Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка»
рабочая программа

Масловская Анастасия Викторовна

Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструи­рование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование, и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Ра­бота с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.

В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.

На занятиях кружка расширяется кругозор учащихся, повышается общая культура, дети изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества, это позволяет выявить способности и таланты учеников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_volshebnaya_kistochka_novaya.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 468

Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

ГБОУ школа № 468

Протокол № ___________

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школа № 468

____________Е.А. Пленкина

Приказ №_________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебная кисточка»

Для детей 8-11 лет

Срок реализации программы – 3 года

Разработчик:

Масловская Анастасия Викторовна

педагог дополнительного образования

        

Санкт-Петербург

2025 год


Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования детей «Волшебная кисточка» имеет художественно-эстетическую направленность.

Нормативно-правовая база:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816

3.Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196

4.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.2.2/2.4.1340-03

5.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14

6.Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20

Основной целью дополнительного образования является создание условий для самореализации, самоопределения, самовыражения личности обучающихся.

Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Преподавание изобразительного искусства необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазию. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.

Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у детей устойчивой потребности к самореализации в сфере творчества. Познав опыт творца, ребёнок сможет использовать его в других видах деятельности. Радость созидания приносит удовлетворение в  эмоциональном плане и позволяет человеку освоить этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие ценности.  

 На занятиях в объединении обучающиеся знакомятся с основами декоративно-прикладного искусства, развивают вкус, воображение, учатся анализировать и оценивать свою работу.  Программа также способствует формированию социальных навыков, расширяет возможности общения. Дети становятся более самостоятельными.

           Отличительная особенность программы

Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование, и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.

В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.

На занятиях кружка расширяется кругозор учащихся, повышается общая культура, дети изучают историю изобразительного искусства и традиции декоративно-прикладного творчества, это позволяет выявить способности и таланты учеников.

Адресат программы: учащиеся 8-11 лет.

Цель программы:

Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

- овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;

- овладение учащимися элементарными основами реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества;

Развивающие:

      - развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимания прекрасного,

  • развивать креативные способности детей;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитательные:

- формирование мировоззрения, трудовое, эстетическое воспитание,

- воспитание трудолюбия, аккуратности,

- формирование самостоятельности,

- создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету творческому общению учащихся,

-   добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Условия реализации программы.

Срок реализации программы -  3 года, рассчитана на 144 часа, разработана для детей 8-11 лет, учащихся 2-4 классов. В группу принимаются все желающие соответствующего возраста.

Комплектование группы производится из расчета: 1 год обучения – 15 человек, 2 год обучения – 12 человек, 3 год обучения – 10 человек.

Режим проведения занятий: 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа).

Особенности организации образовательного процесса.

Методы организации занятий

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

  • Групповая
  • Индивидуально-групповая
  • Дистанционная
  • Фронтальная
  • Коллективная

Образовательная деятельность при реализации данной ДООП может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Формы проведения занятий:

Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

-словесные (рассказ, беседа),

-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),

практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)

2) По характеру познавательной деятельности:

-репродуктивные (воспроизводящий)

-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);

творческие (творческие задания по видам деятельности).

3) По степени самостоятельности:

-работа под непосредственным руководством педагога;

-совместная работа;

-самостоятельная работа.

Изучение каждой темы завершается выполнением какого-либо творческого задания. Отчёт о работе проходит в форме выставок.

Приемы обучения:

Материально-техническое обеспечение программы.

Демонстрационный материал

1. Фотографии.

2. Иллюстрации (по всем темам).

Материалы

- краски акварельные и гуашевые

-цветные карандаши и мелки

-пластилин;

- цветная бумага, клей;

-альбомные листы

Инструменты

- кисти,  губки, ватные палочки, стир. резинка, ножницы и др.;

- клеенки на столы, палитра , емкости для воды.

Материально-техническое обеспечение программы для ДОТ и ЭО:

1.Компьютер(+выход в интернет)

2.Экран

Обеспечение программы методическими видами продукции.

 1. Учебные и методические пособия для педагогов

    дополнительного образования, детей школьного возраста.                                

 2. Литература по прикладному искусству.

 3. Разработки: конспекты занятий и бесед.

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

-иметь первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

-основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

-разные приёмы рисования;

-Гжельскую, Дымковскую, Хохломскую росписи;

-понятие «стилизация»;

-нетрадиционные техники рисования. -высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

-работать в различной технике рисования;

-выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно- обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

-лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

-составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.

-самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

-творчески подходить к выполнению работы.

Метапредметные:

 Регулятивные УУД:

· понимать цель выполняемых действий,

· понимать важность планирования работы;

· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

 Познавательные УУД:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

 Коммуникативные УУД:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· уметь слышать, точно реагировать на реплики;

· учитывать мнения других в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Личностные:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей (в общении с искусством, природой), ценностей, чувств;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Учащиеся получат возможность для формирования:

- чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

- понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

- положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

- интереса к посещению художественных музеев, выставок;

- представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека. 

После обучения обучающиеся должны знать:

  • требования техники безопасности, правила личной гигиены при работе;
  • правила пользования инструментами.
  • о различных материалах для изображения,
  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и.т.п);

о народных промыслах;

  • о способах аппликации.

Обучающиеся должны уметь:

-свободно работать гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом;

-работать нужными инструментами и приспособлениями (аппликация);

-последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала для изображения и т.п.)

-лепить из пластилина, и конструировать, декоративно оформлять предметы.

Учебно-тематический план 1-го года обучения

п/п

Тема

Количество     часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Осенние краски

30

11

19

3.

Скоро праздник

32

7

25

4.

Красота в умелых руках человека.

39

14

25

5.

Мир, в котором мы живем.

39

6

33

6.

Заключительное занятие.

2

1

1

                                                     Итого:

144

9

63

Учебно-тематический план 2-го года обучения

п/п

Тема

Количество     часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Рисунок

18

2

16

3.

Живопись

34

12

22

4.

Бумажная пластика

14

4

10

5.

Цветоведение

24

4

20

6.

Композиция

30

4

26

7.

Смешанные

20

6

14

8.

Заключительное занятие.

2

1

1

                                                     Итого:

144

34

110

Учебно-тематический план 3-го года обучения

п/п

Тема

Количество     часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2.

Рисунок

52

10

42

3.

Живопись гуашью

40

8

32

4.

Композиция

16

6

10

5.

Бумажная пластика

18

4

14

6.

Смешанные техники

14

6

8

7.

Заключительное занятие.

2

1

1

                                                     Итого:

144

36

108

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего

учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.2025

25.05.2026

36

144

2 раза в неделю

по 2 часа

2 год

01.09.2026

25.05.2027

36

144

2 раза в неделю

по 2 часа

3 год

01.09.2027

26.05.2028

36

144

2 раза в неделю

по 2 часа

Оценочные и методические материалы

Формы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение;

- выполнение творческих заданий (подготовка вопросов для проведения викторин, подготовка рисунков, проектов).

Методическое обеспечение программы.

Содержание программы реализуется на основе следующих технологий:

- коммуникативный метод;

- технология игрового обучения;

- технология проектного обучения;

- личностно-ориентированный подход.

Данная программа представляет широкие возможности для использования разнообразных организационных форм работы учащихся:

- индивидуальная;

- парная;

- групповая работа;

- самостоятельная работа.

Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством методов и приемов, создающих обстановку, располагающую к творчеству: подбор увлекательных творческих заданий, обеспечение на занятиях доброжелательного психологического климата, уважительное отношение к ребёнку, индивидуальный подход.

Принципы работы:

Обязательно использовать различные средства поощрения, как вербальные, так и материальные.

Технологии обучения:

Словесные: рассказ, беседа, объяснение.

Наглядные реализуются в видео-мастер-классах, презентациях, работе с медиатекой, показе иллюстраций и фотографий, мастер-классах, работе по образцам.

Практические – это арт- практики, творческая мастерская.

Аналитические: рефлексия, самоанализ, наблюдение, сравнение, анкетирование, самоконтроль реализуются в рефлексивных упражнениях, ролевых играх, деловых играх, формулировании личных целей.

Метод проектов реализуется в форме выставок, проведения мастер-классов для участников и «гостей» программы.

Методика построения каждого занятия– это последовательная комбинация разных форм и методов с учетом динамики развития коллектива, текущей работы группы, педагогической ситуации, запросов участников и программы

Техническое оснащение: компьютер; проектор, мультимедийный экран, классная доска с магнитной поверхностью и набором для крепления таблиц.

В процессе реализации программы используются различные формы контроля приобретённых знаний, умений и навыков обучающихся. С целью стимулирования их творческой деятельности организуются:

- выставки творческих работ обучающихся;

- защита проектов;

Важным условием, необходимым для реализации программы является умение педагога осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения, проектировать индивидуальную образовательную- траекторию учащегося, разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии.

Литература для педагога.

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Неменская Л. А. Искусство и ты. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б. М. Неменского. – Москва: «Просвещение», 2004
  4. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. - Корпорация «Фёдоров», 2000

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. - Издательство «Учебная литература»,

Литература для учащихся.

Рисунок. Советы начинающим. Выпуск 1 – 2. Редактор Н. Платонова. – М.: Молодая гвардия, 1993

Акварель. Советы начинающим. Редактор Н. Платонова. – М.: Молодая гвардия, 1991

                 «Искусство – детям». Чудесная гжель. Учебное издание. Авт. Л. Куцакова.      Мозаика-синтез. – М.: 201

«Искусство – детям». Дымковская игрушка. Учебное издание. Метод. рекомендации Г. Величкина. Мозаика-синтез. – М.: 2012

«Искусство – детям». Лепим народную игрушку. Учебное издание. Авт. В. Лобанова. Мозаика-синтез. – М.: 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА «Волшебное рисование»

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебное рисование» относится к краткосрочным общеразвивающим программам с использованием дистанционных технологий, имеет художественную напр...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА «Волшебное рисование»

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебное рисование» относится к краткосрочным общеразвивающим программам с использованием дистанционных технологий, имеет художественную напр...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...

Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная палитра"

Дополнительная общеразвивающая программа "Волшебная палитра"...