Подготовительный курс внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук»
методическая разработка (4 класс)

Петрова Мария Гаврильевна

Данная программа разработана для подготовки детей к ВПР в 4 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27 городского округа «Город Якутск»

Подготовительный курс внеурочной деятельности

«Калейдоскоп наук»

  Петрова Мария Гаврильевна

учитель начальных классов

Якутск – 2022

Содержание

Введение……………………………………………………………стр.

  1. Что такое всероссийские проверочные работы….……….стр.
  2. Внеурочная деятельность как совокупность форм образовательной деятельности……………………………………………..….стр.
  3. Рабочая программа подготовительного курса «Калейдоскоп наук»………………………………………………………...стр.

Заключение. ………………………………………………………..стр.

Список использованной литературы……....……………………..стр.

Введение

ВПР – Всероссийские проверочные работы. Ведётся много споров вокруг ВПР: нужны – не нужны, можно ли без них обойтись.  Готов ли ученик 4 класса к проверке? Как лучше подготовить четвероклассника к проверочным работам?

Всероссийские проверочные работы – процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования».

Цель нашей работы: создать условия для системной подготовки к успешному выполнению всероссийских проверочных работ в 4 классе

Задачи:

  • изучить нормативные документы о начальном общем образовании;
  • подобрать материал для подготовки к всероссийским проверочным работам;
  • разработать рабочую программу подготовительного курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп наук».

  1. Что такое всероссийские проверочные работы.

ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Скорее, их можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Но тогда, чем же ВПР отличается от школьных контрольных работ?

Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом.

Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы.

В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основной образовательной программы начального общего образования и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

Задачи:

- Выявление сильных и слабых сторон в подаче материала по определенному предмету и корректировка обучающего процесса;

-определение для педагога и родителей образовательной траектории учащегося и текущего уровня образованности школы, класса, ученика по отношению к требованиям, установленным ФГОС.

Что дают ВПР?

Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит:

- психологически подготовить учащихся к будущим экзаменам ОГЭ, ЕГЭ в старшей школе;

- проверить объем знаний, полученный учениками за период обучения в начальной школе;

- будут выявлены ошибки и недочеты в образовании по предметам: математике, русскому языку, окружающему миру;

- родители смогут понять степень общей образованности своего ребенка.

  1. Внеурочная деятельность как совокупность форм образовательной деятельности.

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

-улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и дополнительное образование обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

 Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовнонравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Принципы организации внеурочной деятельности в нашей школе:

 соответствие возрастным особенностям обучающихся;

 преемственность с технологиями учебной деятельности;

 опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

 опора на ценности воспитательной системы школы;

 свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.   Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:

 Спортивно-оздоровительное

 Духовно-нравственное

 Общекультурное

 Общеинтеллектуальное

 Социальное

Задачи

1.Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций

2.Развитие инициативы и творчества детей

3.Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества

4.Пропаганда здорового образа жизни

5.Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

6.Мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

7.Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

8.Прививать интерес к исследовательской деятельности.

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности детей.

Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности 

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель.

Внеурочная деятельность в школе может осуществляться через: учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса и проводимую в формах, отличных от урочной;

-дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

-образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

-организацию деятельности групп продленного дня;

-классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

-деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, педагогапсихолога, педагога-логопеда) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

  1. Рабочая программа подготовительного курса «Калейдоскоп наук»

Мы хотим поделиться с вами системой работы по подготовке к проведению ВПР. Всероссийские проверочные работы – это настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к данным работам – это всегда ответственный процесс.

Система подготовки учащихся к ВПР – это совокупность форм, средств, методов, содержания, направленных на достижение определенного результата.

Цель работы: подготовка учащихся к ВПР на должном уровне.

Опыт подсказал, что подготовка должна проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение учебного года. И от того, насколько грамотно построена работа, зависит результат. Поэтому подумав, мы выбрали внеурочную деятельность. Кружок «Калейдоскоп наук» запланирован в неделю один раз. Интегрированный курс нацелен на развитие данных качеств учащихся  и  направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ.

           Для реализации программного содержания используются рабочие тетради:

  1. Ященко И.В., Вольсфон Г.И., Высоцкий И.Р. ВПР Математика «Экзамен» М.2021
  2. Комиссарова Л.Ю., Кузнецов А.Ю. ВПР Русский язык «Экзамен» М.2021
  3. Волкова Е.В., Цитович Г.И. ВПР Окружающий мир «Экзамен» М.2021

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий. Содержание заданий соответствует планируемым результатам обучения по математике, русскому языку, окружающему миру (ФГОС НОО).

Реализация программы кружка предусматривает следующие формы работы с обучающими: занятия теоретического плана и тренировочные занятия, мини-работы, обучающие проверочные работы, диктанты и т.д. На занятиях используются различные типы заданий: с кратким ответом, с развернутым ответом, задания с выбором одного или нескольких верных ответов, задания на определение последовательности.

Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.

Задачи курса:

обучающие:

-формирование общеинтеллектуальных умений;

-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру;

-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.

развивающие:

-формирование и развитие логического мышления;

-развитие речи  и словарного запаса учащихся;

-развитие внимание, памяти;

воспитательные:

-формирование положительной мотивации к учению;

-формирование умение работать в группе.

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные УУД:

-сравнение и оценивание выполнения своей работы;

-устойчивый познавательный интерес к новым знаниям;

-адекватного понимания причин успешности /неуспешности в ходе выполнения заданий.

Метапредметными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

-составление плана решения проблемы совместно с учителем,;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

-находить неизвестный компонент арифметического действия;

-различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

-умение различать звуки и буквы;

Коммуникативные:

- умение работать в паре, в группах;

-умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Планируемые результаты:

В результате изучения курса «Калейдоскоп наук» (при условии регулярного посещения занятий) должно быть достигнуты определенные результаты по ВПР.

Предметные результаты:
изучения курса являются формирование следующих умений:

-самостоятельно выполнять задания;

-осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

-работать в группе;

-сравнивать величины( выбирать величину) для ответа на практический вопрос;

-планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для ответа на вопрос;

-находить неизвестный компонент арифметического действия;

-различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

-умение различать звуки и буквы;

-умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами;

- умение определять значение слов по тексту;

-умение составлять небольшой связный текст на заданную тему;

-умение высказывать свое мнение и обосновывать его и т.д.

Содержание курса внеурочной деятельности

Срок реализации: 1 год.

Количество часов в неделю: 1 час.

Время занятия: 40 минут.

Общее количество часов: 34 часа.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Тема занятия

Дата

проведения

1

Удивительный мир математики. Арифметические операции.

2

Поговорим о предложении. Еще немного о предложении.

3

Не бывает плохой погоды.

4

Законы выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

5

Его величество Ударение.

6

Узнай материк. Учимся читать карту.

7

Мир занимательных задач.

8

Такие разные согласные.  О  звонких и глухих согласных

9

В мире животных Евразии, Африки, Австралии.

10

Мир геометрических задач.

11

Какие части слова мы знаем? Морфемный разбор.

12

Мир животных Северной Америки и Южной Америки.

13

Знакомство с диаграммами. Мини-проекты.

14

Что такое текст?

15

Сколько природных зон в России.

16

Знай алгоритм вычитания и сложения.

17

Как составить план текста?

18

Как устроен человек?

19

Мир занимательных задач.

20

Об одном и том же - разными словами. Слова – приятели. Слова – наоборот.  

21

Мир профессий. О чем говорят эти знаки?

22

Геометрия вокруг нас. Зеркальное отображение.

23

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

24

Моя Якутия.

25

Повторяем, повторяем.

26

Ошибочка вышла!  

27

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

28

Животный и растительный мир Якутии.  Мини проекты.

29

Повторяем, повторяем. Пробная работа по окружающему миру.

30

Ошибочка вышла!  Анализ работы по окружающему миру.

31

Что за зверь такой - фразеологизм.  Фразеологические обороты и употребление их в речи. Мини проекты.

32

Повторяем, повторяем. Пробная работа по русскому языку

33

Ошибочка вышла!  Анализ работы по русскому языку.

34

Лучший знаток. Итоговое занятие.

II. Раздаточные и демонстрационные пособия

Карта полушарий.

Карта России.

Плакаты по основным темам естествознания.

Коллекции полезных ископаемых, плодов и семян растений.

Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративно-прикладное искусство», «Профессии».

 Для дистанционного обучения можете, используя интернет-сайты:

  • Различные видео уроки по всем предметам можно найти на Современном учительском портале http://easyen.ru/load/nachalnykh/vpr/260 . Здесь представлены примеры заданий и разбор решений;
  • Ежемесячно составленные тренировочные варианты для самопроверки по подготовке к ВПР можно найти на сайте «Решу ВПР» http://rus4-vpr.sdamgia.ru . Вы можете составить вариант из необходимого вам количества заданий по тем или иным разделам задачного каталога;
  • Пройти тесты  в онлайн режиме на сайте Onlline Test Pad;
  • Учебная платформа «ЯКласс»;
  • Отработать решение задач повышенного уровня сложности, с геометрическими фигурами и задач на время, а также написать различной сложности диктанты можно на сайте 4ВПР https://4vpr.ru/4-klass/;
  • На сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — демо версии тестов по всем трем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен;

С помощью данных сайтов или учебных платформ можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее.

Мы все хотим, чтобы наши результаты итоговых работ были не хуже, чем у других, но постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результаты были достоверными. Это важно, прежде всего, для родителей: они получат объективное представление о знаниях своих детей. Также важно как можно раньше увидеть пробелы в подготовке ребенка, чтобы понять, с какими трудностями он может столкнуться при обучении в основной школе.

В этом учебном году не проводили ВПР, но мои выпускники принял активное участие во всероссийских, республиканских, муниципальных олимпиадах, марафонах. Например, Атласов Тимур стал призёрам муниципальных олимпиад по окружающему миру, политехнической олимпиаде, а по метаолимпиаде набрал 21 балл. Также Степанова Сайыына заняла 3 место в республиканской интеллектуальной олимпиаде среди выпускников начальных классов. Казаков Арсен принял участие во всероссийской олимпиаде «Сириус» для учащихся по математике. Осенью он набрал 4 балла, а весной  из 8 баллов набрал 8 баллов, стал призером олимпиады. И многие дети приняли участие в различных дистанционных олимпиадах, где занимали призовые места.

Заключение.

В заключении можно сделать следующие выводы:

Внеурочная деятельность школьников не только развивает ребенка, но и выполняет важную роль в подготовке к  итоговым работам.  Такая система работы по подготовке к ВПР способствует:

- у учащихся более устойчивый интерес к учебным предметам, к обучению вообще, т.е. повышает учебную мотивацию;

- создает психологическую комфортность к подготовке ВПР;

- позволяет применять интегрированный подход обучения, что дает возможность ребенку, усвоить учебный материал занимательном варианте;

Мы убедились, что такая системная работа позволяет детям быть более  подготовленными психологически  к разным видам работы, не только к выполнению ВПР.

Список использованной литературы

  1. Об образовании: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства. – 2012. – № 53. – Ст. 7598.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  3. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://filling-form.ru/blank/56860/index.html 
  4. Особенности организации внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/79/101/28984.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп идей"

Рабочая программа внеурочной деятельности начальные классы...

Программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

Программа расчитана на обучающихся 4 класса...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАЛЕЙДОСКОП НАУК»

Пояснительная запискаВнеурочная деятельность «Калейдоскоп наук» реализует общеинтеллектуальное направление в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп знаний»

Цель курса: реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским пр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

Содержание этого курса ВД позволит осуществить подготовку к ВПР в 4 классе...

Отчёты методического объединения учителей начальных классов МБОУ Гимназии № 46 г. Кирова по освоению авторского курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп моих проектов»

В рамках реализации стандартов нового поколения проектная и исследовательская деятельность рассматривается как средство достижения личностных результатов образования: формирование целостного взгляда н...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Калейдоскоп наук"

Рабочая программа курса ВД подойдет для подготовки четвероклассников к ВПР...