Модель тьюторского сопровождения
материал
Доклад на тему "Модель тьюторского сопровождения в учебной и во внеурочной деятельности детей с ОВЗ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Модель тьюторского сопровождения в учебной и во внеурочной деятельности детей с ОВЗ»
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута.
Тьютор (от англ. tutor – наставник, опекун; от лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.
Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы. Он ведёт, стимулирует, поддерживает тьюторанта, служит примером, ограждает от неприятностей и служит посредником между ребёнком и окружающей действительностью.
Работа тьютора состоит в том, чтобы обеспечить ребёнку помощь, поддержку и стимул, находясь рядом с ним в долгие часы пребывания в школе при постоянно изменяющейся ситуации общения. В течение дня ребёнок выполняет самостоятельную работу, оказывается вовлечен в учебный процесс в классе, обучающую деятельность в группах, свободную и спонтанную деятельность на перемене, вербальную и невербальную интеракцию с окружающей средой, игровое и дружеское взаимодействие и коммуникативные ситуации, в то время как для него все эти задачи представляют особую сложность.
Цель работы тьютора – успешное включение ребёнка с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Задачи тьютора:
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе:
- организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребёнок с ОВЗ;
- особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребёнка.
2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. Адаптация программы и учебного материалы, с опорой на зоны ближайшего развития ребёнка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация сопровождения другими специалистами (при необходимости). Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребёнком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:
- формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- оказание родителям эмоциональной поддержки;
- содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребёнка с ОВЗ.
Организация деятельности тьютора.
Программа тьюторского сопровождения обучающихся реализуется ежедневно в течение всего учебного года, как в учебное, так и внеурочное время.
Деятельность тьютора по сопровождению ребёнка с ОВЗ при освоении программы заключается в следующем:
- педагогическая диагностика: определение возможностей и затруднений в освоении образовательной программы;
- определение цели и задач помощи ребёнку с ОВЗ в освоении той или иной образовательной области;
- анализ образовательной программы по образовательной области с целью выделения наиболее важных, существенных дидактических единиц обязательных для освоения ребёнком с ОВЗ;
- разработка индивидуальной программы для тьютора.
Тьютор разрабатывает стратегию поведения в процессе введения ребёнка в детский коллектив. Особенности стратегии заключаются в следующем:
- предварительная беседа с детьми (по необходимости);
- наблюдение за детьми и ребёнком с особенностями развития, включение его в совместные игры, помощь в конфликтных ситуациях, привлечение одноклассников к помощи подопечному;
- постепенный выход тьютора из детского коллектива, то есть предоставление детям возможности самостоятельно общаться и взаимодействовать друг с другом.
Особенности взаимодействия тьютора с родителями заключаются в следующем:
- установление контакта с родителями, объяснение задач, составление плана совместной работы;
- оказание родителям эмоциональной поддержки;
- содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка и прогноза его развития;
- формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
- проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Основные этапы индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ:
1. Сбор информации о ребёнке;
2. Анализ полученной информации;
3. Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
4. Составление индивидуального плана работы с ребёнком;
5. Решение поставленных задач;
6. Дальнейший анализ ситуации развития ребёнка, выработка дальнейшей стратегии.
Это общие этапы индивидуального сопровождения, они подходят для всех обучающихся с ОВЗ, дальнейшая работа ведётся в случае выявления проблем в развитии ребёнка или способностей.
1. Предварительный этап или этап установления контакта.
Предварительный этап включает в себя получение запроса на сопровождение. Решение о необходимости сопровождения может осуществляться по заявлению родителей (законных представителей) ребёнка с ОВЗ и/или на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссий (ПМПК).
На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребёнка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребёнка, утверждённым образовательным маршрутом; изучает заключение ПМПК и полученные рекомендации. Получив общие сведения, он знакомится с самим ребёнком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребёнка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом.
2. Адаптационный этап.
На этом этапе идёт повседневная, последовательная работа тьютора и ученика по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь школы, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ: помещений школы, режима дня, учебных программ, методических пособий. Сроки адаптации детей в школе очень индивидуальны и зависят от типа особенностей развития.
На адаптационном этапе тьютор осознает составляющие и особенности задач, стоящих перед ребёнком с ОВЗ, и потенциальные возможности решения, определение позитивных и негативных факторов влияния на ситуацию. Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребёнка к самостоятельности.
3. Помощь и оценка первых результатов.
Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребёнок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребёнка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.
На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о процессе обучения и социализации ребёнка, при необходимости организует консультации ребёнка у специалистов.
Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребёнку максимальной самостоятельности в учёбе с последующей отсроченной оценкой.
Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Создание и функционирование тьюторского сопровождения в нашей школе не только повышает эффективность всей совокупности учебных технологий, но и делает её прогнозируемой по отношению к каждому ребёнку. Это позволяет индивидуализировать профилактическую и пропедевтическую работу с детьми с особыми образовательными потребностями и избежать тяжелых последствий в виде снижения образования и негативных социальных проявлений личности обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документы тьюторского сопровождения (примерный перечень с учетом региона Республики Тыва, составленный лично мной, Монгуш Р.И. - это дом.задание по курсу "Тьюторское сопровождение")
Тьюторство в условиях ФГОС...

Что означает тьюторское сопровождение. Формы, методы и технология тьюторского сопровождения.
В статье собран материал относительно развития тьюторского сопровождения в системе инклюзивного образования согласно ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, где отражено постро...

Модель тьюторского сопровождения ребенка с РАС в образовательном процессе
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ, функции тьютора,документация....

«Модель организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ на базе общеобразовательного учреждения»
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования д...

«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Сопровождение обучающихся в реализации индивидуально-образовательного маршрута»
Материал «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Сопровождение обучающихся в реализации индивидуально-образовательного маршрута» предназначен для педагогов....
Модели тьюторского сопровождения обучающихся
Доклад на тему: " Модели тьюторского сопровождения обучающихся"...

МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
В статье представлен опыт работы по организации сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями тьютором....