Повышение качества обучения через игру
статья по теме

 

Рассматриваемая тема – повышение качества обучения через игру является очень актуальной на сегодняшний день. Г.В. Плеханов изучал проблему  происхождения игры. Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с  различными видами искусства. Но в жизни отдельного человека игра по мнению Г.В.Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», приготавливает детей к труду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИГРУ

        Рассматриваемая тема – повышение качества обучения через игру

является очень актуальной на сегодняшний день. Г.В. Плеханов изучал проблему  происхождения игры. Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с  различными видами искусства. Но в жизни отдельного человека игра по мнению Г.В.Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», приготавливает детей к труду. В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами подразделяются на две большие группы – дидактические и подвижные игры.

                          Дидактические игры - это игры, относящиеся ко второй категории игр.  Дидактические игры – это игры специально приспособленные и создаваемые для целей обучения.  Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность детей выступает как самоцель. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата. В дидактической игре ребенок получает не только новые знания, но также обобщает и  закрепляет их. У ребенка развивается познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

                  Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, характеризующая игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное и обучающее воздействие. Как отмечает А.К. Бондаренко, организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

                    Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную способность детей  восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр.

                      Игра дидактическая - это форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся по специально разработанному плану, сценарию с опорой на максимальную

организованность учащихся при моделировании опыта человеческой деятельности.

                Иначе говоря, для активизации мышления младших школьников необходимо соблюдение меры неопределенности какой-то части дошкольных знаний. Если мы хотим сохранить, поддержать активность детей  в процессе обучения, необходимо строить его таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных отчетливых знаний оставалась зона так называемых  неопределенных знаний, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного занятия сочеталось у детей со страстным нетерпением узнать: а что будет дальше, на следующем занятии? Этот путь обеспечивает и активизацию творчества детей: ребенок не ждет разъяснений взрослого – он сам активно ищет возможность уточнения того, что ему неясно, строит догадки, предположения, пробует, ошибается, приобретая таким образом умение самостоятельно добывать новые знания (конечно в доступных ему пределах).

                Такое построение педагогического процесса способствует созданию высокого эмоционального тонуса детей на занятиях: они в полной мере испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок и горечь сомнений.

                       Важно подчеркнуть, что фактически нет абсолютно устойчивых знаний. Ребенок ежедневно получает богатую новую информацию о самых различных областях действительности, происходит расширение и вместе с тем уточнение его знаний о мире, что создает возможность возникновения более точных и полных знаний об уже известных объектах. Прежние устойчивые знания начинают преобразовываться, переосмысливаться, теряют свою определенность. Наступает этап их изменения и развития, который в основном уже сходен с изложенным выше процессом, характерным для неопределенных знаний. Данный этап характеризуется появлением описанных выше внутренних противоречий, выступающих, как движущая сила развития знаний. Затем измененное и преобразованное знание вновь обретает определенность и устойчивость, но уже на более высоком уровне.

                Таким образом, следует отметить, что в процессе традиционного

обучения, данные противоречивые тенденции мыслительной деятельности детей фактически не имеют места, что отрицательно сказывается как на развитии умственной активности младших школьников, так и на их общем познавательном развитии.

                          В первые годы обучения у детей активно развивается познавательный интерес. Применение дидактических игр позволяет привлечь внимание детей, вызвать их удивление, что ведет к возникновению интереса, и, что наиболее ценно, позволяет удержать его.

                         Как показывают педагогические исследования и убеждает опыт работы педагогов, применение игровых технологий помогает осуществить на практике эти задачи развивающего обучения. Результаты применения игр в обучении и воспитании убеждают в правильности слов П.Ф.Каптерева: «Обучение и игры не враги, - это друзья товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга». Игра должна стать для детей «школой мышления».- школой естественной, радостной и совсем не трудной!

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей.    Здоровь...

Повышение качества обучения по русскому языку в 4 классе через организацию индивидуальной работы

Презентация и выступление по теме "  Повышение качества обучения по русскому языку в 4 классе через организацию индивидуальной работы "...

Доклад "Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения"

        Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательно...

Повышение качества образования через практико-ориентированные методы обучения

Повышение качества образования через практико-ориентированные методы обучения...

Доклад "Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения"

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили ...