МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ИХ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Цель данных рекомендаций: «Оказать методическую помощь педагогам в составлении алгоритма педагогических действий для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством включения их в проектную деятельность».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.62 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО на заседании педагогического совета ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области Приказ №250 от «29» августа 2022г. | РАССМОТРЕНО муниципальным экспертным советом управления образования администрации Шебекинского городского округа протокол № 2 от «30» сентября 2022 года |
Методические рекомендации
по формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством включения их в самостоятельную проектную деятельность на уроках и во внеурочное время
Автор-разработчик
учитель начальных классов
ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП»
Белгородской области
Серикова Ольга Сергеевна
Шебекино,
2022 г.
Оглавление
Пояснительная записка …………………………………………………………. 3
Содержание
1) Условия реализации методических рекомендаций ………………………… 6
2) Образовательная модель организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников …………………………………………… 8
3) Описание каждого действия алгоритма со ссылками на разработки уроков, проектов, исследовательских работ ……………………………..........................9
Заключение ……………………………………………………………................15
Список литературы ……………………………………………………………...16
Приложения ……………………………………………………………………...17
Пояснительная записка
В целях формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и внеурочных занятиях по этим предметам автор создал собственный «Алгоритм педагогических действий для организации самостоятельной проектно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время», следуя которому учитель организует и сопровождает эту деятельность.
Такая работа способствует выполнению социального заказа общества, нацеленного на выпускника, который владеет всеми умениями и навыками проектно-исследовательской деятельности, что отражено в обновлённых федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования 2021 года [10]. Поэтому становятся актуальными инновационные методические разработки по этому вопросу.
Кроме этого, в регионе реализуются два проекта «Создание непрерывной системы развития навыков будущего для цифровой экономики учащихся общеобразовательных организаций Белгородской области» (с 2021 г.) [8] и «Вовлечение детей Белгородской области в социально значимую проектную деятельность (Время 31-х)» (с 2022 г.) [3]. Разработка как раз и направлена на реализацию этих проектов на школьном уровне и способствует выполнению социального заказа общества, нацеленного на выпускника, который владеет всеми умениями и навыками проектно-исследовательской деятельности и цифровыми навыками.
Активная проектно-исследовательская работа, в которую включаются младшие школьники в процессе изготовления макетов, памяток, различных коллекций, буклетов, сказок, игр является эмоциональным стимулом творческой мысли учащихся, способствует формированию познавательного интереса учащихся и мотивации осознанного овладения школьниками познавательными универсальными учебными действиями и их практического применения как при решении учебных задач, так и в повседневной жизни, что в полной мере соответствует требованиям ФГОС НОО. Это также указывает на практикоориентированность такой работы.
Вопрос об организации проектно-исследовательской работы в школе хорошо изучен и имеет достаточное методическое сопровождение. Например, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира» [7].
По словам профессора А.И. Савенкова, разработчика программы внеурочной деятельности «Я - исследователь»: «Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка» [6]. В ходе проектной работы главной задачей становится не усвоение готовых знаний, а творческая проработка и самостоятельное использование информации, развитие способности оценивать свою деятельность, что способствует формированию целостности, ответственности, развитию и обогащению собственного опыта.
А.Г. Асмолов в своей книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» раскрывает виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов [2].
Александрова Т.К. в своём учебно-методическом пособии «Основы исследовательской деятельности учащихся» описала методы проектно-исследовательского обучения: элементы имитационных и деловых игр, психологические тренинги, дискуссии, выполнение творческих заданий, решение проблемных ситуаций, моделирование каких-либо необходимых для исследования объектов, которые формируют у учащихся ценностное отношение к познанию [1].
Автор ряда методических пособий по проектной деятельности для младших школьников Т.Е. Соколова утверждает, что ученик должен быть соавтором (субъектом) учебного процесса, «необходимо привлечь его к целеполаганию, т.е. самостоятельному инициированию познавательных действий». Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам исследовательских навыков [9].
Н.В. Нечаева, кандидат педагогических наук, формулирует цель современной школы таким образом: «Готовить учащихся к тому, что им всю жизнь придётся обновлять свои знания, проявлять гибкость мышления, быстроту реакции, умение сотрудничать в команде» [5]. А также подчёркивает, что для организации исследовательской деятельности важно создать в классе предметно-развивающую среду, способствующую формированию исследовательского поведения.
Но автор, применяя данные рекомендации на уроках и внеурочных занятиях, заметил противоречие между готовностью учителя и учащихся участвовать в проектно-исследовательской деятельности для формирования и развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников и недостаточным использованием методических средств для вовлечения обучающихся в эту деятельность. Это позволяет говорить об актуальности методических рекомендаций.
Новизна методических рекомендаций заключается:
1) в комбинации методов и приёмов технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, технологии проблемного обучения, в выстраивании системы работы, нацеленной на формирование и развитие исследовательских навыков младших школьников;
2) в создании системы применения методов и приемов – авторский методический комплекс, нацеленный на включение младших школьников в работу над созданием самостоятельных исследовательских проектов на уроках и во внеурочное время;
3) в рационализации и усовершенствовании условий экспозиции учебно-наглядных пособий и работ учащихся, которые способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Эти рекомендации могут применять в своей работе учителя начальных классов общеобразовательных учреждений всех уровней при организации системы уроков русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира по учебно-методическому комплексу «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова и другим УМК. А также во внеурочной деятельности, особенно, по программе А.И. Савенкова «Я – исследователь».
Цель проектной и исследовательской деятельности полностью совпадают с целью современной школы по реализации обновлённого федерального государственного образовательного стандарта, который предусматривает включение исследовательской деятельности в качестве обязательного элемента образования [10].
Цель данных рекомендаций: «Оказать методическую помощь педагогам в составлении алгоритма педагогических действий для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством включения их в проектную деятельность».
К достоинствам этой разработки можно отнести простоту её использования в образовательном процессе. Применение технических средств приветствуется, но не играет решающей роли. Недостатки рассматриваемого вопроса в рекомендациях в том, что автор приводит примеры проектно-исследовательской деятельности только в начальной школе, хотя говорит и об успехах своих выпускников и в среднем звене. Но всё-таки описанные приёмы универсальны, имеют инновационную направленность, поэтому настоящие рекомендации окажут методическую помощь учителями не только начальной, но и старшей школы. Тем более, что методическая разработка и приложения к ней находятся в открытом доступе на сайте учителя (Приложение 9).
Автор подробно описал, как вовлечь учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, раскрыл свой опыт проведения таких занятий, подробно описал виды деятельности педагога и учащихся. Поэтому методические рекомендации будут полезны для всех педагогов.
Описание подкреплено технологическими картами уроков и внеурочной деятельности, показывающие, что проектную деятельность можно осуществлять практически на каждом уроке. Разработки уроков имеют региональное признание. Урок-проект литературного чтения о стихотворном переводе учащимися английских народных песенок опубликован в пособии «Читаем с увлечением: некоторые методологические основы формирования литературной грамотности в школе» под руководством С.Е. Тереховой, кандидата педагогических наук, доцента ОГАОУ ДПО «БелИРО», информационно-библиотечный центр «Компас» (Приложение 1).
Урок-проект математики по составлению сборника задач о здоровом образе жизни получил высокую оценку на региональном информационно-практическом семинаре «Многовекторное развитие младшего школьника в условиях современного образования» (Приложение 2).
Автор ежегодно публикует инновационные методические разработки по этому вопросу в региональном сборнике из опыта работы педагогов Белгородской области «Секреты мастерства», ОГАОУ ДПО «БелИРО», и во всероссийских сборниках российской научной электронной библиотеки (eLIBRARY.RU), интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ).
Ожидаемый результат - овладение учителями опытом организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников. Разработка может стать основой для начинающего педагога, способствовать повышению мотивации и педагога и учащегося к проектно-исследовательской деятельности.
Содержание
1. Условия реализации методических рекомендаций
Каждый учитель, а особенно молодой специалист, задумывался, с чего начать проектно-исследовательскую деятельность?
Автор, имея стаж 36 лет и высокую результативность участия обучающихся в различных региональных и всероссийских конкурсах проектно-исследовательских работ на протяжении более пяти лет, разработал образовательную модель «Алгоритм осуществления педагогических действий», используемую для формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством включения их в проектную деятельность на уроках и внеурочных занятиях.
Главный принцип реализации данных рекомендаций – это специально подготовленные учителем тематические экспозиции (выставки) в классном кабинете, привлекающие внимание детей. Ученику начальной школы важна наглядность – посмотреть, пощупать, ощутить, почувствовать, измерить, взвесить, провести опыт, усомниться и перепроверить, передвинуть, перевернуть, запустить, разобрать и собрать.
Организовать это нетрудно, потому что в каждом классе найдутся стенды, магнитные доски, тумбочки. Начать можно со сменных выставок на магнитных досках. Для этого необходимо достаточное большое количество магнитов – до 50-100 штук. Ученик должен почувствовать себя соучастником проекта – каждый имеет право прикрепить к магнитной доске результат своего собственного творчества.
Учитель включает учащихся в проектно-исследовательскую деятельность на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и во внеурочной деятельности, например, на кружках «Я – исследователь», «Эйдетика. Развитие образной памяти», «Финансовая грамотность», используя экспозиции учебно-наглядных пособий и работ учащихся.
Ученика заинтересовывает та или иная экспозиция в учебном кабинете, он увлекается, предлагает свои идеи, создаёт рабочую исследовательскую группу и под умелым руководством учителя осуществляет проектно-исследовательскую деятельность.
Примеры действующих экспозиций в классном кабинете и наиболее удачные результаты участия в проектно-исследовательской деятельности по предметам начальной школы можно посмотреть по ссылке (Приложение 3).
2. Образовательная модель по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников
«Алгоритм осуществления педагогических действий»
В методических рекомендациях подробно описаны инструменты методического комплекса: приёмы, методы, технологии, формы работы, учебные ситуации и диалоги, которые применяются в алгоритме осуществления педагогических действий (Рис.1):
Рис.1. Алгоритм осуществления педагогических действий
1) создание ситуации актуального активизирующего затруднения или проблемного учебного мини-диалога;
2) выявление желающих заниматься исследованием по той или иной теме;
3) организация долгосрочных коллективных творческих игр-проектов как воздействие на активацию мыслительной, познавательной, поисковой и исследовательской деятельности;
4) демонстрация результатов успешного исследования перед одноклассниками;
5) оформление исследовательской работы и проектного продукта (в том числе и в электронном виде) для участия в конкурсе или фестивале;
6) рефлексия и модернизация экспозиций учебно-наглядных пособий в учебном классе новыми исследовательскими продуктами.
При это предполагается выработка у обучающихся познавательных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия (УУД) - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Они делятся на виды.
Базовые логические действия: умение классифицировать, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, подбирать варианты решения задачи с учётом самостоятельно выставленных критериев.
Базовые исследовательские действия: умение формулировать вопросы по искомой информации, выставлять гипотезу, оценивать информацию, полученную в ходе исследования, на применимость, аргументировать свою позицию и мнение.
Отдельным видом, но очень важным стоят такие познавательные универсальные учебные действия, как работа с информацией: умение выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, оценивать её надёжность и достоверность.
В ходе познавательных учебных действий ребёнок учится создавать и проверять собственные гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи, сравнивать и классифицировать результаты, делать выводы, находить доказательства гипотезам.
3. Описание и советы по каждому пункту алгоритма
Автор подробно описывает приёмы формирования и развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством включения их в проектную деятельность через использование экспозиций учебно-наглядных пособий и работ учащихся в учебном кабинете начальных классов.
1) Создание ситуации актуального активизирующего затруднения или проблемного учебного мини-диалога
Одним из продуктивных методических приёмов привлечения учащихся к исследовательской и проектной деятельности является приём «Интересное увлечение». Например, всем известно, что первоклассники находятся постоянно в движении, игре, соревновании. 2021 год пришёлся на «бум» игры со спиннером. Детей настолько увлекла эта игрушка, что весь первый класс они с ней не расставались. Учитель организовал в классе выставку различных спиннеров и игры-соревнования между учениками. Так «интересное увлечение» стало отправной точкой для исследовательской работы «Что расскажет спиннер?» Этот методический приём не требует какой-то особой организации, он требует от учителя быть внимательным и участливым к любой детской игре (Приложение 4).
2) Выявление желающих заниматься исследованием по той или иной теме
Сначала учитель организует учебный диалог (случайный или подготовленный), затем, учащийся во время деловой игры знакомится с результатами (проектными продуктами, литературой, описанием) предыдущих исследовательских работ и проектов его сверстников. А потом уже сам выбирает, к рабочей группе какого проекта ему примкнуть или создать свой проект. Деление учащихся на проекты добровольное. Учитель может подтолкнуть учащегося к той или иной группе, если видит его нерешительность. Как показывает практика, если затронуть эмоциональную сферу ученика, то исследование протекает ярко и даёт большие результаты.
Ещё один приём, побуждающий обучающихся к исследованию – это «случайный интерес». На самом деле всё не случайно. Учитель тщательно подбирает экспозицию в классе. Например, ученикам класса было предложено домашнее задание к уроку окружающий мир по теме «Полезные ископаемые»: принести камни, которые попадутся им на дороге. Дети приносили всё: камни (в большинстве случаев – это был гранит, который используется при строительстве дорог), мел, ракушки, кусочки глины, морские камни (гальку), различные окаменелости и многое другое. Учитель поместил находки в ящик с песком и предложил детям поучаствовать в раскопках. Почти весь класс заинтересовался. Этот «случайный интерес» – откопать с помощью лопаточки и кисточки что-то в песке – дал толчок для проведения исследовательской работы «Стрелы Перуна», или Загадка «чёртовых пальцев» ученицей класса. Девочка не только раскрыла тайну окаменелостей под названием «чёртовы пальцы», но и сделала из них уникальные украшения: брелок и ожерелье, стала призёром регионального этапа конкурса «Я-исследователь».
Более активные учащиеся могут сами предлагать тему исследования. Например, девочка средних способностей очень хотела выступить с самостоятельным исследованием, но не могла определиться с темой. И вдруг неожиданно захотела исследовать «Какое мороженое вкуснее?» Эта работа была неактуальной в то время, но у Тани Васильевой горели глаза, и для неё это было важным. Работа не заняла призовых мест, но понравилась всем одноклассникам. С этой исследовательской работой можно ознакомиться на сайте учителя (Приложение 5).
Главная задача педагога на этом этапе не пропустить заинтересованного ребёнка, его «искры» в глазах. Если навязывать ученику тему исследования, и при этом не замечать его собственных интересов, то можно навсегда его отвернуть от исследовательской деятельности. Главное, на этом этапе не пропустить «искру божию», «не убить Моцарта!» [4].
3) Организация долгосрочных коллективных творческих игр-проектов как воздействие на активацию мыслительной, познавательной, поисковой и исследовательской деятельности
Наиболее продуктивным методическим приёмом организации проектно-исследовательской деятельности и формирования исследовательских навыков является «деловая игра».
Например, в первом классе прямо на уроке обучения грамоте можно запустить проект «Звуки русского языка». Учащимся предлагается, по мере изучения звуков и букв, создать собственную подвижную классную модель «Звуки русского языка», которая является альтернативой статической малофункциональной покупной ленте букв. Этот «запуск» даёт потом большие возможности для придумывания игр с буквами и звуками русского языка (Приложение 6).
Любой урок в начальной школе можно превратить в урок-проект, на котором изготавливаются памятки или составляются сборники математических задач или сборник стихов. Примеры таких уроков можно найти на сайте учителя (Приложение 9).
Приём «Участие в общеклассном проекте». На самом деле в тематическом планировании каждого учебного предмета и внеурочного занятия есть множество тем, которые можно реализовать как общеклассный исследовательский творческий долгосрочный проект. Ученики любят участвовать в таких проектах, потому что каждому находится работа и каждый может себя реализовать. Самыми удачными могут быть проекты «Безопасный вес портфеля» и «Выборы командира класса».
Для осуществления проекта «Безопасный вес портфеля» достаточно выделить в классе зону с напольными весами для взвешивания детей и портфелей, весы-безмен и ростомер. Детей не надо заставлять – они моментально выстраиваются в очередь, измеряют свой вес и вес портфеля, быстро находят по специальной формуле «идеальный вес портфеля» и помогают друг другу находить «лишние вещи» в портфеле. Школьники сами придумали в дальнейшем игру «Самый лёгкий портфель», «Самый тяжёлый портфель», «Самый идеальный портфель», «Самый тяжёлый день недели», «Самый лёгкий день недели». Такой подход к проекту затягивает детей в ежедневную игру, создаёт ситуации «учебного диалога», заставляет учащихся проявлять свои таланты и способности (Приложение 7).
Ещё более захватывающим стал проект «Выборы командира класса». Обучающиеся сами выбирали кандидатов, изготовляли урну и бюллетени для выборов. Этот проект позже вылился в интереснейшую исследовательскую работу «Что такое выборы?», которая была представлена на региональном конкурсе «Я-исследователь».
Приём «Изготовление учебного пособия своими руками». Всем учителям известно, что дети стремятся всё попробовать сделать своими руками. Научные тексты и диалоги не очень захватывают их внимание, поэтому предложить ребёнку самому изготовить учебное пособие – это правильная идея. Так на занятии внеурочной деятельности учитель продемонстрировал обучающимся получение хлорофилла из листьев растений. Также показал, как в листьях образуются и другие краски: оранжевая, жёлтая, красная, малиновая и фиолетовая. А вот почему и при каких условиях дерево образует ту или иную краску заинтересовало двух девочек. Одна из них сделала с помощью родителей учебный демонстрационный тренажёр «Осенние краски деревьев». Этот исследовательский проект был представлен на региональном конкурсе «Мои исследования родному краю».
4) Демонстрация результатов успешного исследования перед одноклассниками
Наиболее активные дети с удовольствием демонстрируют результаты исследований одноклассникам. Они рассказывают свои проекты на уроках по созвучной теме, на семинарах, на внеурочной деятельности, на школьных этапах конкурсах. Иногда именно желание выступить перед классом, привлечь к себе внимание заставляет некоторых учащихся заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Это тоже надо учитывать.
Важным моментом выступления перед одноклассниками является ответы на вопросы. Дети любят задавать вопросы, а вот чтобы отвечать на них, нужна тренировка. Этот этап выступления очень важен и пренебрегать им нельзя. Здесь нужно действовать по формуле: «Чем больше вопросов, тем лучше тренировка».
Далее учащиеся сами или по рекомендации учителя могут принимать участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и фестивалях проектно-исследовательских работ. Наиболее популярными из них являются: региональный симпозиум «Мои исследования родному краю», всероссийский конкурс имени Д.И. Менделеева и фестиваль «Леонардо», а также, «Первые шаги в науку», «Я – исследователь».
5) Оформление исследовательской работы и проектного продукта (в том числе и в электронном виде) для участия в конкурсе или фестивале
Благодаря региональному проекту «Создание непрерывной системы развития навыков будущего для цифровой экономики учащихся общеобразовательных организаций Белгородской области» дети на достаточном уровне владеют информационно-коммуникационными технологиями. Они могут с помощью учителя превращать результаты исследовательской работы, проектный продукт в электронный вид. Это могут быть фотографии, электронные штендеры, ролики, видео записи и видео сборники, интерактивные плакаты, посты ВКонтакте на странице учителя. Электронный вид проектных продуктов – это требование времени, а ещё это долговечность и общедоступность материалов. Кроме этого, современные исследовательские и проектные работы не обходятся без электронных форм: QR-коды, гугл формы, платформа Сферум, электронные опросы, сайт учителя, посты в ВКонтакте (Приложение 8).
6) Рефлексия и модернизация экспозиций учебно-наглядных пособий в учебном классе новыми исследовательскими продуктами.
Изначально нужно направлять ученика на практикоориентируемые проекты. Они интересны, полезны, востребованы. Проектные продукты исследований часто становятся учебно-наглядными пособиями в классном кабинете. Например, проведя исследование «Микроскоп «Глазастик» своими руками», Владислав Чернов подарил кабинету электронный микроскоп, сделанный своими руками, который вдохновляет других учащихся на исследование «невидимого мира», Алина Гаплевская – фотокарту природных зон и объектов города Шебекино, Ангелина Потрясаева – «Картинный словарь: запомним написание слов с помощью эйдетики», Анна Силкина – «Гербарий растений Шебекинского района», Мария Бочарникова – «Макет-тренажёр для изучения разнообразия окраски осенних листьев» и «Макет бассейна реки Нежеголь». Их можно посмотреть на сайте учителя (Приложение 9).
Помимо этого, в доступном виде для учащихся следующих поколений хранятся папки с проектными и исследовательскими работами учащихся прошлых лет, а также: модели, пособия, дидактические игры, плакаты, видеоролики, коллекции, фотовыставки, буклеты, книжки-раскладушки. Все эти приёмы и объединены в методический комплекс по формированию познавательных универсальных учебных действий и исследовательских навыков младших школьников посредством включения их в проектную деятельность через использование экспозиций учебно-наглядных пособий и работ учащихся (Рис.2).
Рис.2. Методический комплекс учителя по формированию и развитию познавательных УУД
Заключение
Эффективность такого подхода проявляется в том, что обучающиеся, решая проектно-исследовательские задачи, в полной мере овладевают как познавательными универсальными учебными действиями – от планирования до обобщения – так и исследовательскими умениями.
Автор заметил, что выпускники начальной школы, активно участвующие в исследовательской деятельности, перейдя в пятый класс, в достаточной мере вооружены универсальными учебными действиями и исследовательскими умениями по всем учебным предметам, поэтому легко адаптируются в учебной деятельности и продолжают проектно-исследовательскую деятельность.
Таким образом, познавательные универсальные учебные действия, а именно исследовательские умения и навыки, как наиболее универсальный способ познания в условиях высокотехнологичного общества становятся одним из самых эффективных инструментов учебной деятельности уже с начальной ступени обучения. Для педагога это – инструмент мониторинга и построения учебного процесса. Для ученика это – универсальный инструмент основного вида деятельности, обучения в условиях реализации обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов.
Используемая литература
1. Александрова, Т.К. Основы исследовательской деятельности учащихся: учеб. - метод. пособие / Т.К. Александрова. – СПб.: ТИД Амфора, 2019.–261 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2019. – 152 с.
3. Вовлечение детей Белгородской области в социально значимую проектную деятельность (Время 31-х). - Режим доступа: URL: https://digital.belregion.ru/novosti2/zakryvaetsya-priyom-zayavok-na-konkurs-socialno-zn/ (дата обращения 10.05.2022)
4. Данаилов Георгий, Не убить, Моцарта! / Д. Георгий, Л.Я. Висневская, Е.А. Данаилова. – Москва: Педагогика, 2018. – 220 с.
5. Нечаева, Н.В. Формирование исследовательского поведения младших школьников как метапредметная цель обучения / Н.В. Нечаева Материалы Международной научно-практической конференции - Система Л.В. Занкова: опережая время, г. Москва, 7-8 ноября 2022. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2013. – 544 с.
6. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература: Издательский дом Фёдоров, 2022. – 192 с.
7. Смирнов, А.А. Лекции / А.А. Смирнов. - Ярославль: ЯГУ, 2018. – 52 с.
8. Создание непрерывной системы развития навыков будущего для цифровой экономики учащихся общеобразовательных организаций Белгородской области. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://smarteka.com/uploads/files/2023/06/16/ba8fa58a-af77-478d-9d28 1b57cf30dcafb663bdc8-98c7-4c27-aeda-46ff063f7006.pdf (дата обращения 10.05.2022)
9. Соколова, Т.Е. Кодирование и хранение информации: специфика начальной школы / Т.Е. Соколова. - Самара: Фёдоров, 2019. – 150 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Редакция от 17.02.2023. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs (дата обращения: 12.05.2022)
Приложение
1. Приложение №1 – Технологическая карта урока литературного чтения, 2 класс «Урок-проект «Составление сборника стихов» по ссылке https://new.beliro.ru/wp-content/uploads/2019/11/chitaem-s-uvlecheniem-nekotorye-metodologicheskie-osnovy-formirovanija-literaturnoj-gramotnosti-v-shkole.pdf.
2. Приложение №2 – Технологическая карта урока математики, 3 класс «Урок-проект «Составление сборника задач различной сложности по здоровому образу жизни»: https://nsportal.ru/node/6900377.
3. Приложение №3 - Примеры действующих экспозиций в классном кабинете и наиболее удачные результаты участия в проектной и исследовательской деятельности по ссылке https://nsportal.ru/node/6900405
4. Приложение №4 – Исследовательская работа учащегося 1 класса «Что расскажет спиннер?» https://nsportal.ru/node/6900497
5. Приложение №5 – Исследовательская работа «Какое мороженое вкуснее?» Тани Васильевой: https://nsportal.ru/node/6900434
6. Приложение №6 – Буклет «Звуки и буквы русского языка»: https://nsportal.ru/node/6900522
7. Приложение №7 – Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по программе «Я - исследователь», 1 класс «Коллективная игра-исследование «Безопасный вес портфеля»: https://nsportal.ru/node/6900487
8. Приложение №8 - Использование QR-кодов, электронных сборников, платформы Сферум, электронных сборников, электронных опросов в проектно-исследовательской деятельности и постов ВКонтакте: https://vk.com/id134271226
9. Приложение №9 - Примеры других исследовательских работ на сайте автора: http://www.nsportal.ru/serikova-olga-sergeevna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Методические рекомендации по формирования связной письменной речи у младших школьников с ОВЗ.
Методические рекомендации по формированию связной письменной речи у учащихся начальной школы как с ОВЗ, так и общеобразовательной....

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательных активностей младших школьников через вовлечение их в проектную деятельность"
Работаю учителем начальных классов в МБОУ СОШ №1 г. Юрьев-Польского 25 лет. С 2010 года начала обучать учащихся по учебно-методическому комплексу «Планета знаний». П...

Выступление на городском семинаре «Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время» (работа в группах)
Ведущее место среди инновационных средств работы с учениками на сегодняшний день принадлежит методу проектов.Успешное взаимодействие в группе, умение устанавливать контакты с различными людь...

Представление инновационного опыта "Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время"
Представление инновационного опыта "Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время"...

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как ресурс формирования исследовательских навыков младших школьников.
Любому обществу нужны одаренные люди. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализо...

Формирование регулятивных и познавательных УУД младших школьников в проектной и исследовательской деятельности
В данном материале рассмотрено формирование регулятивных и познавательных универсальных учебных действий на основных этапах работы над проектом....


