Функциональная грамотность. Мастер класс.
план-конспект занятия (4 класс)
Актуальность проблемы, разрешаемой с помощью представляемого методического продукта: требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Проведение мастер – класса полезно тем, что участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию функциональной грамотности на уроках и во внеурочное время, смогут использовать приобретённые знания в своей практике.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 92.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мастер-класса для педагогов
«Основные приёмы формирования функциональной грамотности в образовательном процессе»
(с позиции формирования функциональной грамотности
в рамках занятия по внеурочной деятельности)
Учитель начальных классов
Ионина В.А.
2025 год
Сценарий мастер-класса
| Педагоги делятся на две группы по пять человек, путем выбора цветовой рамки предметной картинки. Собирается картинка, которая образует состав группы. 1 учитель - Начать нашу совместную работу хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег. Сев в лодку, путник заметил, что на вёслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай». — Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем? — Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай». Лодка начала кружиться на одном месте. — Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка. Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону. — А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте. — Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ - В чём мудрость этой притчи? (Мудрость этой притчи в том, что самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия. Надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применить эти добытые знания и умения в жизненной ситуации. ) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 учитель - Вот и встают перед учителем вопросы: а как это сделать, каким образом достичь этих результатов? - Мы понимаем, что возникает необходимость в освоении новых эффективных форм и приемов обучения. - И сегодня я бы хотела вам представить некоторые приёмы формирования функциональной грамотности.
- В нашем мастер-классе будут присутствовать герои произведения Э. УСПЕНСКОГО «ПРОСТОКВАШИНО». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 учитель - Прежде чем приступить к работе, я попрошу вас выполнить одно нехитрое задание. - Поднимите, пожалуйста, правую руку, показывая тем самым свою готовность к дальнейшей работе. Спасибо! - А теперь, попробуйте поаплодировать себе и товарищам, используя только поднятую руку. Не получается? - А если я подойду к Вам и своей рукой хлопну по вашей руке? Получилось? - Попробуйте сделать хлопок с другим участником мастер-класса. - Это говорит о том, что только вместе, а не по одному, мы сегодня сможем прийти к какому-либо выводу в ходе нашей совместной плодотворной работы
.- Перед вами на экране книга с названием «Функциональная грамотность» для обучающихся 4 класса. В этой книге прописаны приёмы, которые может использовать педагог в своей работе. - Листы каждого раздела определенного цвета, каждый из которых символизирует один из видов функциональной грамотности. И у вас на столах лежат конверты 4-х цветов. - В конвертах лежат материалы, которые вы будете использовать в работе. После прочтения задания, вы должны объявить присутствующим о том, с каким видом функциональной грамотности вы будете работать. - В конце мастер-класса у каждой группы появится пособие для использования в своей деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 учитель - Возьмите, пожалуйста, конверт фиолетового цвета. (Финансовая) - Прочитайте первое задание и определите вид функциональной грамотности. - Выполните первое задание. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 1 задание Дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин решили пожить на каникулах отдельно от родителей в деревне Простоквашино. Мама с папой дали дяде Фёдору 10 тысяч рублей. Билет на электричку в Простоквашино стоит 752 рубля. Провоз животных по цене багажа - 168 рублей. Сколько денег необходимо потратить, чтобы добраться до Простоквашино? Какая сумма у него останется? ……………………………………………………………………………………………………… 2 задание Дядя Федор отправился в магазин, чтобы купить продукты. Проанализируй его чек. а) Запиши дату и время покупки ___________________________ б) Запиши самый дорогой товар и его цену____________________ в) Сколько денег дал дядя Федор кассиру _____________________ г) Запиши, какую сдачу он получил _________________________ д) Запиши стоимость всей покупки __________________________ Сколько денег осталось? 3 задание Дядя Федор вспомнил, что забыл купить в магазине стиральный порошок. Он зашел в соседний отдел. Изучи таблицу и сделай вывод, какой порошок самый выгодный к покупке. Подсказка: чтобы вычислить стоимость товара с учетом скидки необходимо: 1) Сумма скидки = Цена : 100 • %скидки ; 2) от старой цены отнять сумму, полученную в первой формуле.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 задание Пёс Шарик, разгадывая кроссворд по финансовой грамотности совсем запутался в понятиях. - Помогите Шарику подобрать верные определения и решить кроссворд.
5 задание Дядя Фёдор убираясь на чердаке нашёл старинный учебник «Арифметика» Л.Ф. Магницкого из которой он узнал, что во времена царя Петра Первого телёнок стоил 15 алтын и ещё 1 копейку. - Хватило ли бы серебряного полтинника, чтобы купить телёнка? Подсказка: алтын - это 3 копейки, полтинник | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 учитель - В пятницу вечером мама, папа и Вера Павловна решили приехать в Простоквашино, проведать д. Федора. - Возьмите, пожалуйста, конверт голубого цвета. - Прочитайте первое задание и определите вид функциональной грамотности. (ЧИТАТЕЛЬСКАЯ)
1. задание В один из выходных дней, выйдя из дома, семья Свекольниковых увидела эту афишу. - Куда приглашала афиша? - Отметь правильный ответ знаком × □ в кино □ в театр□ в цирк
2. задание Мама с папой стали читать афишу, а их маленькая дочь Вера тут же начала искать на афише предметы, в названиях которых есть её любимая буква «В». - Найди и ты такие слова с буквой «В» на афише и впиши их в нужную ячейку таблицы
- В каком населённом пункте будет проходить представление? - Вставь пропущенное слово. Цирковое представление будет проходить в____________________________________ ______________________.
Папа, мама, Фёдор и Вера пошли на представление. В кассе им продали 3 билета. - Найди и подчеркни на афише информацию, которая объясняет: почему билетов 3, а не 4.
- Рассмотри картинки и определи, как выглядел цирк шапито, в котором побывала семья Свекольниковых. - Отметь нужную картинку знаком ×.
Перед представлением зрителям напомнили правила поведения в цирке:
- Дополни ещё одно правило. Зрителям нельзя …………….. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 учитель - Возьмите, пожалуйста, конверт зелёного цвета. - Прочитайте первое задание и определите вид функциональной грамотности. (ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНАЯ) - Выполните первое задание. 1. задание - Папа Дмитрий любит работать в огороде. На воскресенье он запланировала перекопать грядки, но посмотрев прогноз погоды, увидел такую «картину»: - Сможет ли папа д. Фёдора поработать в огороде в воскресенье? Да или Нет (обведи верный ответ) - Обоснуйте ответ _________________________________________ 2. задание - Найдите плюсы или минусы данного явления». (проверка) - Допишите предложениея
- На улице дождь. Папа не пошел копать грядки. Мама с Верой Павловной не пошли на прогулку. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 учитель - Возьмите, пожалуйста, конверт оранжевого цвета. - Прочитайте первое задание и определите вид функциональной грамотности. (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ) 1. задание Все собрались за обеденным столом и на семейном совете мама и папа д. Федора предложили сделать косметический ремонт в кухне. Решено было после обеда составить смету расходов на обои с учетом оставшихся денег у д. Федора. - Длина кухни – 4 метра, ширина – 3 метра, а высота два с половиной метра. - Найдем площадь поверхности стен. В комнате две стены по 4 м и две стены по 3 м. - В кухне имеется окно размером 150 х 80 и дверь размером 200 х 80 – найдем их площадь - Вычитаем из 35 м2 площадь окна и двери получаем Первая группа получает задание посчитать хватит ли денег у д.Федора, если он купит обои шириной 50 см и длиной 10 м? Вторая группа посчитает хватит ли денег у д. Федора, если он купит обои шириной 1 метр и длиной 10 м? - Не забудем прибавить стоимость клея, с учетом что 1 пачка стоит 200 рублей и ее хватит на 10 м 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2 учитель - На этом мы попрощаемся с героями из Простоквашино. - Обратимся к нашей книге. В ней заполнены все разделы. И сейчас мы вам предлагаем пролистать страницы этой книги. - Таким образом, использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве, что способствует формированию функциональной грамотности школьников. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Уважаемые коллеги! Если наш мастер-класс заставил вас о чем-то задуматься, поднимите левую руку к груди и сожмите ее в кулак. - Если вам захотелось что-то из услышанного использовать в действии, поднимите правую руку к груди и тоже сожмите в кулак. - Коллеги, у вас в руках оба весла лодки под именем «Функциональная грамотность». - Так пусть Ваше плавание будет счастливым! Попутного ветра! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закончить свой мастер-класс хочу словами Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Писать, считать, читать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю Вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 1 класс
Данный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 2 класс
Данный факультативный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения ...

урок МЭШ "Развитие функциональной грамотности" 2 класс
урок информатики вМЭШ "Развитие функциональной грамотности" 2 класс...

Развитие читательской функциональной грамотности. 2 класс
Приемы работы по развитию читательской функциональной грамотности учащихся 2 класса на примере конкретного текста....
Задания по формированию функциональной грамотности. 3 класс.
Задания по формированию функциональной грамотности на уроках. 3 класс....

Функциональная грамотность 1 класс /читательская грамотность/
Функциональная грамотность - это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому чело...



