Конспект урока окружающий мир "Страницы истории 19 века"
план-конспект урока (4 класс)

Серафима Владимировна Кудрявцева

Конспект урока окружающий мир "Страницы истории 19 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stranitsy_istorii_19_veka.docx46.6 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир Класс: 4  Учебник (УМК): Школа России

Тема урока: Страницы истории 19 века

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова 2 часть. Окружающий мир. Часть 2.; презентация; раздаточный материал; ноутбук; доска;

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию представлений учащихся о жизни в России в XIX веке.

Образовательная: сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке; познакомить с реформами Александра II; сформировать представления учащихся о технических изобретениях в XIX веке.

 Развивающая: формировать коммуникативные способности и навыки вести диалог через выполнение парных и групповых работ, развивать познавательную активность.

Воспитательная: содействовать воспитанию  в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине 

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные Д

Проявляют познавательный интерес к уроку; сформировать представления учащихся о технических изобретениях в XIX веке. Сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке.

Метапредметные

Познавательные УУД

Понимают, анализируют и перерабатывают информацию, представленную в виде текста, иллюстраций, отвечают на вопросы учителя, используя учебник.

Регулятивные УУД

С помощью учителя формулируют тему и цель урока; соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивают свою деятельность.

Коммуникативные УУД

Доносят свою позицию до других; формулируют, аргументируют свою точку зрения; отстаивают свое мнение; слушают друг друга, учителя и вступают в диалог.

Личностные

Проявляют ценностное отношение к истории и наследию прошлого.

Этап

 урока

Задачи этапа

Методы и

приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность

 учителя

Деятельность

 ученика

1.Организационный этап

Самоопределение к деятельности

Словесный (беседа)

Ф

Здравствуйте, ребята!

Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к урок

2.  Ориентировочный этап

Актуализация знаний, определение темы и цели урока.

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)

Наглядный (презентация)

Ф

И

Ф

1. Блицопрос (проверка домашнего задания)

•   В каком году началась Отечественная война?

•   Какая страна напала на Россию?

•   Почему Наполеон нападал на разные страны?

•   Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

•   Где происходило Бородинское сражение?

•   Почему русские военные решили оставить Москву?

•   Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

•   Кто был командиром одного из партизанских отрядов?

2. Тест Вариант 1

1. Во Франции в XVIII в. к власти пришел полководец:

а) Багратион               б) Наполеон                 в) де Толли

2. Французская армия вторглась в Россию в:

а) 1821 г.                      б) 1818 г.                      в) 1812 г.

3. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор

4.  После окончания Отечественной войны 1812 г. в Москве на Красной площади воздвигли памятник:

а) Минину и Пожарскому

б) Петру Великому

в) Екатерине II

Вариант 2

1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен:

а) М.И. Кутузов

б) А.В. Суворов

в) Ф.Ф. Ушаков

2. Бородинская битва произошла:

а) 26 января 1812 г.

б) 26 августа 1821 г.

в) 26 августа 1812 г.

3.  Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?

а) оставить Москву

б) дать под стенами Москвы еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем

4. Война 1812 г. называется Отечественной потому, что:

а) главное сражение произошло под Москвой

б) на войну поднялся весь народ

в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.

Взаимопроверка.

- Рассмотрите фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом  записана дата.

  Освоение С-Петербурга.   1703 г.  

  • Крещение Руси.                  988 г.     
  • Ледовое побоище.              1242 г.    
  • Бородинское сражение.      1812 г.   
  • Куликовская битва.            1380 г.   

- С каким событием связан 1480 г.?

(Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат)

 - Что же произошло в 1861 г. 

Пословица означает, что знания дают человеку узнать и понять всю красоту жизни, а у безграмотных людей жизнь унылая, не интересная.

Повторение-мать учения.

Без терпенья нет ученья.

Век живи - век учись.

Учиться никогда не поздно.

Ответы детей.

Определяют историческую личность, делятся на группы.

Сверяются с образцом на доске

Данную работу выполняли для того, чтобы узнать, на сколько хорошо, мы усвоили тему прошлого урока.

Мы вспомнили известных исторических деятелей  и их заслуги пред государством.

Мы должны знать историю развития нашей страны. 

3.  Поисково-исследовательский

Осознание и осмысление новой информации.

Словесный (рассказ)

Наглядный (презентация)

Ф

(На доске слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.)

—  Объясните значение данных слов. (Высказывания детей.)

—  Где мы можем узнать значение данных слов? (Ответы детей.)

—  На уроке узнаем об этих словах. Тема урока: «Страницы истории XIX века».

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать, для достижения этой цеди?

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

Физкультминутка

Учебное заведение

Правила работы в группе

Знакомятся с планом действий

Ломоносов достиг успеха во всех областях науки.

4. Практический этап

Первичное закрепление учебного материала.

Практический (работа с рабочей тетрадью)

Словесный (беседа)

П

Ф

Повторим правила работы в группе.

Крепостное право - законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ — помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» — крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикрепленных к помещичьей земле, называли крепостными.

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли — иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, таланты многих погибали в крепостной неволе. Были законы, запрещавшие помещикам жестоко обращаться с крепостными, но они исполнялись плохо.

После Отечественной войны 1812 г. многие надеялись на освобождение крепостных. Но это произошло только в 1861 г., когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. За что его прозвали Освободителем.

1. Работа с картой

—  Используя карту в учебнике, выполните задание на с. 125. (Ученики работают с картой в учебнике и у доски.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Установите последовательность событий, выполняя задание 1 на с. 42. (1. Восстание декабристов. 2. Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой. 3. Освобождение крепостных крестьян. 4. Начало строительства Транссибирской магистрали.)

(Ученики сравнивают 2 документа (с. 125-126 учебника), высказывают свое мнение.)

По его предложению в России был открыт Московский университет. Он был очень умным и имел успех во всех областях науки.

Он хорошо и старательно учился.

Ответы детей.

Парусный корабль

Во время путешествий многое узнал и стал наблюдательным.

Работают с маршрутным листом.

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет. На планете Венера.

Да

Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики, что Пушкин все слова записал с большой буквы. Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины.

А.С. Пушкин назвал Ломоносова так «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет».

5.

Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов урока

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)

Ф

—  Какие знания мы открыли?

—  Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказывания детей.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 126 учебника.)

—  Вернемся к словам на доске. Объясните теперь значения данных слов.

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

- Составить синквейн по теме урока.

Рефлексия

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

—  Кого из вашей группы вам хочется поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 122—126 учебника.

2. Выполнить задания 2, 4 на с. 42-43 рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Из истории имен"

Конспект урка по окружающему миру "Из истории имен"....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая".

Представлен современный урок в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются разные виды групповой работы....

Конспект урока окружающий мир по теме "Страницы истории XIX века"

Представлен конспект для 4 класса по УМК "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории XIX века» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о важнейших событиях жизни страны в XIX веке: восстании декабристов, отмене крепостного права, создании новых технических изобретений того времени...

Конспект урока "Окружающий мир", 4 класс, тема «Страницы истории XIX века»

Конспект урока окружающего мира, по теме  «Страницы истории XIX века», 4 класса, составлен в соответствии с ФГОС НОО....

Конспект урока окружающего мира по теме: События истории 20-30-х годов XX века

Материал будет полезен учителям начальных классов при подготовке к уроку окружающего мира....