Шахматы – эффективное средство повышения качества образования младших школьников
презентация к уроку

Игра в шахматы имеет высочайший обучающий потенциал, а значит, может быть использована в развитии познавательной активности младших школьников. Реализуя в образовательной организации программу внеурочной деятельности "Шахматная школа" - занятия по обучению игре в шахматы младших школьников, можно формировать дальнейший фундамент развития и обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon shahmaty.zip2.83 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шахматы – эффективное средство повышения качества образования младших школьников Учитель начальных классов МАОУ СОШ №19 г. Балаково Саратовской области Ерокина Ирина Петровна

Слайд 2

Игра в шахматы решает сразу несколько задач Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости. Развивает изобретательность и логическое мышление. Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской. Коррекционную: помогает гиперактивному активному стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Слайд 3

Что развивают шахматы: Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры, так как необходимо ориентироваться на существующее положение дел и динамичность развития партии. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии; Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно; Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум; Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности. Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту. Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;

Слайд 4

Что развивают шахматы: Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер; Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры; Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление; Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств.

Слайд 5

«Ни для кого не новость, что игра в шахматы напрямую связана с качеством образования наших детишек….» Васильева О.Ю. Российский политик , историк ,религиовед , Экс – министр просвещения РФ

Слайд 6

«Ребенку с плохой памятью трудно мыслить, соображать. Меня давно беспокоил вопрос, как укрепить, развить память детей, обогатить ее понятиями, истинами и обобщениями, которые всегда могли бы быть использованы в качестве орудия мышления… В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы». В.А. Сухомлинский

Слайд 7

Целями данного кружка являются: Обучить правилам игры в шахматы. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику. Кружок «Шахматная школа»

Слайд 8

Задачи: Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом. Научить ориентироваться на шахматной доске, правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, умение записывать шахматную партию. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур, с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

Слайд 9

«Волшебный мешочек»

Слайд 10

Фигуры Кол-во ходов максим. Кол-во ходов миним. Направ. движения максим. Направ. движения миним. Сила фигуры Пешка (4) 1 (3) 1 1 Конь 8 2 8 2 3 Слон 13 7 4 1 3,5- 4 Ладья 14 14 4 2 5 Ферзь 27 21 8 3 9 Таблица силы и ценности шахматных фигур

Слайд 11

« Шахматная репка» Посадим ―репку – клубок. Около него ребенок выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: дед – это король, бабка– ферзь, внучка – ладья, Жучка –слон, ,кошка – конь, мышка – пешка.

Слайд 12

«Шахматный теремок» Сделайте из деревянной шахматной доски "теремок". Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на "теремок" и уронить его, а остальные фигуры помогут "теремок" "построить" - поднять.

Слайд 13

«Шахматная лесенка» Расставить шахматные фигуры на ступеньки лестницы, соблюдая ценности фигур.

Слайд 14

«Шахматные выражения»

Слайд 15

«Живые шахматы» , « Городок »

Слайд 16

«Почтальон » В этой игре повторяется расположение фигур на доске. Фигуры заранее находят свои места на шахматном поле – это их расположение домов (адрес, где они живут). Один ребенок становится почтальоном и должен доставить фигурам письма по адресу. На письме написано адрес дома, а имя фигуры не называется. Почтальон по записи доставляет письмо и говорит, какая фигура там живет. Так игра продолжается до тех пор, пока не раздаст все письма. Затем меняются местами фигуры, почтальоном становится другой ребенок.

Слайд 17

« Шахматы …делают человека мудрее и дальновиднее… помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд…» В.В. Путин, Президент России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой...

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе...

Доклад на тему:"Применение ИКТ как средство повышения качества образования младших школьников "

laquo;Применение информационно – коммуникационных технологий. как средство повышения качества образования младших школьников». Совре...

«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»

Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра  и игровые технологии з...

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе.

Доклад выступления на школьном методическом объединении учителей начальных классов....

Презентация. "Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе"

Презентация. "Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе"...