Готовимся к олимпиаде "Я - ученик Школы России"
олимпиадные задания (1, 2, 3, 4 класс)

Серикова Ольга Сергеевна

Материалы для тренировки выполнения заданий по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://co45tula.ru/wp-content/uploads/2021/02/26691848-1.jpg

Школьный этап

 муниципальной олимпиады «Я – ученик Школы России»

 для обучающихся  4 классов

2024-2025 учебный год

Уважаемый участник Олимпиады!

Участие в олимпиаде – это возможность проявить себя, проверить свои знания и умения, которые ты получил на уроках.

Обязательно записывай своё рассуждение, решение и окончательный ответ.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи                         к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.  

Будь внимателен, терпелив и настойчив!

Желаем удачи!

Продолжительность школьного этапа Олимпиады - 60  мин.

Максимальный балл – 110.

Русский язык

Задание 1. Подчеркни в каком слове все согласные звуки произносятся твёрдо?                    Водит, пять, пашешь, верит, зреет, смешной, красный.  

Задание 2. Перед вами транскрипция (фонетическая запись) слов. Запиши эти слова буквами по правилам орфографии.

[баица], [л'ох'к'иj]

___________________________________________________________________________

 

Задание 3.  Подбери два имени существительных так, чтобы имена прилагательные употреблялись в прямом и переносном смысле.

         прямой смысл                           переносный смысл

А) золотая ________________;   золотая _______________________

Б) веселая _________________;  веселый ______________________

Задание 4. Найдите и запишите общее прилагательное для каждой группы имён существительных.

1) ДОРОГА, ВОЛЯ, ДИСЦИПЛИНА -___________________________

2) ПИРОГ, ПОЦЕЛУЙ, СОН -__________________________________

Задание 5. Выпиши слова без приставки.

Польза, полюбил, покраска, полнота, полярник, подумать

______________________________________________________________

Задание 6. Выпиши имена существительные мужского рода, к которым нельзя подобрать соответствующие родственные имена существительные женского рода.

Спортсмен, хирург, певец, борец, поэт, боец, пианист, ткач.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.  Одним словом объясните значения заимствованных слов.

антракт - _______________________дегустация - ____________________

Задание 8. Составьте и запишите словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.

Пуговицы от (наволочка), ветки (черешня), у новых (скатерть), продажа (полотенце)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. Замени фразеологический оборот одним словом (глаголом)

Прикусить язык - ______________________________

Возносить до небес - ___________________________

Задание  10. Отгадайте грамматические примеры и впишите ответы:

С + мелкое место поперек реки__________________________

С + тонкая ветка_______________________________________

С + легкий дом для отдыха______________________________

С + хвойный лес  _________________________________________

Математика

Задание 1. В трёхзначном нечётном числе сумма цифр равна 3. Известно, что все цифры различные. Найдите это число.

Ответ: _______________ .

Задание 2. Реши уравнения. Вставьте пропущенное слово. 

Х – 1 = 1                        февраль

400 :  Х = 100                  апрель

48 = Х + 39                 ?___________

Ответ: __________________________ .

Задание 3.  В записи – 5 5 5 5 поставь между некоторыми цифрами знаки действий (+, -, х, : ), чтобы получилось выражение, значение которого равно 16.

Ответ: _____________________________________ .

Задание 4.  Во сколько начались занятия в спортивной секции, если они длились 1 час30 минут и закончились в 17 часов 15 минут?

Ответ: _______________________________________________________________________.

Задание  5.  Если на одну чашу весов посадить Дашу, которая весит 45 кг, и Наташу, которая весит на 8 кг меньше, а на другую насыпать 89 кг разных конфет, то сколько килограммов конфет придётся съесть девочкам, чтобы чаши весов оказались в равновесии? Запиши решение задачи.

Задание 6. Если сторону квадрата, периметр которого 36 см, уменьшить в 3 раза, то получится ширина прямоугольника, периметр которого 22 см. Найди длину этого прямоугольника и вычисли площадь.

Литературное чтение

Задание 1. Как называется сказка, в которой действуют животные, ведущие себя как люди? Обведите правильный ответ.

А)     Бытовая сказка           Б)   Сказка о животных            В)  Волшебная сказка

Задание 2. Подчеркни лишнее слово в каждой группе:

А) королевич Елисей, Чернавка, няня, Соколко

Б)  Кокованя, Кораблёв, Дарёнка, Мурёнка

В) горчица, кондукторша, экскаваторщик,  композитор

Задание 3. Вспомните сказку по ключевым словам. Напишите название сказки.

Пшеница, перо,  перстень, котёл __________________________________________

Цветок, ласточка, жабы, девочка __________________________________________

Миша, город, Пружинка, Валик ______________________________________________

Задание 4. У разных народов есть похожие пословицы. Найди соответствие с русскими пословицами.

1)Казахская: В знакомых местах уважают человека, в незнакомых – шубу.

А) Поспешишь – людей насмешишь.

2)Удмуртская: Спешащий таракан в суп попадет.

Б) Утро вечера мудренее.

3)Немецкая: Решение придёт со временем

В) Одна голова хорошо, а две лучше.

4)Французская: Много голов – много мнений.

Г) Встречают по одежке, провожают по уму.

 Рядом с цифрой запиши букву ответа.

____________________________________________________

Задание 5. Установи соответствие. Соедини  линиями  автора  и его героя произведения.

1.П.П.Бажов                                       Петя Зубов

2.В.И.Драгунский                              Купец

3. С.Т.Аксаков                                   Елисей

4. Е.Л.Шварц                                     Дарёнка

5. А.С.Пушкин                                   Дениска

 Задание 6.Сочините стихотворение на заданную рифму. Запишите. 

______________________________________________________ весна

______________________________________________________ красна

______________________________________________________ ручейки

______________________________________________________ деньки

Окружающий мир

Задание 1. Ответь на вопрос кратко.

  1. Газ, необходимый для жизни растений________________________________
  2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей____________________
  3. Видимая граница неба и земной или водной поверхности________________
  4. Как называется место, где река впадает в другой водоём? _______________
  5. Какой океан самый маленький? _____________________________________
  6. Самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы?__________________
  7. Символы государства ______________________________________________
  8. Линия раздела между территориями государств ________________________

Задание 2.Установи соответствие между названиями стран и названиями столиц.

Париж

Япония

Рим

Германия

Москва

Франция

Токио

Россия

Лондон

Италия

Берлин

Англия

Задание 3.Установи соответствие между названием битвы и именем полководца.

Куликовская битва

А.В. Суворов

Бородинская битва

А. Невский

Взятие Измаила

Д. Донской

Ледовое побоище

М.И. Кутузов

Задание 4. Вставьте на место пропусков числа: 600, 60-80, 96, 5-6, 200

1) В скелете взрослого человека более _____________ костей.

2) В теле человека более _______________мышц.

3) В теле взрослого человека ___________ литров крови

4) Пульс здорового человека ____________ ударов в минуту.

 5) Если сложить длину всех кровеносных сосудов человека. То получится линия в ____________ километров.

Задание 5.

Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую тропинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Какое растение в XVIII веке в России называли «чертовым яблоком»?

________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

 по русскому языку

в 2022-2023 учебном году        

4 класс

Дорогие друзья!

Приветствуем вас на школьном этапе всероссийской олимпиады школьников по русскому языку!  Участие во всероссийской олимпиаде школьников – это большая честь и огромная ответственность. На пути к победе вам предстоит максимально раскрыть свои способности, показать интеллектуальную зрелость, проверить знания, проявить волю и силу характера.

От всей души желаем каждому участнику первого этапа всероссийской олимпиады школьников максимально проявить свои способности.

Инструкция для участника

            На выполнение всех заданий Вам отводится 60 минут. Постарайтесь рационально использовать данное время.  Обязательно оставьте его на проверку ответов. Внимательно читайте формулировки заданий. Это поможет Вам избежать ошибок. Выполняйте задания  по  порядку,  не переписывайте их содержания, укажите только ответ.

Максимальный балл за выполнение всех заданий – 42 балла

                        Пусть Вам сопутствуют удача, успех и победа!

1. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твёрдые. Запишите названия блюд.

Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.

Ответ: ___________________________________________                  по 0,5 б. за сл.

2. Подчеркни слова, у которых нельзя однозначно  определить к какой части речи они относятся.

Жгут, глас, дорогой, марка, белила,  шинель, кимоно,  рой,  шорты,  дали,  стекло,  храброго,  рой,  жаркое.                                                                           по 0,5 б. за сл.

3. Поставь ударение в словах:

Торты, свекла, щавель, договор, баловать, банты, звонишь, взяла, досуг, ремень.

по 0,5 б. за сл.

                                                                                                     

4.Ребята заменили каждую букву названия города порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 2021131. Напиши название этого города.

______________________________.                                                                         1 б.

5.  Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее  животное»? Почему?

Ответ: _______________________ _______________________________________

_____________________________________________________________             2 б.

6. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это  слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика –  ____________ Ракета – _____________ Каприз – ____________            3 б.

7. Отгадайте существительное, загаданное тройками пословиц-подсказок. Запишите ответ.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его ни корми, он всё в лес глядит.

Его ноги кормят._______________________

1 б.

8. Отгадайте шараду.

В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом – ко мне на уроки пойдёте. _________________________                        1 б.

9. Поставь запятые в предложении так, чтобы в первом случае речь шла о пяти людях, во втором – о четырёх.

1) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.

2) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.                           2 б.

10. Вставь в предложения слово пальто, укажи падеж каждого вставленного слова.

В шкафу висело  ________________ (_____). На _______________(_____) не было ни пятнышка. С_______________ (_____) решили снять старый воротник. Я узнал знакомое ________________ (_____).                                                                         4 б.

11. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:

1. Дерево червь изнутри точит.

2. Конёк режет лёд.

3. Весло задевает водоросли.

4. Встретить ночь готовится природа.                                                                        4 б.

12.Раскрой смысл крылатых выражений.

1.Через час по чайной ложке. ________________________________________.

2.Работать, засучив рукава ____________________________________ _____.

3. Прикусить язык ________________________________________________.

4. Ходить на голове _________________________________________                     4 б.

13. Найди неудачно использованные слова в предложениях, выпиши их. Замени их на более подходящие слова, близкие по смыслу.

Наши фигуристы перещеголяли всех и получили высшую награду.

В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.

Он обратно опоздал на урок.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                         3 б.

14. Восстанови смысл каждого слова и запиши получившуюся пословицу. Подбери и запиши 2 пословицы или поговорки, в которых встречается это же число.

Тудж ен огондо оремес.

1)______________________________________________________________

2)_______________________________________________________________

3)_________________________________________________________________    3 б.

15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Любишь кататься – люби и саночки возить.

Ответ: Выражение Любишь кататься – люби и саночки возить будет уместно  в ситуации, когда _______________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________       3 б.

Ключи

1. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые. Запишите названия блюд.

Ответ: Салат, уха, рагу, компот.                                               по 0,5 б. за слово(2б.)

2. Подчеркни слова, у которых нельзя однозначно  определить к какой части речи они относятся.

Ответ: Жгут, глас, дорогой, марка, белила,  шинель, кимоно,  рой,  шорты,  дали,  стекло,  храброго,  рой,   жаркое.                                   по 0,5 б. за слово(4б.)

3. Поставь ударение в словах:

ТОрты, свЁкла, щавЕль, договОр, баловАть, бАнты, звонИшь, взялА, досУг, ремЕнь.                                                                                         по 0,5 б. за слово (5б.)

4.Ребята заменили каждую букву названия города порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 2021131. Напиши название этого города.

Ответ:   Тула.                                                                                                              1 б.

5.  Сколько звуков в словосочетании «тонкошеее  животное»? Почему?

Ответ: Звуков - 20. Последние две буквы в словах обозначают по два звука.2 б.

6. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это  слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Ответ: Иголка, карета, приказ.                                                                                3 б.

7. Отгадайте существительное, загаданное тройками пословиц-подсказок.

Ответ:  Волк                                                                                                                 1 б.

8. Отгадайте шараду.

Ответ: Расписание                                                                                                      1 б.

9. Поставь запятые в предложении так, чтобы в первом случае речь шла о пяти людях, во втором – о четырёх.

Ответ:

1) На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата, своего товарища.

2) На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата своего товарища.                2 б.

10. Вставь в предложения слово пальто, укажи падеж каждого вставленного слова.

Ответ:

В шкафу висело  пальто (И.п.) .На пальто (П.п) не было ни пятнышка. С пальто (Р.п) решили снять старый воротник. Я узнал знакомое пальто (В.п).                 4 б

11. Подчеркнуть грамматическую основу в следующих предложениях:

Ответ: 1. Дерево червь изнутри точит.

            2. Конёк режет лёд.

            3. Весло задевает водоросли.

            4. Встретить ночь готовится природа.                                                       4 б.

12.Раскрой смысл крылатых выражений.

Ответ:

1.Через час по чайной ложке. (Слишком медленно, еле-еле.)

2.Работать, засучив рукава.(Энергично, хорошо, усердно работать.)

3. Прикусить язык. (Спохватившись, внезапно замолчать.)

4. Ходить на голове.( Очень шалить, шуметь, озорничать, нарушать дозволенное .)                                                                                                               4 б.

13. Найди неудачно использованные слова в предложениях, выпиши их. Замени их на более подходящие слова, близкие по смыслу.

Ответ: Наши фигуристы перещеголяли всех и получили высшую награду.

            В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.

            Он обратно опоздал на урок.

Перещеголяли  -  победили;  возвели  - построили;    обратно – опять.            3 б.

14. Восстанови смысл каждого слова и запиши получившуюся пословицу. Подбери и запиши 2 пословицы или поговорки, в которых встречается это же число.

Тудж ен огондо оремес.

Ответ: 1) Семеро одного не ждут.

             2)

             3)

Варианты пословиц:

  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Семеро не один, в обиду не дадим.
  • Семеро одного не ждут.
  • Семеро с ложкой, а один с сошкой.
  • Семь бед — один ответ.
  • У семи нянек дитя без глазу.
  • Семь пядей во лбу.
  • Семь пятниц на неделе.                                                                                  3 б.

15. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Любишь кататься – люби и саночки возить.

Вариант ответа:

 

Ответ: Выражение Любишь кататься — люби и саночки возить будет уместно в ситуации, когда мой младший брат после игры не хочет убирать за собой игрушки.

 

Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного выражения.

Выражение правильно истолковано в контексте представленной ситуации, представленная ситуация корректна с этической точки зрения –                           2 б.

Предложение(-я) записано(-ы) без орфографических и пунктуационных ошибок – 1б.                                                                                                                      Итого 3 б.

               

Итого 42 балла

Составитель:

Ф.И.О.

должность

Образовательное учреждение

Телефон

Рыжкова Оксана Алексеевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 3»

89524356548


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовые шаблоны портфолио учеников

Качественные, готовые  шаблоны портфолио учеников школы. http://schabloni.ru/3dvd...

Презентация проекта "Кто нас защищает" ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича (Программа "Школа России", ФГОС)

На уроках "Окружающего мира" ученики 3 Г класса (Программа " Школа России", ФГОС) узнают о своих защитниках страны и всего народа. Учитель: Кучковская Светлана Михайловна....

Урок по окружающему миру для учеников 2 класса с Задержкой психического развития по теме «Лесные опасности» УМК «Школа России» А. А. Плешаков «Окружающий мир»

На уроке дети знакомятс   с опасностями, которые могут подстерегать в лесу. Разрабатываем  правила безопасного поведения в лесу.Сочетание различных направлений  работы.Речевое развитие,...

Готовы ли ваши ученики к школьному обучению?

Готовы ли ваши ученики к школьному обучению?...

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА (ЦЫ) 1 КЛАССА (РУССКИЙ ЯЗЫК) УМК "ШКОЛА РОССИИ"

ЛИСТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧЕНИКА (ЦЫ) 1 КЛАССА (РУССКИЙ ЯЗЫК)...

Готовая характеристика на ученика 1, 2, 3, 4 класса от классного руководителя 2024

Готовые характеристики на ученика 1, 2, 3, 4 класса готовая от классного руководителя с плохим и хорошим поведением и успеваемостью на среднего, хорошего, трудного, с средними способностями конец...