Программа работы с одаренными детьми
учебно-методический материал

Система моей работы с одаренными детьми класса. Текстовый документ по обмену опытом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская средняя общеобразовательная школа» 671325, РБ,Заиграевский р-н, с. Новая Брянь,ул.Пирогова,20,830136535597,

ПРОГРАММА

Работа с одарёнными детьми

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Цель программы: создание благоприятных условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.

Задачи:

- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации ученика;

- повышение познавательного интереса учащихся к предмету;

- развитие творческой инициативы, исследовательской активности и интеллектуальных способностей учеников;

Ожидаемы результаты реализации программы:

- создание условий поддержки и защиты одаренных детей;

- повышение мотивации школьников к учению;

- развитие потенциала детей;

- совершенствование форм работы с одарёнными и способными детьми;

Показатели эффективности реализации программы:

- удовлетворённость детей своей деятельностью и увеличение числа одаренных детей;

- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, в которых у них есть способности.

- повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Русский язык и литературное чтение как одни из учебных предметов способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. В современном мире человеку необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Именно в школе начинается процесс становления творческой личности. Важная задача уроков русского языка и литературного чтения – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, что также способствует развитию творческих способностей обучающихся и в свою очередь ведёт к появлению нового творчества.

В своей педагогической деятельности я использую систему заданий разных уровней сложности, которые способствую развитию творческих способностей, помогают формировать мыслительные умения учащихся.

Система заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках русского языка (письмо-послание; эвристическая задача, корректирование и редактирование текста, составление опорных сигналов, индивидуальная работа над ошибками, толкование языковых терминов, игра, опора на языковой текст).

Система творческих заданий на уроках литературного чтения (иллюстрирование: графическое, словесное, музыкальное; рассказывание: рассказ от лица одного из героев, рассказ с изменением лица рассказчика, творческое продолжение, дополнение одной из частей произведения, изменение сюжета по типу: «А что было бы, если…», перенесение места действия в необычную обстановку, рассказывание по аналогии, чтение с опорой на жизненный опыт, изменение позиции героев; драматургия: чтение по ролям с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз, постановка «живых картин», инсценировка).

Содержание

Работа по выявлению одарённых и талантливых детей.

Диагностика. Анкетирование. Беседа.

Изучение интересов и склонностей обучающихся.

Формирование банка данных обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности.

Составление индивидуальных карт на одарённых детей.

Работа с одарёнными детьми в урочную деятельность.

Применение на уроках современных технологий: технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, игровых технологий, проектной технологии, технологии уровневой дифференциации, информационно – коммуникационной технологии.

Применение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок - творческая мастерская.

В урочной деятельности используются различные современные средства информации: Интернет, презентации, видеофильмы.

Работа с одарёнными детьми во внеурочной деятельности.

Участие в предметных неделях с активным привлечением одарённых детей.

Проведение конкурсов, интеллектуальных игр по предметам и направлениям, позволяющим обучающимся проявить свои способности.

Участие в школьных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах, олимпиадах.

Подготовка и участие обучающихся в школьных, муниципальных, региональных олимпиадах, конкурсах.

Привлечение к научно-исследовательской деятельности.

Участие в школьных, районных, региональных научно-практических конференциях.

Развитие детей через дополнительное образование.

Занятие внеурочной деятельностью: посещение кружков.

Основные формы работы с одаренными учащимися:

- групповые занятия;

- кружковая работа;

- занятия исследовательской и проектной деятельностью;

- участие в олимпиадах;

- участие в конкурсах;

- предметные недели;

- работа по индивидуальным планам.

Система работы по выявлению творческих способностей обучающихся

Система работы по выявлению творческих способностей обучающихся включает в себя следующие мероприятия:

- диагностику уровня развития творческих способностей (диагностика уровня творческого потенциала личности с помощью теста Э.Торренса), педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий;

- урочную деятельность и внеурочную деятельность: предметные недели, конкурсы творческих работ, олимпиады, викторины с метапредметным содержанием, решение проблемных ситуаций, практические работы, составление проектов, проведение самостоятельных исследований;

- взаимодействие с родителями с целью выявления способностей учеников и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию.

Способы развития способностей обучающихся к творческой деятельности:

- проектно – исследовательская деятельность;

- подготовка к олимпиадам и конкурсам по учебным предметам;

- смысловое чтение;

- работа с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами;

- подготовка сообщений;

-опыт публичных выступлений: выступление на уроке, на научно-практической конференции;

- конкурсы чтецов, конкурс сочинений, конкурсы предметной недели, творческие фестивали.

План работы по реализации программы

Содержание работы

Направление и формы

Сроки

1

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми

Внеурочная деятельность; организация познавательных мероприятий

сентябрь

2

Составление списка одаренных обучающихся

Диагностические работы, анкетирование

сентябрь

3

Планирование работы с одаренными детьми

сентябрь

4

Работа с учащимися.

Групповые занятия с одаренными детьми

в течение года

5

Участие в школьном и муниципальном турах олимпиад по русскому языку и литературному чтению

Консультации, выполнение олимпиадных заданий

октябрь- февраль

6

Участие в районных конкурсах творческих работ, конкурсах сочинений

Внеурочная деятельность; организация познавательных мероприятий

в течение года

Районный конкурс художественного слова «Благозвучная свирель»

Индивидуальные занятия

декабрь

7

Участие в НПК

Индивидуальные занятия с одаренными детьми

в течение года

Районная НПК «Первые шаги»

3-4 класс

ноябрь

Районная олимпиада младших школьников «Умники и умницы

4 класс

март

8

Участие во Всероссийских конкурсах

Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми

в течение года

«Русский медвежонок»

Индивидуальная работа, консультации

ноябрь

9

Участие в районном конкурсе «Диктант на «5»

Индивидуальная работа, консультации

март

10

Участие в предметной неделе по русскому языку и литературе

Индивидуальная работа, консультации

март

11

Участие одаренных детей в заочных олимпиадах, конкурсах, викторинах различного уровня

Индивидуальная работа, консультации

в течение года

12

Совместная работа со школьной библиотекой

Библиотечные уроки.

в течение года

13

Работа с родителями обучающихся

Тематические родительские собрания.

Консультации. Рекомендации по выбору кружков.

в течение года

14

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках .

Диагностические работы, анкетирование

в течение года

15

Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность.

Индивидуальная работа, консультации

в течение года

16

Поощрение одаренных детей

Грамоты, дипломы.

в течение года

17

Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на следующий учебный год

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)

 Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку(3-4 класс)

Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку для одаренных детей....

Программа работы с одаренными детьми.

Программа работы с одаренными детьми,способствующая  реализации творческогои интеллектуального  потенциала....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы с одаренными детьми. Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в...

программа работы с одаренными детьми

план работы, цели, задачи...

Программа работы с одаренными детьми 2 класс

Программа работы с одаренными детьми 2 класс...

Программа "Работа с одаренными детьми"

Программу  "Работа с одаренными детьми" можно использовать  в 1-4 классах....