Программа по внеурочной деятельности «Секреты и диковинки окружающего мира»
рабочая программа

Программа по внеурочной деятельности «Секреты и диковинки окружающего мира»

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\Секреты.jpg

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.

  1. Пояснительная записка ……………………………………. 3
  2. Цель и задачи программы………………………………….. 5
  3. Содержание программы……………………………………. 6
  4. Планируемые результаты………………………………… 10

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график………………………… . 11
  2. Условия реализации программы………………………… 15
  3. Формы аттестации………………………………………… 16
  4. Оценочные материалы. КИМ……………………………. 17
  5. Список литературы……………………………………… 19

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты и диковинки окружающего мира» составлена в соответствии с нормативными документами:

  1. Федеральный закон« Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы (Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от «О направлении информации»)
  4. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09«О направлении методических рекомендаций»)
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
  6. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства Просвещения РФ от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»).
  7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от № 678-р).

Программа разработана на основе авторских программ Трафимова Г.В. «Секреты и диковинки окружающего мира», «Тайны далёкие и близкие».

Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий как в аудиториях (кабинет №25 Семеновская средняя школа Первомайского района), так и в форме внеаудиторных активных занятий.

Актуальность

Изучение окружающего мира младшими школьниками является актуальной проблемой, поскольку в процесс познания окружающего мира происходит формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру, осознание ребенком новой социальной позиции, взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, социальном признании и самовыражении. Сегодня важно помочь подрастающему поколению освоить новую систему ценности в коммуникации с природой, противопоставив её ныне психологии потребления и эгоизма. Программа «Секреты и диковинки окружающего мира» позволяет в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру.

Педагогическая целесообразность. Детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Поэтому начальная школа - это наиболее благоприятный период для формирования у детей знаний о природе, её охране, воспитании экологической культуры. Изучение окружающего мира позволит младшим школьникам научиться объяснять мир, в котором он живет и частью которого является, систематизировать свой опыт, полученный как из непосредственного общения с окружающим миром, так и с помощью книг, телевидения, Интернета.

Отличительные особенности программы Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеурочной работы. Основу составляют младшие школьники, мотивированные на изучение окружающего мира. Содержание программы охватывает весьма широкий круг вопросов. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания программы осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

идея многообразия мира;

идея экологической целостности мира;

идея уважения к миру.

Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика, а так же использование ИКТ. Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе. Виды деятельности - групповая, в парах, индивидуальные.

Адресат программы: программа расчитана на обучающихся начальной школы 7-10 лет.

Объем и сроки реализации программы: 1 год обучения, 64 часа, 2 занятия в неделю.

Форма обучения – очная.

В ходе реализации программы примняются следующие приемы:

  • словесные (мини-лекция, объяснение, беседа);
  • наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, муляжи, натуральные наглядные пособия, экскурсии, наблюдение);
  • практические (эксперимент, творческий проект, творческая работа, практическая работа);

Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.

Уместно использование аудиторную и внеаудиторную организацию занятий.

Подобранные тексты, видеофильмы, творческие проекты дают пищу для детского ума,

пробуждают у ребят чувство удивления, вызывают удовольствие от открытия нового и

значимости собственного вклада в исследовательскую работу, публичные выступления

  1. Цель и задачи программы

Цель: сформировать интерес младших школьников к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам; основы экологической грамотности обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

- расширить знания учащихся по основным вопросам окружающего мира;

- сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение и опыт;

- научить умению ориентироваться в большом количестве информации, самостоятельно находить нужную, анализировать её и обрабатывать;

- научить применять коммуникативные и презентационные навыки;

- научить использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за природой.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;

- воспитывать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное;

- воспитывать потребность общения с природой;

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, родному краю, умение видеть его красоту и неповторимость.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений опытов, работы с различными источниками информации;

- развивать навыки самостоятельной и коллективной работы;

- развивать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Содержание программы

Учебный план

№п.п

Наименование раздела

Количество часов

Формы аттеста

ции, контроля

Всего

Из них

теория

практика

1

Введение

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.

Проведение инструктажа по ТБ: правила поведения на уроке и вне аудиторного занятия.

1 ч.

1

Вводный контроль,

устный опрос

2

Тайны за горизонтом

Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

7 ч

6

1

Виктори

на

3

Загадка смены времен года

Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.

6

1

Практическая работа

4

Тайны круговорота веществ в природе

Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.

3

2

Виктори

на

5

Загадки круговорота воды в природе

Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака

4 ч

3

1

Практич. работа

6

Загадки под водой и под землей

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.

5

1

Промежуточный контроль. Конкурс рисунков

7

Загадки растений

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.

4 ч

3

1

Практич. работа

8

Планета насекомых

Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

6 ч

4

2

Виктори

на, практич. работа

9

Мир животных

Понятие о живом. Животное как живой организм. Строение животных. Роль окраски в жизни животных. Спасение от врагов. Приспособление животных к неблагоприятным условиям. Приспособление животных к разным способам передвижения. Приспособление животных к разным типам питания и добывания пищи Размножение. Рост и развитие. Значение животных в природе. Взаимоотношения между животными. А также между животными и растениями. Взаимоотношения между животными и человеком. Значение животных в жизни человека. Многообразие животных. Сезонные изменения в жизни животных. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными животными. Охрана животных.

22 ч

19

3

Конкурс рисунков

10

Что такое НЛО?

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

1 ч

1

Устный опрос

11

Заключение

Что мы узнали и чему научились за год.

0,5

0,5

Итоговый контроль. Практическая работа

Всего

64 ч

51,5

12,5

Содержание учебного плана

  1. Введение 1 ч.

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Проведение инструктажа по ТБ: правила поведения на уроке и вне аудиторного занятия.

  1. Тайны за горизонтом 7 ч.

Теория: Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

Практика: Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Заочная экскурсия по материкам и океанам.

  1. Загадка смены времен года 7 ч.

Теория: Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.

Практика: Заочная экскурсия в обсерваторию. Составление режима дня.

  1. Тайны круговорота веществ в природе 5 ч.

Теория: Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.

Практика: Экскурсия в природу. Наблюдения за объектами природы и фиксирование результатов наблюдения в календаре природы. Игры на свежем воздухе, не наносящие вред природе.

  1. Загадки круговорота воды в природе 4 ч.

Теория: Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака.

Практика: Выставка детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду.

  1. Загадки под водой и под землей 6 ч.

Теория: Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.

Практика: Конкурс рисунков обитателей океанов.

  1. Загадки растений 4 ч.

Теория: Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.

Практика: Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. Ролевая игра.

  1. Планета насекомых 6 ч.

Теория: Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.

Практика: Выполнение зарисовок. Проектная работа.

  1. Что такое НЛО? 1ч.

Теория: Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

  1. Мир животных 22 ч.

Теория: Понятие о живом. Животное как живой организм. Строение животных. Роль окраски в жизни животных. Спасение от врагов. Приспособление животных к неблагоприятным условиям. Приспособление животных к разным способам передвижения. Приспособление животных к разным типам питания и добывания пищи Размножение. Рост и развитие. Значение животных в природе. Взаимоотношения между животными. А также между животными и растениями. Взаимоотношения между животными и человеком. Значение животных в жизни человека. Многообразие животных. Сезонные изменения в жизни животных. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными животными. Охрана животных.

Практика: Ведение календаря природы. Заочная экскурсия. Экскурсия в природу..

  1. Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год

Практика: Уборка территории у школы, уход за закреплённой клумбой.

Планируемые результаты

В результате обучения по программе ребенок:

- расширит знания об объектах окружающего мира, о его секретах и загадках;

- получит навыки проведения простейших исследований (наблюдение, опыт, эксперимент), навыки самостоятельной и коллективной работы, экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни;

- будет уметь самостоятельно находить нужную информацию, анализировать её, с помощью учителя оформлять презентации, мини-проекты.

Обучение по программе будет способствовать расширению кругозора обучающихся, познавательного интереса и развитию творческих способностей, пониманию ценности природы для человека.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

№п.п

Тема занятия

Форма контроля

Форма занятия

Кол-во

часов

Место прове

дения

Время

прове

дения

Дата

прове

дения

Введение - 1 час

1

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.. Проведение инструктажа по технике безопасности.

Устный опрос

Беседа

1

учебный кабинет

Тайны за горизонтом – 7 ч

2-3

Географические открытия в древности. Небосвод.

Рисунок

Экскур

сия заочная, мини-семинар

2

Учебный кабинет

4

Перемещение солнца на небосводе.

Устный опрос

Игры

1

Террито

рия школы

5

Представление о форме Земли в древности. Земной шар.

Творческая работа

Практическое занятие

2

учебный кабинет

6

7-8

Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.

Творческая работа

Викторина.

Практическое занятие

2

учебный кабинет

Загадка смены времен года – 7 ч

9

Вращение Земли вокруг своей оси.

Устный опрос

Заочная экскурсия

1

учебный кабинет

10

Движение солнца над горизонтом.

Вопросы

Игры

1

Спортивная площадка

11

Сутки, определение частей суток по разной деятельности.

Проект

Практическое занятие

1

учебный кабинет

12-13

Загадки. Год и времена года. Составлениезагадок.

наблюдение

Круглый стол.

1

учебный кабинет

14

Названия месяцев на Руси.

Викторина.

Выпуск информационных листов, плакатов.

Презентация

1

учебный кабинет

15

История происхождения названий дней недели.

1

учебный кабинет

Тайны круговорота веществ в природе – 5 ч

16

Круговорот веществ в природе.

Устный опрос

Беседа

1

учебный кабинет

17

Живая и неживая природа.

Презентация

Экскурсия

1

учебный кабинет

18

Цепи питания.

Работа по таблице

1

19-20

Обитатели почвы.

Устный опрос

Викторина

2

Пришкольный участок

Загадки круговорота воды в природе 4 ч.

21

Загадки о состояниях воды.

Практическая работа

Беседа,

практическое занятие

1

учебный кабинет

22

Наблюдение в природе за водой

1

Террито

рия школы, села, учебный кабинет

23

Природа дождевого облака

1

24

Природа снежного облака

1

Загадки под водой и под землей – 6 ч.

25

Как изучают подводный мир.

Устный опрос

Просмотр видеофильма, конкурс

1

учебный кабинет

26-27

Киты, дельфины, акулы.

Промежуточная диагностика

2

28

История открытия гигантского кальмара.

Конкурс рисунков

1

29

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

Творчекая. работа

конкурс

1

30

Жизнь в темных глубинах океана.

Устный

Просмотр видеофильма

1

учебный кабинет

Загадки растений -4 ч

31

Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений.

Наблюдение,Ребусы

Практическое занятие

1

учебный кабинет

32

Уход за комнатными растениями

Устный опрос

Практическоезанятие

1

учебный кабинет

33

Сказка о цветке-недотроге.

Устный опрос

Презентация

1

учебный кабинет

34

Образование плода. Многообразие плодов.

Практич. работа

Просмотр видеофильма

1

учебный кабинет

Планета насекомых 6 ч.

35-36

Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека.

Наблюдение,мини –отчет

презентация

2

учебный кабинет

37

Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук.

Практическая работа

1

учебный кабинет

38

Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка.

Практическая работа

Презентация проектной работы

1

учебный кабинет

39-40

Охрана насекомых.

Викторина

2

учебный кабинет

Что такое НЛО? 1 ч.

41

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

Устный опрос

Презентация

1

учебный кабинет

Мир животных- 22 ч

42

Понятие о живом. Животное как живой организм.

Устный опрос

Презентация

1

учебный кабинет

43-44

Строение животных

Устный опрос

Презентация

1

учебный кабинет

45-46

Роль окраски в жизни животных. Спасение от врагов

Фронтальный опрос

Презентация

2

учебный кабинет

47-48

Приспособление животных к неблагоприятным условиям.

Фронтальный опрос

Презентация

1

учебный кабинет

49

Приспособление животных к разным способам передвижения

Фронтальный опрос

Презентация

1

учебный кабинет

50-51

Приспособление животных к разным типам питания и добывания пищи

Кроссворд

Презентация,

просмотр видеофильма

2

учебный кабинет

52

Размножение. Рост и развитие.

Устный опрос

Просмотр видеофильма

1

учебный кабинет

53-54

Значение животных в природе.

Мини –сообщение.

Просмотр видеофильма

2

учебный кабинет

55

Взаимоотношения между животными. А также между животными и растениями.

Ребус

беседа

1

учебный кабинет

56-57

Взаимоотношения между животными и человеком. Значение животных в жизни человека.

Кросс

ворд

беседа

2

учебный кабинет

58

Многообразие животных.

Викторина

Заочная экскурсия, презентация

1

учебный кабинет

59-60

Сезонные изменения в жизни животных.

Ведение календаря природы

Практическая работа (кален

дарь природы)

2

учебный кабинет

61-62

Труд людей по уходу за сельскохозяйственными животными.

Практическая работа

Экскурсия в природу

2

учебный кабинет

63

Охрана животных

Проверочная работа

беседа

1

учебный кабинет

Заключение -1 ч

64

Что мы узнали и чему научились за год.

Итоговая диагностика

Итоговый контроль, фотоотчет

Беседа, практическое занятие

1

учебный кабинет

Условия реализации программы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебные пособия: Г.В.Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира», «Тайны далёкие и близкие», детские энциклопедии «Я познаю мир», универсальный Атлас Мира.

по 1

2.

Печатные пособия

Учебные пособия: «Секреты и диковинки окружающего мира», «Тайны далёкие и близкие», «В мире необычных и грозных явлений природы», «В мире животных», «Часы занимательной зоологии»

по 1 комплекту

3.

Технические средства обучения

Интерактивная доска

Видеомагнитофон

Телевизор

1 штука

1 штука

1 штука

4.

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса

Диски: «Космос», «Удивительные растения», «Твои весёлые друзья – зверята», «Мир природы»

по 1 комплекту

5

Оборудование кабинетов

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Сканер, принтер

по1 штуке

6

Методические материалы

Раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, муляжи, макеты, карты, гербарии, таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;

- физический глобус Земли, компас;

- атлас для начальных классов и др.

Формы аттестации, контроля

Мониторинг результатов осуществляется путем проведения первичного,

промежуточного и итогового контроля.

№ п/п

Виды контроля

Срок проведения

Формы контроля

1

Первичный

сентябрь

Устный опрос

2

Промежуточный

декабрь

Конкурс рисунков

3

Итоговый

май

Фотоотчёт практической работы «Озеленение у дома»

  1. Оценочные материалы

КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Секреты и диковинки окружающего мира» 2021/2022 уч. год

Год обучения ________

Результаты обучения по программе (%)

№ п/п

Ф. И.

Входная диагностика

Предметные

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Личностные

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Итого

Теоретичес

кая

Практичес

кая

Общеучебные умения и навыки

Учебно-интеллектуальные умения

Учебно-коммуникативные умения

Учебно-организационные умения и навыки

Организацион

но-волевые качества

Ориентационные качества

Поведенческие качества

1

2

Итого по группе

Анализ

результат

Высокий (90-100%)

Средний (89 -50%)

Низкий (менее 50%)

количество человек

Соотношение в %

Педагог дополнительного образования________________ ФИО подпись

Система оценивания

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по основным разделам учебного плана образовательной программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

- овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период;

- объём усвоенных знаний более ½;

- освоил практически весь объём знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период

1

2

3

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;

- сочетает специальную терминологию с бытовой;

- специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

1

2

3

Практическая подготовка

Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (по основным разделам учебного плана образовательной программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

- овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков

- объём усвоенных умений и навыков составляет более ½

- овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

1

2

3

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

- испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием;

- работает с оборудованием с помощью педагога;

- работает с оборудованием самостоятельно. Не испытывает особых трудностей

1

2

3

Уровни: 1 балл (низкий уровень), 2 балла (средний уровень), 3 балла (высокий уровень)

Список литературы

Литература для детей

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- Детство-пресс, 2004.
  2. Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
  3. Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
  4. Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
  5. Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
  6. Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
  7. Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
  8. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
  9. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.
  10. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
  11. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.
  12. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.
  13. Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.
  14. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).
  15. Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии) об окружающем мире.
  16. Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
  17. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998.
  18. Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.
  19. Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.
  20. Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
  21. Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.
  22. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
  23. Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.
  24. Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
  25. Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М.,
  26. Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
  27. Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
  28. Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.
  29. Они должны жить. Птицы. М., 1984.
  30. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19
  31. Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.

Методическая литература для учителя

  1. Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.
  2. Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).
  3. Детская справочная литература

(справочники, атласы, энциклопедии) об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" для 2 класса, из расчёта 2 часа в неделю

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" для 2 класса, из расчёта 2 часа в неделю. Данная программа поможет учителю строить дополнительную работу по русскому языку. Детям буде...

программа по внеурочной деятельности СЕКРЕТЫ РОДНОГО ЯЗЫКА 4кл

программа по внеурочной деятельности СЕКРЕТЫ РОДНОГО ЯЗЫКА  4кл с указанием всех формируемых УУД...

программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" 2 класс

внеурочная деятельность 2 класс "Секреты орфографии"...

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Секреты и диковинки окружающего мира"

Данная программа общеинтеллектуального направления кружка  «Секреты и диковинки окружающего мира» разработана на основе примерных программ Трафимова Г.В. «Секреты и диковин...

Программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" 3 класс

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...

рабочая программа по внеурочной деятельности « Секреты русского языка» для 1 класса

рабочая программа по внеурочной деятельности « Секреты русского языка» для 1  класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты русского языка"

 Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны учащихся школы и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В школу поступают младшие школьники...