно написать: чулков или чулок? Носок или носков? Все просто: (показываю) носки короткие, а окончание длинное (носков), чулки – длинные, а окончание короткое (чулок).

И таблицу умножения можно учить с увлечением. Например, так: используя пальцы рук легко запомнить случаи умножения на 9.

А повторить таблицу умножения можно с помощью… самолетиков! (запускаю самолеты с таблицей умножения)

Согласитесь, Одна из сложных тем математики – умножение многозначных чисел.

Чтобы избежать этих трудностей, уместно рассказать быстрый способ умножения двузначного числа на 11.

Рассмотрим пример:

Умножим 36•11.

Между цифрами 3 и 6 запишем сумму этих же чисел, получаем 9, то есть 36•11=396

Рассмотрим другой пример

67•11

Между цифрами 6 и 7 запишем сумму этих же чисел, получаем 13, то есть между цифрами 6 и 7 мы записываем количество единиц, а десятки прибавляем к первой цифре., получаем 737. То есть

67•11=737

Предлагаю участникам фокус группы и членам жюри закрепить полученные знания. Решите примеры на карточке №2, используя быстрый способ умножения на 11.

Примеры:

Предлагаю сверить Ваши ответы.

23*11=253(проверка примеров щелчок 2 раза)

45*11=495(проверка примеров щелчок 2 раза)

87*11=957(проверка примеров щелчок 2 раза)

Удивительно легко?!!!!!

Математические стишки по мнемотехнике облегчают запоминание правил.

Перед скобкой вижу «плюс»,

Ошибиться не боюсь.

Знаки все я оставляю,

Значит правила я знаю.

«Минус» повстречается,

Будьте осторожны!

Скобки раскрываются,

Знаки заменяются!

На противоположные!

Заучив такой стишок, дети младших классов без труда запомнят правила раскрытия скобок, навсегда.

Удивление собственными силами

Один из приемов данного источника я продемонстрировала в начале своего выступления. Моя специализация – учитель начальных классов представляет широкое поле для творчества. Я могу быть и капитаном, и вести по океану знаний, сыщиком, расследуя дело о безударных гласных или равенства и неравенствах, или даже муравьишкой, который помогает ученикам исследовать тайны леса.

Попробуем и мы!

Фокус-группа: соотнесите наряд с типом урока.

Медицинский халат, одежда ученого, кепка и лупа.

К данному источнику удивления я отношу и неожиданные предметы, которые могут появиться на уроке.

Например, шляпа, шкатулка.

Рефлексия

Вернемся в начало нашего мастер класса, вы писали свои опасения на тучках ,, а ожидания на солнышках. Сейчас вас попрошу оценить мою работу, если вы не удовлетворены мастер классов то закройте солнце тучкой, а если мастер класс был интересным и плодотворным то пусть тучка спрячется за солнышком..

Простой лист бумаги (беру кисть и краски)

Важно помнить, что принять педагогику удивления и применить ее может тот учитель, который сам способен удивляться окружающему миру и своим ученикам.

Закрашиваю лист бумаги, на листе проявляется «Спасибо »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества обучения через игру

Рассматриваемая тема – повышение качества обучения через игру является очень актуальной на сегодняшний день. Г.В. Плеханов изучал проблему  происхождения игры. Он пришел к выводу, что игра ...

Обучение через движение

Программа предназначена для учителей начальных классов использующих здоровьесберегающие технологии....

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.Выступление на Международной заочной научно-практической конференции учителей "Успешный учитель" на тему «Пол...

«Повышение эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на основе личностно-ориентированного обучения»

Данная презентация поможет в работе методического бъединения учителей начальных классов в рассмотрении вопросов повышения эффективности процесса обучения через внедрение инновационных технологий на ос...

У Ч И М С Я О Б Щ А Т Ь С Я « Я х о ч у в а м р а с с к а з а т ь» ( или общение через удивление )

Многие согласятся,  что фактор общения между детьми   становится проблемным  явлением. Все более предпочтительным  является общение через соцсеть. А между собой сводится или к...

Презентация по мастер-классу "Познание через удивление"

Презентация по мастер-классу "Познание через удивление"...