"Социально-педагогическое сопровождение семей находящихся в трудной жизненной ситуации"
материал
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
17.12.2021 г.
Доклад на тему:
«Социально-педагогическое сопровождение семей
находящихся в трудной жизненной ситуации» (Слайд 1)
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературах. Федеральный закон №122 «Об основах социального обслуживания населения», принятый Государственной Думой РФ 22.10.1994г., (в ред. 22 августа 2004 г.) дает следующее определение данному понятию: (Слайд 2)
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Причин семей оказавшихся в трудной жизненной ситуации множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений, испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке.
Так как семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка, увеличивается количество детей испытывающих трудности в той или иной сфере. Неуклонно растёт количество социальных сирот, соответственно увеличивается число приёмных и опекунских семей. Всё это способствует увеличению численности детей попавших в трудную жизненную ситуацию.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 (в ред. От 30 июня 2007 г.) сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это - дети: (Слайд 3)
– дети, оставшиеся без попечения родителей,
– дети-инвалиды,
– дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,
– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,
– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,
– дети-жертвы насилия,
– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, – дети, проживающие в малоимущих семьях,
– дети с отклонениями в поведении,
– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.
Методы работы с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:
Работа, проводившаяся с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Методы работы с семьей на I этапе: (слайд 4)
- патронатное посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;
- знакомство с семьями;
- метод совместного планирования;
- работы с семьей;
- экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- консультации специалистов;
- сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.
На втором этапе работы, также как и на предыдущем этапе, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.
Методы работы с семьей на II этапе: (слайд 5)
- патронатные посещения;
- консультации специалистов;
- сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;
- подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
- вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.
Третий этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.
Методы работы с семьей на III этапе: (слайд 6)
- патронатные посещения;
- экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- консультации специалистов;
- сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов;
- подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
- вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.
Конечным итогом работы программы считается снятие семьи с учета как семьи, находящейся в ТЖС.
Особо хотелось бы остановиться на термине социальное сопровождение семей. Социальное сопровождение – деятельность по оказанию содействия гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающимся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. (Слайд 7)
Как показал опыт работы, ни одна из служб, отдельно взятая, не в состоянии самостоятельно вывести семью из социально опасного положения, это возможно только путем объединения совместных усилий, в рамках межведомственного взаимодействия и оказания комплексной помощи семьям.
Межведомственное взаимодействие в настоящее время – одна из важных форм работы субъектов профилактики, позволяющая совместными усилиями решать общие задачи защиты прав детей, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также профилактики семей находящихся в трудной жизненной ситуации (слайд 8). Одна из основных целей специалистов, занятых в профилактике, состоит в том, чтобы, руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам взаимодействия создать работающую социальную систему путем согласования взаимных обязанностей и приоритетов.
Актуальность развития личности детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и приспособления их к культурным, психологическим, социологическим факторам заключается в решении проблем взаимодействия социальных служб, школы и семьи по воспитанию учащихся.
Социальная служба (ее специалисты) является главным субъектом государства в социально-педагогической деятельности.
Деятельность социальных служб заключается в работе с проблемой клиента, в частности учащегося и его семьи. Социальные службы можно разделить на внутренние и внешние, в данном случае к внутренней социальной службе у нас относятся: администрация, социальный педагог, психолог, медики, учителя, воспитатели, они все непосредственно оказывают различного рода помощь учащимся и семье. К внешним социальным службам относится вся социальная инфраструктура, начиная с правительства РФ и соответствующие министерства; на региональном уровне и муниципальном (слайд 9).
Представители местных органов власти и общественности. На территории нашего Заиграевского района, тесно сотрудничают и участвуют образовательные и социальные учреждения, органы местной власти в лице Администрации Заиграевского района, СП «Дабатуйское», ТОСы, Ново-Брянского реабилитационного центра для несовершеннолетних в решении проблем школы; например, помогают в решении проблем с семьями ТЖС, неблагополучными семьями. (Слайд 10)
Как одну из форм работы межведомственного взаимодействия по сопровождению семей находящихся в трудной жизненной ситуации предлагаю рассмотреть и по возможности применить технологию сетевой терапии по методу «Работа с сетью социальных контактов».
Работа с сетью социальных контактов - это инновационные технологии сетевой терапии, работы с сетью социальных контактов основываются на разработанной зарубежными учеными и адаптированной к российским условиям организации работы специалистов по методу «Работа с сетью социальных контактов». (Слайд 11)
Под «системной терапией» понимается комплекс психологических методов и приемов, направленных на психологическую коррекцию индивидуума в семье и при помощи семьи, а также по оптимизации семейных взаимоотношений.
В работе с сетью социальных контактов с применением сетевой терапии специалистам необходимо учитывать возможность применения следующих видов деятельности: реабилитация, реинтеграция, сетевая работа, поддержка семьи.
Цели и задачи технологии сетевой терапии (Слайд 12)
- Оказание помощи и поддержки семье, находящейся в трудной жизненной ситуации или кризисной ситуации с помощью активизации ресурсов социального окружения семьи для преодоления комплекса проблем, с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и нарушенных взаимоотношений с ребенком;
- Мобилизация и активизация внутренних ресурсов семьи, детей и потенциальных возможностей ближайшего сетевого окружения;
- Улучшение качества социальных отношений в семье, обществе;
- Изменение поведения субъектов в процессе достижения определенных целей в конкретных условиях места и времени.
Этапы реализации технологии сетевой терапии. (Слайд 13)
Работа с сетью социальных контактов в ее применении к семьям и детям группы риска включает в себя семь этапов: 1. Подготовительный; 2. Договор о работе с семьей по оказанию помощи; 3. Сетевая диагностика (совместное заполнение с ребенком карты его социального окружения); 4. Мобилизация сети контактов; 5. Проведение сетевой встречи; 6. Реализация принятых на встрече решений; 7. Анализ результатов работы с сетью социальных контактов. Каждый из этапов решает определенные задачи. Только при достижении целей предыдущего этапа можно переходить к работе на следующем.
Типы сетевых встреч. (Слайд 14) Существует четыре типа сетевых встреч, имеющих свои цели, задачи и особенности формы проведения.
1- й тип — встреча-процесс. Цель сетевой встречи-процесса: изменение ситуации.
2- й тип — Семейный совет, имеет следующие характеристики: цель Семейного совета — получить результат, дать ответы на заранее поставленные вопросы; в центре внимания: ребенок (сам ребенок не присутствует). Состав участников: расширенная семья (родственники), продолжительность встречи: столько, сколько потребуется времени для принятия решения; ход Семейного совета и принятые на нем решения фиксируются секретарем в протоколе.
3- й тип — встреча группы поддержки: цель — отслеживание результатов, принятых на предыдущей встрече, создание непрерывности процесса изменения; в центре внимания не сам человек, а его проблема.
• состав участников: частная сеть участников и профессиональная сеть (работники учреждений, участвующих в оказании социальной помощи и поддержки);
4- й тип — встреча-диалог: цель — создание диалога между группировками в социальной сети контактов;
• в центре внимания: взаимодействие по решению проблемы;
• состав участников: частная и профессиональная сеть контактов
Продолжительность проведения встреч по времени: столько, сколько потребуется времени для корректировки плана мероприятий по решению выявленных проблем в соответствии с изменениями, произошедшими после проведения предыдущей сетевой встречи.
При нахождении семьи в кризисной ситуации сетевая встреча значимых людей сможет оказать неоценимую помощь в поддержке семьи, окажет воздействие на создание основ для позитивного изменения семьи, может предоставить ресурсы, необходимые для жизнедеятельности. При выходе из кризиса семья сможет самостоятельно заботиться о ребенке, проявлять ответственность за воспитание и обучение ребенка, его просоциальное поведение.
И в заключение, хочется процитировать Демокрита, который утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». (Слайд 15) Таким упражнением, способствующим развитию и становлению личности ребёнка, становится использование активных форм взаимодействия семьи и школы.
∙Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.
∙Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.
∙Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
∙Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.
Ведь именно активное сотрудничество школы с семьей и социальными службами является не просто желаемой деятельностью педагога, а требованием времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...

Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Рекомендации по социально-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситации....

«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

"Восстановление внутрисемейных отношений в процессе работы с воспитанниками приюта для детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации."
Основной целью является выведение семьи из состояния неблагополучия в здоровое общество, а также профилактика социального сиротства среди детей и подростков....

План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении
ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» на 2018-2019 учебный год...
Статья:«Систематизация работы по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОВЗ и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях школы-интерната».
Федеральный государственный образовательный Стандарт РФ ориентирован на становление личностных качеств ученика. Педагогический коллектив школы, создавая службу индивидуального сопровождения, системати...

Организация адресной работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями через использование социально – педагогических технологий
Организация адресной работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьямичерез использование социально – педагогических технологий...
