Доклад на родительское собрание по теме "Кто такой учитель-дефектолог?"
материал (1 класс)

В.Светлана

Зачастую родители не понимают и бояться слова "дефектолог", "адаптированная программа", "ЗПР", "ОВЗ" и т.п. Есть хорошая возможность познакомить родителей со спецификой своей работы «Кто такой учитель-дефектолог? »

Учитель-дефектолог — это профессионал, который помогает детям с особенностями развития (речевыми, интеллектуальными, эмоциональными) преодолевать трудности в обучении и социализации. В докладах раскрываются ключевые аспекты моей работы:

  • Цели деятельности: коррекция нарушений, адаптация учебных программ, развитие навыков, необходимых для успешной интеграции в образовательную среду.

  • С какими детьми работаю: с ЗПР, дислексией, дисграфией, нарушениями слуха, зрения и другими особенностями.

  • Методы работы: игровые тренинги, индивидуальные занятия, взаимодействие с родителями и педагогами.

Вы узнаете, как дефектолог выявляет причины учебных проблем, создаёт условия для раскрытия потенциала ребёнка и почему его поддержка критически важна на ранних этапах обучения. Доклад адресован родителям и педагогам, заинтересованным в понимании механизмов помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie_1.docx21.4 КБ
Файл rodit.sobr_.docx20.52 КБ
Файл rod.sobr_._2_kl.docx17.05 КБ
Файл rod.sobranie_oznakomitelnoe_1.pptx1.42 МБ
Файл rodit.sobranie.pptx459.9 КБ
Файл rodit.sobranie_2_kl.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Кто такой учитель-дефектолог?

Работая учителем-дефектологом, я столкнулась с некоторой проблемой. Проблема заключается в выражении - «Никто не знает, кто такой дефектолог, но все знают, с кем он должен заниматься». Когда речь заходит об учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику. Они начинают возмущаться - «Какой еще дефектолог! У моего ребенка нет никаких дефектов! Он у нас нормальный!» Многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь.

В связи с чем я хотела бы рассказать вам о своей профессии и в чем она заключается.

Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?

Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей, которые по различным причинам испытывают трудности в усвоении учебной программы. Хочу обратить внимание, что работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Чем же конкретно занимается дефектолог?

  1. Работа начинается с диагностики, которая проводится в начале и конце учебного года и осуществляется только по запросу педагогов или родителей, поскольку для диагностики нужны обоснования.
  2. Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы,
  3. На основании проведенной диагностики составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который включает в себя проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка.
  6. А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целю работы учителя-дефектолога, если сказать своими словами, является коррекция пробелов в развитии.

Задачами учителя-дефектолога является развитие у ребенка всех познавательных функций (памяти, внимания, мышления, восприятия, речи, воображения), а так же последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи, в соответствии с возрастными показателями.

Работа учителя-дефектолога содержит много направлений, основными из которых являются следующие:

1 блок - «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением которого является коррекция скоординированных действий ребенка, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. (Использования приемов пальчиковой гимнастики, нейропсихологических упражнений как например «кулак-ребро-ладонь», перекатывание мяча, су-джок гимнастика и др.)

2 блок - «развитие пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-х мерное пространство». При нарушении пространственно-временных отношений могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. (Используются игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве «Что изменилось?», игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги) «Составь маршрут», игры на восприятие пространственных отношений между предметами (умения определять свое местоположение по заданным ориентирам, умения определять пространственное положение предмета), игры для развития и уточнения временных представлений «Догадайся, какое время года?», «Закончи предложение».

Если сегодня понедельник, то завтра будет... Если сегодня суббота, то завтра будет…

Игры на формирование ориентировки «на себе»; освоение «схемы собственного тела» - игра «Рот нос голова уши щеки лоб глаза»)

3 блок - «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, внимание. (кроссворды, ребусы, "лишний предмет", "раздели на группы", "нелепицы", «исправь ошибки», «воспроизведение рассказа» «составление фразы из четырех слов», «сравнение понятий», «простые аналогии» и мн.др.)

4 блок - «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это тоже очень важное направление, так как оно является предпосылкой развития математического навыка (ученики 1 кл.)

5 блок - «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и, конечно, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной. (Так же с помощью картин сюжетного содержания для расширения представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности по таким темам как «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Птицы», с помощью составления интеллект-карт).

6 блок - «готовность к восприятию учебного материала». Этот блок направлен на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала. (Создание проблемной ситуации, способ, основанный на включении в данный процесс компонентов соревновательной деятельности).

7 блок - «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен, в основном, на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у них формируются те знания и умения, которые помогают усвоить учебный материал. (Организация учебной деятельности)

Как видно из вышесказанного, учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Он, прежде всего, корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за не сформированности пространственных представлений вытекают трудности письма и чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), так и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).

Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся принадлежит к «вечным» проблемам школьной жизни, но при создании определенных условий – вполне решаемой проблемой.

Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это своевременно выявленная проблема трудности в обучении и ее коррекция.

Среди детей с трудностями в обучении были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь, Чехов. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с такими детьми не всё обстоит просто и однозначно.

Вот вам задачка.

Как вы думаете, есть смысл учить футболиста точно бить в ворота, давать пас, если он не может 90 минут пробегать по полю?

Конечно, НЕТ. И перед тренировкой специализированных навыков такого игрока, подтягивают его общую физическую подготовку. Его нужно обязательно научить выдерживать 90 минут бега по полю и только после этого есть смысл учить его финтам и ударам. С памятью, вниманием и мышлением (их еще называют когнитивными) - тоже самое. Какой смысл учить ребенка математике или чтению, если у него проблемы с памятью и вниманием? После того как эти навыки подтянуться, то и усвоение предметов пойдет значительно легче.

В своей работе я использую нейроигры, нейроупражнения, нейродорожки, графомоторные дорожки, интеллект-карты, метод «Рыба - фишбоун», визуальный способ запоминания стихотворения, зашумленное чтение, чтение задом наперед и другие задания на развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, мышления и обогащение словарного запаса.

За недолгое время наблюдается динамика в развитии познавательной деятельности, развития внимания, памяти. Дети начинают рассуждать, строить логические цепочки.



Предварительный просмотр:

Слайд 1 Часто бывает, что одна из школьных проблем - успеваемость ребенка становится для родителей совершенно неразрешимой.

Представьте себе, что вам на работе дали задание, которое вы никогда раньше не делали, и, если вы в самом начале не смогли в нем разобраться, то, сколько бы вас кнутом и пряником не погонял начальник, работа с места может так и не сдвинуться, либо вы ее сделаете с ошибками.

В учебе, происходит так же (особенно у первоклассников). Если ребенок не понял какую-то вещь в самом начале, то дальше непонимание предмета будет только расти и собираться как снежный ком. Если у ребенка проблемы с учебой, проще всего надавить на него, говоря «учи», но правильнее будет узнать «почему?» Ребенок может просто не доучить, тогда проблема решаема тем, что он дополнительно посидит над уроками, но могут быть и другие причины. Ребенок может что-то не понимать, проблемы с предметом могут быть из-за того, что у него не хватает навыков: он медленно пишет, плохо читает, или запоминает, у него нарушено внимание и, тогда работать надо с улучшением этих навыков, а не с учебным предметом.

Слайд 2 Учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении, для улучшения тех самых навыков. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей. Учитель-дефектолог очень важен для детей, у которых медленно развиваются мышление, память, внимание. Эти трудности можно преодолеть с помощью специальных занятий. Основная работа дефектолога заключается в том, чтобы как можно раньше выявить такие особенности у ребёнка, помочь ему справиться с трудностями и создать подходящие условия для его обучения. Если вовремя начать коррекцию, то многие проблемы можно значительно уменьшить. Процесс этот является трудоемким и длительным.

Какой смысл учить ребенка математике или чтению, если у него проблемы с памятью и вниманием? После того как эти навыки подтянуться, то и усвоение предметов пойдет значительно легче.

Слайд 3. Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку. Занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.

Например, при решении задачи, из-за несформированности познавательных учебных действий, а именно невозможности выделить существенное в условии, дети, испытывающие трудности в обучении совершают необдуманные, случайные действия с числами, опираются на «выхваченные» из условия задачи слова-ориентиры. Так, например, если в задаче есть слова больше или вместе, они решают ее сложением, не анализируя содержания задачи в целом. Дефектолог с детьми разбирает задачу. Предлагаемые детям вопросы должны в определенной последовательности раскрывать структуру задачи.

Или, у ребенка может наблюдаться нехватка произвольного внимания, что приводит к трудностям в усвоении учебного материала, особенно в первых классах. Учитель-дефектолог в таких случаях работает над развитием внимания с помощью специализированных игр и упражнений, которые учат ребенка сосредотачиваться на заданиях и выполнять их аккуратно.

В работе дефектолог использует групповые и индивидуальные формы занятия. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие трудности и подобрать действенные методы и приемы для их преодоления.

Если, так случилось, что в развитии ребенка есть проблемы, то важно найти пути решения. Нужно не смиряться с проблемой, а принять ее и начать работу в соответствии с корректирующей стратегией, которую определяет дефектолог. Родители должны задаться вопросом: «Что я могу сделать?»

Слайд 4-5 Обратите внимание на слайд. В первой колонке примерные трудности, которые могут быть, во второй колонке помощь учителя-дефектолога, в третьей колонке – помощь, которую могут оказать родители. Здесь помощь родителей рассматривается не как отдельная история, а помощь вкупе с учителем-дефектологом. Совместная помощь. То есть важно помочь ребенку со всех сторон: и в школе, и дома.

Важно прислушаться к советам специалистов, не откладывать решение проблемы, проблемы, как и болезнь не проходят сами по себе, лучше предупредить, чем потом ее лечить.

Слайд 6-8 Мы используем разнообразные методы, включая игровые технологии и практические занятия, которые помогают повысить интерес к учебе и развить необходимые навыки. Важно создать комфортную атмосферу, где ваш ребенок сможет чувствовать себя уверенно

Заключение: Трудности в обучении - это не приговор. С помощью учителя-дефектолога и вашей поддержки дети имеют все шансы на успешное обучение и развитие. Давайте работать вместе, чтобы создать для них лучшие условия!



Предварительный просмотр:

Слайд 2 Коррекционно-развивающее обучение в общеобразовательных учреждениях – это система, которая помогает детям с ограниченными возможностями здоровья учиться индивидуально. Она основывается на комплексном подходе к образованию, который учитывает цели, задачи и содержание обучения. Важной частью этой системы является диагностика и коррекция недостатков развития, что позволяет выявить сложности и предложить эффективные решения. Основное внимание уделяется развитию общих учебных способностей детей.

Слайд 3 При этом используется личностно-ориентированный подход, который учитывает индивидуальные особенности каждого ученика. Это означает, что обучение строится с учетом личных интересов и потребностей детей, что способствует лучшему усвоению материала и повышению мотивации к учебе. Таким образом, коррекционно-развивающее обучение создает условия для того, чтобы каждый ребенок мог реализовать свой потенциал и достичь успехов в учебе, несмотря на имеющиеся трудности.

Проблемы с успеваемостью ребенка в школе – это настоящий вызов для многих родителей, сравнимый с решением сложнейшей профессиональной задачи. Представьте, что вы – опытный инженер, работающий над новым проектом, включающим в себя технологии, с которыми вы никогда не сталкивались. Даже с полной самоотдачей и под давлением руководства, не понимая фундаментальных принципов, вы будете лишь наступать на одни и те же грабли, увеличивая вероятность ошибок и затягивая сроки. Аналогично, родитель, столкнувшись с трудностями в обучении своего ребёнка, часто оказывается дезориентированным, не зная, с чего начать и к кому обратиться. Вместо конструктивного решения проблемы, возникает чувство беспомощности, переходящее в тревогу и даже отчаяние. Это, в свою очередь, негативно влияет на отношения в семье и создает дополнительный стресс как для родителя, так и для ребенка. Рассмотрим типичные сценарии. Ребенок может испытывать трудности из-за недостатка мотивации, обусловленного неправильным подходом к обучению или проблемами с самооценкой. Возможно, учебная программа слишком сложна для его уровня развития, или же существуют невыявленные обучающие трудности, такие как дислексия, дискалькулия или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Поэтому крайне важно систематически подходить к решению проблемы. Прежде всего, необходимо установить причину плохой успеваемости. Только комплексный подход, объединяющий внимание к причинам проблемы, поддержку ребенка и профессиональную помощь, позволит преодолеть трудности и достичь положительных результатов.

Слайд 4 Учитель-дефектолог очень важен для детей, у которых медленно развиваются мышление, память, внимание. Эти трудности можно преодолеть с помощью специальных занятий. Основная работа дефектолога заключается в том, чтобы как можно раньше выявить особенности у ребёнка, помочь ему справиться с трудностями и создать подходящие условия для его обучения. Если вовремя начать коррекцию, то многие проблемы можно значительно уменьшить.

Слайд 5 Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку. Занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.

Например, при решении задачи, из-за несформированности познавательных учебных действий, а именно невозможности выделить существенное в условии, дети, испытывающие трудности в обучении совершают необдуманные, случайные действия с числами, опираются на «выхваченные» из условия задачи слова-ориентиры. Так, например, если в задаче есть слова больше или вместе, они решают ее сложением, не анализируя содержания задачи в целом. Дефектолог с детьми разбирает задачу. Предлагаемые детям вопросы должны в определенной последовательности раскрывать структуру задачи. Обратить внимание на слайд

Или, у ребенка может наблюдаться нехватка произвольного внимания, что приводит к трудностям в усвоении учебного материала, особенно в первых классах. Учитель-дефектолог в таких случаях работает над развитием внимания с помощью специализированных игр и упражнений, которые учат ребенка сосредотачиваться на заданиях и выполнять их аккуратно.

В работе мы используем групповые и индивидуальные формы занятия. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие трудности и подобрать действенные методы и приемы для их преодоления.

Мы используем разнообразные методы, включая игровые технологии и практические занятия, которые помогают повысить интерес к учебе и развить необходимые навыки. В работе с детьми помогает применение нашего интерактивного комплекса. Развивающие занятия для младших школьников представляют собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации, расширению общей осведомленности об окружающем мире. Важно создать комфортную атмосферу, где ваш ребенок сможет чувствовать себя уверенно.

Результаты детей, занимающихся по адаптированной программе показывают положительную динамику некоторых показателей познавательной сферы.

Отмечается положительная динамика в:

- развитии тонкой моторики рук;

- совершенствовании зрительного восприятия и зрительной памяти;

- развитии графических движений, зрительно- моторных координаций (усовершенствованы графические навыки и мелкая моторика);

- развитии зрительного и пространственного восприятия, зрительной памяти;

- развитии речи (пополнение словаря, формирование обобщающих понятий);

- формировании элементарных математических представлений;

-формировании у детей логического мышления, памяти и внимания;

- развитии познавательной активности и расширении кругозора детей.

Заключение: Уважаемые родители, если вы видите, что ребенок неуспешен в учебе, нужно не смиряться с проблемой, не откладывать решение проблемы, проблемы, как и болезнь не проходят сами по себе, лучше предупредить, чем потом ее лечить. Трудности в обучении - это не приговор. С помощью учителя-дефектолога и вашей поддержки дети имеют все шансы на успешное обучение и развитие. Давайте работать вместе, чтобы создать для них лучшие условия!

Смешанная дисграфия –у ребенка не сформирован не один, а несколько навыков письменной речи. Например, чтобы ребенок не менял одну букву на другую, логопед развивает отдельные фонемы, а для освоения правильного написания букв – формирование зрительного анализа и синтеза – работа дефектолога.

Далее, на фото видим примеры на умножение. После специальных занятий упражнений и игр на развитие памяти, внимания и логического мышления – есть результат.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя образовательная школа №5 Дефектологическая помощь: виды, результаты Учитель-дефектолог: Васильева Светлана Владимировна 2023 год

Слайд 2

Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей, которые по различным причинам испытывают трудности в усвоении учебной программы. Чем занимается дефектолог? Диагностика Выявление трудностей и проблем в усвоении учебного материала Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы на каждого ребенка или на группу детей. Осуществление коррекционного процесса, который включает в себя проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Параллельно с коррекцией осуществление динамического наблюдения за всем учебным процессом ребенка. Консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам. Кто такой дефектолог?

Слайд 3

Направления работы учителя – дефектолога: 1. Развитие психомоторики и сенсорных процессов: Пальчиковая гимнастика «Кулак-ребро-ладонь» - нейропсихологические упражнения Су-джок гимнастика 2. Развитие пространственно-временных отношений: «Что изменилось?» «Составь маршрут» «Догадайся, какое время года?» «Закончи предложение» Если сегодня понедельник, то завтра будет... Если сегодня суббота, то завтра будет… Игра «Рот нос голова уши щеки лоб глаза»

Слайд 4

3. Умственное развитие: Кроссворды Ребусы «Лишний предмет" «Анаграммы" «Нелепицы" « Исправь ошибки» «Воспроизведение рассказа» «Сравнение понятий» « Простые аналогии» 4. Формирование представлений о предметах и явлениях: Игры, с помощью которых формируется умение выделять главные признаки предметов , явлений. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Слайд 5

5. Обогащение словаря и развитие связной речи: 6. Готовность к восприятию учебного материала - создание проблемной ситуации, способ, основанный на включении в данный процесс компонентов соревновательной деятельности. 7. Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала – организация учебной деятельности.

Слайд 6

В своей работе я использую: нейроигры , нейроупражнения , нейродорожки , графомоторные дорожки, интеллект-карты , метод «Рыба - фишбоун », визуальный способ запоминания стихотворения, зашумленное чтение, чтение задом наперед и мн.др.

Слайд 7

Результаты: 1. Закрепление навыков счета без помощи «выручалочек». 2. Развитии познавательной деятельности. 3. Развитие внимания, памяти. 4. Научились анализировать, классифицировать, обобщать. 5. Учатся рассуждать, строить логические цепочки. Интеллект-карта Метод «Рыба» - Фишбоун

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Индивидуальная и подгрупповая работа учителя дефектолога с детьми, испытывающими трудности в обучении Учитель-дефектолог: Васильева Светлана Владимировна 2025 год

Слайд 2

Кто такой дефектолог? Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей, которые по различным причинам испытывают трудности в усвоении учебной программы. Чем занимается дефектолог? Диагностика (помощь в выявлении причин трудностей ребенка). Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы на каждого ребенка или на группу детей (создание соответствующей образовательной программы, учитывающей уникальные потребности ребенка). Осуществление коррекционного процесса, который включает в себя проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий (проведение занятий, направленных на развитие навыков и умений, необходимых для успешного обучения). Параллельно с коррекцией осуществление динамического наблюдения за всем учебным процессом ребенка. Консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам (помощь и советы по работе с детьми в домашних условиях).

Слайд 3

Специальные условия: 1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. 2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. 3.Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек. 4. Вариативные приемы обучения: Поэлементная инструкция. Повтор инструкции. Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные). Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Речевой образец. Демонстрация действий. Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные). Подбор по аналогии. Подбор по противопоставлению. Чередование легких и трудных заданий (вопросов). Совместные или имитационные действия. Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег). Создание проблемных ситуаций. Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания. Обращение к товарищу с вопросами. Работа со словарями на время. Сравнение (чем похожи и чем отличаются). Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?). Найди ошибку. Группировка по общности признаков. Исключение лишнего. Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий. 5. Введение физ.минуток через 15-20 минут занятия. 6. Создание ситуации успеха на занятии. 7. Благоприятный психологический климат на уроке.

Слайд 4

Помощь ребенку, испытывающему трудности в обучении Трудности обучения Помощь учителя-дефектолога Помощь родителей Плохой почерк, двигательная неловкость, несобранность Специальные упражнения (пальчиковая гимнастика, мозговая гимнастика) Спортивные упражнения, занятия танцами, игра на фортепиано, лепка, рисование. Плохая ориентация в пространстве, путают право-лево, счет дается с трудом. Специальные упражнения на временные и пространственные последовательности, ориентацию на листе бумаги. Часы. Употребление предлогов. Воображение – слово наоборот. Цифра – до и после названной и т. д. Конструкторы, разрезные картинки, рисунки, симметричные узоры, разнообразные орнаменты. Плохая память Повторение слогов, слов, фраз. Запоминание смысловых рядов. Расположение фигур. Образное представление того, что требуется запомнить, создание рисунков, отражающих выучиваемый материал. Игра «Ассоциации», « Мемори ».

Слайд 5

Нарушения внимания, отвлекаемость, импульсивность, «не сидит на месте» Специальные упражнения на концентрацию внимания, любые игры с четкими правилами. Старайтесь придерживаться четкого распорядка дня. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны занятия спортом, длительные прогулки, игры на свежем воздухе. Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя". Старайтесь говорить сдержанно и спокойно. Плохо развита речь, не умеют пересказывать Развитие диалога, «интервью». Скороговорки, игры в слова, угадывание слов по признакам, обобщающие слова, противоположности. Совместное чтение, домашний театр. Не понимают материал, плохо успевают по основным предметам Развивающие занятия пробуждающие в нем вкус к умственной деятельности. Поощрять увлечения ребенка, развивать его интерес. Не проявлять недовольство по поводу учебной неуспешности ребенка. Принимать личность ребенка в целом, продолжая его любить и поддерживать.

Слайд 6

Опыт работы: Решение задач

Слайд 7

Игра «Исправь ошибку» Интерактивная игра «Грамматическая арифметика»

Слайд 8

Запоминание стихотворения Закрепление временных представлений Развитие техники чтения

Слайд 9

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» Индивидуальная и подгрупповая работа учителя дефектолога с детьми, испытывающими трудности в обучении Учитель-дефектолог: Васильева Светлана Владимировна 2025 год

Слайд 2

Кто такой дефектолог? Дефектолог - это специалист, который занимается развитием, обучением и воспитанием детей, которые по различным причинам испытывают трудности в усвоении учебной программы. Чем занимается дефектолог? Диагностика (помощь в выявлении причин трудностей ребенка). Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы на каждого ребенка или на группу детей (создание соответствующей образовательной программы, учитывающей уникальные потребности ребенка). Осуществление коррекционного процесса, который включает в себя проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий (проведение занятий, направленных на развитие навыков и умений, необходимых для успешного обучения). Параллельно с коррекцией осуществление динамического наблюдения за всем учебным процессом ребенка. Консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам (помощь и советы по работе с детьми в домашних условиях).

Слайд 3

Специальные условия: 1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. 2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. 3.Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек. 4. Вариативные приемы обучения: Поэлементная инструкция. Повтор инструкции. Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные). Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Речевой образец. Демонстрация действий. Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные). Подбор по аналогии. Подбор по противопоставлению. Чередование легких и трудных заданий (вопросов). Совместные или имитационные действия. Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег). Создание проблемных ситуаций. Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания. Обращение к товарищу с вопросами. Работа со словарями на время. Сравнение (чем похожи и чем отличаются). Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?). Найди ошибку. Группировка по общности признаков. Исключение лишнего. Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий. 5. Введение физ.минуток через 15-20 минут занятия. 6. Создание ситуации успеха на занятии. 7. Благоприятный психологический климат на уроке.

Слайд 5

Опыт работы: Решение задач

Слайд 6

Письмо Таблица умножения

Слайд 7

Использование интерактивного комплекса

Слайд 8

Игра «Исправь ошибку» Интерактивная игра «Грамматическая арифметика»

Слайд 9

Запоминание стихотворения Закрепление временных представлений Развитие техники чтения

Слайд 11

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклады для родительских собраний

Тексты докладов для родительских собраний в 1-ом классе 2010-2011уч.г....

доклад на родительском собрании в первом классе режим дня в жизни школьника

данный материал использовался при выступлении на собрании с родителями будущих первоклассников...

Доклад к родительскому собранию - Воспитание ненасилием в семье .

Познакомить с отношениями  между детьми и родителями в семье ученика ......

Доклад на родительском собрании. 3 класс."Мой ребёнок становится трудным".

Перед собранием было проведено анкетирование детей. На собрании родители тоже заполнили анкеты. Затем вместе обсуждали анкеты и проблемы, возникшие в некоторых семьях, и находили нужное их решение....

Доклад для родительского собрания Родители -советчики, родители - друзья

в докладе расскрывается роль родителей в воспитании детей....

"Почему ребёнок плохо учится" - доклад на родительском собрании.

Доклад для родительского собрания на тему "Почему ваш ребёнок плохо учится". Поднимается вопрос о качестве знаний, особенно в подростковом возрасте. Также используется презентация, где показывается ре...