Функциональная грамотность. Мастер класс.
план-конспект занятия (4 класс)

Ионина Вера Александровна

Актуальность проблемы, разрешаемой с помощью представляемого методического продукта: требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Проведение мастер – класса полезно тем, что участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию функциональной грамотности на уроках и во внеурочное время, смогут использовать приобретённые знания в своей практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока92.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мастер-класса для педагогов

«Основные приёмы формирования  функциональной грамотности  в образовательном процессе»

(с позиции формирования функциональной грамотности

в рамках занятия по внеурочной деятельности)

                                                                                                                              

Учитель начальных классов

Ионина В.А.

2025 год

 

 

 

Сценарий мастер-класса

  1.  Подготовительно-организационный

Педагоги делятся на две группы по пять человек, путем выбора цветовой рамки предметной картинки. Собирается картинка, которая образует состав группы.

1 учитель 

  -  Начать нашу совместную работу хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время.

  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _  _ _ __ _ _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.

Сев в лодку, путник заметил, что на вёслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай». Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

_ _ _ _ _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

- В чём мудрость этой притчи?

(Мудрость этой притчи в том, что самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия. Надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применить эти добытые знания и умения  в жизненной ситуации. )

2 учитель 

 -  Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этих результатов?

 - Мы понимаем, что возникает необходимость в освоении  новых эффективных форм и приемов обучения.

- И сегодня я бы хотела вам представить некоторые приёмы формирования функциональной грамотности.

 

- В  нашем мастер-классе будут присутствовать герои  произведения Э. УСПЕНСКОГО  «ПРОСТОКВАШИНО».

1  учитель 

 - Прежде чем приступить к работе, я попрошу вас выполнить одно нехитрое задание.

- Поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе. Спасибо!

- А теперь, попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку.  Не получается?

- А если я подойду к Вам и своей рукой хлопну по вашей руке?  Получилось?

- Попробуйте сделать хлопок с другим участником мастер-класса.

- Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем прийти к какому-либо выводу в ходе нашей совместной плодотворной работы

 

.- Перед вами на экране книга с названием «Функциональная грамотность» для обучающихся 4 класса. В этой книге прописаны приёмы, которые может использовать педагог в своей работе.

 - Листы каждого раздела определенного цвета, каждый из которых символизирует один из видов функциональной грамотности.   И у вас на столах лежат конверты 4-х цветов.

  - В конвертах лежат материалы, которые вы будете использовать в работе.  После прочтения задания, вы должны объявить присутствующим о том, с каким видом функциональной грамотности вы будете работать.

 -  В конце мастер-класса у каждой группы появится пособие для использования в своей деятельности.

  1. Основная часть

2  учитель 

-  Возьмите, пожалуйста, конверт фиолетового цвета.  (Финансовая)

 - Прочитайте первое задание и определите вид  функциональной грамотности.

-  Выполните первое задание.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -  

  1 задание

 Дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин решили пожить на каникулах отдельно от родителей в деревне Простоквашино. Мама с папой дали дяде Фёдору 10 тысяч рублей. Билет на электричку в Простоквашино стоит 752 рубля. Провоз животных по цене багажа - 168 рублей. Сколько денег необходимо потратить, чтобы добраться до Простоквашино? Какая сумма у него останется?

………………………………………………………………………………………………………

2 задание 

Дядя Федор отправился в магазин, чтобы купить продукты. Проанализируй его чек. 

а) Запиши дату и время покупки ___________________________

б) Запиши самый дорогой товар и его цену____________________

в) Сколько денег дал дядя Федор кассиру _____________________

г) Запиши, какую сдачу он получил _________________________

д) Запиши стоимость всей покупки __________________________ Сколько денег осталось?

3 задание

Дядя Федор вспомнил, что забыл купить в магазине стиральный порошок. Он зашел в соседний отдел. Изучи таблицу и сделай вывод, какой порошок самый выгодный к покупке.

Подсказка: чтобы вычислить стоимость товара с учетом скидки необходимо:

1) Сумма скидки = Цена : 100 • %скидки ;

 2) от старой цены отнять   сумму, полученную в первой формуле.

Название

Вес

Цена

Скидка

Цена со скидкой

Цена со скидкой за 1 кг

Тайд

3 кг

360 руб

10%

324

108

Персил

4 кг

450 руб

20%

360

90

Миф

4 кг

420 руб

Нет скидки

420

105


4  задание 

Пёс Шарик, разгадывая кроссворд по финансовой грамотности совсем запутался в понятиях. 

- Помогите Шарику подобрать верные определения и решить кроссворд.

Аванс

А. - металлический денежный знак

Рубль

Б. – часть заработной платы, которую выплачивают до окончания всей работы

Валюта

В. – ценная бумага, выдаваемая в обмен на полученные от него денежные средства.

Монета

Г. – деньги других стран

Акция

Д.- современная  валюта России

1

2

3

4

5

б

д

г

а

в

5  задание

Дядя Фёдор убираясь на чердаке нашёл старинный учебник «Арифметика» Л.Ф. Магницкого из которой он узнал, что во времена царя Петра Первого телёнок стоил 15 алтын и ещё 1 копейку. 

- Хватило ли бы серебряного полтинника, чтобы купить телёнка?

C:\Users\xeffe\Downloads\altun_moneta.jpgПодсказка: алтын - это 3 копейки, C:\Users\xeffe\Downloads\50k_revers_2.jpgполтинник 

1  учитель 

- В пятницу вечером мама, папа и Вера Павловна  решили приехать в Простоквашино, проведать  д. Федора.

- Возьмите, пожалуйста, конверт голубого цвета.

- Прочитайте первое задание и определите вид функциональной грамотности.  (ЧИТАТЕЛЬСКАЯ)

 

1.  задание

 В один из выходных дней, выйдя из дома, семья Свекольниковых увидела эту афишу. 

-  Куда приглашала афиша?

- Отметь правильный ответ знаком × □   в кино  □  в театр□  в цирк

   

     2.  задание

Мама с папой стали читать афишу, а их маленькая дочь Вера тут же начала искать на афише предметы, в названиях которых есть её любимая буква «В».

- Найди и ты такие слова с буквой «В» на афише и впиши их в нужную ячейку таблицы

Буква «В» стоит в начале слова

Буква «В» стоит в середине слова

Буква «В» стоит в конце слова

  1. задание

- В каком населённом пункте будет проходить представление?

- Вставь пропущенное слово.  Цирковое представление будет проходить в____________________________________  ______________________.

  1. задание

Папа, мама, Фёдор и Вера пошли на представление. В кассе им продали 3 билета. 

- Найди и подчеркни на афише информацию, которая объясняет: почему билетов 3, а не 4.      

  1. задание

- Рассмотри картинки и определи, как выглядел цирк шапито, в котором побывала семья Свекольниковых. - Отметь нужную картинку знаком ×.

  1. задание

Перед представлением зрителям напомнили правила поведения в цирке:

  • зрителям нельзя вставать с места во время представления.
  • зрителям нельзя кормить цирковых животных.
  • зрителям нельзя громко разговаривать.

- Дополни ещё одно правило. Зрителям нельзя ……………..

2  учитель 

- Возьмите, пожалуйста, конверт зелёного цвета.

- Прочитайте первое задание и определите вид функциональной грамотности.  (ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ)

- Выполните первое задание.

1.  задание

-  Папа Дмитрий любит работать в огороде. На воскресенье он запланировала перекопать грядки, но посмотрев прогноз погоды, увидел такую «картину»:

-  Сможет ли папа д. Фёдора  поработать в огороде в воскресенье?  Да или Нет (обведи верный ответ)

-  Обоснуйте ответ _________________________________________

2.  задание

- Найдите плюсы или минусы данного явления». (проверка)

- Допишите предложениея

  • Дождь – это плохо, потому что ………
  • Дождь – это хорошо, потому что

-  На улице дождь. Папа не пошел копать грядки. Мама с Верой Павловной не пошли на прогулку.

1  учитель 

- Возьмите, пожалуйста, конверт оранжевого  цвета.

- Прочитайте первое задание и определите вид функциональной грамотности.  (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ)

1.  задание

Все собрались за обеденным столом и на семейном совете мама и папа д. Федора предложили сделать косметический ремонт в кухне.

Решено было после обеда составить смету расходов на обои с учетом оставшихся денег у д. Федора.

- Длина кухни – 4 метра, ширина – 3 метра, а высота два с половиной метра.

- Найдем площадь поверхности стен. В комнате две стены по 4 м и две стены по 3 м.

- В кухне имеется окно размером 150 х 80 и дверь размером 200 х 80 – найдем их площадь

- Вычитаем из 35 м2 площадь окна и двери получаем

Первая группа получает задание  посчитать хватит ли денег у д.Федора, если он купит обои  шириной 50 см и длиной 10 м?

Вторая группа посчитает хватит ли денег у д. Федора, если он купит обои шириной 1 метр и длиной 10 м?

 - Не забудем прибавить стоимость клея, с учетом что 1 пачка стоит 200 рублей и ее хватит на 10 м 2

  1. Представление выполненных работ

2  учитель 

- На этом мы попрощаемся с героями из Простоквашино.

- Обратимся к нашей книге. В ней  заполнены все разделы. И сейчас мы вам предлагаем пролистать страницы этой книги.

- Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве, что способствует формированию функциональной грамотности школьников.

- Уважаемые коллеги! Если наш мастер-класс заставил вас о чем-то задуматься, поднимите левую руку к груди и сожмите ее в кулак.

- Если вам захотелось что-то из услышанного использовать в действии, поднимите правую руку к груди и тоже сожмите в кулак.

- Коллеги, у вас в руках оба весла лодки под именем «Функциональная грамотность».

- Так пусть Ваше плавание будет счастливым! Попутного ветра!

Закончить  свой  мастер-класс хочу словами

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Писать, считать, читать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими  дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 1 класс

Данный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 2 класс

Данный факультативный  курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения ...

урок МЭШ "Развитие функциональной грамотности" 2 класс

урок  информатики вМЭШ "Развитие функциональной грамотности" 2 класс...

урок МЭШ "Функциональная грамотность" 4 класс

урок в МЭШ "Функциональная грамотность" 4 класс...

Развитие читательской функциональной грамотности. 2 класс

Приемы работы по развитию читательской функциональной грамотности учащихся 2 класса на примере конкретного текста....

Задания по формированию функциональной грамотности. 3 класс.

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках. 3 класс....

Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/

Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...