Технологическая карту урока с применением технологии развития критического мышления
план-конспект урока

Шагиева Ирина Борисовна

Критическое мышление как образовательная технология направлена на развитие у учащихся следующих навыков: наблюдение; анализ; синтез; дедукция; индукция; интерпретация; наблюдение; логическое суждение; рассуждение от абстрактности к конкретике.

Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знаково-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого  в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики

 (с применением технологии развития критического мышления)

Учитель

Шагиева Ирина Борисовна, учитель начальных классов МБОУ «Хохорская СОШ»

Класс

2

УМК

«Школа России»

Тема урока

Введение понятия «Имя существительное».

Цель урока

формирование представления о понятии  «имя существительное».

Задачи

Обучающие:

•        повторить правописание буквы б;

•        учить различать предмет и слово как часть речи, а также различать имя существительное от других частей речи;

•        ввести в активный словарь термин одушевленные/неодушевленные предметы;

Развивающие:

•        развитие внимания, памяти, логического мышления через содержание упражнений;

•        развитие устной и письменной связной речи через ответы на вопросы;

•        развитие каллиграфических навыков через проведение минутки чистописания;

Воспитательные:

•        воспитание интереса к русскому языку, его изучению через речь учителя;

•        воспитание уважительного отношения к одноклассникам и учителю через совместную работу на уроке;

•        воспитание аккуратности при письме через соблюдение правил организации рабочего места.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Уметь ориентировать в своей системе знаний,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; построение логической цепочки рассуждений.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; построение логической цепочки рассуждений; поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; группировать, делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. учитывать выделенные учителем аспекты действия в учебном материале.

5. саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии к волевому усилию.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,

готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

способность к самооценке на основе критериев.

Тип урока

Изучение нового материала.

Оборудование урока

Учебник «Русский язык»  В.П Канакина, В.Г Горецкий, наглядный материал, проектор, ноутбук.

Образовательная технология

Технология критического мышления

Домашнее задание

Выполнить синквейн об имени существительном

Ход урока:

№п/п

Этап урока и его цель.

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Организационный момент.

Цель: формирование положительного настроя к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на нашем уроке. Проверьте свою готовность к уроку: нас столе у вас должны лежать учебники, тетради, пенал.

- Все сели ровно, выпрямили спинки, ноги поставили на пол. 

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

ЛУУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Минутка чистописания

Цель: развитие каллиграфического навыка.

- Открываем тетради и оформляем рабочую запись.

Записываем число, классная работа - Напоминаю, что почерк каждого обучающего должен быть красивым, аккуратным.

Начинаем с минутки чистописания.

А вот какую букву мы с вами будем писать, вы узнаете, отгадав загадку:

В небе есть,

В земле нет,

В бабочке две,

В гусенице ни одной нет.

(Буква б)

- Давайте пропишем ее в воздухе.

- Запишите в своей тетради целую строчку строчной буквы и заглавной «б» «Б».

- Продолжаем дальше изучение темы.

-Молодцы, ребята. Мы с вами повторили правописание строчной и заглавной буквы б. Сейчас, я предлагаю вам стать на время урока СЛЕДОПЫТАМИ-РАЗВЕДЧИКАМИ.
-Кто сможет объяснить значение слова следопыт? (Словарь Ожегова)

  1. Охотник, выслеживающий зверя по следам. Зверолов-с.
  2. Человек (обычно член ученического коллектива), который собирает материалы о былых исторических событиях, об исторических лицах. Юные следопыты отправились в поход по местам боевой славы отцов. 4 - Красные следопыты - следопыты (во 2 знач.).
  3. Тот, кто ищет,

А ещё нам нужно на уроке:
1. Иметь зоркий глаз;
2. Уметь слушать;
3. Быть внимательным.

Записывают дату

РУУД:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3.

Актуализация знаний.

Цель: повторить ранее изученный материал.

Сегодня на уроке мы будем путешествовать, а вы будете следопытами.

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения?

- Как вы думаете, давно ли у человечества появилась речь?

- Какие слова древний человек придумал первыми?

Все слова русского языка делятся на большие группы – ЧАСТИ РЕЧИ.

Итак, поступило срочное сообщение:

ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ!!!

На доске появляется запись:

ЧАСТЬ РЕЧИ

– Что будем делать? (Искать.)

– С чего начнём поиск? (Со сбора информации.)

-Какие у вас возникли вопросы у следопытов-разведчиков?

1. Как называется?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Что обозначает?

-Какие цели ставят следопыты в этом поиске на нашем уроке? Воспользуйтесь схемой.

  1. Мы познакомимся….
  2. Мы научимся…
  3. Мы закрепим…
  4. Будем развивать…

- из предложений

- из слов

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

ПУУД: уметь ориентировать в своей системе знаний

РУУД: учитывать выделенные учителем аспекты действия в учебном материале

4.

Открытие новых знаний.

Цель: проверить степень усвоения нового материала.

Прием «Мозговой штурм»

- Ну что ж следопыты куда по карте направляемся? (остров прошлого)

- Рассмотрите иллюстрации художника о жизни первобытных людей. Предположите, какие слова они уже могли придумать?

(слайд 1, 2)

Работа по карточкам (в парах):

- Предположите, какое слово из каждой группы появилось первым и подчеркните его.

Карточки:

  1. зверь одомашнивать грозил рыбачили
  2. звериный домашний грозовое рыба

- А почему?

-На какие вопросы отвечают эти слова?

Итак, пойдём по следам. Они ведут нас в долину «Окружающего мира».

– Замените одним словом и запишите:

– движение воздуха – ветер

– буря на море – шторм

– сильный ветер со снегом – метель

– ненастье с громом и молнией – гроза

– Прочитайте записанные слова. Что вы можете сказать о них?

-Следы привели нас в Лес  математики. 

Слушаем задачу:

Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м?

– Молодцы. Назовите героев этой задачи.

– Как одним словом назвать эти слова?

Запишите названия животных.

– На какой вопрос отвечают эти слова?

– А на вопрос КТО? кроме животных кто ещё отвечает?

– Следопыты, мы дошли до поляны технологии.

– Для изготовления аппликации какие инструменты нам пригодятся?

– Какие ещё знаете инструменты?

– Как ещё можно назвать овощи, инструменты, учебные принадлежности, автомобили, дома …?

-На какой вопрос они отвечают?

- Итак, следопыты-разведчики, что  же мы узнали о нашей потерявшейся части речи?

-Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это можно считать вещами.

-Следопыты, а какое название учёные придумали для нашей потерявшейся части речи по вашему мнению?

-На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.

– Итак, мы нашли пропавшую часть речи. Теперь отдохнём.

Предположительные ответы детей: лодка, весло, рыба, река, зверь, шкура, нож, охота и другие

- Сначала человек придумал имя каждому предмету.

Кто? Что?

Отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы.

15-5-3=7(м)

Попугай, Мартышка, Удав.

 Животные.

Кто?

Люди.

Ножницы, кисточка.

Грабли, пила, лопата, топор…

Предметы.

Что?

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

ПУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; построение логической цепочки рассуждений.

ЛУУД: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

Физкультминутка

Цель: восстановление физических и духовных сил, снятие динамической усталости.

Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи- поднимаете руки вверх.

Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, дежурный, играть, мама.

 

Выполняют команды учителя.

РУУД: саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии к волевому усилию.

6.

Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить понимание нового материала.

-Следопыты из вас хорошие, а вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике.

С44, упр 74.

-Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга. Если всё правильно, то пусть на полях засияет солнышко, если с ошибками, то пока тучка.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание

Взаимопроверка.

РУУД: форма сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

    7.

Подведение итогов урока.

Цель: дать оценку уроку, домашнее задание

– Урок подходит к концу. Давайте вспомним? какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

– Достигли мы заданной цели?

– Какую часть речи мы изучали?

- Следопыты-разведчики всегда с путешествия оставляют на память предмет.

С острова прошлого в ответ за наши заслуги по поиску потерявшейся части речи нам пришла вот такая телеграмма.

Метод: «Фишбоун» (скелет рыбы)

Она у каждого есть на парте. На что она похожа? (скелет рыбы)

- В данный момент он красивый? Давайте его заполним.

- В голове рыбы запишем проблему, над которой работали.

- На верхних  косточках основные понятия.

-На нижних косточках расшифровку понятий.

-Хвост – ответ на вопрос.

- Ну что ж следопыты что такое имя существительное?

Да

Имя существительное

Заполняют скелет рыбы.

КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

ПУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; построение логической цепочки рассуждений; поиск и выделение необходимой информации.

8.

Рефлексия.

Цель: самооценка учащихся.

-Подводим итоги нашего урока.

- Перед вами лежат картинки с деревом. Отметьте листочек на дереве, в соответствии с работой на уроке. Чем выше листочек, тем выше понимание и удовлетворение своей работой.  

Каждый ученик отмечает себя на дереве.

ЛУУД: способность к самооценке на основе критериев.

РУУД: оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

9

Домашнее задание:

Выполнить синквейн об имени существительном


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением технологии развития критического мышления по литературному чтению в 4 классе.

Применение технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения в 4 классе....

Урок с применением технологии развития критического мышления.

Урок окружающего мира в 3 классе "Воздух и его свойства" с применением технологии развития критического мышления....

Современный урок с применением технологии развития критического мышления

Современный урок с применением технологии развития критического мышления...

Урок с применением технологии развития критического мышления

Виктор Драгунский " Друг детства". 1 класс....