Программа по внеурочной деятельности «Секреты и диковинки окружающего мира»
рабочая программа
Программа по внеурочной деятельности «Секреты и диковинки окружающего мира»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 251.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
- Пояснительная записка ……………………………………. 3
- Цель и задачи программы………………………………….. 5
- Содержание программы……………………………………. 6
- Планируемые результаты………………………………… 10
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
- Календарный учебный график………………………… . 11
- Условия реализации программы………………………… 15
- Формы аттестации………………………………………… 16
- Оценочные материалы. КИМ……………………………. 17
- Список литературы……………………………………… 19
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты и диковинки окружающего мира» составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон« Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы (Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от «О направлении информации»)
- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09«О направлении методических рекомендаций»)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства Просвещения РФ от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»).
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от № 678-р).
Программа разработана на основе авторских программ Трафимова Г.В. «Секреты и диковинки окружающего мира», «Тайны далёкие и близкие».
Программа предполагает возможность организовывать проведение занятий как в аудиториях (кабинет №25 Семеновская средняя школа Первомайского района), так и в форме внеаудиторных активных занятий.
Актуальность
Изучение окружающего мира младшими школьниками является актуальной проблемой, поскольку в процесс познания окружающего мира происходит формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру, осознание ребенком новой социальной позиции, взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, социальном признании и самовыражении. Сегодня важно помочь подрастающему поколению освоить новую систему ценности в коммуникации с природой, противопоставив её ныне психологии потребления и эгоизма. Программа «Секреты и диковинки окружающего мира» позволяет в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, экологическую культуру.
Педагогическая целесообразность. Детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. Поэтому начальная школа - это наиболее благоприятный период для формирования у детей знаний о природе, её охране, воспитании экологической культуры. Изучение окружающего мира позволит младшим школьникам научиться объяснять мир, в котором он живет и частью которого является, систематизировать свой опыт, полученный как из непосредственного общения с окружающим миром, так и с помощью книг, телевидения, Интернета.
Отличительные особенности программы Реализация данной программы происходит через кружковое занятие. Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеурочной работы. Основу составляют младшие школьники, мотивированные на изучение окружающего мира. Содержание программы охватывает весьма широкий круг вопросов. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания программы осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения к миру.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Методы, которые используются при организации занятий в рамках данной программы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика, а так же использование ИКТ. Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе. Виды деятельности - групповая, в парах, индивидуальные.
Адресат программы: программа расчитана на обучающихся начальной школы 7-10 лет.
Объем и сроки реализации программы: 1 год обучения, 64 часа, 2 занятия в неделю.
Форма обучения – очная.
В ходе реализации программы примняются следующие приемы:
- словесные (мини-лекция, объяснение, беседа);
- наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, муляжи, натуральные наглядные пособия, экскурсии, наблюдение);
- практические (эксперимент, творческий проект, творческая работа, практическая работа);
Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
Уместно использование аудиторную и внеаудиторную организацию занятий.
Подобранные тексты, видеофильмы, творческие проекты дают пищу для детского ума,
пробуждают у ребят чувство удивления, вызывают удовольствие от открытия нового и
значимости собственного вклада в исследовательскую работу, публичные выступления
- Цель и задачи программы
Цель: сформировать интерес младших школьников к окружающему миру, его загадкам, интересным фактам; основы экологической грамотности обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания учащихся по основным вопросам окружающего мира;
- сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение и опыт;
- научить умению ориентироваться в большом количестве информации, самостоятельно находить нужную, анализировать её и обрабатывать;
- научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
- научить использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за природой.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
- воспитывать умение видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- воспитывать потребность общения с природой;
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, родному краю, умение видеть его красоту и неповторимость.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений опытов, работы с различными источниками информации;
- развивать навыки самостоятельной и коллективной работы;
- развивать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Содержание программы
Учебный план
№п.п | Наименование раздела | Количество часов | Формы аттеста ции, контроля | ||
Всего | Из них | ||||
теория | практика | ||||
1 | Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Проведение инструктажа по ТБ: правила поведения на уроке и вне аудиторного занятия. | 1 ч. | 1 | Вводный контроль, устный опрос | |
2 | Тайны за горизонтом Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. | 7 ч | 6 | 1 | Виктори на |
3 | Загадка смены времен года Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели. | 7ч | 6 | 1 | Практическая работа |
4 | Тайны круговорота веществ в природе Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы. | 5ч | 3 | 2 | Виктори на |
5 | Загадки круговорота воды в природе Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака | 4 ч | 3 | 1 | Практич. работа |
6 | Загадки под водой и под землей Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. | 6ч | 5 | 1 | Промежуточный контроль. Конкурс рисунков |
7 | Загадки растений Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов. | 4 ч | 3 | 1 | Практич. работа |
8 | Планета насекомых Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых. | 6 ч | 4 | 2 | Виктори на, практич. работа |
9 | Мир животных Понятие о живом. Животное как живой организм. Строение животных. Роль окраски в жизни животных. Спасение от врагов. Приспособление животных к неблагоприятным условиям. Приспособление животных к разным способам передвижения. Приспособление животных к разным типам питания и добывания пищи Размножение. Рост и развитие. Значение животных в природе. Взаимоотношения между животными. А также между животными и растениями. Взаимоотношения между животными и человеком. Значение животных в жизни человека. Многообразие животных. Сезонные изменения в жизни животных. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными животными. Охрана животных. | 22 ч | 19 | 3 | Конкурс рисунков |
10 | Что такое НЛО? Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | 1 ч | 1 | Устный опрос | |
11 | Заключение Что мы узнали и чему научились за год. | 1ч | 0,5 | 0,5 | Итоговый контроль. Практическая работа |
Всего | 64 ч | 51,5 | 12,5 | ||
Содержание учебного плана
- Введение 1 ч.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Проведение инструктажа по ТБ: правила поведения на уроке и вне аудиторного занятия.
- Тайны за горизонтом 7 ч.
Теория: Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
Практика: Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Заочная экскурсия по материкам и океанам.
- Загадка смены времен года 7 ч.
Теория: Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
Практика: Заочная экскурсия в обсерваторию. Составление режима дня.
- Тайны круговорота веществ в природе 5 ч.
Теория: Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
Практика: Экскурсия в природу. Наблюдения за объектами природы и фиксирование результатов наблюдения в календаре природы. Игры на свежем воздухе, не наносящие вред природе.
- Загадки круговорота воды в природе 4 ч.
Теория: Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака.
Практика: Выставка детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду.
- Загадки под водой и под землей 6 ч.
Теория: Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
Практика: Конкурс рисунков обитателей океанов.
- Загадки растений 4 ч.
Теория: Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
Практика: Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. Ролевая игра.
- Планета насекомых 6 ч.
Теория: Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
Практика: Выполнение зарисовок. Проектная работа.
- Что такое НЛО? 1ч.
Теория: Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
- Мир животных 22 ч.
Теория: Понятие о живом. Животное как живой организм. Строение животных. Роль окраски в жизни животных. Спасение от врагов. Приспособление животных к неблагоприятным условиям. Приспособление животных к разным способам передвижения. Приспособление животных к разным типам питания и добывания пищи Размножение. Рост и развитие. Значение животных в природе. Взаимоотношения между животными. А также между животными и растениями. Взаимоотношения между животными и человеком. Значение животных в жизни человека. Многообразие животных. Сезонные изменения в жизни животных. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными животными. Охрана животных.
Практика: Ведение календаря природы. Заочная экскурсия. Экскурсия в природу..
- Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год
Практика: Уборка территории у школы, уход за закреплённой клумбой.
Планируемые результаты
В результате обучения по программе ребенок:
- расширит знания об объектах окружающего мира, о его секретах и загадках;
- получит навыки проведения простейших исследований (наблюдение, опыт, эксперимент), навыки самостоятельной и коллективной работы, экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни;
- будет уметь самостоятельно находить нужную информацию, анализировать её, с помощью учителя оформлять презентации, мини-проекты.
Обучение по программе будет способствовать расширению кругозора обучающихся, познавательного интереса и развитию творческих способностей, пониманию ценности природы для человека.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№п.п | Тема занятия | Форма контроля | Форма занятия | Кол-во часов | Место прове дения | Время прове дения | Дата прове дения |
Введение - 1 час | |||||||
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.. Проведение инструктажа по технике безопасности. | Устный опрос | Беседа | 1 | учебный кабинет | ||
Тайны за горизонтом – 7 ч | |||||||
2-3 | Географические открытия в древности. Небосвод. | Рисунок | Экскур сия заочная, мини-семинар | 2 | Учебный кабинет | ||
4 | Перемещение солнца на небосводе. | Устный опрос | Игры | 1 | Террито рия школы | ||
5 | Представление о форме Земли в древности. Земной шар. | Творческая работа | Практическое занятие | 2 | учебный кабинет | ||
6 | |||||||
7-8 | Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. | Творческая работа Викторина. | Практическое занятие | 2 | учебный кабинет | ||
Загадка смены времен года – 7 ч | |||||||
9 | Вращение Земли вокруг своей оси. | Устный опрос | Заочная экскурсия | 1 | учебный кабинет | ||
10 | Движение солнца над горизонтом. | Вопросы | Игры | 1 | Спортивная площадка | ||
11 | Сутки, определение частей суток по разной деятельности. | Проект | Практическое занятие | 1 | учебный кабинет | ||
12-13 | Загадки. Год и времена года. Составлениезагадок. | наблюдение | Круглый стол. | 1 | учебный кабинет | ||
14 | Названия месяцев на Руси. | Викторина. Выпуск информационных листов, плакатов. | Презентация | 1 | учебный кабинет | ||
15 | История происхождения названий дней недели. | 1 | учебный кабинет | ||||
Тайны круговорота веществ в природе – 5 ч | |||||||
16 | Круговорот веществ в природе. | Устный опрос | Беседа | 1 | учебный кабинет | ||
17 | Живая и неживая природа. | Презентация Экскурсия | 1 | учебный кабинет | |||
18 | Цепи питания. | Работа по таблице | 1 | ||||
19-20 | Обитатели почвы. | Устный опрос Викторина | 2 | Пришкольный участок | |||
Загадки круговорота воды в природе 4 ч. | |||||||
21 | Загадки о состояниях воды. | Практическая работа | Беседа, практическое занятие | 1 | учебный кабинет | ||
22 | Наблюдение в природе за водой | 1 | Террито рия школы, села, учебный кабинет | ||||
23 | Природа дождевого облака | 1 | |||||
24 | Природа снежного облака | 1 | |||||
Загадки под водой и под землей – 6 ч. | |||||||
25 | Как изучают подводный мир. | Устный опрос | Просмотр видеофильма, конкурс | 1 | учебный кабинет | ||
26-27 | Киты, дельфины, акулы. Промежуточная диагностика | 2 | |||||
28 | История открытия гигантского кальмара. | Конкурс рисунков | 1 | ||||
29 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | Творчекая. работа | конкурс | 1 | |||
30 | Жизнь в темных глубинах океана. | Устный | Просмотр видеофильма | 1 | учебный кабинет | ||
Загадки растений -4 ч | |||||||
31 | Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. | Наблюдение,Ребусы | Практическое занятие | 1 | учебный кабинет | ||
32 | Уход за комнатными растениями | Устный опрос | Практическоезанятие | 1 | учебный кабинет | ||
33 | Сказка о цветке-недотроге. | Устный опрос | Презентация | 1 | учебный кабинет | ||
34 | Образование плода. Многообразие плодов. | Практич. работа | Просмотр видеофильма | 1 | учебный кабинет | ||
Планета насекомых 6 ч. | |||||||
35-36 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их. роль в природе и жизни человека. | Наблюдение,мини –отчет | презентация | 2 | учебный кабинет | ||
37 | Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. | Практическая работа | 1 | учебный кабинет | |||
38 | Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. | Практическая работа | Презентация проектной работы | 1 | учебный кабинет | ||
39-40 | Охрана насекомых. | Викторина | 2 | учебный кабинет | |||
Что такое НЛО? 1 ч. | |||||||
41 | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | Устный опрос | Презентация | 1 | учебный кабинет | ||
Мир животных- 22 ч | |||||||
42 | Понятие о живом. Животное как живой организм. | Устный опрос | Презентация | 1 | учебный кабинет | ||
43-44 | Строение животных | Устный опрос | Презентация | 1 | учебный кабинет | ||
45-46 | Роль окраски в жизни животных. Спасение от врагов | Фронтальный опрос | Презентация | 2 | учебный кабинет | ||
47-48 | Приспособление животных к неблагоприятным условиям. | Фронтальный опрос | Презентация | 1 | учебный кабинет | ||
49 | Приспособление животных к разным способам передвижения | Фронтальный опрос | Презентация | 1 | учебный кабинет | ||
50-51 | Приспособление животных к разным типам питания и добывания пищи | Кроссворд | Презентация, просмотр видеофильма | 2 | учебный кабинет | ||
52 | Размножение. Рост и развитие. | Устный опрос | Просмотр видеофильма | 1 | учебный кабинет | ||
53-54 | Значение животных в природе. | Мини –сообщение. | Просмотр видеофильма | 2 | учебный кабинет | ||
55 | Взаимоотношения между животными. А также между животными и растениями. | Ребус | беседа | 1 | учебный кабинет | ||
56-57 | Взаимоотношения между животными и человеком. Значение животных в жизни человека. | Кросс ворд | беседа | 2 | учебный кабинет | ||
58 | Многообразие животных. | Викторина | Заочная экскурсия, презентация | 1 | учебный кабинет | ||
59-60 | Сезонные изменения в жизни животных. | Ведение календаря природы | Практическая работа (кален дарь природы) | 2 | учебный кабинет | ||
61-62 | Труд людей по уходу за сельскохозяйственными животными. | Практическая работа | Экскурсия в природу | 2 | учебный кабинет | ||
63 | Охрана животных | Проверочная работа | беседа | 1 | учебный кабинет | ||
Заключение -1 ч | |||||||
64 | Что мы узнали и чему научились за год. Итоговая диагностика | Итоговый контроль, фотоотчет | Беседа, практическое занятие | 1 | учебный кабинет | ||
Условия реализации программы
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Учебные пособия: Г.В.Трафимова «Секреты и диковинки окружающего мира», «Тайны далёкие и близкие», детские энциклопедии «Я познаю мир», универсальный Атлас Мира. | по 1 | |
2. | Печатные пособия | |
Учебные пособия: «Секреты и диковинки окружающего мира», «Тайны далёкие и близкие», «В мире необычных и грозных явлений природы», «В мире животных», «Часы занимательной зоологии» | по 1 комплекту | |
3. | Технические средства обучения | |
Интерактивная доска Видеомагнитофон Телевизор | 1 штука 1 штука 1 штука | |
4. | Экранно-звуковые пособия | |
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса Диски: «Космос», «Удивительные растения», «Твои весёлые друзья – зверята», «Мир природы» | по 1 комплекту | |
5 | Оборудование кабинетов | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Магнитная доска Экспозиционный экран Сканер, принтер | по1 штуке | |
6 | Методические материалы | |
Раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, муляжи, макеты, карты, гербарии, таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых; - физический глобус Земли, компас; - атлас для начальных классов и др. | ||
Формы аттестации, контроля
Мониторинг результатов осуществляется путем проведения первичного,
промежуточного и итогового контроля.
№ п/п | Виды контроля | Срок проведения | Формы контроля |
1 | Первичный | сентябрь | Устный опрос |
2 | Промежуточный | декабрь | Конкурс рисунков |
3 | Итоговый | май | Фотоотчёт практической работы «Озеленение у дома» |
- Оценочные материалы
КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА |
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты и диковинки окружающего мира» 2021/2022 уч. год |
Год обучения ________
Результаты обучения по программе (%) | |||||||||||||
№ п/п | Ф. И. | Входная диагностика | Предметные | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ | Личностные | Промежуточный контроль | Итоговый контроль | Итого | |||||
Теоретичес кая | Практичес кая | Общеучебные умения и навыки | |||||||||||
Учебно-интеллектуальные умения | Учебно-коммуникативные умения | Учебно-организационные умения и навыки | Организацион но-волевые качества | Ориентационные качества | Поведенческие качества | ||||||||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
Итого по группе | |||||||||||||
Анализ
результат | Высокий (90-100%) | Средний (89 -50%) | Низкий (менее 50%) |
количество человек | |||
Соотношение в % |
Педагог дополнительного образования________________ ФИО подпись
Система оценивания
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Число баллов |
Теоретическая подготовка | |||
Теоретические знания по основным разделам учебного плана образовательной программы | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | - овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период; - объём усвоенных знаний более ½; - освоил практически весь объём знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период | 1 2 3 |
Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | - знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; - сочетает специальную терминологию с бытовой; - специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием | 1 2 3 |
Практическая подготовка | |||
Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (по основным разделам учебного плана образовательной программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | - овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков - объём усвоенных умений и навыков составляет более ½ - овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 1 2 3 |
Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | - испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; - работает с оборудованием с помощью педагога; - работает с оборудованием самостоятельно. Не испытывает особых трудностей | 1 2 3 |
Уровни: 1 балл (низкий уровень), 2 балла (средний уровень), 3 балла (высокий уровень)
Список литературы
Литература для детей
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.- Детство-пресс, 2004.
- Давыдова Г.Г., Корепанова М.В. Познаю себя.- Волгоград, 1999.
- Зайцев Г. Уроки Айболита.- изд. : Акцент,1996.
- Козлова С., Князева О. Мой организм.- М.: Владос, 2001.
- Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000.
- Шорыгина Т.А. Деревья. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
- Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они?-М.: Гном и Д, 2002.
- Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?-М.: Гном и Д, 2000.
- Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?-М.: Гном и Д, 2002.
- Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они?-М.: Гном и Д, 2001.
- Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?- М.: Гном и Д, 2000.
- Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они?- М.: Гном и Д, 2003.
- Я познаю мир: Дет. энцикл.: экология, география, животные, медицина, растения.-М.: Издательство АСТ, 1997.
- Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).
- Детская справочная литература (справочники, атласы, энциклопедии) об окружающем мире.
- Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
- Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998.
- Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.
- Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.
- Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
- Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.
- Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
- Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.
- Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
- Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М.,
- Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
- Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
- Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.
- Они должны жить. Птицы. М., 1984.
- Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19
- Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.
Методическая литература для учителя
- Подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся.
- Научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием).
- Детская справочная литература
(справочники, атласы, энциклопедии) об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" для 2 класса, из расчёта 2 часа в неделю
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" для 2 класса, из расчёта 2 часа в неделю. Данная программа поможет учителю строить дополнительную работу по русскому языку. Детям буде...
программа по внеурочной деятельности СЕКРЕТЫ РОДНОГО ЯЗЫКА 4кл
программа по внеурочной деятельности СЕКРЕТЫ РОДНОГО ЯЗЫКА 4кл с указанием всех формируемых УУД...

программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" 2 класс
внеурочная деятельность 2 класс "Секреты орфографии"...

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Секреты и диковинки окружающего мира"
Данная программа общеинтеллектуального направления кружка «Секреты и диковинки окружающего мира» разработана на основе примерных программ Трафимова Г.В. «Секреты и диковин...

Программа по внеурочной деятельности "Секреты орфографии" 3 класс
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...

рабочая программа по внеурочной деятельности « Секреты русского языка» для 1 класса
рабочая программа по внеурочной деятельности « Секреты русского языка» для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты русского языка"
Актуальность программы внеурочной деятельности определяется запросом со стороны учащихся школы и опирается на анализ работы учителей начальных классов. В школу поступают младшие школьники...