Проект. Педагог и Наставник
проект
В условиях реализации ФГОС начального, среднего и общего образования, введения профессионального стандарта педагога современным школам необходим профессионально компетентный, творчески мыслящий и активный педагог, способный к осмысленному включению в инновационные процессы.
Одной из важнейших задач школы является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему помогает школьное наставничество.
Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с педагогами, не имеющими опыта профессиональной педагогической деятельности, процесс передачи и ускорения опыта, форма преемственности поколений. Она способствует повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 160.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-КЯХТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Педагогический проект
«Педагог и наставник»
Автор проекта:
Синюшкина Галина Владимировна,
учитель начальных классов
с. Усть-Кяхта
2023
Паспорт проекта
1. | Наименование | Педагогический проект «Педагог и наставник» |
2. | Основание для разработки проекта. |
|
3. | Целевая группа. | Молодые педагоги |
4. | Цель проекта. | Формирование эффективной системы наставничества для поддержки и самореализации молодых и вновь прибывших педагогов; формирование педагогически и методически грамотного учителя. |
5. | Задачи проекта. | - Ускорить процесс профессионального становления молодого педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности. -Организовать методическую работу с молодыми учителями в условиях МБОУ «Усть-Кяхтинской СОШ» -Оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности; -Овладение современными подходами и внедрении передовых педагогических технологий в образовательный процесс. |
6. | Ожидаемый результат проекта. | -Сформированность у молодого педагога потребности в постоянном пополнении педагогических знаний -Сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал -Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития. |
7. | Срок реализации проекта. | 3 года |
Введение
«Уча других, мы учимся сами...»
(Л. Сенека)
В условиях реализации ФГОС начального, среднего и общего образования, введения профессионального стандарта педагога современным школам необходим профессионально компетентный, творчески мыслящий и активный педагог, способный к осмысленному включению в инновационные процессы.
Одной из важнейших задач школы является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде. Решить эту проблему помогает школьное наставничество.
Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с педагогами, не имеющими опыта профессиональной педагогической деятельности, процесс передачи и ускорения опыта, форма преемственности поколений. Она способствует повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Гипотеза: Если осуществить адресный, точечный подход, используя новые формы работы с молодыми кадрами и создать условия для освоения современных технологий, тем скорее будет ли видна индивидуальная траектория роста.
Актуальность: данные статистики последних лет неутешительны: педагогический состав школьных учреждений стремительно «стареет», а так же большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи, ВУЗы и получивших специальности, не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы образования несколько:
1. слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
2. неумение применять на практике теоретические знания, полученные в ходе обучения;
3. недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
В этих условиях очень важны грамотная поддержка и сопровождение молодых специалистов не только администрацией, но и коллегами, в первую очередь опытными учителями. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь молодому специалисту в развитии его профессиональных умений и навыков, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален.
Цель наставничества: оказание методической помощи и поддержки начинающим педагогам в процессе профессионального становления со стороны опытных коллег.
Основные задачи:
- Обеспечение нормативно-правовой, методической поддержки учителей;
- Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладение современными образовательными программами, инновационными технологиями; во внедрении современных идей в образовательную деятельность;
- Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога;
- Сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании;
- Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
Новизна проекта заключается в совместном построении профессиональной траектории, которая впоследствии станет стартом для самосовершенствования, самообразования, самотворчества педагога как профессионала.
Участники проекта: учителя-наставники, молодые педагоги.
Проектная часть
Практика работы с молодыми учителями показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства.
Для решения выше указанных проблем с молодыми специалистами нужно провести работу по следующим направлениям:
- Требования к организации учебного процесса
- Планирование и организация работы по предмету, методической работы
- Формы и методы организации внеурочной работы
- Работа со школьной документацией
- Работа по саморазвитию
- Контроль и анализ результатов педагогической деятельности молодого специалиста.
Реализация проекта может проходить в несколько этапов:
I. Диагностический или подготовительный этап включает в себя:
- Проведение анкетирования, тестирования;
- Индивидуальные консультации по возникающим вопросам (1 раз в неделю);
- Собеседование;
- Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений, выявленных в процессе проведения тестирования.
- Составление памятки для учителя в разных ситуациях:
- анализ и самоанализ урока (приложение 1)
- обязанности классного руководителя (приложение 2)
- составление технологической карты
II. Практический этап включает в себя:
- Взаимопосещение уроков, открытых школьных мероприятий с последующим анализом;
- Разработка программы профессионального роста молодого специалиста;
- Выбор темы для самообразования;
- Подготовка к будущей аттестации;
- Изучение и обобщение материала, накопленного начинающим педагогом;
- Создание информационно-методического банка дидактических материалов по предметам;
- Введение портфолио начинающего педагога;
- Организация практикумов и семинаров на темы: «Разработка конспектов занятий и технологических карт образовательных мероприятий», «Портфолио педагога»; мастер-классы наставников: «Кейс технологии в проведении родительских собраний», «Современные педагогические технологии, применяемые учителями в МБОУ «Усть-Кяхтинская СОШ».
III. Контрольно-оценочный этап включает в себя:
- Оценивание наставником уровня профессиональной компетентности начинающего учителя;
- Определение готовности к выполнению обязанностей молодого специалиста.
Заключение
Представленный проект составлен на основе опыта сотрудничества молодых педагогов и наставников нашей школы. Эффективная система взаимодействия опытного педагога и молодого специалиста является основой профессионального роста молодого учителя. Это взаимовыгодное сотрудничество позволяет наставнику также изучать новые современные технологии, чтобы передать молодому поколению.
Реализация проекта профессионального становления показывает, что возможность работать вместе с наставником ускоряет процесс адаптации молодого специалиста, позволяет первые уроки проводить с достойным качеством, а поддержка наставника вселяет день ото дня всё больше уверенности в собственных силах, помогает пройти путь профессионального становления быстрее и эффективнее.
Литература
1.Аширов Д.А. Трудовая мотивация/ Д. А. Аширов. – Москва: Т. К. Велби, Проспект, 2018. – 76 с.
2.Волошина А. С. Методические рекомендации для тьютора, Ростов-на- Дону, 2007
3.Глинский, А. А. Управление профессиональным становлением молодого педагога / А. А. Глинский // Народное образование. – 2016. – № 10. – С. 3-8.
4.Дворядкина, Д. А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе / Д. А. Дворядкина. – Ростов-на-Дону, 2017. – 114 с.
5.Круглова, И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя / И. В. Круглова // Народное образование. – 2019. № 9. – С. 109-116.
6.Любинская, Т. Ф. Сотрудничество, наставничество, творчество - формула успеха начинающих педагогов : Школа молодого учителя: планирование работы / Т.Ф. Любинская // Завуч. – 2017. – № 1. – С. 69-72.
7.Никитина, В. В. Роль наставничества в современном образовании / В. В. Никитина // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2013. – № 6 (15). – С. 50-56.
Приложение 1.
Приложение 2.
Памятка классному руководителю
Ведение журнала:
- списки;
- страница классного руководителя;
- сведения об учащихся и родителях;
- кружки, секции;
- страница посещаемости;
- страница здоровья;
- заполняет личные дела учащихся, аттестаты.
Организация регламента деятельности:
- распределение поручений в классе;
- организация дежурства по классу, школе, пришкольному участку;
- внешний вид учащихся;
- организация питания;
- финансовая обеспеченность классных нужд.
Работа с родителями:
- привлечение родителей на родительские собрания;
- проведение родительских собраний;
- влияние на общение ребят с родителями;
- привлечение родителей для организации интересной, насыщенной внеурочной деятельности;
- индивидуальная работа с родителями (по плану и по необходимости).
Учебная деятельность:
- Контроль за посещаемостью.
- Забота о заболевших, пропустивших много уроков по болезни; организация помощи и т.п.
- Создание обстановки, благоприятствующей учебе.
- Взаимосвязь с другими учителями-предметниками (регулирование отношений, коррекция, помощь в учебе).
- Работа с дневниками (5-8 кл. – проверка 1 раз в неделю, 9-11 кл. – 1 раз в 2 недели), выставление недостающих оценок.
- Контакт с родителями по поводу успеваемости учащихся.
- Создание условий для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся.
Внеурочная работа:
- организация каникулярной деятельности;
- организация участия класса в школьных делах;
- вовлечение в общественно-полезную деятельность, нужную людям, сверстникам, школе;
- охрана здоровья и его укрепление;
- обязательное проведение одного классного часа в неделю (в т. ч. тематических);
- развитие умений общаться, воспитание ответственности перед коллективом за порученное дело; помощь в его исполнении; контроль;
- создание микроклимата в классе; формирование межличностных взаимоотношений, их коррекция; регулирование взаимоотношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы «Разговоры о важном» на 6 марта «Год педагога и наставника» для 1, 2, 3, 4 классов.
РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ МОЖНО СКАЧАТЬ ОТДЕЛЬНО! Для 1-2 классов сделала второй лист с пустыми предметами, если не совпадают с моими. ИХ ДОБАВИЛА В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ! Я опять в дороге. Но...

Рабочие листы «Разговоры о важном» на 6 марта «Год педагога и наставника» для 1, 2, 3, 4 классов.
РАБОЧИЕ ЛИСТЫ ДЛЯ 1-2 КЛАССОВ МОЖНО СКАЧАТЬ ОТДЕЛЬНО! Для 1-2 классов сделала второй лист с пустыми предметами, если не совпадают с моими. Я опять в дороге. Но всё равно нашла время для того...

Внеклассное мероприятие в рамках фестиваля открытых классных часов, посвященных Году педагога и наставника «УЧИТЕЛЮ – БРАВО!»
Внеклассное мероприятие представляет собой цикл коротких уроков по различнвм предметам, которые проводят в качестве педагогов сами дети. Если урок удался, остальные обучающиеся класса говорят этому уч...

Дайжест. Участие в акции "Наставники. Наследие К.Д.Ушинского", посвящено Году Педагога и Наставника
Презентация...

Архивный отдел Администрации Ямальского района. Итоги районного конкурса фотографий "Школьные годы чудесные", посвященного году Педагога и наставника, 2023
https://m.vk.com/wall-178292260_686?from=feed54_-129357438_5187/37...

«Педагог и наставник» «Образ педагога в мультфильмах»
XIV Районная научно-практическая конференция обучающихся«Педагог и наставник»«Образ педагога в мультфильмах»...


