Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Почемучка» на 4 года для1-4 А класса
рабочая программа (4 класс)
Программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий. Рассчитана для организации занятий по общеинтеллектуальному направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части учебного плана образовательного учреждения.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Данная программа помогает приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научит наблюдать, делать выводы, помогает сформировать духовно-нравственные ценности, такие как любовь к России, своему народу, своему краю, уважение к родителям, стремление к познанию и истине.
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по предмету окружающий мир, расширяя и обогащая его.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 229 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 31 имени А. М. Ломакина»
Рассмотрено Принято Утверждено
на заседании методического на заседании педагогического приказом директора
совета школы совета школы МБОУ «Средняя
протокол №_______ протокол №_______ общеобразовательная
от «______»______________20___г. от «_____»_____________20___г. школа № 31 имени А. М. Ломакина»»
Председатель Председатель №________
методического совета школы педагогического совета школы от «___»_________20__г
____________И. Н. Киселёва _____________В.А.Болокина __________Е. Н. Соклаков
Программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
по курсу «Почемучка»
на 4 года
для1-4 А класса
Разработала: Голобокова О.А.,
учитель высшей квалификационной категории
Курск, 2019 г.
Пояснительная записка
Программа разработана с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования, программы формирования универсальных учебных действий. Рассчитана для организации занятий по общеинтеллектуальному направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части учебного плана образовательного учреждения.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Данная программа помогает приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научит наблюдать, делать выводы, помогает сформировать духовно-нравственные ценности, такие как любовь к России, своему народу, своему краю, уважение к родителям, стремление к познанию и истине.
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программы по предмету окружающий мир, расширяя и обогащая его.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Общая характеристика программы.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания, приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создание для них условий, способствующих развитию их исследовательских умений.
.
Задачи программы:
- формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков обучающихся;
- ознакомить с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;
- формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований,
- организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
- развитие личности младшего школьника;
- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
- формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом;
- расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие их воображения и эмоциональной сферы;
- укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
- развивать творческое, критическое мышление, умение работать с различными источниками информации и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативное, бережное отношение к Родине, своему краю, семье.
Основные понятия: Внеурочная деятельность различных направлений служит продолжением урока и предусматривают участие учащихся в работе.
В ходе решения системы образовательных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
Курс «Почемучка» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, соревнований ,обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов и т.д. Образовательная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 4-х учебных лет.
Сроки реализации программы.
- 1 год обучения – 33 часа;
- 2 год обучения – 34 часа;
- 3 год обучения – 34 часа;
- 4 год обучения – 34 часа;
Итого – 135 часов.
Планируемые результаты освоения программы.
В результате изучения курса обучающийся научится:
• различать объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека,
• различать прошлое, настоящее, будущее;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе.
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, общества, страны.
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий.
Личностные
Обучающийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
Регулятивные
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на конференции.
Содержание программы:
1 год обучения (33 ч.)
1.Введение (1 ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
Тайны за горизонтом (4 ч)
Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце?
Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?
Почему люди не летают?
Крокодилы.
Какое животное первым появилось на суше?
Как черепахи дышат под водой?
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический, геологический или краеведческий музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Когда были открыты драгоценные камни?
Что такое песок?
Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?
Как образуется золото?
4. Загадки растений (5 ч).
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.
Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.
Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)
Почему крапива жжется?
Как растет банановое дерево?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (3 ч).
Потомки волка.
Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.
Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.
Как пауки плетут свою паутину?
Что происходит с пчелами зимой?
Правда ли что у многоножки сто ног?
Охрана насекомых.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?
Каково происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю? Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. Растения-рекордсмены (1 ч).
Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
2 год обучения (34 ч.)
1. Тайны за горизонтом (4 ч).
Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде?
Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы?
Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Разнообразие камней. Айсберг.Что такое коралловый остров?
Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
4. Загадки растений (5 ч).
Растения -путешественники?(Что такое эвкалипт?)
Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Почему оливу называют деревом мира?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (3 ч).
«Речные лошади»(бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Томской области. Разумные дельфины.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Обладают ли кузнечики слухом?
Почему комар считается злейшим врагом человека?
Муравьи и их квартиранты.
Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Что такое ракушка-прилипала?
Как передвигается осьминог?
Что такое насекомоядные растения?
Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?
Может ли вода течь в гору?
Почему некоторые животные выглядят как растения?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
Животные-рекордсмены (1 ч).
Интересные сведения о животных и их особенностях
Заключение (2 ч)
Что мы узнали и чему научились за год
3 год обучения (34 ч.)
Тайны за горизонтом (4 ч).
Атлантида – сказка или реальность. (2ч.) Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
4. Загадки растений (5 ч).
Какой цветок обманывает пчёл? Какой цветок плохо пахнет?Чем «стреляет огурец? Какие семена умеют плавать?
Что такое грибы? Почему «пылит» гриб-дождевик?Какие растения похожи на камушки? Каким растениям обязательно нужна компания?
Какое растение имеет собственный бассейн? Какое растение душит в своих «объятиях»?
5. Эти удивительные животные (3 ч).
Как животные сажают растения?У каких животных скелет снаружи? Какие животные «нюхают» языком?Как летучие мыши видят в темноте?
У какой птицы глаза на затылке?
6. Планета насекомых (4 ч).
Что делают летом пчёлы?Какое растение питается насекомыми? … обманывает мух?Насекомые – вредители.Опасные насекомые.
7.Загадки под водой и под землей (6 ч).
Земля круглая … или не совсем? Из чего состоит Земля? Какие горы «дышат» огнём? Живут ли люди на вулканах?
Землетрясение. Отчего происходят землетрясения?Что такое зал свечей? Чем сталактиты отличаются от сталагмитов?
Какой лес растёт в море? Какая рыба умеет лазить по деревьям?
8. Необычные животные (1 ч).
Интересные сведения о животных и их особенностях.
9. Заключение (2 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
4 год обучения (34 ч.)
Введение (1ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
1. Тайны за горизонтом (4 ч).
Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).
Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).
Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана.
Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.
Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.
3. Тайны камней (4 ч).
Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.
4. Загадки растений (5 ч).
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).
Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Утконос и компания (3 ч).
История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана,, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.
6. Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.
Охрана насекомых.
Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (6 ч).
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. Что такое НЛО? (1 ч).
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение (1 ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
Календарно - тематическое планирование
Первый год обучения
№ п/п. | Кол-во часов раздела. | Содержание раздела. | Тема занятия. | Форма организации деятельности. Характер деятельности обучающихся. | УУД | Формы контроля | |||||||
1 | 4 ч | Тайны за горизонтом | *Какой остров самый большой в мире? *Существует ли остров похожий на блюдце? *Какая страна самая маленькая в мире? *Как древние находили путь? *Практические работы с картой | Практические работы с картой | Формирование собственного мнения и позиции, умения строить свои высказывания. | ||||||||
2 | 5 ч. | Жили-были динозавры и не только они? | *Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? *Почему люди не летают? *Крокодилы. *Какое животное первым появилось на суше? *Как черепахи дышат под водой. | Практическая работа: рассматривание окаменелостей | Формирование позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | ||||||||
3 | 4 ч | Тайны камней | *Когда были открыты драгоценные камни? *Что такое песок? *Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? *Как образуется золото? | практическая работа через сравнение | Формирование умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, воспитание чувства прекрасного. | ||||||||
4 | 5 ч | Загадки растений | *История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. *Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. *Где растут орехи? *Почему крапива жжется? *Как растет банановое дерево? | практическая работа экскурсия в природу для знакомства с местной флорой | Формирование собственного мнения и позиции, умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | ||||||||
5 | 3 ч | Эти удивительные животные | *Потомки волка. *Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. *Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают | презентация | Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. | ||||||||
6 | 4 ч | Планета насекомых | *Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. *Как пауки плетут свою паутину? *Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? *Охрана насекомых | Практическая работа Экскурсии: в краеведческий музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции | Формирование умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. | ||||||||
7 | 6 ч | Загадки под водой и под землей | *Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? *Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? *Каково происхождение золотой рыбки? *Почему майские жуки забираются в землю? Рекомендуемые внеурочные. | Виртуальная экскурсия в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной | Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий. | ||||||||
8 | 1 ч | Растения-рекордсмены | Заключение *Что мы узнали и чему научились за год. | Игра «Брейн-ринг» | Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. | результаты олимпиад; участие в научно-практических конференциях | |||||||
Второй год обучения | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы, строить монологическое высказывание. | ||||||||||||
1 | 4 ч | Тайны за горизонтом | *Кто открыл Австралию? *Существует ли жизнь в Антарктиде? *Как образовались Гавайские острова? *Где родина фигового дерева? | Практические работы с картой | Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий. | ||||||||
2 | 5 ч | Жили-были динозавры... и не только они | *Голубые лягушки. * Когда появились первые рептилии? *Какими были первые рыбы? *Как улитка строит свой панцирь? *Где живут «карманные динозавры?» | Практическая работа Экскурсия в краеведческий музей | Формирование умения правильно использовать монологическую речь для решения различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции. | ||||||||
3 | 4 ч | Тайны камней | *Разнообразие камней. *Айсберг.Что такое коралловый остров? *Где находится самая большая и самая глубокая пещера? *Сады камней минералов. | Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). Виртуальная экскурсия в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов в природу для знакомства с местной флорой | Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, стремиться к сотрудничеству. | ||||||||
4 | 5 ч | Загадки растений | *Растения -путешественники?(Что такое эвкалипт?) *Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. *Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. *Охрана лекарственных растений. *Почему оливу называют деревом мира? | Экскурсия в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями | Воспитание позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Формирование умения правильно использовать монологическую речь для решения различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции. | ||||||||
5 | 3 ч | Эти удивительные животные | *«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. *Красная книга Томской области. *Разумные дельфины. | Виртуальные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными. Мини-проект | Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. | ||||||||
6 | 4 ч | Планета насекомых | *Обладают ли кузнечики слухом? *Почему комар считается злейшим врагом человека? *Муравьи и их квартиранты. *Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? | Творческая работа | Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. | ||||||||
7 | 6 ч | Загадки под водой и под землей | *Что такое ракушка-прилипала? *Как передвигается осьминог? *Что такое насекомоядные растения? *Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? *Может ли вода течь в гору? *Почему некоторые животные выглядят как растения? | Виртуальные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной. | Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, стремиться к сотрудничеству. | ||||||||
8 | 1 ч | Животные-рекордсмены | *Интересные сведения о животных и их особенностях | Совместная проектная деятельность Защита проектов | Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. | ||||||||
9 | 2 ч | Заключение | *Что мы узнали и чему научились за год | Совместная проектная деятельность Защита проектов | Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. | результаты олимпиад; участие в научно-практических конференциях | |||||||
Третий год обучения | Принятие ценностей природного мира, воспитание основ экологической культуры, построение простых рассуждений, установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений, развитие учебно-познавательного интереса к учебному материалу. | ||||||||||||
1 | 4 ч | Тайны за горизонтом | *Атлантида – сказка или реальность. *Что такое водопад? * Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? *Что такое семь чудес света? | Практические работы с картой Виртуальные экскурсии | |||||||||
2 | 5 ч | Жили-были динозавры... и не только они | *Что такое ледниковый период? * Как нашли ископаемого мамонта? * Что такое меловые отложения? *Голубые киты - миф или реальность? *Что такое сухопутный крокодил? | Практическая работа: рассматривание окаменелостей. Виртуальная экскурсия в палеонтологический или геологический музей | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школьной действительности, устойчивое следование в поведении моральным нормам. | ||||||||
3 | 4 ч | Тайны камней | *Дальмены – что это? *Откуда взялись статуи на острове Пасха? *Почему нефрит называют национальным камнем Китая? *Откуда взялись алмазы? | Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). Виртуальная экскурсия в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов. | Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, стремиться к сотрудничеству. | результаты олимпиад; участие в научно-практических конференциях | |||||||
4 5 6 7 8 9 | 5ч 3ч 4ч 6ч 1ч 2ч | Загадки растений Эти удиви тельные живот ные Планета насекомы х Загадки под водой и под землей Необычные животные Заключение | *Какой цветок обманывает пчёл? Какой цветок плохо пахнет? *Чем «стреляет огурец? Какие семена умеют плавать? *Что такое грибы? Почему «пылит» гриб-дождевик? *Какие растения похожи на камушки? Каким растениям обязательно нужна компания? *Какое растение имеет собственный бассейн? Какое растение душит в своих «объятиях»? *Как животные сажают растения? *У каких животных скелет снаружи? Какие животные «нюхают» языком? *Как летучие мыши видят в темноте? У какой птицы глаза на затылке? *Что делают летом пчёлы? *Какое растение питается насекомыми? … обманывает мух? *Насекомые – вредители. *Опасные насекомые. *Земля круглая … или не совсем? Из чего состоит Земля? *Какие горы «дышат» огнём? Живут ли люди на вулканах? *Землетрясение. Отчего происходят землетрясения? *Что такое зал свечей? Чем сталактиты отличаются от сталагмитов? *Какой лес растёт в море? *Какая рыба умеет лазить по деревьям? *Интересные сведения о животных и их особенностях. *Что мы узнали и чему научились за год. | Практические работы: рассматривание образцов Совместная проектная деятельность Защита проектов Совместная проектная деятельность Защита проектов Совместная проектная деятельность Защита проектов Практическая работа Экскурсия в планетарий Совместная проектная деятельность Защита проектов | Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, стремиться к сотрудничеству. Правильное использование речевых средств, построение логических рассуждений. Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. | результаты олимпиад; участие в научно-практических конференциях | |||||||
Четвёртый год обучения | Развитие этических чувств – стыда, вины, совести, нравственного содержания собственных поступков и поступков к окружающим людям. | ||||||||||||
1 | 1ч | Введение | *Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. | Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | |||||||||
2 | 4 ч | Тайны за горизонтом | *Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. *Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. *Покорение Северного и Южного полюса. *Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский). | Практические работы с картой | Развитие чувства прекрасного и эстетического, как значимой сферы человеческой жизни, воспитание гражданина России, гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. | ||||||||
3 | 5 ч | Жили-были динозавры... и не только они | *Движение материков. *Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. *Как изучают прошлое Земли. *Картины развития жизни на нашей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого. | Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический Практическая работа: рассматривание окаменелостей | Правильное использование речевых средств, построение логических рассуждений. | ||||||||
4 | 4 ч | Тайны камней | *Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. *Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. *Загадки янтаря и жемчуга. *Обыкновенное чудо — соль. | Виртуальная экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.). | Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. | ||||||||
5 | 5 ч | Загадки растений | *История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. *Родина комнатных растений. *Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. *История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. *Интересные особенности и необычное применение распространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.). | Экскурсии в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзотическими растениями. Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав. Составление альбома «Этот удивительный мир!» для наглядности в предшкольной группе | Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. | ||||||||
6 | 3 ч | Утконос и компания | *История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана, латимерии и др. *Тайна озера Лох-Несс. *Существует ли снежный человек? *Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.) | Виртуальные экскурсии в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными | Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. | ||||||||
7 | 4 ч | Планета насекомых | *Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. *Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. *Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка. *Охрана насекомых. | Экскурсия в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции. Составление альбома «Этот удивительный мир!» для наглядности в предшкольной группе | Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве | ||||||||
8 | 6 ч | Загадки под водой и под землей | *Как изучают подводный мир. *Киты, дельфины, акулы. * История открытия гигантского кальмара. *Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». *Жизнь в темных глубинах океана. *Загадочный мир пещер. | Виртуальные экскурсии в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной Составление альбома «Этот удивительный мир!» для наглядности в предшкольной группе | Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. | ||||||||
9 | 1 ч | Что такое НЛО? | *Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | ||||||||||
1 ч | Заключение | Что мы узнали и чему научились за год. | Защита проектов | Развитие чувства прекрасного и эстетического, как значимой сферы человеческой жизни, воспитание гражданина Росси, гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. | результаты олимпиад; участие в научно-практических конференциях | ||||||||
Материально – техническое обеспечение:
Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с.
Барков А. В. Почему еж с лисой встречаться не любит. М., 1989. 34 с.
Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.
Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
Григорьев А. Г. Секретные заложники. Томск, 1996. 241 с.
Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
Долгих Е. Т., Леонова Т. Г. Загадаю — отгадай! Новосибирск, 1972.
Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1996.
Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроках. Ярославль, 1998. 256 с.
Нуждина Т. Д. Энциклопедия «Чудо — всюду». Мир животных и растений. Ярославль, 1998.
Они должны жить. Млекопитающие. М., 1984Плешаков А.А. Зеленые страницы. - М: Просвещение, 2007.
Они должны жить. Птицы. М., 1984.
Осокин Е. В. Северная книга. Томск, 1993.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., 19
Редкие и исчезающие виды растений и животных Томской области. Томск, 1984.
Сабунаев В. Занимательная зоология. Л., 1976.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность.Клуб "Хочу всё знать!"
Авторская программа внеурочной деятельности, направление: проектная деятельность. Расчитанная на 4 года обучения. Особенно удачно подходит для тех, кто работает по программе Перспективная начальная шк...
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Учусь создавать проект» 1-4 классы
Рабочая программа по дополнительному образованию, подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебно...

Программа внеурочной деятельности. Направление: художественно-эстетическое. «Любование природой» (1 класс). Авторская педагогическая разработка (адаптационная, комбинаторная, радикальная). Форма: воспитательная работа.
Данная программа по внеурочной деятельности разработана мною для учащихся 1 классов.Содержит пояснительную записку, методологические положения, структуру,краткое содержание учебных тем, учебно-тематич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по курсу «Учусь создавать проект» 1-4 классы
Рабочая программа по дополнительному образованию, подпрограмма «Учусь создавать проект», разработана на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, учебного плана ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Направление: проектно-исследовательская деятельность Название программы: «Мой край родной»
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению проектно-исследовательская деятельность «Мой край родной» составлена на основе Федерального государственного образовате...
