Повышение качества обучения через игру
статья по теме

 

Рассматриваемая тема – повышение качества обучения через игру является очень актуальной на сегодняшний день. Г.В. Плеханов изучал проблему  происхождения игры. Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с  различными видами искусства. Но в жизни отдельного человека игра по мнению Г.В.Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», приготавливает детей к труду. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИГРУ

        Рассматриваемая тема – повышение качества обучения через игру

является очень актуальной на сегодняшний день. Г.В. Плеханов изучал проблему  происхождения игры. Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с  различными видами искусства. Но в жизни отдельного человека игра по мнению Г.В.Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», приготавливает детей к труду. В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами подразделяются на две большие группы – дидактические и подвижные игры.

                          Дидактические игры - это игры, относящиеся ко второй категории игр.  Дидактические игры – это игры специально приспособленные и создаваемые для целей обучения.  Дидактические игры следует отличать от собственно детских игр, в которых свободная игровая деятельность детей выступает как самоцель. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата. В дидактической игре ребенок получает не только новые знания, но также обобщает и  закрепляет их. У ребенка развивается познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

                  Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, характеризующая игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное и обучающее воздействие. Как отмечает А.К. Бондаренко, организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

                    Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную способность детей  восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр.

                      Игра дидактическая - это форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся по специально разработанному плану, сценарию с опорой на максимальную

организованность учащихся при моделировании опыта человеческой деятельности.

                Иначе говоря, для активизации мышления младших школьников необходимо соблюдение меры неопределенности какой-то части дошкольных знаний. Если мы хотим сохранить, поддержать активность детей  в процессе обучения, необходимо строить его таким образом, чтобы одновременно с формированием ясных отчетливых знаний оставалась зона так называемых  неопределенных знаний, чтобы удовлетворение полученными новыми знаниями в конце очередного занятия сочеталось у детей со страстным нетерпением узнать: а что будет дальше, на следующем занятии? Этот путь обеспечивает и активизацию творчества детей: ребенок не ждет разъяснений взрослого – он сам активно ищет возможность уточнения того, что ему неясно, строит догадки, предположения, пробует, ошибается, приобретая таким образом умение самостоятельно добывать новые знания (конечно в доступных ему пределах).

                Такое построение педагогического процесса способствует созданию высокого эмоционального тонуса детей на занятиях: они в полной мере испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок и горечь сомнений.

                       Важно подчеркнуть, что фактически нет абсолютно устойчивых знаний. Ребенок ежедневно получает богатую новую информацию о самых различных областях действительности, происходит расширение и вместе с тем уточнение его знаний о мире, что создает возможность возникновения более точных и полных знаний об уже известных объектах. Прежние устойчивые знания начинают преобразовываться, переосмысливаться, теряют свою определенность. Наступает этап их изменения и развития, который в основном уже сходен с изложенным выше процессом, характерным для неопределенных знаний. Данный этап характеризуется появлением описанных выше внутренних противоречий, выступающих, как движущая сила развития знаний. Затем измененное и преобразованное знание вновь обретает определенность и устойчивость, но уже на более высоком уровне.

                Таким образом, следует отметить, что в процессе традиционного

обучения, данные противоречивые тенденции мыслительной деятельности детей фактически не имеют места, что отрицательно сказывается как на развитии умственной активности младших школьников, так и на их общем познавательном развитии.

                          В первые годы обучения у детей активно развивается познавательный интерес. Применение дидактических игр позволяет привлечь внимание детей, вызвать их удивление, что ведет к возникновению интереса, и, что наиболее ценно, позволяет удержать его.

                         Как показывают педагогические исследования и убеждает опыт работы педагогов, применение игровых технологий помогает осуществить на практике эти задачи развивающего обучения. Результаты применения игр в обучении и воспитании убеждают в правильности слов П.Ф.Каптерева: «Обучение и игры не враги, - это друзья товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга». Игра должна стать для детей «школой мышления».- школой естественной, радостной и совсем не трудной!

        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей.    Здоровь...

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Доклад для методического объединениия учителей начальных классов по теме "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя"...

Повышение качества обучения по русскому языку в 4 классе через организацию индивидуальной работы

Презентация и выступление по теме "  Повышение качества обучения по русскому языку в 4 классе через организацию индивидуальной работы "...

Доклад "Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения"

        Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательно...

Повышение качества образования через практико-ориентированные методы обучения

Повышение качества образования через практико-ориентированные методы обучения...