Проект "Удивительная соль" (1 класс)
проект (1 класс)
Исследовательский проект "Удивительная соль"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Нягани "Средняя общеобразовательная школа №2"
Удивительная соль
исследовательский проект
Участник Проекта:
Санцевич Полина Валентиновна
ученица 1Д класса
Руководитель:
Мишина Валерия Витальевна
Нягань 2025
Оглавление
- Введение……………………………………………………………………3
- Основная часть………………………………………………………….....5
- Заключение………………………………………………………………..17
- Список литературы и других источников………………………………………………………………...18
- Приложение.……………………………………………………………... 19
- Введение
Отгадайте загадку: «В воде она родится, но странная судьба – воды она боится и гибнет в ней всегда». Конечно же, речь идет о соли. Соль - близкая, знакомая и такая загадочная.
Однажды, помогая бабушке на кухне, я нечаянно рассыпала соль. Увидев это, бабушка очень сильно расстроилась. Я удивилась!! Ведь это же просто соль!! В ней нет ничего дорогого и чудесного! Я её вижу в каждом магазине и каждый день использую для того, чтобы еда была вкуснее!! Но бабушка спросила: «А знаю ли я, что такое соль, какие чудеса в ней скрыты, как она ценна для всего живого, где её используют и откуда соль берётся?» Я не смогла ответить на бабушкины вопросы и решила начать исследование.
Мне нравится находить интересные факты о простых, на первый взгляд, вещах, которые нас окружают, и мы решили узнать откуда берется соль? Какая бывает соль? Почему соль соленая? Так мы решили исследовать соль.
К соли мы настолько привыкли, что не замечаем ее и не задумываемся о ее свойствах. Мы пользуемся ею ежедневно, но все ли мы знаем о ней и о возможностях ее применения? Почему на протяжении всего развития человечества люди не могут обходиться без соли. В этом и заключается актуальность нашей работы.
Проблема:
Соль незаменимый продукт, о котором мы знаем мало информации.
Гипотеза исследования:
Мы предположили, что соль - это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный минерал для опытов, наблюдений и творчества.
Продолжительность проекта:
С 13.01.2025 года по 07.03.2025 года
Тип проекта:
- По направленности: познавательно – исследовательский, творческий.
- По продолжительности: краткосрочный.
Объект исследования:
Соль.
Предмет исследования: свойства соли и её использование человеком.
Методы исследования:
- изучение литературы и Интернет – источников;
- беседы;
- экспериментальная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- наблюдения;
- творческая деятельность.
Продукты проекта:
- Защита проекта.
- Картинны солью.
Цель: изучить через исследовательскую деятельность особенности соли, её свойства, качества и применение в жизнедеятельности человека.
Задачи исследования:
- Подобрать и изучить материал по данной теме.
- Узнать полезные свойства соли и способы применения ее в нашей жизни.
- Провести наблюдения за влиянием соли на различные вещества и предметы.
- Вырастить кристаллы соли в домашних условиях.
Новизна работы:
Узнать новые области применения соли, ее использование в разных целях.
Перспектива исследования:
- Выяснить, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол.
- Узнать об особенности соли, её свойствах, качествах и разновидностях.
- Узнать о способах добычи соли.
- Провести интересные опыты с солью, вырастить кристаллы из квасцов.
- Творческая деятельность солью.
- Создание картотеки опытов и экспериментов «Эта удивительная соль».
2. Основная часть
Появление соли
Для решения нашего исследования мы хотим узнать, все о соли. Мы с классным руководителем Мишиной Валерии Витальевны посетили школьную библиотеку. Посещение библиотеки помогло познакомиться с увлекательным словарём С. И. Ожегова, где можно было найти, что означает слово соль, «соль – это белое кристаллическое вещество с острым вкусом, употребляется как приправа к пище», а энциклопедия раскрыла тайны соли: какая бывает соль.
Используя интернет ресурсы, подобраны картинки, информационный материал про соль. Мы узнавали новые сведения: историю соли, виды соли, как ее добывают. На протяжении многих столетий соль была ценным товаром. Её хранили в особых ларцах, меняли не только на товары, но даже на землю. В некоторых странах соль выполняла роль денежной единицы. По своей ценности она приравнивалась к золоту.
Многие века соль была источником обогащения торговцев. К соли всегда относились уважительно, экономно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Вывод: В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине, но, она не перестает играть важную роль в жизни человека.
Как добывают соль?
Первое упоминание о добыче соли на Руси упоминается еще в древних летописях, когда князь Святослав Олегович в Новгороде повелел брать с каждой солеварни налог солью. В честь соли названы старинные русские города: Соликамск, Соль – Илецк, Усолье - Сибирское.
Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Раньше добыча соли велась вручную. Со временем на смену ручному труду по добыче соли пришли современные врубовые машины, соленые комбайны и экскаваторы.
Чтобы достать соль из - под земли, копают глубокие шахты, соединяют их подземными коридорами. Пласты соли, лежащие под землей, бывают толщиной в 1 км. Когда - то на том месте, где была соль, находилось соленое озеро, все, что попадало в него, покрывалось корочкой соли. Соли было так много, что она оседала на дне. Потом озеро высохло, а оставшуюся соль засыпало землей и песком. Над ней образовались другие горные породы.
Добыча соли в России ведётся несколькими способами:
Карьерный способ. Когда солёные озёра высыхают, на их месте образуются залежи соли. Их разламывают экскаватором, собирают и отправляют для дальнейшей обработки на производство.
Добыча в соляных шахтах. Если соляные пласты образовались глубоко в недрах земли, для добычи прорубают шахту. Вниз спускают специальное оборудование, которым достают соль. После этого соленой пласт дробят и грузят на платформы. Добытый минерал поднимают на поверхность и отправляют на завод для очистки и обработки. В закрытых шахтах по добыче соли создают подземные санатории.
Вакуумный метод. Бурят скважину и заливают воду, дожидаются, когда соль полностью растворится, выкачивают получившуюся смесь, нагревают воду и прогоняют через фильтр.
Профессии добычи соли
Из интернета ресурсов я познакомился с профессиями людей, связанных с добычей соли:
- Соледобытчик. Занимается добычей, переработкой и продажей соли.
- Аппаратчик в производстве солей. Отвечает за приготовление, контроль качества и готовности продукта на всех стадиях производственного процесса.
- Солевой сомелье — это эксперт по пищевой соли, который помогает правильно выбирать её виды для разных блюд.
Вывод: На смену ручному труду пришли современные машины, что облегчило труд человека.
Виды соли
Из интернет-ресурсов узнали, что существует множество разновидностей соли, которая отличается по цвету, а также степени помола и сорта.
Йодированная. Это соль, в которую добавили йод.
Экстра. Соль самая мелкая, белая и чистая.
Черная. Представляет собой природный неочищенный продукт.
Поваренная. Это отбеленная каменная соль, в гранулах.
Морская. Добывается из морей после испарения под солнцем.
Диетическая. Это солезаменитель, который используют в качестве пищевой добавки.
Квасцы – это растворимые в воде натуральные природные кристаллы солей, применяется в медицине и косметологии.
Соль классифицируют по способу помола
- крупная,
- средняя,
- мелкая.
По чистоте сорта
- Экстра,
- высший,
- первый,
- второй.
Вывод: Соль бывает разных видов, ее различают не только по помолу, но и по чистоте сорта.
В чем польза соли?
Соль убивает микробы. Мельчайшие частицы соли легко проникают в дыхательные пути, а затем и в весь организм благодаря этому человек меньше болеет простудными заболеваниями.
Узнав пользу соли, мы приобрели необычный светильник с плафоном из натуральной соли. Светильник из соли включённый в течение всего дня и ночи споспособствует крепкому сну. Лампа чистит воздух от бактерий только тогда, когда она включена, потому что её действие основано на излучении, которое эффективно против микробов только при наличии источника света.
Из познавательной литературы я узнала, что на берегах озёр и морей расположились лечебные курорты, воздух, наполненный целебными свойствами, работает как ингалятор и солёная вода оказывает лечебные действия на организм человека.
Вывод: Солетерапия один из лучших природных методов лечения многих заболеваний.
В чем вред соли?
Для того чтобы узнать какой вред приносит соль для организма человека, мы с спросили у моей мамы.
Она нам рассказала, что если все время есть пересоленную пищу, то это нанесет вред для нашего организма, потому что соль задерживает жидкость в организме. Очень плохо влияют на организм соленые продукты, чипсы, сухарики, но и недостаточное количество соли приводит к нарушению работы организма человека.
Из интернета ресурсов мы узнали, что с 8 по 14 марта ежегодно проводится Всемирная неделя осведомленности о соли. Цель этого мероприятия уменьшить потребление соли в рационе людей.
Вывод: Большое употребление соли наносит вред нашему организму, но и недостаточное количество соли приводит к разным заболеваниям.
Свойства соли
Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы мы провели опыты, эксперименты и творческую деятельность.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Для проведения опыта понадобится: тарелка с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов).
Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.
Опыт № 2 «Какая соль на вкус»
Я попробовал соль на вкус, соль соленая. На нашем языке есть вкусовые рецепторы – которые реагируют на разные вкусы. Для солёного вкуса у нас есть натриевые каналы. Когда натрий попадает в эти каналы, они создают электрический сигнал, который наш мозг воспринимает как «солёный вкус».
Соль – это кристаллы натрия. Когда соль попадает на наш язык, она растворяется в слюне и распадается на частицы.
Вывод: Соль соленая.
Опыт № 3 «Соль в холодной и горячей воде»
Для проведения опыта понадобится: два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт № 4 «Плавающее яйцо»
Для проведения опыта понадобится: 2 сырых яйца и два стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другую нет. Положили в оба стакана яйца, там, где была солёная вода, яйцо всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо оказалось примерно посередине кружки.
Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности.
Опыт № 5 «Незамерзающая вода»
Для проведения опыта понадобится: 2 контейнера, вода, соль, морозильная камера. В один контейнер добавили соль. Оба контейнера поставили в холодильник. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лед, а соленая - стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере и проверили ее через 2 дня. Соленая вода стала напоминать кашу.
Вывод: соль понижает температуру замерзания воды.
Опыт № 6 «Действие соли на растения»
Для определения влияет ли соль на рост растений, мы посадили луковицы в разную почву: в один контейнер насыпали землю, а в другой – смесь земли с солью и наблюдали за ростом в течение месяца. Уход за луковицами осуществлять одинаковый.
Вывод: В контейнере, где не было соли, уже через пять дней лук дал свои корни, а в контейнере, где была смесь земли с солью, оставалось все по - прежнему. Соль отрицательно влияет на рост растений.
Опыт № 7 «Выращивание кристаллов из квасцов»
Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.
Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать. Через сутки образовались кристаллы соли на нитке.
Вывод: На нитке образовались кристаллы.
Вывод: Соль обладает различными свойствами.
Рисование солью
Мы с Валерией Витальевной нарисовали рисунок с применением соли, клея и гуаши.
Рисование солью – это интересная и несложная техника изобразительного искусства, позволяющая создавать объемные, красиво переливающиеся изображения.
Для этого используется шаблон, клей ПВА, соль, гуашь или акварельные краски. Когда кисточка с краской касается рисунка, то соль намокает, впитывает краску, и соль начинает окрашиваться.
Сначала готовим шаблон. Берем клей и начинаем наносить его по нарисованным линиям рисунка.
- Насыпаем соль на клей.
- Далее ждем, чтобы шаблон высох, после чего стряхиваем соль с листа.
- Берем кисточку, макаем ее в воду и краску. Далее осторожно прикладываем ее к солевому контуру. Проклеенный контур рисунка начнет окрашиваться.
Лучше всего использовать акварельные краски, но возможно рисование и гуашью.
Тестопластика
Также мы сделали тесто и слепили поделку, высушили и покрасили.
Тестопластика – это старинный вид искусства, который становится интересен большему количеству людей из - за практичности, экологичности и доступности.
Это тесто имеет ряд проверенных временем плюсов:
- не оставляет следов на одежде и мебели, легко отмывается и не прилипает к рукам;
- безопасно при попадании в рот;
- не вызывает аллергию;
- получившиеся поделки и игрушки достаточно прочные и ими можно играть;
- при покрытии лаком работа сохранится на долгие годы;
- развивает мелкую моторику;
- можно приготовить в любой момент без лишних затрат и не требует специализированного оборудования для работы.
Существуют разные рецепты теста для лепки, такие как: тесто с добавлением ПВА клея, мягкое тесто, тесто с глицерином, ниже приведен классический пример. При замешивании есть одно правило: соли берется столько же, сколько и муки.
Классическое тесто
Понадобится: 200 гр. пшеничной муки;
- 200 гр. соли;
- стакан холодной воды.
Муку просеять в глубокую миску, добавить соль. Холодную воду вливать по мере необходимости и после каждого раза тщательно перемешивать. Смешивайте получившееся тесто пока оно не станет упругим и эластичным.
Готовую поделку необходимо высушить на открытом воздухе или в духовой печи.
Насыпушки
В магазине мы увидели бутылочки с цветной солью и попробовали поэкспериментировать. Мы покрасили гуашью соль, высушили и насыпали в бутылочки это называется «Насыпушки».
Насыпушки из цветной соли — это прозрачные сосуды, наполненные сыпучими материалами, чаще всего подкрашенной гуашью солью.
Вывод: Соль можно использовать в качестве материала для творчества и создавать красивые поделки.
Полезные советы «с солью»
Кроме приготовления пищи и лечения некоторых недугов, соль может пригодиться и в хозяйстве.
При зубной боли после каждого приёма пищи и перед сном полощите рот солёной водой.
При укусе пчелы или осы приложенная к ужаленному месту увлажнённая щепотка соли успокаивает боль и уменьшает опухоль.
Хотите освежить воздух в доме? Разрежьте апельсин пополам и посыпьте обе половинки солью.
Если вы на одежду капнули чем - то жирным, то потрите солью загрязнённое место. Пятно легко отстирается.
Чтобы утюг легче скользил по выстиранному белью, добавьте немного соли к стиральному порошку.
Из энциклопедии мы узнали, что соль применяют в еде, она улучшает вкус блюд. А также ее применяют в медицине и народной медицине. С добавлением соли готовят лекарственные средства и растворы для ингаляций и промывания носа. Еще Соль применяют в косметологии, с применением соли делают маски, скрабы. В промышленности с применением соли изготовляется пластмасса, алюминий, бумага, мыло, стекло. Соль используют при обработке мехов, при изготовлении солевых батареек. В сельском хозяйстве соль идет для удобрения и корма скота. Зимой дороги посыпают солью, чтобы не поскользнуться на льду.
Вывод: Соль применяют во многих сферах жизнедеятельности человека.
3. Заключение
Наша исследовательская работа была очень познавательной и увлекательной.
Мы много узнали о соли и ее свойствах:
- что соль кристаллическая, сыпется, не имеет запаха;
- в теплой воде соль растворяется быстрее, чем в холодной;
- соленая вода не замерзает;
- из соленого раствора можно выращивать кристаллы;
- солёная вода помогает держаться предметам на поверхности;
- солью можно рисовать интересные рисунки, а из теста делать поделки.
Наша гипотеза подтвердилась, что соль – это не только вещество необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
- Список литературы и других источников
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». Издательство: Сфера. Г. Москва, 2002, 92 стр.
- Кленов А. С. «Занимательная минералогическая энциклопедия», г. Москва, Педагогика – Пресс, 2000, 224 стр.
- Курланский М. «Всеобщая история соли». - М. Ж Колибри, 2007, 520 стр.
- А. Ферсман «Занимательная минералогия», «Гельветика», 2015, 163 стр.
- Рубцова Е. «Фантазии из соленого теста», ООО Издательство «Эксмо», 2008.
- https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200800303
- https://cyrillitsa.ru/posts/735-solt.html
- https://prodobavki.com/modules.php?name=articles&article_id=151
- https://homius.ru/dekor-butylok-iz-cvetnoj-soli.html
- https://zdoroveplus.ru/about-center/articles/solyanaya-komnata-v-chem-eye-polza-i-kak-ona-rabotaet/
5.Приложение
Стихотворение С. В. Ушакова «Дети и взрослые исследователи»
Как - то в группе вечерком Мы с ребятами тайком От родителей своих Приготовили для них… Наш подарок не обычный, Каждый постарался лично. А подарок был из теста – Не простого, а цветного. Хоть красивое оно, Соли в нем полным-полно. Тут у нес вопрос возник: Кто у соли поставщик? Стали дети рассуждать, Все о соли вспоминать. Знаний было маловато, И решили тут ребята Проект разработать свой, Мам и пап позвать с собой! Долго книги мы искали, Свои знанья расширяли. В этом мамы помогли, На работу налегли: Разные статьи прочли, Соли в группу принесли, Сшили белые халаты, И мы стали – лаборанты. Игры больше не нужны, Мы с ребятами должны Разузнать о свойствах соли, Ее важной в жизни роли. Опыты мы проводили, Соль везде мы разводили: В лимонаде и в воде, Умудрялись в молоке. Мы умнели с каждым днем, Трудности нам ни почем. Все о соли мы узнали И «крутыми» сразу стали. | Мы умеем рассказать, Сделать вывод, доказать. И, хотя еще мы дети, На любой вопрос ответим, Но лиха беда – начало! Нам все казалось мало Кто-то в группе вдруг сказал, Нам вопрос такой задал: «Что такое солончагк?» Что бы не попасть в просак, Мы, конечно, поспешили И с ребятами решили: Что в читальный зал пойдем, Книг побольше там прочтем. В Интернет даже, возможно, Мы войдем, это не сложно. Вот вошли мы в Интернет… И чего там только нет! И про соль, и про добычу, Про соленые моря Будем знать мы на «отлично», Не потратим время зря. И про свойства прочитаем: Почему тверда, бела. И про то, где на Алтае Соль слоями залегла. Так идет за часом час, День за днем мелькает. И теперь о соли все Каждый из нас знает. Всех ребят мы соберем, Им поведаем о том, Для чего нам соль нужна, Чем полезна, чем вредна. И, такой проделав труд, Дети к выводу придут: «Соль» - это не просто звук, Соль - нам враг и соль - нам друг. |
Гимн И. Н. Хачатрян «Гимн о поваренной соли».
Я соль поваренную славлю! | Ответ в истории сыскала. |
Пословицы о соли
За хлебом - солью все добро.
Сколько ни думай, а лучше хлеба - соли не придумаешь. Хлеб да соль – всему голова.
Щи капустою пригожи, а солью вкусны.
Хлеб соль есть, да не про вашу честь. Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.
Хлеб да соль вам, милости просим. Сердись, бранись, дерись, а за хлебом - солью сходись.
Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно. Соли не жалей, так есть веселей.
За хлеб - соль не платят, кроме спасибо.
Загадки о соли
В воде родилась, в огне крестилась, как на воду пала, так и пропала. (Ответ: Соль)
В воде родится, да воды боится. (Ответ: Соль)
Меня не едят, но и без меня мало едят. (Ответ: Соль)
Отдельно — я не так вкусна, но в пище — каждому нужна. (Ответ: Соль)
Мясо любит и капуста, помидор, арбуз и сало, Огурец, растёт что густо.
Может, хватит или мало? (Ответ: Соль)
Этот камень можно есть, Он в слезах и поте есть. (Ответ: Соль)
Не вкусна в борще фасоль, если пожалели (Ответ: Соль)
Словацкая сказка «Сказка про соль».
Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:
- Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик - король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.
Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Пальчиковые упражнения с солью
- «Паучок» — погружение в соль только подушечек пальцев, сопровождается стихотворением: «Сидит на ветке паучок, расставил лапки – и молчок».
- «Солим суп» — захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы: «Мы сегодня повара, суп солить давно пора».
- «Хлопки» — похлопывать ладонями о соль: «Хлопайте ладошки соляные крошки, крепко прижимайте, быстро убегайте».
- «Цыплята» — пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность: «Травку дружно мы клюем, червячка сейчас найдем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Соль-друг, соль - враг"
Данная работа направлена на изучение свойст соли....

Заседание научного общества учащихся начальных классов.Тема:"Обыкновенное чудо - соль".
Заседание научного общества учащихся начальных классов , по теме:" Обыкновенное чудо- соль" поможет учителям начальных классов при составлении кружкового занятия или при ...

Презентация к заседанию научного общества начальных классов "Обыкновенное чудо - соль"
Презентация поможет учителю начальных классов провести интересно кружковое занятие по теие:"Соль" или материал презентации можно использовать, как дополнительный при подг...

Исследовательская работа "Что мы знаем о соли?" 4 класс
На страницах журналов, газет, по радио, телевидению и даже от близких людей часто можно слышать пугающие высказывания о соли: "Тайный убийца", "Белая смерть" и другие. Неужели это так?...

Урок по теме «Кубанское – значит качественное» во 2 классе Тема: «Обыкновенное чудо» (всё про соль)
Окружающий мир...

Солоҡсолоҡ шөғөлө, дәрес
Башҡорттарҙың традицион хужалығы һәм шөғөлдәренең береһе солоҡсолоҡ менән танышыу....
урок по познанию мира в 3 классе на тему "Глина, песок, соль "
Конспект урока по познанию мира на тему "Песок, глина, соль" в 3 классе + раздаточный материал. Урок - исследование на изучение нового материала....

