Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе"
статья (1 класс)
Цель мастер-класса: поделиться опытом использования активных методов обучения на разных этапах уроков русского языка в начальной школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Использование активных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе»
Цель мастер-класса:
-поделиться опытом использования активных методов обучения на разных этапах уроков русского языка в начальных классах.
Задачи:
-познакомить участников мастер-класса с активными методами обучения;
-создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса, комфортной среды и профессиональной коммуникации.
Оборудование: презентация, для оформления итогового этапа мастер-класса, задания для работы в группах.
-Уважаемые коллеги, рада приветствовать Вас. Давайте скажем друг другу приятные слова пожелания.
-Организационный момент «Игра-приветствие. «Здравствуйте»
Я предлагаю Вам подобрать пожелание своим коллегам на каждую букву слова:
Начинаем наши пожелания по цепочке:
«З»- здоровья,….
«д»-добра,….
«р»-решительности,…
«а»-активности,…
«в»-взаимопомощи,…
«с»-счастья,…
«т»-терпения,…
«в»-великодушия,…
«у»-уверенности,…
«й»- заменяем буквой и- идей,…
«т»-тепла,…
«е»-единства,.. (варианты возможные)
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом использования активных методов обучения на уроках русского языка.
Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают
учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в
процессе овладения учебным материалом.
Их особенности :
1. Групповая форма организации работы участников учебного процесса; 2.Использование деятельностного подхода к обучению; 3. Практическая направленность деятельности участников учебного процесса; 4. Игровой и творческий характер обучения;
5. Интерактивность учебного процесса;
6. Включение в работу разнообразных коммуникаций;
7.Использование знаний и опыта обучающихся; 8.Задействование в процессе обучения всех органов чувств. 9.Рефлексияпроцесса обучения его участниками.
Активные методы обучения помогут учителю эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока. Они помогают развить мотивацию к обучению, учат учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, а также развивают коммуникативные навыки.
Активные методы обучения подразделяются на :
методы начала урока;
методы выяснения целей, ожиданий, опасений;
методы презентации учебного материала;
методы организации самостоятельной работы;
методы релаксации;
методы подведения итогов.
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи данного этапа.
Рассмотрим подробнее использование АМО на разных этапах урока.
- Метод начала урока.
Его цель – настроить учащихся на продуктивную работу, помочь эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой, создать благоприятный психологический климат.
Один из важных этапов на уроке -этап мотивации.
Дети должны столкнуться с какой-либо проблемной ситуацией, захотеть решить проблему и найти решение. На уроке русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Чаще других приёмов использую приём мотивации «Цитаты, пословицы, поговорки, загадки».
Например: 1) рифмованное начало урока.
- Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Сядьте ровно,
Ножки вместе,
Ручки полочкой на стол.
Начинаем разговор!
2) Пословицы, поговорки.
- Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. В. О. Ключевский.
- Грамоте учится – всегда пригодиться.
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.
- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
- Умную речь хорошо и слушать.
- Цитаты : «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» А.Н. Толстой.
- «Лесенку успеха».
- Притчи, мультипликационные ролики, главная идея которых заключается в том, чтобы дети поверили в свои силы на каждом этапе урока.
К методам начала урока относятся:
- «Измерим друг друга»
- «Галерея портретов»
- «Мой цветок»
- «Поздоровайся локтями»
- «Добро в ладошках»
- «Поздоровайся глазами»
Создание проблемной ситуации позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Приведу пример создания проблемной ситуации к теме урока русского языка «Перенос слов».
– Однажды Аня и Ваня оказались в лесной школе. Ученики лесной школы Ежик, Волчонок, Зайчонок, Лисичка и Медвежонок писали предложение: “Мы ели земляничное варенье”. Слово “земляничное” не помещалось на строке и тогда Волчонок предложил приклеить еще листок, чтобы продлить страничку.
– А вам, ребята, такое предложение нравится?
– Почему? – Вот и Мудрый Филин предложил часть слова перенести на другую строку. Мудрый Филин спросил: “Как вы перенесете это слово?”
– Я самая хитрая, поэтому возьму лишь последнюю букву “е” и перенесу ее, – сказала Лисичка.
– Нет, так нельзя, – сказал Волчонок. – Надо перенести часть слова “ное”.
– Это неправильно, – сказал Зайчонок. – Надо перенести часть слова “ничное”.
– А я самый сильный, – сказал Медвежонок. – Я перенесу сразу “мляничное”.
Мудрый Филин от изумления развел крыльями.
– Давайте разберемся . Кто из них прав?
– Вот так проблема – как правильно перенести слова.
– Догадались чем мы будем сегодня заниматься?
– Вывод: Чтобы правильно переносить слова, надо знать правила переноса.
– Чему же мы должны научиться на уроке?
2.Метод выяснения целей, ожиданий и опасений.
Например:
- «Лицензия на приобретение знаний»
- «Список покупок»
- «Дерево ожиданий»
- «Фруктовый сад»
- «Осенний сад»
- «Поляна снежинок»
- «Дорога к замку»
- «Солнышко и тучка» (1 этап)
- «Разноцветные листы»
Активный метод выяснения целей, ожиданий от встречи с педагогами.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам изложить свои ожидания и опасения от мастер-класса: на зелёных яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения - на красных. Сохранить эти яблоки до конца нашего мастер класса.
Приём «Жокей и лошадь» можно применять и на уроках изучения нового материала. При работе с пословицами, при закреплении грамматического материала, изучении частей речи и лексического значения слов.
Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Задание для участников мастер-класса.
У «жокеев» и «лошадей» части высказываний, имеющих непосредственное отношение к учительскому труду.
Педагоги собирают и зачитывают составленные высказывания
«В любой работе /есть место творчеству». (С. Довлатов)
«Творческая работа – это прекрасный, необычайно / тяжелый и изумительно радостный труд». (Н.А. Островский)
«Учитель должен быть свободным творцом,/ а не рабом чужой указки». (Л.Н.Толстой)
«Сильным, опытным становится педагог, /который умеет анализировать свой труд». (Сухомлинский В. А)
Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, /и к ученикам, он — совершенный учитель. (Л.Н. Толстой)
3) Активный метод презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Здесь можно использовать такие методы, как:
- «Инфо-угадай-ка»
- «Кластер»
- «Мозговой штурм»
- Инфо-карта»
- «Инфо-ромашка»
- «Ковёр идей»
- «Фонтан идей»
- «Пометки на полях» («Инсерт»)
- «Составление кластера»
- «Написание синквейна»
Например, составим синквейн слова «школа».
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.(красивая, уютная)
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна. (учить, дружить. наполнять)
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.(Школа- целый мир!)
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.(Дом)
Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении «словарных слов»
Ещё пример на тему «Овощи»
Овощи.
Вкусные, зрелые.
Созрели, выросли, убрали.
Осенью собрали большой урожай овощей.
Урожай.
4) Активные методы организации самостоятельной работы над темой.
Для представления материала самостоятельной работы обучающихся можно использовать и такие АМ, как: «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ульи», «Светофор».
5) Не стоит забывать и о важности релаксации на уроке. Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, физкультминутки, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым. Методы: «Воздушный шарик» , «Тряпичная кукла и солдат», «Земля, воздух, огонь и вода»
Рассмотрим подробнее АМ релаксации - «Земля, воздух, огонь и вода»:
-"земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола;
- "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения;
-"воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх;
- "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.
6)Методы подведения итогов. Рефлексия
- «Вопрос – ответ»
- « Всё в твоих руках»
- «Снежинки – балеринки»
- «Ромашка», «Мухомор»
- «Мудрый совет»
- « Итоговый круг»
- «Ресторан»
- «Солнышко и тучка» (2 этап)
В своей педагогической деятельности на уроках русского языка на разных этапах урока использую следующие активные методы и приёмы: занимательные упражнения, игры («Словесная цепочка», «Словесный ручеёк», «Угадай-ка», «Доска объявлений», «Рифмовальщики», «Фразеологический зверинец», «Магазин игрушек», «Скажи одним словом»), ребусы, кроссворды, рабочие листы, содержащие орфографические задачи, конкурсы, орфографические минутки на каждом уроке, незаконченные тексты, составление алгоритмов правил, проекты.
Часто использую приём «Я беру тебя с собой», который можно использовать на этапе актуализации знаний учащихся, на этапе закрепления материала.
Прием направлен на формирование умения объединять объекты по общему признаку, умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов, умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Например, на уроке русского языка ребята получают задание: распределить слова на 3 группы.
Слова записаны на доске: мир, па-рта, ру-ка, ру-чка, стол, бук-ва, де-кабрь, бо-льной. 1-й ряд записывает слова, которые перенесены правильно, 2-й ряд записывает слова, которые перенесены неправильно, исправляет ,3 ряд- слова, которые нельзя перенести.
Прием «Диктант значений».
Диктую не словарные слова, а их значения. Обучающиеся по лексическому значению слова должны отгадать и записать их.
Определите по значениям слова:
-лиственное дерево с белой корой (берёза);
-игра в ответы на вопросы (викторина);
-посещение музея, выставки, памятных мест, с целью ознакомления или изучения чего-либо (экскурсия);
-главный город-центр государства (столица) и др.
Заканчивается наш мастер-класс. На столах у Вас лежат зелёные яблоки, где вы написали свои ожидания от нашего мероприятия и красные яблоки, где написали опасения. Если опасения развеялись, всё получилось, то вешаем на дерево только зелёные яблоки, а если остались вопросы, то вешаете 2 яблока.
- Надеюсь, мастер-класс был полезен, и очень хочется, чтобы учение с увлечением сделало наших детей личностями:
Активными,
креативными,
творческими,
инициативными,
волевыми,
неравнодушными.
Уважаемые коллеги! Я благодарю Вас за работу и помощь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе
В работе показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье рассматриваются некоторые методы активного обучения и способы их применения в начальной школе на уроках английского языка. Ключевые слова: активные методы обучения, мотивация, творческая зада...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕА-АЛИЗАЦИИ ФГОС
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕААЛИЗАЦИИ ФГОС...

Тема «Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС
АМО...

"Активные методы обучения на уроках русского языка в начальной школе"
Проблема орфографической зоркости обучающихся в условиях преподавания русского языка приобретает доминирующее значение. Дальнейшее успешное обучение по русскому языку во многом зависит от того, как бу...

Использование активных методов обучения на уроках русского языка в начальной школе
В материале представлены виды активных методов обучения, их особенности. Подробно рассмотрен такой метод как деловая игра....
