Приёмы и методы , способствующие формированию функциональной грамотности у младших школьников
презентация к уроку

Приёмы и методы , способствующие формированию функциональной грамотности у младших школьников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы и методы, способствующие формированию функциональной грамотности у младших школьников.

Слайд 2

Функциональная грамотность (по определению А.А.Леонтьева ) –способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Слайд 3

Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется следующими показателями: готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнёрства и сотрудничества; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию

Слайд 4

Задача – развить ребёнка • развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое; • развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение; • пространственное восприятие; • развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику; • развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Слайд 5

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности Групповая форма работы Игровая форма работы Творческие задания Тестовые задания Практическая работа Ролевые и деловые игры Исследовательская деятельность

Слайд 7

Читательская грамотность Базовый навык функциональной грамотности способность человека понимать и использовать письменные тексты; размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.

Слайд 8

Приём «Чтение с остановками» Примерные вопросы: ▪ По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа?

Слайд 9

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Правила составления синквейна .

Слайд 10

Приём « Синквейн » В.М.Гаршин «Сказка о розе и жабе» Роза Мальчик Прекрасная, нежная Тихий, кроткий Цветет, радуется, содрогается Лежит, болеет, умирает Не зря была срезана Беззащитный хозяин старого цветника Слезинка. Ребенок. Жаба Маша Липкая, грязная Добрая, кроткая Ела, пугала, хрипела Читает, переживает, плачет Хотела уничтожить нежную розу Заботится о больном брате Ленива. Любовь

Слайд 11

Вопросник Л.Н. Толстой «Лев и собачка» 1. Назовите главных героев произведения. 2. Где происходят события? 3. Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста. 4. Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней? 5. Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы. 6. Что однажды произошло? 7. Что случилось с собачкой через год? 8. Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации. 9. Чем заканчивается быль? 10. Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте. 11. Каково ваше впечатление от рассказа?

Слайд 12

Приём «Мозаика»: использую при работе с текстом. Дети работают в группе, им достается текст в разрезанном варианте, им необходимо восстановить текст и презентовать его. Это может быть чтение цепочкой, чтение по ролям и т.д.

Слайд 13

Приём «Сочинение сказок «наизнанку» Задание: придумайте сказку про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

Слайд 14

Приём « Уголки » Задание: охарактеризовать старика из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке…», заполнив таблицу: Положительные черты героя Отрицательные черты героя

Слайд 15

Приём « Толстые и тонкие вопросы » ТОНКИЕ ? ТОЛСТЫЕ? Кто ... Что ... Когда ... Может ... Будет ... Могли ... Как звали ... Было ли ... Согласны ли вы ... Дайте объяснения , почему ... Почему вы думаете ... Почему вы считаете ... В чем разница ... Предположите , что будет , если ... Что если ... Что представляет собой Земля? Что удерживает Землю около Солнца? Как называются планеты? Верно ли, что планет 9? Почему Луна излучает свет ? Почему день и ночь сменяются ? Вы считаете солнце вращается вокруг Земли или наоборот ?

Слайд 16

Приём «Написание творческих работ» Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Слайд 17

Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование.

Слайд 18

При ё м « Логическая цепочка » Пронумеруй фразы из рассказа по порядку: «Ты это запомнил на всю жизнь?» «… Я остался с кашей наедине» «Вы выливаете разную гадость за окно!» «Видеть не могу манную кашу!» «Ты должен съесть всё до конца!»

Слайд 19

Прием «Лови ошибку» Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки. У танюши всаду много цветов. За ними ухажывает бабушка марья . Кругом цветут пушыстые хризантемы. Их окружыли чюдесные бабочьки . Втени растут душыстые ландышы . Над ними жужжыт майский

Слайд 20

Приём «Да - нет» На уроке по изучению темы «Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы: Это самостоятельная часть речи? - да; Она обозначает признак предмета? – нет; Эта часть речи склоняется? – да; Это самая многочисленная часть речи? – да. Ребята делают вывод, что это существительное.

Слайд 21

Прием «Проблемная ситуация» В ставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: Лу к , пиро г , ко т , горо д , пру д , клю в , пру т , овра г , коро б , ко д , арбу з , лу г , обо з .

Слайд 22

Математическая грамотность Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности.

Слайд 23

Логические задания на уроках математики

Слайд 24

Заполнить пустые места

Слайд 25

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ С ЗАШИФРОВАННЫМИ ЧИСЛАМИ

Слайд 26

Продолжить числовые ряды 24, 21, 19, 18, 15, 13, …, …, 7. 1, 4, 9, 16, …, …, 49, 64, 81, 100. 16, 17, 15, 18, 14, 19, … . 1, 3, 6, 8, 16, 18, …, …, 76, 78. 24, 22, 19, 15, …, … .

Слайд 27

Различные формы работы над задачей

Слайд 28

Интересные факты из истории математики , геометрии Циркуль является одним из самых древних измерительных инструментов, который использовался архитекторами и строителями ещё на Древнем Востоке. В античности изображение циркуля помещали на надгробиях строителей как символ их профессиональной принадлежности. Во время Средневековья часто рисовали Бога Саваофа в образе творца и архитектора Вселенной с циркулем в руках.

Слайд 29

Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19. В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19 ? ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Слайд 30

Естественнонаучная грамотность Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Слайд 31

Практическая работа . В каком продукте есть крахмал ? КАК УЗНАТЬ?

Слайд 32

ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ! Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами; 2) жгучими волосками; 3) горьким вкусом. Обозначь эти растения номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.

Слайд 33

Приём «Незаконченное предложение» Помогает выявить степень сформированности определённого понятия. Например, «Полезные ископаемые – это…», «Беречь воду – значит…».

Слайд 34

ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ ВОДА?» СДЕЛАЙ ВЫВОД.

Слайд 35

Прием «Ложная альтернатива» Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки , дети должны их угадывать и уметь их объяснить. Например: Что растет не березе - яблоки или груши? Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок? Столица России - Париж или Минск?

Слайд 36

Прием « Сводная таблица »: Линии сравнения Дикие животные Домашние животные Сами добывают пищу + _ Сами устраивают себе жильё + _ Выводят потомство и ухаживают за ним + _ + Защищаются от врагов + _ Линии сравнения Равнины Возвышенности Плоскогорья Цвет на карте зелёный жёлтый Светло – коричневый Высота 0 – 200м 200 – 500м 500 – 800м Линии сравнения Холм Гора подошва + + склон + + вершина + + высота невысокий +


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности у младших школьников

Долгое время основное назначение функциональной грамотности ограничивалось идеей формирования элементарных знаний и умений, ценных в основном для человека, для его адаптации к окружающему миру. По мер...

«Применение современных эффективных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»

Формирование функциональной грамотности важная задача современного образования. В работе представлены образовательные технологии, которые помогают выполнить эту задачу....

Формирование функциональной грамотности у младшего школьника средствами Яндекс. Учебника (из опыта работы)

В статье учитель делится своим опытом работы по формированию функциональной грамотности средствами Яндекс.Учебника и приводит примеры конкретных заданий сервиса....

«Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время – залог успешного формирования функциональной грамотности у младших школьников»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты некоторые аспекты повышения эффективности уроков математики русского языка  и окружающего мира, представлены методы фор...

Методы и приемы работы с текстом, способствующие формированию функциональной грамотности младших школьников

Успешное обучение в начальной и основной школе не возможно без сформированности у обучающихся функциональной грамотности. Чтобы правильно оценивать информацию, необходимо овладеть читательской грамотн...

Презентация "Использование PISA-пообных заданий на уроках математики для формирования функциональной грамотности у младших школьников

В презентации представлены конкретные задания, которые можно использовать на уроках математики в 3 - 4 классах для формирования или контроля сформированности математической грамотности....