Методическая разработка внеурочного занятия- игры « Поле чудес»: « Изучаем Арктику».
методическая разработка

Соловьева Елена Николаевна

Методическая разработка предоставлена  для  реальных возможностей  самореализации учащихся, где в максимальной степени раскрываются их способности, знания об Арктике- удивительном крае.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

 филиала МБОУ « Важская основная школа»

Шидровская основная школа

 Соловьева Е.Н.

Методическая разработка внеурочного занятия- игры « Поле чудес»:

 « Изучаем Арктику».

Целевая аудитория: начальные классы

Цель: предоставление ребенку реальных возможностей самореализации, где в максимальной степени раскрываются его способности, знания об Арктике- удивительном крае.

Задачи: - закрепить и расширить знания детей о представителях животного и растительного мира края льда и снегов.

- воспитывать любовь к природе на примере особенностей растительного и животного мира Арктики.

-развивать любознательность,  кругозор, стремление изучать особенности удивительного края.

- продолжать учить учеников  вежливо относиться друг к другу, во время игры.

Планируемые результаты:        

Предметныезнать животных и растения, относящихся к зоне арктических пустынь.

Метапредметные:

1) развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность.

2) Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

Личностные:

1) расширять словарный запас учащихся.

2) развитие самостоятельности в учебной деятельности.

Оборудование: барабан  Поле чудес, 2 шкатулки, чёрный ящик, призы, презентация « Животный и растительный мир Арктики», карточки с  буквами.

Ход занятия.

Учитель: Добрый день , уважаемые ребята! Я рада вас приветствовать на нашем занятии.

Пусть суровые ветры нам дуют в лицо,

Все пути нам, ребята, открыты.

Мы поднимемся в горы, поплывем по морям,

Мы – искатели, мы – следопыты.

 Сегодня  мы отправляемся путешествовать и окажемся в роли путешественников и узнаем много нового и интересного.

 Отгадайте загадку и вы узнаете куда.

Загадка.

Где всегда скажите, дети,

Полно снега, много льда,

Ночи длятся по полгода

Ветры мчат туда – сюда?

Где под  северным сияньем

Люди ездят на санях?

Что  за регион планеты,

Где не тает лёд в морях?

Где отчётливо видна

Наших звезд галактика?

Подскажите место то,

Как зовётся…. ( Арктика)

Наше мероприятие мы проведём в форме игры « Поле чудес».

За Полярным кругом простирается бескрайняя суровая Арктика. Это край заснеженных пустынь, холодных ветров и вечной мерзлоты. В Арктике вечная мерзлота – снег и лёд лежит круглый год. Дуют сильные ветры, стоят трескучие морозы. Полгода длится полярная ночь и полгода – день.

Чтобы туда попасть, нужно пересечь Ледовитый океан, скованный льдами. Далёкий и суровый, этот край до сих пор считается неизведанным и загадочным.

Знакомство с правилами игры.

Игра проходит в три тура, в каждом из которых участвуют 3 игрока. Перед каждым туром проходит отборочный тур, по результатам которого мы выясним, кто же окажется в тройке игроков. У каждого игрока будут листки бумаги с алфавитом, на которых вы должны отмечать все названные буквы, чтобы не повторяться. Побеждает игрок, первым отгадавший всё слово. Игроки, победившие в 1, 2 и 3 туре, выходят в финал. Победитель финала может принять участие в супер- игре. И еще одно правило - зрители не должны подсказывать.

Учитель: Итак, друзья, внимание –
Начнем скорей  наше интересное занятие!

Первый отборочный тур: 3 участника, первыми ответившие на вопросы, выбираются в 1 тур.

1.Этого животного Арктики называют « пахарем морского дна» ( морж)

 Учитель: Вес моржа – 2 тонны. Длина тела до 4 м. На морде длинные, крепкие клыки. Ценится мясо, жир, кожа, кости, клыки. Охота ограничена.

2.« Полярная лисица»-…   ( песец)

Учитель: По размерам они немного меньше настоящих лисиц. Это животное становится чисто-белым только зимой, а к лету у него на спине и лопатках появляются крестообразно расположенные темные полосы, за которые его называют «крестовик».

3.Назовите самое красивое природное явление на севере (Северное сияние)

Учитель: Северное сияние — это уникальное природное явление, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. Оно выглядит как разноцветные полосы на небе, огромные переливающиеся занавески или радужные ленты. От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток. 12 января - День северного сияния. 

Представление первой тройки игроков...

Учитель: Вот задание для 1 тура.

Любовь к Родине начинается с любви к природе. Живя в этом суровом краю, мы понимаем, как нам иногда не хватает первой зелени, нежных запахов цветов. И это побуждает нас, бережнее относится к природе, находящейся вокруг нас.

Как называется один из самых распространенных растений Арктики, которое  служит одним из излюбленных лакомств для северных  оленей. Интересно, что олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под слоем снега?(Ягель).

–Крутите, пожалуйста, барабан.

(Вопросы к участникам, пока крутится барабан):

  • Кто тебя научил читать?
  • Какую первую книгу ты прочитал самостоятельно?
  • Что ты еще любишь и умеешь делать?
  • Какой предмет тебе нравится больше всего?

Я

Г

Е

Л

Ь

- Мы поздравляем аплодисментами победителя 1 тура .

Учитель: Среди арктических лишайников ягель – наиболее высокорослый (до 10-15 см). Он отличается беловатым окрасом. Во влажном виде ягель мягкий и упругий, но при высыхании становится очень хрупким и легко крошащимся. Разрастается этот лишайник Арктики крайне медленно. Ежегодно его высота увеличивается лишь на пару миллиметров. Если олени съедают ягельный покров, то на его восстановление в природе требуется 10-15 лет.

Второй  отборочный тур: 3 участника, первыми ответившие на вопросы, выбираются во 2  тур.

1.Назовите полярного грызуна, который питается мхом и травой, а зимой живёт под снегом. ( лемминг)

Учитель: Лемминги — близкие родственники хомяков и полевых мышей. У них плотное телосложение, короткие ноги и хвост, маленькие, скрытые в меху уши. Окраска одноцветная, серо-коричневая или пёстрая. Лемминги бодрствуют круглый год, спячка этим животным не нужна.

2.Главная достопримечательность Арктики – конечно, Он. Самый крупный представитель земных хищников. ( белый медведь)

Учитель: Длина тела до 3 м.Быстро бегает, ловко лазает по торосам. Между пальцами – перепонки, поэтому хорошо ныряет и плавает. Питается рыбой и морскими животными.

3. Гордый сын Севера». Это одно из самых красивых животных Севера. Быстрое изящное животное, одетое в теплую короткую шубку. ( северный олень)

Учитель: Северные олени – живут и пасутся большими табунами. Для этого они постоянно передвигаются с одного места на другое в поисках ягеля. Ягель лечебное растение для оленей: он избавляет их от кишечных инфекций. Олени чуют лишайник даже под толщей снега, разрывая его копытом. Копыта у оленей очень широкие. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега, потому что у него густая короткая шерсть, особенно в зимние месяцы. Главное украшение северных оленей — их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. Главный враг северных оленей — это полярный волк.  

Представление второй тройки игроков...

Учитель: Вот задание для 2 тура.

Это полярный дельфин. Но этого зверя называют еще белым китом (из-за пятиметровой величины) и морской канарейкой (из-за большой любви пощебетать). О каком животном идёт речь? ( белуха)

–Крутите, пожалуйста, барабан.

(Вопросы к участникам, пока крутится барабан):

  • Чем тебя привлекает эта игра?
  • Ты хочешь выиграть или получить приз?
  • Чем ты любишь заниматься в свободное время?
  • Какие домашние обязанности ты выполняешь?

Б

Е

Л

у

Х

А

- Мы поздравляем аплодисментами победителя 2 тура .

Учитель: Белуха — морское животное большого размера. Окраска у взрослых белух белая. При появлении на свет детёныши имеют тёмно-синюю окраску, которая по мере роста становится бледнее, переходя в голубой цвет. Когда белуха достигает возраста 5 лет, она становится абсолютно белой.  Питание белухи разнообразное: она питается мелкой рыбой (корюшкой, мойвой, треской и др.), осьминогами, каракатицами, моллюсками и др..  белухи имеется всего два врага (морской и сухопутный) — косатка и белый медведь. 

Третий  отборочный тур: 3 участника, первыми ответившие на вопросы,  выбираются в 3 тур.

1.  Самый красивый арктический цветок, по праву считается одним из самых северных растений в мире ( полярный мак)

Учитель: Хрупкий и нежный арктический мак прекрасно чувствует себя в сложных погодных условиях Севера. Маки не боятся снега и простираются по всему арктическому поясу. Растение долгожитель, на одном месте способен расти до 20 лет. Эти выносливые цветы растут в каменистых и песчаных пустынях, а также на галечных берегах рек, часто стелются по земле, поверхность которой гораздо теплее воздуха, создавая посреди снежного царства обширные золотисто-желтые ковры.  В высоту они достигают не более 15 сантиметров.

2. Как называется жилище, которое коренные жители строят из шкур северного оленя?( чум)

Учитель:  чум имеет форму конуса. Такая форма чума придает ему устойчивость при ветрах, буранах. Кроме того, с крутой поверхности легко скатывается снег, вода. Чум сооружают из жердей. Всего для этого нужно 36-40 шестов. Шесты покрывают полотнищами из оленьих шкур, которые ненцы называют нюками. Надо приблизительно 55—70 шкур оленей. Поэтому оленеводы очень бережно относятся к покрытию чума.

3. В честь какого созвездия Арктика получила своё название?( созвездие Большая медведица)

Учитель: в переводе с греческого языка «арктос» значит «медведь».

Представление третьей тройки игроков...

Учитель: Вот задание для 3 тура.

Это растение прекрасно приспособилось к суровым условиям Арктики — сильному ветру, глубокому снегу и холоду. Даже второе слово в латинском названии "nivalis" означает "как снег" или "возле снега".Впервые это растение описал ещё Карл Линней в 1737 году во время своей экспедиции в Лапландию. Считается, что  растения образуют трещины в камнях. В народной медицине используют против камней в почках. ( камнеломка)

–Крутите, пожалуйста, барабан.

(Вопросы к участникам, пока крутится барабан):

  • С кем ты любишь смотреть телеигру “Поле чудес”?
  • Есть ли у тебя хобби?
  • Где ты родился?
  • Считаешь ли ты наш поселок Шидрово своей малой Родиной?)

К

А

М

Н

Е

Л

О

М

К

А

- Мы поздравляем аплодисментами победителя 3 тура .

Учитель: Растение низкое до 20 см в высоту. Цветет в середине лета. Многочисленные укороченные побеги камнеломки густо покрыты листочками, образующими розетки. Тонкие ветвящиеся корни, которые проникают даже в самые узкие щели между камнями, помогают растению уцепиться буквально ни за что. Впрочем, камнеломка на голых камнях не растёт, она предпочитает места, между камнями и трещинах скал. А цветки у нашей героини очень красивые! Белые, реже розоватые или с фиолетовым оттенком . Позже созревает плод — овальная или яйцевидная коробочка, до 7 мм длиной.

Игра со зрителями: Как называют детёныша Гренландского тюленя?  (Белёк).

- Мы вручаем приз победителю в игре со зрителями.

Победитель в игре со зрителями объявляет рекламную паузу.

Рекламная пауза: На столах у детей заранее приготовленные конверты с незаконченным рисунком животного и карандаши. В конверте у вас лежат «секреты». Откройте и посмотрите, что там лежит? Это Дед Природовед решил вас проверить, были ли вы внимательны, путешествуя по Арктике. И прислал вам рисунки животных. Но рисунки эти незаконченные. Вам он дает задание определить животное по рисунку и закончить его карандашом.

Во время  рисования звучит  « Песенка о медведях» (Автор текста (слов) — Леонид Дербенёв; композитор (музыка) — Александр Зацепин.

 (По окончании делается выставка готовых рисунков).

Представление финалистов...

Задание на финальный тур:  Очень крупное травоядное животное. Дает людям очень теплый пух. Похоже и на овцу, и на быка (Овцебык).

Вопросы к участникам, пока крутится барабан):

  • Хотелось бы тебе совершить экспедицию в Арктику”?
  • Какие телепередачи ты любишь смотреть в свободное время?
  • Какой из школьных предметов тебе больше нравится?
  • Какие книги ты любишь читать?

О

В

Ц

Е

Б

Ы

К

- Вот мы и узнали победителя нашей игры “Поле чудес”. Поздравляем аплодисментами.

Учитель: Когда-то эти животные вместе с мамонтами паслись тут на просторах северных прерий, но затем вымерли, вероятно, не без помощи человека. Обитатель холмистых арктических тундр и полярных пустынь, зимой часто пасется в горах. На первый взгляд он медлителен , но бывает, что мчится галопом, развивая большую скорость. Карабкается по крутым склонам, поражая наблюдателей своей ловкостью и грацией.

Учитель: А теперь я предлагаю  сыграть   в супер- игру. Ты согласен?

Супер- игра:  Демон Севера. Какое животное так называют?( Росомаха)

(Можно открыть любые  4 буквы)

Р

О

С

О

М

А

Х

А

Учитель: Это такой удивительный зверь, о котором все слышали, но мало кто представляет, как же он выглядит. Размером он с крупную собаку, но внешне напоминает и бурого медведя, и барсука. У него интересно устроены лапы — с очень крупными стопами, на которые он опирается при ходьбе целиком. походка кажется косолапой, зато на таких ступнях можно быстро передвигаться по рыхлому снегу и не проваливаться. Характер у росомахи суровый — зверек может нападать на врага крупнее себя. ... Она так любит полярное лето, что каждый год совершает перелет из Арктики в Антарктику — и застает «летние каникулы» и там, и там.

интересно – красного цвета. (Дети прикрепляют льдинки на большую льдину.)

Рефлексия: вот такая наша прекрасная Арктика.

- Оцените себя на занятии, и выразите своё настроение маленькими льдинками: кому было комфортно и интересно  на занятии – зелёного цвета, кому не очень,  что-то  осталось непонятным – жёлтого цвета, а кому было совсем не интересно –красного цвета.

Итог занятия.

Учитель:  На этом наша с вами игра подошла к концу. И мне хочется закончить её такими словами:

В Арктике белой, в белой пустыне

Белый медведь грузно ходит по льдине,

Белая крачка по небу летит,

Белый белёк возле мамы лежит.

Айсберг белеет в белом тумане,

Белые стаи белух в океане.

Белой метлой ветер вихри метёт,

Белую песню про Север поёт.

Приложение.

Сектора:

     - пропусти ход

- чёрный ящик

- две шкатулки

- приз

- банкрот

- открой любую букву

10

20

30

40

50

Литература.

  1.  Интернет – ресурсы.
  2. Рабочая тетрадь  к учебнику « Окружающий мир». 4 класс.
  3. Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  4. Архангельская область:  Словарь – справочник для младших школьников /  науч. ред.  Э.И.Николаева; сост. отв. ред. Е.В.Михайленко. – Архангельск: ГАОУ «АО ИППК РО», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Методическая разработка внеурочного занятия учебно-исследовательской деятельности младших школьников»

«Исследовательское обучение»- особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения —...

«Каша – мать наша» методическая разработка внеклассного мероприятия (игра «Поле чудес»)

Представленное внеклассное мероприятие рассчитано для учащихся младших классов. Поможет детям расширить...

Внеклассное занятие - игра "Поле чудес" по теме "Морские животные"

Игра «Поле чудес» по теме «Морские животные»...

Методическая разработка внеурочного занятия кружка "Азбука здоровья" по теме "Игры на воде".

Методическая разработка  внеурочного занятия расчитана на детей 7-9 лет....

Методическая разработка внеурочного занятия по математике игра по станциям "Математический зоопарк".

Тема: Игра по станциям "Математический зоопарк".Внеклассное мероприятие.Игра проводится как итоговое занятие по курсу "Решение логических задач" .Уникальность данной разработки в т...

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района

Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...

Методическая разработка внеурочного занятия здоровьесберегающая игра «Маленькие секреты большого здоровья»

Здоровьесберегающая игра – вид деятельности командной игры, с выполнениями определённых заданий по каждым секторам, мотивом которой является получение положительных эмоций, новых знаний, ум...