Методический семинар на тему "Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников"
материал по теме

Стародубцева Елена Владимировна

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.49 МБ
Файл ikt_doklad.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Применение информационно – коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников» Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г. Лермонтова Стародубцева Елена Владимировна

Слайд 2

Актуальность выбранной темы Необходимость применения ИКТ в учебно – воспитательном процессе для реализации целей образования в начальной школе, а именно: - готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями - способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования

Слайд 3

Познавательная активность ребенка организует внимание, если изучаемый материал интересен

Слайд 4

Для достижения этих целей решаю следующие задачи: повышение уровня комфортности обучения; снижение дидактических затруднений обучения; повышение активности и инициативности . активизация познавательной деятельности учащихся; развитие мотивации к обучению; развитие информационного мышления; развитие навыков самоконтроля и самообразования Основными целями использования ИКТ считаю: повышение результативности обучения; повышение интеллектуального развития учащихся; эффективность образовательного процесса.

Слайд 5

Использование возможностей программ – приложений пакета Microsoft Office для создания разнообразных материалов

Слайд 6

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №1 1. Запиши слово, сделай запись звукового состава этого слова. коньки ____________________ 2. Составь предложение из этих слов. Желтые, березы, стали, листья, на. __________________________________ Запиши предложение, раздели слова на слоги и поставь ударение. 4. Вставь вместо точек буквы. В ж…вом уголке ж…ли уж… да еж… . 5. Вставь вместо точек буквы. Подбери проверочные слова. С…сна - _______________________ Сл…ды -_______________________ Горо… - _______________________ Черте… - ______________________ 6. Составь предложения по схеме. Запиши их. Кто? Что делает? ______________________ Какая? Что? Что делает? Где? ____________ 7. Раздели слова для переноса. Встреча, яма, тонна______________________ 8. Запиши слова по алфавиту Береза, тетрадь, медведь, собака, арбуз _______________________________________ Карточка 11. __________________________________________Фамилия, имя 1 . Подчеркни слова, в которых есть гласные, обозначающие два звука. Дождик на луже рисует картинку, Светлую, лёгкую – как паутинку. Если в неё заглянуть с высоты - То на картине появишься ты. А. Пинегин 2. Раздели слова на слоги. Запиши все возможные случай переноса. звенья ___________________________________________________ глотаю __________________________________________________ союзник - _________________________________________________ язык - ___________________________________________________ 3. Вставь пропущенные буквы. Измени слова по числам. Р…га - ______, эт…жи- _________, пч…ла-_________, …гла - _______. Тест по окружающему миру 3 класс « Три состояния воды » 1. Три состояния воды это: А) твердое, жидкое и газообразное Б) цвет, запах, форма 2. Вода, как и всякая другая жидкость: А) текуча Б) плавуча 3 . Свойства воды в жидком состоянии: А) имеет цвет, форму и запах Б) прозрачная, бесцветная, без запаха 4. Важное свойство воды, как жидкости: А) может растворять другие вещества Б) она растворяет другие жидкости 5 . Вода в твердом состоянии это _ А) лед и снег Б) облако и дождь 6. Снег имеет свойства А) не прозрачный, без запаха, рыхлый Б) прозрачный, без запаха, не тает 7. Превращение воды в пар называют: А) исчезновением Б) испарением

Слайд 8

Цель урока Деятельностная Образовательная

Слайд 9

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ: Тема Родники Басни И.А.Крылова Вспоминаем, закрепляем ! В еловом лесу. Какой лес называют еловым? Каковы особенности елового леса? Какие растения растут в ельнике и каковы их особенности? Какие животные обитают в еловом лесу и каковы их особенности? На организационном этапе На этапе актуализации знаний Проверка усвоения предыдущего материала

Слайд 10

Изучение нового материала Систематизация и закрепление материала Из каких басен строки? Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть. Случилось соловью на шум их прилететь . «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право сказки! Какие перышки! Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок!

Слайд 11

Учебные программы Программы – тренажеры

Слайд 12

Информационно – справочные программы Мультимедиа – учебники

Слайд 13

Работа с интерактивной доской

Слайд 14

Работа с ресурсами Интернет позволяет разнообразить виды учебной деятельности на уроке; возможность для профессионального роста учителя; открывает творческие возможности; позволяет использовать на уроке современные технические средства.

Слайд 15

Участие в интеллектуальных конкурсах Участие в международных дистанционных олимпиадах

Слайд 16

Проведение внеклассных мероприятий и классных часов Участие в фестивалях детского и юношеского творчества

Слайд 17

Проведение игр с использованием ИКТ

Слайд 18

Учебное и социальное проектирование

Слайд 19

Повышение качества знаний Мониторинг участия в интернет-конкурсах Мониторинг овладения ИКТ учащихся

Слайд 20

Литература 1. http://nsportal.ru/ 2. http://festival.1september.ru/primary-school/ 3. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000гг.-М.: 2000. -168с. 4. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе: Материалы научно-практической конференции.-2000г. 5. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. // Начальная школа. №1. 2008. 6. Юркина С.В. «Использование ИКТ в начальной школе»//http://festival.1september.ru/articles/565527/ 7. Яковлев А.И. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» //http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0



Предварительный просмотр:

Методический семинар на тему

«Применение информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества образования младших школьников»

2 слайд

 Обоснование актуальности выбранной темы

Сегодня современное образование – это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. 
Определяющим условием своего совершенствования как педагога считаю стремление к обновлению подходов и форм обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями. Успешное усвоение учебного материала происходит, если учебный процесс организован с учетом развития познавательной деятельности обучающихся.

3 слайд

Познавательная активность ребёнка организует внимание, если изучаемый материал интересен, а значит, и уроки должны быть интересным и разнообразными. Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования в учебно-воспитательном процессе ИКТ.

4 слайд

 Цели использования ИКТ в начальной школе

Основной идеей использования информационных технологий считаю стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность.

Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования. 

Для достижения этих целей решаю следующие задачи:

  • активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитие мотивации к обучению;
  • развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;

  • развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • повышение уровня комфортности обучения;
  • снижение дидактических затруднений учащихся;
  • повышение активности и инициативности на уроке и во внеурочной деятельности.

Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных учителю. 

5 слайд
Применение информационных технологий осуществляю по следующим направлениям:

 Использование возможностей программ-приложений пакета Microsoft Office: (Word, Excel, Power Point, Publisher) для создания разнообразных материалов

6 слайд

Это оформление учебно-методической документации – тематическое и поурочное планирование, раздаточный и дидактический материал, мониторинг результативности обучения и воспитания, создание тестовых работ, и т.д.

7 слайд
Программа Microsoft Power Point позволяет создавать презентации, тесты, игровые задания по различным темам; монтировать отдельные слайды, добавлять к ним разные схемы, рисунки, графические элементы, клипы. При их показе широко использую анимационные, звуковые эффекты. 
Презентация дает мне возможность скомпоновать учебный материал исходя из особенностей моего класса, темы, предмета, что позволяет мне построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структуру урока принципиально не изменяю. В нем по-прежнему сохраняю все основные этапы, изменяю только их временные характеристики. Этап мотивации увеличиваю, как необходимое условие успешности обучения.

С помощью презентации использую разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

8 слайд

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует целям урока:

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов

Образовательная цель: выявление теоретических основ, построение содержательно – методических линий

9 слайд

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ:

1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.

2. На этапе актуализации знаний организую мотивационно-познавательную деятельность учащихся, формирую заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

10 слайд

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.

 Работа с различными видами компьютерных программ, применение электронных образовательных ресурсов, работа с интерактивной доской, ресурсами Интернет как универсальных средств обучения, способных значительно повысить его эффективность и качество

В педагогической деятельности использую различные виды компьютерных программ:

11 слайд

1. Учебные программы использую преимущественно при усвоении новых знаний.

2. Программы-тренажёры использую для формирования и закрепления умений и навыков учащихся.

12 слайд

3. Информационно-справочные программы использую для вывода необходимой информации, пользуясь образовательными ресурсами Интернета.

4. Мультимедиа-учебники использую как уникальный инструмент для создания модели урока.

Этот богатый набор образовательных ресурсов позволяет мне более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке, создавать проблемные ситуации, что активизирует познавательную деятельность учащихся, проводить уроки на высоком эстетическом уровне, индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

13 слайд

Работа с интерактивной доской создает устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогает творчески решать учебные задачи, тем самым, развивает образное мышление учащихся. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их.

14 слайд

Работа с ресурсами Интернет:

  • позволяет разнообразить виды учебной деятельности на уроке (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
  • дает возможности для профессионального роста учителя;
  • открывает творческие возможности по подбору и использованию дидактического материала;
  • позволяет использовать на уроке современные технические средства.

Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где информационные технологии нашли самое широкое применение:

15 слайд

 Участие в дистанционных интеллектуальных конкурсах: «Русский медвежонок» , «Кенгуру», «Золотое руно», «КИТ», «ЧИП»

Участие в международных дистанционных  конкурсах: «Инфоурок» , «Новый урок».

 16 слайд

Участие   в фестивалях детского и юношеского творчества: «Южный полюс» , «Апельсин»,  «Звезды нового века»

Проведение внеклассных занятий, классных часов

17 слайд

Проведение игр с использованием компьютерных технологий

18 слайд


Ученики активно участвуют в учебном и социальном проектировании. Представляют свои работы на школьных конференциях, удачно их защищают.

Результатом применения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе являются:

  • позитивная динамика изменения мотивации учащихся:
  • позитивная динамика показателей знаний обучающихся
  • позитивная динамика количественных и качественных показателей участия детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня.


Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряжённая мыслительная деятельность, серьёзная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.

19 слайд

В 2013 -2014 учебном году качество знаний повысилось на 10%, на конец 2014 года на 7%.

В 2012 - 2013 учебном году (1 класс) 22% учащихся было заинтересовано в участии в интернет – конкурсах, в 2013 – 2014 учебном году (2 класс) 48% учащихся, в 2014 – 2015 учебном году – 74% заинтересовалось участием в интернет – конкурсах различного уровня.

Овладение ИКТ учащимися с 2012 года возросло с 10%  до 62%.

20 слайд

Литература

  1. http://nsportal.ru/

          2. http://festival.1september.ru/primary-school/

     3. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000гг.-М.: 2000. -168с.

      4. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе: Материалы научно-практической конференции.-2000г.

     5. Захарова Н. И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. // Начальная школа. №1. 2008.

     6. Юркина С.В. «Использование ИКТ в начальной школе»//http://festival.1september.ru/articles/565527/

     7. Яковлев А.И. «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» //http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Информационно - компьютерные технологии как средство повышения качества знаний младшего школьника.

Процесс информатизации современного общества  диктует необходимость применения информационных компьютерных технологий в школьном образовании.  Внедрение информационных  технологий в раб...

Исследовательская технология как фактор повышения качества образования младших школьников в области краеведения

В данной статье приводятся примеры использования игровой технологии, технология Web Quest, геокешинг в области краеведения...

Доклад на тему:"Применение ИКТ как средство повышения качества образования младших школьников "

laquo;Применение информационно – коммуникационных технологий. как средство повышения качества образования младших школьников». Совре...

«Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников»

Моё выступление «Использование игровых технологий на уроках, как средство повышения качества образования младших школьников", оно направлено на то,что игра  и игровые технологии з...

Доклад «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики для повышения качества образования младших школьников с легкой умственной отсталостью»

Обучение младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках математики требует специального подхода и индивидуального подбора материала и методов обучения....